Значение рыцарства и его вклад в мировую историю
творческая работа учащегося по истории (8 класс) на тему

Исследовательская работа ученицы 8 класса Васильченковой Алины. Победитель городской научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rycarstvo_na_rusi.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                                Отдел общего и профессионального образования

                                                Администрации города Протвино

                                 7 городская  научно-практическая конференция

                                                учащихся 1 – 11 классов

                                   

                                        Секция «Историческая»

      «Рыцарство на Руси: миф или реальность?»

                                      Васильченкова Алина Юрьевна

                                                    ученица 8 «А» класса

                            МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

                                                                                     

                                                                                          Научный руководитель:

                                                                                          Кабочкина Ирина Вячеславовна,

                                                                                          учитель истории и обществознания

                         

                                                        ПРОТВИНО - 2009

                                                      ПЛАН.

1.Введение

2.Основная часть

   1.2. из истории русского рыцарства

   2.2. происхождение рыцарства на Руси на основе анализа литературных источников

   3.2. русское дохристианское рыцарство

   4.2. «золотой век» русского рыцарства

   5.2. сравнительная характеристика рыцарских армий Руси,Запада и Востока

3.Заключение

4.Список использованной литературы

            Гипотеза : существовало ли рыцарское воинство на Руси?

            Актуальность проблемы: в результате исследования получены

                                                            данные,которые ранее не публиковались;

                                                            полученные данные можно использовать в

                                                            организации уроков истории,элективных

                                                            курсов,исторических кружков,на классных часах и

                                                            в воспитательном процессе;  

             Методы исследования: теоретические

                                                       (анализ,синтез,сравнение,конкретизация,обобщение),                                    

                                                       эмперические

                                                       (сбор фактического материала,проверка гипотезы)

             Цели исследования :   Почему русским войскам удавалось побеждать и

                                                      войска Запада и войска Востока?

                                                      Как было устроено русское войско и что об этом дошло

                                                      до наших дней?

                                                      Сравнить средневековое рыцарство Руси,Запада и

                                                      Востока.

                                                    Введение.

     Мировая история эволюции человечества, на протяжении всего своего развития, словно величайшие реликвии созидало, лелеяло и бережно сохраняло такие высокие понятия,  как: Рыцарство, Слава, Честь, Милосердие, Отвага, Мужество, Доблесть, Долг, Подвиг. На наш взгляд, несомненно, это очень важные, высокие, благородные и святые духовно-нравственные понятия, которые вообще выработало человечество. Но еще более важно, чтобы эти понятия не превратились просто в слова,  не остались затейливыми строчками остросюжетных исторических романов, поэтических сборников и исторических хроник. Чтобы наши дети и внуки, именно по ним сверяли свои дела и поступки, чтобы помнили, знали и понимали, что они не « несчастные русские», которым по велению судьбы довелось родиться в России, а потомки Великого народа, наследники славы могучих и славных богатырей русских и последующей блистательной плеяды своих выдающихся предков. Ведь без знания собственной истории, без нравственных устоев нашу страну и народ не спасут ни экономическая стабилизация, ни промышленный подъем, ни самая сильная армия.Исследование рыцарства помогает развитию романтического отношения к науке, поиску, многогранному исследованию мира.  Отношение к науке есть своеобразный отклик на существующее с детства чувство таинственного, которое увлекает и ведет за собой молодых. В первую очередь это современная романтика .Освещая историю рыцарства как интересное исследование из прошлого, мы заставляем себя как бы участвовать в аналитическом процессе поиска того или иного решения .Необычность проблем, откровенная их романтика, нетрадиционность поиска решений-  вот с чем я столкнулась работая над этой темой. «Искать и находить, бороться и не сдаваться!»-вот лозунг ,который стал моим девизом при работе над этой темой.

   О романтике удивительно глубоко высказался Иван Антонович Ефремов. «Одно из непременных условий возникновения нового общества – романтическое видение мира. Романтика-роскошь природы, она совершенно необходима  в хорошо устроенном обществе .От избытка телесных и душевных сил в каждом человеке быстро возрождается жажда нового ,частных перемен. Такой человек поистине станет владыкой своего будущего ,не дрогнет перед непомерностью вселенной и раскроет великие тайны пространства и времени» (1).Подлинные романтики всегда найдут себе дело по душе. В этом году меня заинтересовала тема рыцарства- самая романтическая тема всемирной истории.

    Когда-то Максим Горький сказал замечательные слова: «Не зная прошлого ,невозможно понять подлинный смысл настоящего и дела будущего»(2).

