Гражданская война и интервенция
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Волотовская Юлия Александровна

События в истории России первой половины 20 века характеризуются неоднозначнастью и быстрым развитием событий. Гражданская война, ее ход и результат дает полное объяснение вопросу установления советской власти в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_grazhdanskaya_voyna_i_interventsiya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Гражданская война и интервенция.

класс- 11

учитель: Волотовская Ю.А.

УВК " Школа- гимназия" № 17

Симферопольского городского совета

2014-2015 учебный год

Методическое обоснование темы урока: 

предмет- история

 класс- 11

место в учебной теме -  4 урок в теме "Россия в годы революций и Гражданской войны"

учебник- История России, Левандовский А.А., Москва- Просвещение, 2014

Планируемые результаты:

Предметные-  продолжить работу с формированием гражданская война, определение причин, особенности, этапов и последствий гражданской войны в Росси.

 Метапредметные - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной информацией ( анализировать и обобщать факты, составлять конспект, и обосновывать выводы), способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, готовность к сотрудничеству.

Личностные-  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России, формирование целостного мировоззрения.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Обращаем внимание на  тему прошлого урока, в качестве изученного события выделяем приход к власти большевиков, основные мероприятия в 1917-1918 годах, заключенные договора, методы, которыми пользовались для достижения целей.

используется прием- эвристическая беседа.

Актуализация знаний

Учитель: На данном уроке мы поговорим о событиях, которые развернулись в России в 1918-1920 годах . В чем их важность? ( предполагаемый ответ- от того, как они закончились зависело дальнейшее будущее России) . Что же это за событие? Каким же будет тема нашего урока? Чтобы ее определить проведем работу  со стихотворениями белых поэтов- эмигрантов.

Учитель: ( Читаем первый стих)   Прослушайте и определите событие о котором идет речь:

Сергей Бехтеев "Умирающая"
Если не умрет, не оживет!

Умирает отчизна моя: 
Нет спасенья, ужасен недуг, 
Злую радость в душе затая, 
Смотрят недруги злобно вокруг.

Расплелась золотая коса, 
Распаялся алмазный венец; 
От страданий угасла краса; 
С плеч свалился державный багрец.

Изможденное тело в крови; 
И в беспамятстве бредя войной, 
Умирает она без любви, 
Без приюта, без ласки родной.

Скоро, скоро умолкнет она, 
И погаснет улыбка очей. 
Для последнего, вечного сна, 
Без желаний, без слез, без речей.

Умирает отчизна моя: 
Нет спасенья, смертелен недуг. 
Злую радость в душе затая, 
Смотрят недруги злобно вокруг.

( Предполагаемый результат) Ребята определяют- это интервенция, проговаривают определение термина, причины интервенции, ее участников. ( предполагаемые результаты- это военное, экономическое, информационное вмешательство во внутренние дела другого государства; причины интервенции- революция, приход к власти большевиков и их политика, выход их первой мировой войны; участники- страны Антанты).

Учитель: Назовите примеры интервенции в истории нашего государства?

Учитель: ( Читаем второй стих)   Прослушайте и определите событие о котором идет речь:

 Анна Баркова "МИЛЫЙ ВРАГ"
У врагов на той стороне
Мой давний друг.
О смерть, прилети ко мне
Из милых рук.
Сижу, грустя на холме,
А у них — огни.
Тоскующую во тьме,
Мой друг, вспомяни!
Не травы ли то шелестят,
Не его ли шаги?
Нет, он не вернется назад,
Мы с ним — враги.
Сегодня я не засну...
А завтра, дружок,
На тебя я нежно взгляну
И взведу курок.
Пора тебе отдохнуть,
О, как ты устал!
Поцелует пуля в грудь,
А я — в уста.

( Предполагаемый результат) Ребята определяют- это гражданская война, проговаривают определение термина, причины гражданской войны, ее участников. (предполагаемые результаты- это ряд конфликтов между различными социальными, политическими, этническими группами в государстве; причины- недовольство политикой большевиков; участники- белое движение и сторонники большевиков).

учитель: Назовите примеры гражданской войны в России.

Обращаем внимание на доску, где графически воспроизведена, проведенная учащимися работа:

интервенция

?

гражданская война

это военное, экономическое, информационное вмешательство во внутренние дела другого государства

это ряд конфликтов между различными социальными, политическими, этническими группами в государстве

революция, приход к власти большевиков и их политика, выход их первой мировой войны

недовольство политикой большевиков

страны Антанты

белое движение и сторонники большевиков

Мотивация

Учитель: Подведем итог- чем же ознаменовались  события 1918-1922 в России?

