Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Дзвоник Ольга Александровна

Тема Урока

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Дата урока

 

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Бориса Годунова; проанализировать причины экономического кризиса и народных волнений начала 17 века

Образовательные ресурсы

·         Учебник,

·         Рабочая тетрадь

·         Карта «Смутное время нач. 17в.» (стр. 27)

План урока

1.      Внутренняя политика Б. Годунова. Учреждение патриаршества

2.      Внешняя политика Б. Годунова

3.      Пресечение династии московских правителей

4.      Царь Борис

5.      Экономические трудности. Народные выступления.

6.      Самозванец

Методы и формы обучения

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный метод

Формы: индивидуальная, работа в парах

Основные понятия

«урочные лета», «заповедные лета», патриаршество, Земский собор, авантюрист, самозванец.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Раскрывают суть противоречий, существовавших в русском обществе в кон. 16в., характеризуют личность и деятельность Бориса Годунова и дают им оценку; объясняют значение понятий «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество, Земский собор, авантюрист, самозванец.

Познавательные: выявляют главное в рассказе учителя и в тексте учебника, характеризуют изменения в социальной структуре европейского общества.

Коммуникативные: составляют устный рассказ, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование другой точки зрения

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, анализируют свою учебную деятельность

Проявляют интерес к новому учебному материалу, сохраняют мотивацию к учебной деятельности, адекватно воспринимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneshnyaya_i_vnutrennyaya_politika_borisa_godunova.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Урока

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Дата урока

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Бориса Годунова; проанализировать причины экономического кризиса и народных волнений начала 17 века

Образовательные ресурсы

  • Учебник,
  • Рабочая тетрадь
  • Карта «Смутное время нач. 17в.» (стр. 27)

План урока

  1. Внутренняя политика Б. Годунова. Учреждение патриаршества
  2. Внешняя политика Б. Годунова
  3. Пресечение династии московских правителей
  4. Царь Борис
  5. Экономические трудности. Народные выступления.
  6. Самозванец

Методы и формы обучения

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный метод

Формы: индивидуальная, работа в парах

Основные понятия

«урочные лета», «заповедные лета», патриаршество, Земский собор, авантюрист, самозванец.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Раскрывают суть противоречий, существовавших в русском обществе в кон. 16в., характеризуют личность и деятельность Бориса Годунова и дают им оценку; объясняют значение понятий «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество, Земский собор, авантюрист, самозванец.

Познавательные: выявляют главное в рассказе учителя и в тексте учебника, характеризуют изменения в социальной структуре европейского общества.

Коммуникативные: составляют устный рассказ, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование другой точки зрения

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, анализируют свою учебную деятельность

Проявляют интерес к новому учебному материалу, сохраняют мотивацию к учебной деятельности, адекватно воспринимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

1

2

3

4

5

6

I.Мотивация к учебной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к изучению нового материала

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Знакомит учащихся с планом работы

Слушают, обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

II.Актуализация знаний

7

Игра «Человек- загадка».

Индивидуальные задания для учащихся.

Организует беседу по вопросам

-какой период истории России вы изучали в 6 классе?

-давайте вспомним с вами имена правителей России и какой след в истории они оставили

 Игра «Человек- загадка»

- Великий князь московский вошел в русскую историю как победитель Мамая, князь причисленный к лику святых, государственный деятель, положивший начало единой и независимой России. При нем построен первый каменный Кремль в Москве. Среди его ближайших соратников был Сергий Радонежский, благославивший русской войско перед легендарной битвой на ….. поле (Дмитрий Донской)

- Он сын переяславльского князя, впоследствии сам князь Новгорода, Киева и Владимира. Уже в четыре года его посвятили в воины. В семь лет мальчика поселили в Новгородской области, а возрасте девяти лет назначили князем этих земель. В 1236 году встал на защиту русской земли от литовцев, ливонцев и шведов.

В 1240 победил в знаменитом на весь мир сражение,  за что и получил свое прозвище. (Александр Невский)

- Князь, сделавший Москву столицей русского государства и центром русской православной церкви, благодаря переезду митрополита Петра . Летописцы писали, что он избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил 2-е свое прозвище — Добрый, наиболее известное его прозвище означает «денежный мешок» (Иван Калита)

-Он стал первым русским царем, венчанным на царство. С его именем связана история знаменитой шапки Мономаха, и время под названием Опричнина (Иван Грозный)

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Фронтальная работа. Индивидуальная работа

III.Изучение нового материала

15

1.Внутренняя политика Бориса Годунова. Патриаршество

2. Внешняя политика Бориса Годунова

3. Пресечение династии московских правителей.

4.Царь Борис

5.Экономические трудности. Народные выступления

6.Самозванец

I.Показывает презентацию и комментирует

- итак, после смерти Ивана Грозного престол переходит к его сыну Федору Ивановичу. Но неспосбный к государственному упрвлению Федор, большую часть врмени провдит в молитвах. Государством по сути управляет брат его жены Ирины- Борис Годунов. Четырнадцать лет был на престоле федор Иванович и по крайней мере 13 лет из них государством управлял Борис Годунов. Внутренние дела Российского государства после смерти Ивана Грозного находились в плачевном состоянии. Перед Годуновым стояло 3 важнейших задачи.