   Выдающийся просветитель А.Герцен был уверен, что,полнее сознавая прошедшее ,мы уясняем современное;  опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад шагаем вперед.(3) Прекрасные эти слова и натолкнули меня на мысль об исследовании самого интересного,на мой взгляд, раздела истории-средневековья, а там самая интересная и романтическая тема-рыцарство.

  Познать не только прошлое во имя будущего ,но познать и самого себя, вот задача, которая стояла передо мной. Может быть ,потому, что именно в этой теме отчетливо выявляется романтическая связь прошлого с настоящим. Та самая диалектическая связь, когда история прошлого озаряет своим светом еще не раскрытые возможности сегодняшнего и будущего дня. И еще. Именно в такого рода материалах возникает заманчивая возможность приложить собственные знания и смекалку к раскрытию проблем.



  1. Преображенский А.А. «История открывает тайны»,М.,1991,стр.8
  2. Там же,стр.11                                                    
  3. там же,стр.12

   Конечно же, все мы слышали о рыцарях. О них написано много книг, существуют также многочисленные мифы и легенды, связанные с рыцарством. Скажите, кто из нас неслышал что-нибудь о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола? Мы можем не только читать о рыцарстве, но в наше время – также смотреть различные фильмы, дающие нам визуальное представление о том, как все происходило в эпоху Средневековья.
Существуют различные взгляды и представления о том, какими были рыцари на самом деле. Одни говорят, что они были благородными, доброжелательными с низшими, мужественными. Конечно, все это соответствует основным законам их Кодекса чести. Другие же считают, что это действительно были только законы, какие-то идеи, а на самом деле рыцари были жестокими, высокомерными по отношению к другим людям, считали себя наивысшим сословием.

  Почему так много написано о рыцарях Запада и почти ничего о  русских рыцарях? Да и вообще было ли рыцарское воинство на Руси ,если да ,то чем оно отличалось  от западного, если нет, то что его заменяло? Почему русским удавалось побеждать и войска Запада и войска Востока? Как было устроено их войско и что об этом дошло до наших дней?
  В своем реферате я постаралась ответить на многие из этих вопросов ,сравнить  средневековое рыцарство Запада, Востока и Руси . Сейчас, конечно, оно уже не существует. Но, мне кажется, что люди нашего времени должны перенять кое-какие черты тех воинов, такие  как честь, храбрость, благородство, сделаться как бы прообразами тех, кто когда-то, несколько веков назад, защищали свой народ и отчизну от несправедливости.

                             

                                                   Основное   содержание.  

     Известно, что у некоторых ученых сложилось мнение, что вооруженные силы  стран Западной Европы и мусульманского Востока, сражающихся в бесчисленных войнах Х-ХУ веков, по структуре своей были абсолютно противоположны. И если боевые порядки крестоносцев возглавляли тяжеловооруженные, закованные в железо и восседающие на одетых в броню конях рыцари, то противниками их выступали легкие конники, стрелки из лука .Но в таком случае что же выводила на поле боя Русь, которой приходилось отражать нападения и тех и других? По традиционной точке зрения - только пехоту, набранную из ополченцев и небольшие конные дружины. Им-то и давилось громить азиатских кочевников, орденских, польско - литовских и шведских рыцарей.

   А разве не было на Руси рыцарских военных формирований, и вообще существовало ли на Руси рыцарство? Давайте сравним западноевропейских конных воинов и русских, и попробуем проанализировать литературное происхождение этого слова.

  Обычно при слове «рыцарь», как правило, возникает образ грозного воина, сидящего на могучем коне, закованного в стальные латы, в шлеме с перьями, огромным мечем в одной руке и щитом в другой. Однако, понятия «рыцарь» и рыцарство гораздо более глубокие и сложные.

   Происхождение слова рыцарь можно отыскать  в Афинах и Древнем Риме, где «всадники» представляли собой целое привилегированное сословие. В последующем, Христианство очистило и облагородило эти воинские братства, прошедшие долгий и славный путь от "кентавров"- воинов-коней  до рыцарей - тяжеловооружённых богатырей, рыцарей, ставших грозным оплотом Веры Христовой. Так, на протяжении всей истории развития человечества вырабатывался и совершенствовался Идеал  рыцарства и сегодня он продолжает быть идеалом не только воина того, чья Честь - это Верность, но и того, кто сегодня живет и работает ради Бога, Людей и Отечества…

    Некоторые исследователи, склонные считать, что рыцарства в общепринятом смысле этого слова на Руси не было, доказывают это тем, что сам термин происходит от немецкого "риттер" (буквально "всадник").    Русское слово рыцарь - производное от польского слова Rycerz, а польское – производное от немецкого слова Ritter (или Reiter – всадник).                                  

