Рыцарство
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Верченко Ольга Николаевна

Конспект урока по средневековой истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rytsarstvo.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Ильина Ольга Николаевна, учитель истории ГБОУ СОШ №435 Курортного района г. Санкт-Петербурга

Предмет

История

Класс

6

Номер урока

№ 19 в разделе II «Средневековый мир в XII – XV веках» (№ 2 в главе 5 «Средневековое общество Европы»)

Урочная/неурочная форма

Урок усвоения новых знаний; тип – комбинированный

Тема

«Рыцарство»

Цель

Способствовать более глубокому пониманию роли рыцарства в средневековом обществе, формированию собственного отношения к образу жизни данного сословия

Задачи

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с понятиями «рыцарь», «рыцарство» как привилегированной части средневекового общества;
  2. создать условия для углубления знаний о жизни рыцарей в средние века

Развивающие:

  1. развитие навыков работы с учебником, документами, творческим заданием;
  2. развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

  1. формирование способности к духовному развитию;
  2. способствовать развитию нравственных качеств личности через знакомство с Кодексом чести рыцарей.

Социализации:

  1. приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- знать главное отличие образа жизни рыцарства и крестьянства в средневековом обществе

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Роль рыцарства в средневековом обществе. Феодальные замки (архитектура, жизнь, быт). Посвящение в рыцари. Турниры. Куртуазность.

Личностные: (личностные УУД)

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- оценивать с нравственно-этических позиций содержание учебного материала

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок

Образователь-ная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)

Источники информации

Искровская Л.В. История Средних веков: 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. Учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Доминик Жоли. Энциклопедия Средние века. – ЗАО Компания «Махаон», 2007.

Песнь льда и пламени http://martin.chronarda.ru/encyc/tornament.php

Средневековые рыцари http://ru.wikipedia.org/wiki

Ресурсы (оснащение)

Учебник, тетрадь

Мультимедийный проектор, экран

Раздаточный материал:

-  Выдержка из письменного источника - Йохан Хёйзинга. Рыцарские ордена и рыцарские обеты / Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: 1988. – с. 90-101.

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деятельности;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности

П

Р

К

Л

1.

Орг. момент

2.

Опрос домашнего задания

Фронтальная

Сравнить состояние природы Европы V – XI и XII – XV вв. Как эти изменения должны были повлиять на хозяйство европейцев?

Ученик сравнивает природные условия средневекового человека в указанные временные промежутки. «До VIII в. в Европе было значительно прохладнее и суше, чем сейчас. Люди вносили свой вклад в изменение окружающей их природы. На протяжении V – XI вв. в Европе наблюдался медленный, но устойчивый рост населения. Население средневековой Европы к XIV в. удвоилось, люди стали жить лучше, продолжительность жизни увеличилась. Начавшееся в VIII в. потепление завершается в XIII в. Наиболее благоприятными для человека остаются страны, примыкающие к Средиземному морю. Летом было тепло и сухо, а зимой – дождливо»

Умение делать выводы, обобщать материал

Объяснять, сравнивать по определенным критериям

Планировать деятельность в учебной ситуации.

Излагать свое мнение, аргументируя его

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

Индивидуальная

«Для того чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания»

Выполняют письменные задания в тетрадях. Задание в учебнике – стр. 124. Проверяют свои работы и сравнивают со схемой на доске.

Понятия: «Божий мир», двуполье, трехполье, домницы, алебарда

Давать определения понятиям

Самокон-троль

3.

Переход к новой теме.

Фронтальная

Проблемное задание и мотивация познавательной деятельности.

Звучит отрывок из «Песни о Роланде». Изображения рыцарей на экране.

Учащимся предлагается задание в тетради во время прослушивания. В тетради обозначить ассоциации со словом «рыцарь».

Высказывают свои ответы.

Учащиеся в тетрадях записывают ассоциации, связанные со словом «рыцарь».

«С образом закованного в доспехи европейского всадника, сражавшегося в знаменитых битвах и турнирах, защищавшего рыцарский кодекс чести, готового бескорыстно и самоотверженно служить Прекрасной Даме»

Объяснение

Анализ

Представлять информацию в ассоциативных формах

Умение строить высказывание

Определять цель, проблему в деятельности

Устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образющей функции познавательного мотива

Объяснение по вопросу «Возникновение рыцарства».

Проводятся аналогии с всадниками в Древнем Риме.

Учащиеся ведут опорный конспект в тетради

Понятия: рыцарь, всадник, неофит, кавалерия

Объяснять связи и отношения, представлять информацию в форме тезисов.

Просмотр видеосюжета о посвящении в рыцари из кинофильма «Царство небесное», а также кадры из к/ф «Рыцарская история» танцы в замке.

Учащимся предлагается построить образ рыцаря с позиции красоты и нравственной чистоты, опираясь на текст учебника.

Предположительный ответ: «Основу обряда составляли освящение и передача оружия воину. Посвященный в рыцари принимал на себя определенные обязательства. Ему надлежало быть мужественным, щедрым и справедливым. С появлением рыцарства связано зарождение особой поэзии, тема которой была связана с воспеванием любви к Прекрасной даме»

Объяснение

Умение строить высказывание

Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Излагать свое мнение

Учащимся предлагается сформулировать тему урока в соответствии с полученными представлениями о рыцарях. Провести параллель с современным образом рыцаря.

Учитель подводит к определению главной темы урока: «Сохранилось ли рыцарство в современном мире?»

Учащиеся называют те качества, которыми должен обладать современный рыцарь.

