Рыцарство
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Ильина Ольга Николаевна, учитель истории ГБОУ СОШ №435 Курортного района г. Санкт-Петербурга | ||||||||||||||
Предмет | История | ||||||||||||||
Класс | 6 | ||||||||||||||
Номер урока | № 19 в разделе II «Средневековый мир в XII – XV веках» (№ 2 в главе 5 «Средневековое общество Европы») | ||||||||||||||
Урочная/неурочная форма | Урок усвоения новых знаний; тип – комбинированный | ||||||||||||||
Тема | «Рыцарство» | ||||||||||||||
Цель | Способствовать более глубокому пониманию роли рыцарства в средневековом обществе, формированию собственного отношения к образу жизни данного сословия | ||||||||||||||
Задачи | Образовательные:
| Развивающие:
| Воспитательные:
| Социализации:
| |||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - знать главное отличие образа жизни рыцарства и крестьянства в средневековом обществе - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. ПО ПРОГРАММЕ должны изучить: Роль рыцарства в средневековом обществе. Феодальные замки (архитектура, жизнь, быт). Посвящение в рыцари. Турниры. Куртуазность. | Личностные: (личностные УУД) - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; - оценивать с нравственно-этических позиций содержание учебного материала | Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок | ||||||||||||
Образователь-ная технология | Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП) | ||||||||||||||
Источники информации | Искровская Л.В. История Средних веков: 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. Учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012. Доминик Жоли. Энциклопедия Средние века. – ЗАО Компания «Махаон», 2007. Песнь льда и пламени http://martin.chronarda.ru/encyc/tornament.php Средневековые рыцари http://ru.wikipedia.org/wiki | ||||||||||||||
Ресурсы (оснащение) | Учебник, тетрадь Мультимедийный проектор, экран Раздаточный материал: - Выдержка из письменного источника - Йохан Хёйзинга. Рыцарские ордена и рыцарские обеты / Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: 1988. – с. 90-101. | ||||||||||||||
ХОД УРОКА | |||||||||||||||
Этап урока | Форма организации деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знания, умения, представления | Формируемые УУД | Формируемые основы: - проектной/ исследоват. деятельности; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности | |||||||||
П | Р | К | Л | ||||||||||||
1. | Орг. момент | ||||||||||||||
2. | Опрос домашнего задания | ||||||||||||||
Фронтальная | Сравнить состояние природы Европы V – XI и XII – XV вв. Как эти изменения должны были повлиять на хозяйство европейцев? | Ученик сравнивает природные условия средневекового человека в указанные временные промежутки. «До VIII в. в Европе было значительно прохладнее и суше, чем сейчас. Люди вносили свой вклад в изменение окружающей их природы. На протяжении V – XI вв. в Европе наблюдался медленный, но устойчивый рост населения. Население средневековой Европы к XIV в. удвоилось, люди стали жить лучше, продолжительность жизни увеличилась. Начавшееся в VIII в. потепление завершается в XIII в. Наиболее благоприятными для человека остаются страны, примыкающие к Средиземному морю. Летом было тепло и сухо, а зимой – дождливо» | Умение делать выводы, обобщать материал | Объяснять, сравнивать по определенным критериям | Планировать деятельность в учебной ситуации. | Излагать свое мнение, аргументируя его | Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него | ||||||||
Индивидуальная | «Для того чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания» | Выполняют письменные задания в тетрадях. Задание в учебнике – стр. 124. Проверяют свои работы и сравнивают со схемой на доске. | Понятия: «Божий мир», двуполье, трехполье, домницы, алебарда | Давать определения понятиям | Самокон-троль | ||||||||||
3. | Переход к новой теме. | ||||||||||||||
Фронтальная | Проблемное задание и мотивация познавательной деятельности. Звучит отрывок из «Песни о Роланде». Изображения рыцарей на экране. Учащимся предлагается задание в тетради во время прослушивания. В тетради обозначить ассоциации со словом «рыцарь». Высказывают свои ответы. | Учащиеся в тетрадях записывают ассоциации, связанные со словом «рыцарь». «С образом закованного в доспехи европейского всадника, сражавшегося в знаменитых битвах и турнирах, защищавшего рыцарский кодекс чести, готового бескорыстно и самоотверженно служить Прекрасной Даме» | Объяснение Анализ | Представлять информацию в ассоциативных формах Умение строить высказывание | Определять цель, проблему в деятельности | Устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образющей функции познавательного мотива | |||||||||