    Но , если считать главным доказательством существования тяжеловооруженных наших воинов-профессионалов одно лишь упоминание летописцами и хронистами терминов "рыцарь", "рыцарский" и т. п., то придется признать, что... в Западной Европе их вообще не существовало. Ведь таких бойцов в Англии именовали найтами, на родине Дон-Кихота – кабальеро, в Италии – кавальери, во Франции – шевалье.

    Если обратиться к данным сравнительного языкознания, то обязательно придешь к выводу, что слово это появилось у славян. В частности, на украинском языке оно звучит как "лыцарь", на польском – "рыцаж", на болгарском – "рицар". К тому же 700-800 лет тому назад существовал у нас и другой термин – "ритор", более близкий немецкому, только его обычно противопоставляли общепринятым понятиям "витязь", "муж честен", "рыцарь". Так, псковский летописец, описывая возвращение Александра Ярославича Невского после победы на Чудском озере, сообщает, что среди пленных были знатные орденцы, "иже именуют себя божьи ритори" (4).  В.И.Даль, автор "Толкового словаря живого великорусского языка" , дал весьма точное определение, термину "рыцарь": "...конный витязь старины... конный латник дворянского сословия"(5). Очевидно, В. И. Даль, великолепно знавший не только русский язык, но и отечественную историю, нисколько не сомневался, что на Руси были витязи, с головы до ног покрытые прочными латами, прекрасно вооруженные и великолепно подготовленные к рукопашному бою. Это значит, что русское средневековое рыцарство имело классическую общеевропейскую


4-Древнерусские летописи для детей в переложении Соловьева С.М.,М.,1996 ,стр.17

5-В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,

форму.

      Доказательство №1: слово рыцарь – славянского происхождения и соответствует общепринятым русским понятиям «конный витязь», «муж честен».

  Стихотворный героический эпос Древней Руси, отражавший события исторической жизни русского народа в былинах, повествует нам о первых русских богатырях – прообразах будущего понятия «рыцарь».

   Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».  Главными персонажами былин «Слово о полку Игореве», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,  «Добрыня и Змей», « Вольга и Микула»,  «Садко» - являются богатыри.    Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Например Святогор . 

     Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под периодизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.                           

    Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.                                                      

   Так, из глубины веков до нас дошел истинно рыцарский принцип князя Святослава Игоревича: выступая в поход, он посылал к противнику гонца с предупреждением: « иду на вы!».

    А жемчужина русской классической литературы - знаменитая поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» , чем не рыцарский роман?!

   Есть и другие, правда косвенные, свидетельства в пользу существования рыцарства на Руси – хотя бы в фольклоре. Из тех же былин можно получить достаточно полное представление о вооружении богатырей. Маленькая деталь-боярин Дюк Степанович,персонаж одной из былин, так обращался к своему боевому коню: «То ли ты добрый конь, то ли лютый зверь (имеется в виду защитная маска на морде), из-под наряда добра коня не видети»(6).Значит славянские витязи защищали своих коней стальными доспехами,так же как и западноевропейские рыцари.

    Доказательство №2: как на Западе,так и на Востоке и на Руси,существовала особая категория бойцов-профессионалов,ими были тяжеловооруженные всадники.

   Одинаково относились рыцари и к сильным мира сего. В споре с шахом герой «Шахнаме» Рустам гордо заявляет: «Мой трон седло, венец мой шлем, моя на поле слава, что шах Кавус? Весь мир моя держава!»(7). Со славным пехлеваном словно перекликается



6-Древнерусские летописи…,М.,1996,стр.24

7-там же,стр.24

Илья Муромец: «Пейте, голи, не сумляйтеся, я с заутрени буду в Киеве князем служить, а вы у меня предводителями будете»(8).Столь ярко выраженная независимость того и  другого, Муромца и Рустама, были желанными при дворе любого феодала.

   Русское рыцарство не было многочисленным потому ,что на огромном пространстве, изобилующим массой естественных преград, было невозможно быстро собрать значительные контингенты. И необходимость принимать первый бой с численно превосходящим противником привела к тому, что у нас к снаряжению и подготовке воинов предъявляли особые требования. Наши предки создали в высшей степени оригинальную и действенную систему всенародной подготовки и соревновательного отбора бойцов без отрыва от основного занятия. Выразилась она в форме кулачных боев «стенка на стенку»,где каждый чувствовал локоть товарища и придерживался строгих правил (лежачего не бить, кулак не утяжелять и т.п.),и всевозможных игрищ с использованием военных парусно-весельных судов,  которых формировались и обучались постоянные экипажи. Отсюда удивительная стойкость, которой отличались русские воины.