-организует заполнение таблицы Приложение 1

-На стр. 5-6 выделите основные задачи внутренней политики Годунова.

- стр. 13 прочитайте отрывок из «Указа…». Как изменилось положение крестьян согласно этому документу?

3 мая 1594 г. дьяк Андрей Щелкалов решал спор между двумя новгородскими помещиками Зиновьевым и Молевановым. Зиновьев пытался вернуть крестьян, которых Молеванов увез из его поместья в самый последний год жизни Ивана Грозного. 

-Какое решение вы бы вынесли, окажись на месте дьяка?

-Как бы вы его обосновали?

- На карте (стр.27)  найдите крепости возведенные при Годунове. Какие цели преследовало развернутое каменное строительство? Какие архитектурные сооружения появились в это время в Москве?

- какие мероприятия свидетельствуют о том , что Годунов пытался ликвидировать культурные различия России и Запада.

-Каково значение учреждения патриаршества?

II. За время правления Бориса Годунова страна добилась успехов во внешней политике. Русско-шведская война (1590-1593) была успешной для России. Май 1595 г. – Тявзинский мир. (слайд 16)

России возвращены Ивангород, Ям, Копорье и волость Корела.

Россия вернула себе утраченное в результате Ливонской войны побережье Финского залива.

- Заполните таблицу Внешняя политика Бориса Годунова.

Дата

Событие

Значение

III. -Сразу же после смерти Ивана IV царь Федор отправил в Углич последнюю жену своего отца Марию Нагую с сыном Дмитрием. 15 мая 1591 г. отмечено трагическим событием, подлинный масштаб которого выявился только со временем. В тот день набатный колокол возвестил о непоправимой беде. На княжеском дворе в предсмертных судорогах бился младший брат и наследник царя Федора – восьмилетний царевич Дмитрий. Царевич страдал “падучей болезнью” (эпилепсией). 

15 мая 1591 г. Дмитрий погиб от ножевой раны.

Из Москвы прислали следователей для выяснения обстоятельств смерти царевича Дмитрия.

-В чем суть «угличского дела»? Как вы думаете был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия?

6 января 1598 г. умер царь Федор. С его смертью оборвалась правившая в России династия Рюриковичей

IV. - Москвичи присягнули на верность царице Ирине, но она приняла постриг и ушла в монастырь. Государство осталось без царя. Решено было созвать Земский собор для того чтобы выбрать Государя.

-на престол было несколько претендентов: Романов Федор Никитич ( в последствии Филарет Романов), Шуйские, Годунов.

Земский собор избрал на царство Бориса Годунова

- Почему Земский Собор избрал Бориса Годунова?

- Почему Борис Годунов сначала отказывался от русского престола?

- как он поступил с другими претендентами на престол?

V. В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние холода “ поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех”. В следующий год неурожай повторился. В стране начался голод и продолжался целых три года. 

В народе зрела мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствие Бориса не благословляется Богом, потому оно беззаконно, достигнуто неправдой. 

Время Бориса Годунова глазами поэта К.Д. Бальмонта.

-царь распорядился открыть  государственные амбары и выдавать хлеб бесплатно.

“Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить…

- как народ воспринял меры Годунова по стабилизации положения в стране?

-  какие факты свидетельствуют о широком масштабе народных выступлений?

Самое мощное восстание было под предводительством Хлопко.

-чтобы успокоить народ, царь Борис восстановил «Юрьев день» и отменил сыск беглых. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Ему припомнили все.

- что именно могли припомнить царю?

- какие слои населения и почему были возмущены политикой Бориса?

VI. в этоже время по стране поползли слухи, что царевич Дмитрий не погиб и вынужден скрываться в Польско-Литовском государстве.

Лжедмитрий I не скупился на обещания. В Польше тайно принял католичество  и обещал ввести его на Руси. Он обещал польскому королю Смоленск и Северскую землю, а своему будущему тестю Мнишеку Новгород, Псков и миллион золотых.

- как нам эти факты характеризуют Самозванца?

1.Знакомятся с новой информацией, работают с учебником, выполняют задание учителя

-заполняют таблицу

2. Смотрят презентацию. На основе учебника стр. 7 заполняют таблицу

3. Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы учителя на основе учебника стр. 8

4. изучают учебник стр. 8 и отвечают на вопросы учителя

5.Слушают и читают стихотворение Бальмонта стр.11. отвечают на вопросы учителя

6.- отвечают на вопросы учителя

1.Индивидуальная работа, фронтальная работа

2.Фронтальная, индивидуальная работа

3.Фронтальная, индивидуальная работа

IV.Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Составить синквейн «Борис Годунов»

Выборочно проверяет работу.

Составляют синквейн «Борис Годунов»

Индивидуальная  работа

V.Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Организует обсуждение

Верно ли утверждение? 

“Царь Борис – это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну и был ненавидим народом”.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Домашнее задание

3

§1

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Конспект урока в 7классе по теме"Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"...

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

урок усвоения и первичного закрепления новых знаний...

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Презентация к уроку истории в 7 классе....

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Разработка урока по истории касающаяся времени регентства Бориса Годунова при Феодоре Ивановиче и его правления....

Тест по истории 7 класс. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Тест по истории 7 класс. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова....

Презентация к уроку "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"

Урок истории в 7 классе разработан и проведён в соответсвии с ФГОС....