«Талантливый, искренний, благородный, свободный, воспитанный, отважный»

Учащиеся соглашаются с предложенной формулировкой темы.

Устанавливать причинно-следственные связи

Умение формулировать изучаемую тему

4.

Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП)

Индивидуальная

У вас на партах справочный материал: докажите, что рыцарство являлось сословием средневекового общества? Почему замок был крепостью? Рыцарский турнир – это больше соревнование или театрализованное представление?

Рыцарство – привилегированная часть средневекового общества.

Замки – это жилища (крепости) наиболее знатных рыцарей и крупных феодалов.

Турнирами называются боевые игры, в которых рыцари и оруженосцы перед восхищенной публикой показывали свою ловкость, владение оружием и мужество.

Объяснение

Работа со справочным материалом.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразу-ющей функции познавательного мотива

Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале

Парная

Работа с источником

Учащиеся читают и анализируют в парах источник. Придумывают вопросы по тексту.

Целеполагание

Умение работать в паре со сверстником

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

Фронтальная

Проговорим, какие вопросы сформулировали.

Предположительно:

- Каждый мог стать рыцарем?

- Доспехи были тяжёлые, надеть самостоятельно рыцарь не мог. Как называли человека, который сопровождал рыцаря, помогал ему?

- Каковы были развлечения рыцарей?

- Что для рыцаря было дороже жизни? 

5.

Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП)

Фронтальная

Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

Учебник – § 18

Письменный источник - Йохан Хёйзинга. Рыцарские ордена и рыцарские обеты / Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: 1988. – с. 90-101.

Работа с хронологией. Поиск информации в тексте, историческом источнике.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте;  делать выводы из сформулированных посылок;  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Парная

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

Учащиеся ищут ответы на вопросы

6.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП)

Фронтальная

Мы можем теперь ответить на поставленный вопрос?

Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь?

Что хорошего было в рыцарском кодексе чести, что можно использовать в современности?

 Ответы учащихся

Объяснение

Рефлексия деятельности

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Фронтальная

Давайте подведем итог и ответим на вопросы кроссворда. По результатам ответов вы получите оценку за урок. 

а)  Кто  такие рыцари?

б) Где проживали? Как называлось их жилище?

в) Каково было снаряжение рыцаря?

г) Каковы были их  развлечения?

д) Какие правила включал рыцарский кодекс чести?

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?»

Записываем их в листы самооценки.

На что обратить внимание дома

Записывают

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Смысло-образование

7.

Самооценка

Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки

Самоконтроль, самооценка

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

8.

Оценка учителя

9.

Домашнее задание

§ 18

Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

Методы и приемы: обсуждение, диалог, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка

Формы организации работы на уроке: работа в группах, парах, самостоятельная работа

Согласно технологии развития критического мышления средствами чтения и письма урок построен по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение», но в данной ситуации эти этапы получили несколько иное название.

Первый этап – ВЫЗОВ:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ: поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности, теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Текст методической разработки

Первый этап урока: учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цели урока.

Второй этап урока: организация проверки домашнего задания. Учащимся предлагается сравнить состояние природы Европы V – XI и XII – XV вв. Как эти изменения должны были повлиять на хозяйство европейцев? Ответы выслушиваются в форме беседы и дополняются записями в тетради при выполнении индивидуального задания.

Третий этап урока: переход к новой теме. Учитель выдвигает проблему и создает эмоциональный настрой на изучение предложенного материала. Прослушивание отрывка из «Песни о Роланде». Просмотр видеосюжета о посвящении в рыцари из кинофильма «Царство небесное», а также кадры из к/ф «Рыцарская история» танцы в замке. Учитель формулирует задание, которое послужит основой к дальнейшему изучению материала. Учащимся предлагается сформулировать тему урока в соответствии с полученными представлениями о рыцарях, провести параллель с современным образом рыцаря.

Четвертый этап урока: согласно технологии развития критического мышления средствами чтения и письма стадия «ВЫЗОВ». Учитель организует поисковую работу учащихся на уроке. Предлагается найти ответы на вопросы в справочном материале, работа с историческим источником в парах и формулировка вопросов по прочитанному содержанию.

Пятый этап урока: изучение нового материала, стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ». Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы? В процессе обсуждения и анализа источников информации устанавливаются причинно-следственные связи. Ученики высказывают свое мнение и осуществляют самооценку своей деятельности.

Шестой этап урока: «РЕФЛЕКСИЯ». Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Седьмой этап урока: самооценка. Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Данные заносятся в лист самооценки.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:

Восьмой этап урока: оценка учителя. Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Девятый этап урока: домашнее задание. Учитель дает комментарий к домашнему заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение рыцарства и его вклад в мировую историю

Исследовательская работа ученицы 8 класса Васильченковой Алины. Победитель городской научно-практической конференции...

Рыцарство на Руси: миф или реальность?

Исследовательская работа ученицы 8 класса Васильченковой Алины. Победитель городской научно-практической конференции...

Урок истории 6 класс Средневековое рыцарство

Урок путешествие с использованием ИКТ...

Идеал благородного рыцарства

Факультативное занятие по МХК в 7 классе....

Интегрированный урок истории и физической культуры. «Школа рыцарства» - урок-путешествие.

Обобщение материала по теме рыцарство. Воспитание патриотизма и мужества у мальчиков, уважительное отношения к девочкам;Совершенствование физического развития подрастающего поколения; Совершенствовани...

ЭПОХА РЫЦАРСТВА

Возникновение рыцарства, его роль в истории....

Проект «Рыцарство в эпоху средневековья».

Средневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 21-го столетия является азбукой то, над чем били...