   Итак ,мы пришли к выводу,  военные формирования средневековой Руси были аналогичны войскам феодальных государств Востока и Запада, однако качественно превосходили их. И там и тут существовала особая категория бойцов- профессионалов, ими были тяжеловооруженные всадники. К числу таких независимых ратоборцев-одиночек относились Рустам и Саид, Рюрик и сэр Ланселот Озерный и, судя по сведениям, содержащимся в былинах и сказаниях, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри. Заметьте- богатыри, витязи, но только не рыцари. Как ни странно, но даже термин этот невозможно отыскать ни в летописях, ни в прочих устных и письменных источниках, ни тем более в позднейших трудах военных историков, единодушно отрицающих саму возможность существования в русских княжествах периода раннего средневековья чего-то даже отдаленно напоминающего классическое рыцарство…

    Более того. Как чисто феодальное сословие, обладавшее определенными привилегиями и связанное четким кругом обязанностей, духовно объединенное кодексом рыцарской чести, у нас рыцарство возникло и сформировалось гораздо раньше, чем в других европейских странах. Выделение из обычных войск тяжеловооруженной конницы, называвшейся в XII-XV веках кованой ратью, произошло в период становления раннефеодального государства и относится к III-VI столетиям. Явление это было, конечно, не случайным. Его породила необходимость защищать Отчизну от набегов кочевавших по степям орд гуннов, аваров, хазар, печенегов и прочих "кавалерийских" племен. Одновременно нашим предкам приходилось сражаться с бронированными войсками сильнейшей в то время европейской державы – Византии.  Однако отменная броненосная восточнославянская пехота, умевшая отражать и наскоки кочевников, и натиск византийских кольчужников, по природе своей не могла их долго преследовать. И тогда Русь создала рыцарскую конницу.

...В "Книге пределов мира", написанной безымянным восточным автором по материалам VIII века, в главе "Рассуждение о стране Рус" о ее воинах четко и лаконично сказано: "Одна часть их рыцарство..." И дальше: "Там изготавливают очень ценные клинки и булатные мечи. Все русы вооружены такими мечами, их рыцари всегда носят броню"(9). Примечательно, что автор счел полезным применить славянские термины "рыцарь", "рыцарство" без перевода, а относится его труд к тем временам, когда в языке германцев никаких "риттеров" и "риторов" и в помине не было. Это еще раз доказывает ,что слово «рыцарь» славянского происхождения.Любопытно и другое. Исторические факты свидетельствуют, что в Западной Европе рыцарство появилось (в XI – XIII веках) именно в Померании (Поморье), Ольденбурге (Старгороде), Бранденбурге (Браниборе) – то есть


8-там же,стр.24

9-там же,стр.114

на исконно славянских землях, а первые немецкие рыцари носили фамилии... Белов, Дабелов, Руссов и Рыбинский. Даже в XVII веке в Померании, признанной заповедником германского рыцарства, правили герцоги славянской династии, именовавшиеся Ростислав, Мечислав и Богуслав. (10)

   Однако нам пора вернуться к основной теме  – русскому дохристианскому рыцарству. Сведения о нем нетрудно обнаружить в западноевропейских летописях, хрониках, в сказаниях арабо-язычных писателей и в военной терминологии тех времен. Я возьму на себя смелость предположить,что именно из Руси на весь мир распространялись такие понятия, как броня, шелом, кольчуга, щит, перчатки (от слова "перст" – палец), доспех, латы, нагрудник, набедренник и наколенник,стальная личина и родовой знак, меч и копье, секира и клинок.В одних странах их использовали, приноравливая к своему языку, в других переводили.  Рыцарь должен был обладать многими достоинствами, поскольку овладение рыцарским ремеслом требовало особой подготовки. В первую очередь нужно было обладать большой физической силой. Рыцарь носил на себе кольчугу (позже, цельнометаллические доспехи), тяжелый меч, копье и металлический шит, а его голову защищал стальной шлем,. Кроме того, металлическими доспехами защищались и рыцарские кони. Общий вес снаряжения рыцаря достигал 50 кг. Согласитесь, нужно было обладать незаурядной физической силой и выносливостью, чтобы не просто красоваться на коне, а  еще и сражаться, да не на жизнь, а на смерть.

      В книге Беловинского «С русским воином через века» есть сведения о воспитании и обучении русских дружинников, "мужей честных" и "нарочитых витязей"(11), которое начиналось с раннего детства. Из ребятишек продуманно растили профессиональных военных, которым предстояло нести ту же нелегкую, но почетную службу, что их отцам и дедам. А когда юный витязь становился превосходно подготовленным бойцом-единоборцем, его сначала торжественно посвящали в мечники (меченосцы), а несколько позже и в благородные витязи. Такой воин обладал поистине богатырским снаряжением, начиная со стальной, кольчуги, сплетенной из 60 тысяч упругих колец, и кончая стальными латами и булатным мечом. Кстати сказать, в отличие от большинства стран Западной Европы на Руси никогда не существовало безбронных воинов, даже у крестьянина имелись железная кольчуга, дубовый щит и стальной меч, выделанный кузнецом из болотной руды, которой в нашей стране более чем достаточно.