Объяснение по вопросу «Возникновение рыцарства». Проводятся аналогии с всадниками в Древнем Риме. | Учащиеся ведут опорный конспект в тетради | Понятия: рыцарь, всадник, неофит, кавалерия | Объяснять связи и отношения, представлять информацию в форме тезисов. | ||||||||||||
Просмотр видеосюжета о посвящении в рыцари из кинофильма «Царство небесное», а также кадры из к/ф «Рыцарская история» танцы в замке. Учащимся предлагается построить образ рыцаря с позиции красоты и нравственной чистоты, опираясь на текст учебника. | Предположительный ответ: «Основу обряда составляли освящение и передача оружия воину. Посвященный в рыцари принимал на себя определенные обязательства. Ему надлежало быть мужественным, щедрым и справедливым. С появлением рыцарства связано зарождение особой поэзии, тема которой была связана с воспеванием любви к Прекрасной даме» | Объяснение | Умение строить высказывание Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач | Излагать свое мнение | |||||||||||
Учащимся предлагается сформулировать тему урока в соответствии с полученными представлениями о рыцарях. Провести параллель с современным образом рыцаря. Учитель подводит к определению главной темы урока: «Сохранилось ли рыцарство в современном мире?» | Учащиеся называют те качества, которыми должен обладать современный рыцарь. «Талантливый, искренний, благородный, свободный, воспитанный, отважный» Учащиеся соглашаются с предложенной формулировкой темы. | Устанавливать причинно-следственные связи | Умение формулировать изучаемую тему | ||||||||||||
4. | Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП) | ||||||||||||||
Индивидуальная | У вас на партах справочный материал: докажите, что рыцарство являлось сословием средневекового общества? Почему замок был крепостью? Рыцарский турнир – это больше соревнование или театрализованное представление? | Рыцарство – привилегированная часть средневекового общества. Замки – это жилища (крепости) наиболее знатных рыцарей и крупных феодалов. Турнирами называются боевые игры, в которых рыцари и оруженосцы перед восхищенной публикой показывали свою ловкость, владение оружием и мужество. | Объяснение Работа со справочным материалом. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразу-ющей функции познавательного мотива | Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале | ||||||||||
Парная | Работа с источником | Учащиеся читают и анализируют в парах источник. Придумывают вопросы по тексту. | Целеполагание | Умение работать в паре со сверстником Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию | ||||||||||
Фронтальная | Проговорим, какие вопросы сформулировали. | Предположительно: - Каждый мог стать рыцарем? - Доспехи были тяжёлые, надеть самостоятельно рыцарь не мог. Как называли человека, который сопровождал рыцаря, помогал ему? - Каковы были развлечения рыцарей? - Что для рыцаря было дороже жизни? | |||||||||||||
5. | Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП) | ||||||||||||||
Фронтальная | Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы? | Учебник – § 18 Письменный источник - Йохан Хёйзинга. Рыцарские ордена и рыцарские обеты / Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: 1988. – с. 90-101. | Работа с хронологией. Поиск информации в тексте, историческом источнике. | Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников | |||||||
Парная | Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы | Учащиеся ищут ответы на вопросы | |||||||||||||
6. | Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП) | ||||||||||||||
Фронтальная | Мы можем теперь ответить на поставленный вопрос? Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь? Что хорошего было в рыцарском кодексе чести, что можно использовать в современности? | Ответы учащихся | Объяснение | Рефлексия деятельности | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | ||||||||||
Фронтальная | Давайте подведем итог и ответим на вопросы кроссворда. По результатам ответов вы получите оценку за урок. | а) Кто такие рыцари? б) Где проживали? Как называлось их жилище? в) Каково было снаряжение рыцаря? г) Каковы были их развлечения? д) Какие правила включал рыцарский кодекс чести? | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | |||||||||||
«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?» Записываем их в листы самооценки. На что обратить внимание дома | Записывают | ||||||||||||||