(Предполагаемый результат - ознаменовались гражданской войной, которая была осложнена интервенцией) .

Учитель: Учитывая проделанную работу, определите тему урока, его задачи.

Тема урока фиксируется на доске.

Учитель: На данном уроке мы поговорим о событиях гражданской войны в Росси в 1918-22 годах. Датировка гражданской войны до сих пор спорный вопрос. Начало войны необходимо отнести к началу осуществления коммунистических лозунгов, а вышла страна к 1922 с изгнанием остатков белых формирований на Дальнем Востоке.

Рассматривая любой вопрос необходимо соотносить с тем как данные события отразились на дальнейшем развитии нашего государства. Для чего нужны нам знания о гражданской войне?

 В результате обсуждения формируется проблемный вопрос : " Значение гражданской войны в истории нашего государства?"

III Освоение новых знаний

1) Классу предлагается разделиться на малые группы-пары ,  распределить между собой основные этапы гражданской войны и проработать самостоятельно этап по тексту  учебника :                

1- весна-октябрь 1918-стр. 106-107

2- ноябрь1918- начало 1919- стр. 107-109

3- весна 1919- весна 1920- стр.109-110

4- весна- осень 1920- стр.110

2) На доске зафиксирована заготовка для таблицы, которую необходимо заполнить после прочтения текста, при этом последняя колонка используется в качестве промежуточной рефлексии в классе.

3) группы озвучивают результат, он фиксируется в таблицу, третью колонку заполняем совместно. Возможный результат:

Этапы

Главные противники

события

итог

весна-октябрь 1918

Англия, Франция, США, Япония

Май 1918- выступление Чехословацкого корпуса, в результате которого на Поволжье, Урале, Сибире, Дальнем Востоке- свергнута советская власть, образовался ряд правительств альтернативных большевикам.

Лето 10-918- Добровольческая армия Деникина нановит поражение советским войскам на Северном Кавказе.

Краснов продвинулся к Царьграду, а Дутов к Оренбургу

Сентябрь 1918- советские войска переходят в наступление и прорываются к Уралу.

Промежуточная рефлексия:

В результате к концу лета 1918 3/4 территории России подчинено большевикам.

 

Этапы

Главные противники

события

итог

ноябрь1918- начало 1919

Англия, Фрвнция.

Ноябрь 1018- десанты английских и французских войск

В правительствах устанавливается белогвардейская диктатура

18 ноября 1918- Колчак провозглашает себя Верховным правителем России

Январь 1918- генерал Миллер и генерал Юденич

Январь 1918 Деникин подчинил Донскую армию Краснова и создаются вооруженные силы Юга России

Апрель 1919- Антанта эвакуирует свои силы

Ноябрь-декабрь 1918 попытка атаки белогвардейцев на Восточном фронте, но были отбиты

Конец 1918- начало 1919- советская власть утверждается на большей части Украины, Белоруссии и Прибалтики.

Промежуточная рефлексия: ?

3)

Этапы

Главные противники

события

итог

весна 1919- весна 1920

Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша.

1919- ликвидирована советская власть в Прибалтике, в тоже время Юденич пытается овладеть Петербургом, но неудачно

Март 1919- Колчак пошел на сближение с Деникиным для удара на Москву, но к началу 1920 были разбиты

Лето 1920- южный фронт становится основным, Деникин движется на Москву, но был разгромлен

Апрель 1920- генерал Врангель с остатком войск укрепляется в Крыму.

Промежуточная рефлексия:?

4)

Этапы

Главные противники

события

итог

весна- осень 1920

Польша

25 апреля польская армия вторгается и 6 мая захватывает Киев

14 мая Контрнаступление Западного фронта и к июлю выходят к рубежам Польши

Март 1921- мирный договор с Польшей

Июнь 1920- десант из Крыма на Дон, Кубань, Донбасс

28 октября- Южный фронт под командованием Фрунзе  овладевает Крымом.

Промежуточная рефлексия:?

V Рефлексия

1)Формируется ответ на  проблемный вопрос : " Значение гражданской войны в истории нашего государства?"

2) Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"

данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями...

Гражданская война и интервенция 1918-1920гг.

Презентация по теме "Гражданская война и интервенция 1918-1920 гг....

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.материал показывает форму подачи знаний ученикам....

Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"

Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...

Презентация к уроку "Гражданская война и интервенция"

Презентация является наглядным материалом к уроку "Гражданская война и интервенция", который реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9;11 классов...