    Доказательство №3: так же как и в Западной Европе, русских  юношей готовили к военной службе и посвящали в рыцари (мечники).

    Все было самобытно, и только после насильственного внедрения христианства древнерусское рыцарство по своему характеру приблизилось к средневековому общеевропейского образца.

     Место стародавнего могучего Перуна, русско-славянского божества, в философии витязей занял православный воитель Георгий Победоносец, поражающий восточного змия, – таким он и сохранился на гербе Москвы. Христианизация по времени совпала с переходом Руси к развитому феодализму, отличавшемуся жесткой сословной ступенчатостью и одновременно гибкостью  политической системы, в которой великий князь по сану своему считался выше любого западного короля. Тогда-то, в XI-XII веках, и наступил "золотой период" русского рыцарства. Именно в ту эпоху сложились народные рыцарские романы, отрывки из которых дошли до нас в устном изложении под названием былин и старин. А ведь из них при желании можно почерпнуть исключительно ценные сведения по быту русских витязей, их оружию, средствам защиты. Говоря о последних, следует заметить, что если мужество богатырей оставалось неизменным, то, их стальная одежда, непрерывно совершенствуясь, непременно превосходила оборонительное снаряжение, сделанное в Западной Европе и на Востоке. Так, если до конца X века


10-Иванов К. «Многоликое Средневековье»,М.,1996,стр.32

11-Беловинский Л.В. «С русским воином через века»,М,1992 ,стр.17

мечники и витязи носили брони (кольчуги), то в XI-XII веках в их среде распространяются стальные латы, в XIII столетии они преобладают, a в XIV-XV веках господствует сверхтяжелый стальной доспех из толстых булатных досок. Сводку документальных изображений и более подробные сведения об оружии русских рыцарей можно почерпнуть в монографии А. Н. Кирпичникова "Военное дело на Руси в 8-15 веках". А пока отметим, что самые массивные доспехи средневековой Европы делали только новгородские, смоленские и псковские умельцы. Сработанные ими латы весили не менее полутора пудов, поэтому витязю требовался необычайно выносливый конь и особые рыцарские шпоры, которыми, по мнению профессора А. В. Арциховского, "можно было пришпорить коня сквозь густую кольчугу и даже, может быть, сквозь латы"(12).

    Эта деталь свидетельствует о существовании на Руси брони, закрывавшей воина с головы до ног и не оставлявшей беззащитным его боевого коня. Автор описания битвы на Щелони в 1471 году  отмечал, что новгородцы были заключены в такие доспехи, что не могли рук поднять на полки великого князя Ивана III. Москвичи очень удивились, убедившись, что выпускаемые ими пищальные пули и 300-граммовые железные стрелы, поражавшие любого иноземного рыцаря – не говоря уж об ордынцах, – отскакивали как орехи от лат новгородцев.(13)

   Доказательство №4: вооружение русского воина полностью соответствовало западноевропейскому и даже превосходило их.

    Еще один аспект который хотелось бы уяснить. Как же русским удавалось удачно отражать атаки и Востока и Запада? Какова была организация и тактика их войск? Попробуем сравнить войска Востока, Запада и Руси.

    Тактика русских была примерно такой. Как только в пределы Руси внезапно вторгался враг, старший из князей обращался к своим поданным, и тут же все способные носить оружие собирались в столицу, там экипировались и после строевого смотра отправлялись на позицию. Разгромив неприятеля, они возвращались к мирному труду. Подтверждение этой версии мы находим и у некоторых писателей. Так, В. Комянский в повести «Поле половецкое» описывает погоню одного из героев на «застоявшемся за зиму,  , баском жеребце» за  половецким конником. А в романах В.Яна и В.Каргалова вражьи стрелы выбивают одного за другим русских воинов, попадая в лица и в вырезы кольчуги на груди. Если бы стрелы так легко поражали бы кольчужников, то от такого дорогого и ненадежного средства защиты не смогли бы не отказаться, но «железные рубахи» остались на вооружении до конца 17 века.

    Вероятно, и степные конные лучники вряд ли были так уж уязвимы, как принято считать.  Обученная пехота, вооруженная длинными копьями, в рядах которой находились еще и стрелки, для них была непобедима. Ведь на фронте соприкосновения противников пеших воинов обязательно будет втрое больше  всадников, и в перестрелке  последние понесут большие потери. Им же приходится вести огонь с ациклично находящейся опоры, одновременно управляя конем ,наклонив голову и рефлекторно удерживаясь в седле. Понятно, что в боевую работу включается меньше мышечной силы и конник проигрывает и в дальнобойности. Да и поражаемая площадь у него обширнее, чем у противника.