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | Смысло-образование | ||||||||||||||
7. | Самооценка | ||||||||||||||
Кто подчеркнул: - «Выполнил все задания» - «Соблюдал правила поведения» - «Кому что-то непонятно» Кто поставил себе за работу на уроке… Кто поставил себе за поведение на уроке… | Заполняют все строки листа самооценки | Самоконтроль, самооценка | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | ||||||||||||
8. | Оценка учителя | ||||||||||||||
9. | Домашнее задание | ||||||||||||||
§ 18 Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки | |||||||||||||||
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:
Методы и приемы: обсуждение, диалог, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка
Формы организации работы на уроке: работа в группах, парах, самостоятельная работа
Согласно технологии развития критического мышления средствами чтения и письма урок построен по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение», но в данной ситуации эти этапы получили несколько иное название.
Первый этап – ВЫЗОВ:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ: поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности, теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Текст методической разработки
Первый этап урока: учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цели урока.
Второй этап урока: организация проверки домашнего задания. Учащимся предлагается сравнить состояние природы Европы V – XI и XII – XV вв. Как эти изменения должны были повлиять на хозяйство европейцев? Ответы выслушиваются в форме беседы и дополняются записями в тетради при выполнении индивидуального задания.
Третий этап урока: переход к новой теме. Учитель выдвигает проблему и создает эмоциональный настрой на изучение предложенного материала. Прослушивание отрывка из «Песни о Роланде». Просмотр видеосюжета о посвящении в рыцари из кинофильма «Царство небесное», а также кадры из к/ф «Рыцарская история» танцы в замке. Учитель формулирует задание, которое послужит основой к дальнейшему изучению материала. Учащимся предлагается сформулировать тему урока в соответствии с полученными представлениями о рыцарях, провести параллель с современным образом рыцаря.
Четвертый этап урока: согласно технологии развития критического мышления средствами чтения и письма стадия «ВЫЗОВ». Учитель организует поисковую работу учащихся на уроке. Предлагается найти ответы на вопросы в справочном материале, работа с историческим источником в парах и формулировка вопросов по прочитанному содержанию.
Пятый этап урока: изучение нового материала, стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ». Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы? В процессе обсуждения и анализа источников информации устанавливаются причинно-следственные связи. Ученики высказывают свое мнение и осуществляют самооценку своей деятельности.
Шестой этап урока: «РЕФЛЕКСИЯ». Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Седьмой этап урока: самооценка. Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Данные заносятся в лист самооценки.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На уроке я | выполнил(а) / не выполнил(а) все задания |
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения | |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Моя оценка себе | За поведение на уроке: |
За работу на уроке: | |
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание: | |
Восьмой этап урока: оценка учителя. Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Девятый этап урока: домашнее задание. Учитель дает комментарий к домашнему заданию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение рыцарства и его вклад в мировую историю
Исследовательская работа ученицы 8 класса Васильченковой Алины. Победитель городской научно-практической конференции...
Рыцарство на Руси: миф или реальность?
Исследовательская работа ученицы 8 класса Васильченковой Алины. Победитель городской научно-практической конференции...

Интегрированный урок истории и физической культуры. «Школа рыцарства» - урок-путешествие.
Обобщение материала по теме рыцарство. Воспитание патриотизма и мужества у мальчиков, уважительное отношения к девочкам;Совершенствование физического развития подрастающего поколения; Совершенствовани...

Проект «Рыцарство в эпоху средневековья».
Средневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 21-го столетия является азбукой то, над чем били...