   Другое дело – конные рыцари. Мечи ,секиры и другое оружие не могли нанести серьезного ущерба бронированным всадникам, и стоило некоторым из них поразить первые ряды пехоты, как той оставалось только погибнуть. Пожалуй, такой натиск выдержала бы только «царица полей» античности ,когда четкость и сработанность легионеров достигались длительным обучением .Да только в отличие от рабовладельческого строя натуральное хозяйство средневековья не могло создать условий для длительного содержания профессиональных армий. Поэтому очевидно, что набранные  ополченцы не могли рассчитывать на победу в схватке с великолепно подготовленными воинами ,каждый из которых в совершенстве знал свой маневр. И стоит проанализировать


12-А.Н.Кирпичников «Военное дело на Руси 8-15 в.»,М.1998,стр.45

13-там же,стр.121

соотношение средств нападения и защиты 10-11 веков, неизбежно придется сделать  выводы. Из них следует, что пехота, занявшая укрепление, успешно отражала атаки легкой и тяжелой конницы, но на равнине становилась добычей и тех и других. Рыцари громили пехоту и легких конников,  лишь при определенных условиях: во-первых в чистом поле, а во-вторых- если те почему-то не могли маневрировать и рассредоточиваться, уходя из-под удара.

    Сравнивая организацию войска и тактику ведения боя я пришла к выводу,что  войска Востока и Запада сражались с переменным успехом. Это становится объяснимым лишь в том случае, если по уровню развития военного искусства, личному составу, оружию и боевой подготовке они были если не идентичны, то аналогичны.

   Но тогда выходит, что и на Востоке существовало рыцарство, а не только иррегулярная конница кочевников? Совершенно верно. Об этом свидетельствуют многие исторические источники. Например , на миниатюре 17 века «Разгром армии Тохтамыша» отчетливо видны всадники в кирасах, пластинчитых «юбках»,наколенниках, поножах, восседающие на конях, прикрытых поверх попоны коваными доспехами. Очень похоже на изображение западноевропейских рыцарей.

      Конечно ,разница между войсками Востока и Запада была, объяснялась она господствующим способом ведения хозяйства. В Европе им было земледелие, в степях Азии- скотоводство. Далеко не каждый европеец отправлялся в бой на коне, зато вождю кочевников ничего не стоило посадить всех воинов на коней. Но в Заковказье и Средней Азии существовали земледельческие феодальные государства, и, значит там развивались ремесла и были все условия для появления рыцарства.

  Русь, волею исторических судеб  оказавшаяся между двух огней, уже в 9-10 веках создала «сбалансированную армию».Во главе ее были дружины тяжеловооруженных всадников, за которыми шла национальная по составу пехота. Кроме того, в начале 10 века на Руси появились отряды конных лучников - кочевников, добровольно поступивших на службу к князьям, которые принимали под свой стяг только укомплектованные «части».Так, в Лаврентьевской летописи (12 век) упоминается некий «Алтунапа с 50 чади»,приравненный хронистом к боярину или удельному князю, по социальному положению равных рыцарям.(14)

   Да, на Руси существовали воины, способные на равных сражаться со своими соперниками из других стран. Если по-прежнему игнорировать это, то придется допустить, что профессиональных  вояк-агрессоров побеждали плохо вооруженные ополченцы. Вряд ли стоит сомневаться в том, что в боевой обстановке многочисленное ополчение становится неуправляемым, а уничтожить его хорошие стрелки могут, не доведя дело до рукопашной. Ведь, развернувшись по фронту на 100 метров, хорошие лучники ,выпуская на дистанции 150 метров до 12 стрел в минуту, осыпали ратников, с трудом передвигавшихся по пересеченной местности под бременем оружия и снаряжения,700-1000 стрел, причем каждое попадание делало «пешца» недееспособным.(15)

   Однако летописи свидетельствуют о частых и победных полевых сражениях русских дружин.

   Кто же дрался тогда в чистом поле? Рыцари? Что ж, следует признать, что произвольное исключение их из нашей военной истории не только обедняет героическое прошлое Родины, но и противоречит сущности политико-экономической структуры феодализма 10-16 веков. Ведь жестокая ступенчатость тогдашнего общества основывалась прежде всего на независимости каждого феодала от центральной власти. А господство натурального хозяйства превращало каждый феод в «государство в государстве» во главе со своим повелителем и «личным» войском. Судя по летописным источникам, при неожиданном


14-Древнерусские летописи…,стр.119

15-Митяев А.В. «Героические сражения.История нашей Родины 9-18 в»,М.1991,стр.244

вторжении противника под рукой русских князей всегда оказывалась «младшая дружина» или «воев неколико».Лишь потом они собирали «воев многыя» и выходили на сечу с «воями многыя и искусныя»(16).

  Примером, доказывающим их боеспособность, можно назвать бой под Сновском в 1067 году, когда, приступив к городу, князь Святослав Ярославович внезапно обнаружил крупные силы половцев, которые, приняв боевой порядок, преградили русским путь .Но Святослав решительно атаковал врага, нанес ему поражение, остатки войск противника сбросил в реку. Примечательно то, что о пехоте летописец не сообщает, зато он лаконично упоминает, что княжеские дружинники разом «удариша в коней» (по другой версии в копья) , то есть судьбу схватки решил единый таранный удар всадников(17). А было их немного, иначе князь не мог бы обратиться ко всем сразу с призывом.

   Доказательство №5: русское войско и тактика ведения боя превосходили западноевропейское и восточные армии.

     Русь в своем историческом развитии не была исключением из общего правила, и вооруженные силы, обеспечившие ее территориальную целостность, независимость и культуру, были сходны с армиями ее противников. Ударную силу там и здесь составляли высококвалифицированные всадники-единоборцы.

     И еще одним доказательством №6 существования рыцарства на Руси является наличие рыцарской культуры и правил рыцарской чести.

     В дохристианской Руси поведение витязей определял писаный  кодекс чести, именовавшийся "Поконом витязным". Любопытно, что требования, предъявляемые в нем к рыцарям, были значительно обширней, нежели в Западной Европе, где неграмотным зачастую Айвенго и Ричардам полагалось знать и уметь гораздо меньше. А русские "мужи частны" обязаны были не только в совершенстве владеть оружием, играть на гуслях и в шахматы, но и сочинять песни, "речи глаголати", "посольства правити", не говоря уж об умении переплывать реки в броне. "Книгочтейство" и "многая мудрость" были столь же непременными для витязей, как "вежество" и способность "красу женскую и честь девичью «почитати и обороняти" – чем не культ прекрасной дамы! Но главным достоинством этих воинов считалось беззаветное служение земле Русской.(18)

Вот почему в языке нашем навсегда сохранили только положительное значение слово "рыцарь" и понятия "рыцарская честь" и "рыцарское поведение".


16-там же,стр.247

17-Беловинский Л.В. «С русским воином через века»,М.1992,стр.78

18-Иванов К. «Многоликое Средневековье»,М.1996,стр.171

                                                  Заключение.

      Посетив недавно Третьяковскую галерею ,я ахнула. Так вот же самый яркий и убедительный ответ на мой вопрос: было ли рыцарство на Руси? Огромная картина,

висящая на стене ,хорошо известный всем шедевр Виктора Михайловича Васнецова, картина «Богатыри», или как ее чаще называют «Три богатыря», написанная мастером в 1898 году, есть изумительная иллюстрация сути рыцарства на Руси. Внимательно слушая экскурсовода , я узнала , что образы всех богатырей «жизненно-правдивы ,глубоко человечны, раскрыты в своем индивидуальном своеобразии. Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему.Через такую заставу, полного величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую Родину, не пройдет ни человек,  ни зверь, ни птица. Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за честь и свободу родной земли. В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие,  черты русского характера, русской силы и доблести .Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей  правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам- могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна»(19). При этом необходимо отметить,  «даже самые мелкие детали картины, написаны с предельной точностью и археологической достоверностью- одежда богатырей, их вооружение, убранство коней -подчинены общей идее произведения ,которое без натяжек можно назвать подлинно народным полотном»(20).

        Стремительный процесс выделения и образования рыцарства, как особого класса людей имеющих возможность обеспечить себя конем и вооружением и переход остальных на положение простых землевладельцев приводит к расслоению общества на богатых и вооруженных и бедных невооруженных. И к Х веку складывается особый слой людей-воинов, профессионально занимающийся войной.  В большинстве своем, это наиболее богатая верхушка общества, которая может себе позволить приобрести дорогостоящее вооружение и не зависящее от сельскохозяйственных работ, так как за них это делают другие, те, кто не имеет средств на приобретения оружия. Тогда, начинают складываться свои, особые традиции, система воспитания и   отношений с теми, кто не носит оружия.   При этом, рыцарство того времени успешно уживается, как бы в нескольких ипостасях ценностей, совмещая в своем сознании разные традиции (христианскую, сословную, языческую).

  Основным источником дохода рыцаря-феодала было его поместье, а жилищем служил каменный замок, возвышающийся над окружающей местностью. Обычно замок состоял из четырехугольных или круглых башен, которые были окружены зубчатыми стенами с бойницами для стрельбы. Над всем этим возвышалась главная башня, где обитал хозяин замка. Внизу, рылись глубокие подвалы для хранения запасов продовольствия и колодцы с водой. Там же содержали пленных и провинившихся. Снаружи замки окружали рвами с водой, подземными ходами и подъемными мостами. Благодаря столь мощным фортификационным сооружениям, владелец подобного замка мог  успешно отразить нападение неприятеля или сдержать бунт свих крестьян, трудом которых он и содержался. Ведь именно крестьяне и обеспечивали такого феодала всем необходимым для жизни. Взамен, рыцарь-феодал отражал нападения воинственных соседей, обеспечивая воинскую защиту своим крестьянам. Таким образом, дальнейшее развитие рыцарства было выгодно всем.


     Итак, теперь уже не остается сомнения в том,что рыцарство,конечно же,существовало на Руси.И моя работа-исследование помогла мне,и надеюсь вам,окончательно убедиться в



19-Из «Путеводителя по музею»,обзорная экскурсия

20-там же

этом.Возникновение рыцарства на Руси было так же обусловлено и определенно военно-феодальными отношениями,возникшими и существовавшими и на Западе и на Востоке.Граница между древностью и Средневековьем обычно определяется введением христианства,означавшим не столько смену веры,но и изменение всей общественной системы.И хотя традиционное понятие рыцарства,обычно связывают с историей Западной и Центральной Европы 8-15 веков,мы сегодня изучали «золотой период» русского рыцарства. Изначальная функция рыцарства состояла в защите людей,которые за это пашут,сеют и работают за него.Трансформируясь,этот принцип остался даже сегодня,когда «современные» рыцари – воины-профессионалы-защищают и заботятся о «малых сих»,обеспечивая нам мирную жизнь.И пусть это не является нормой поведения каждого мужчины,но,во всяком случае,это провзглашенная норма.Прежде всего,хочется обратить внимание на то,чторыцарство,возникшее в средние века,не могло бы существовать без христианской религии,так как основные чувства рыцарства возникли непосредственно под ее благотворным влиянием и могли иметь важное значение.Такие чувства все более и более развивались,в результате чего появилось настоящее рыцарство,преданное своему делу.Вообще все,что требовалось от рыцаря,вполне соответствовало догматам христианства.Из этого можно сделать вывод,что эта религия,которой был проникнут дух рыцарства,необходима любому человеку.

       В наши дни под словом рыцарь мы подразумеваем честного и благородного человека,основным занятием которого является военное дело.Рыцарство сошло с исторической арены.Оно составило нам не только элементы своей военной тактики,но и культурное наследие.Сегодня подвиги рыцарства не забыты;согласитесь,что честного,великодушного,благородного и храброго человека у нас называют рыцарем.Воспоминание о славном рыцарстве никогда не исчезнет из памяти людей.И в наше время в Великобритании,отдавая дань традициям,присваивают рыцарские звания ученым,артистам,спортсменам.

                              Список использованной литературы.

1.Древнерусские летописи для детей в переложении Соловьева С.М.,Москва,1996 г.

2.Греков И.Б.,Шахмагонов Ф.Ф. «Мир истории.Русские земли в 13-15 в.»,Москва,1998 г.

3.Митяев А.В. «Героические сражения.История нашей Родины 9-18 в.»,Москва,1991 г.

4.Беловинский Л.В.  «С русским воином через века»,Москва,1992 г.

5.Каргалов А.А.,Сахаров А.Н. «Полководцы древней Руси»,Москва,1985 г.

6.Кирпичников Н.И. «Военное дело на Руси 8-15 в.»,Москва,1998 г.

7.Иванов К. «Многоликое Средневековье»,Москва,1996 г.

8.Преображенский А.А. «История открывает тайны»,Москва,1991 г.

9.Лихачев Д.С. «Поэтика древнерусской литературы»,Москва,1998 г.

10.В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

11. ж. «Техника молодежи» №2,1980 г.

12.Путеводитель по Третьяковской галерее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»

Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации....

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Древние греки и их вклад в мировую историю

Цели и задачи урока: Учащиеся в игровой форме закрепляют изученный материал, проверяют усвоение хронологии, исторических понятий. Формулируя суждения, ученики обогащают свою устную речь; отстаивают пр...

Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"

Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"...

«История рыцарства»: опыт использования курса на уроках истории

Авторский курс «История рыцарства»: опыт использования на уроках истории...

Конспект урока истории в 8 классе "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»Цели урока:Образовательная (дидактическая):создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности...