Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Остроухова Татьяна Владимировна

   Применение ИКТ и метода проектов в образовательном процессе способствует формированию универсальных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие: способность самостоятельного  приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем; навыки структуризации и классификации поступающей информации; приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

           Современные приемы и методы работы способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества, гражданами России. Это молодежь, обладающая нестандартным мышлением, вносящая новое содержание в производственную и социальную жизнь.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokakh.docx250.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя истории и обществознания

Автор:   Остроухова Татьяна Владимировна,

                  учитель истории и обществознания

                  высшей квалификационной категории

                  ГБОУ ООШ с. Андреевка м.р. Богатовский

                  Самарской области

        

Область применения

информационно-коммуникационных технологий

Важнейшая специфическая функция обучения истории - это функция социальной памяти. Она делает человека гражданином именно этой страны, последователем ее традиций и обычаев. В процессе обучения истории формируется историческое мышление личности, ее историческое сознание. Опыт моей работы показывает, что использование информационных, компьютерных технологий позволяет успешно решать поставленные цели обучения истории, в результате сложилась методическая система, которую я использую. Проблема интереса - одна из важнейших при обучении истории. Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как чему-либо для нее ценному и привлекательному. Существуют три фактора, влияющих на интерес:

а) содержание исторического материала;

б) методы, приемы и средства его подачи;

в) межличностные отношения учителя и учащихся.

Специфичным для учителей истории в этом вопросе будет отбор содержания. В этом учителю большую помощь может оказать использование компьютерных технологий.

Актуальность

5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А.Медведев сказал: «Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа". Он подчеркнул, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования…».

В связи с этим, одной из главных задач современной школы является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Именно этот подход является наиболее перспективным в условиях обсуждения стандартов образования нового поколения.    

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности.

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ним новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и.т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно– в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

Это означает, что результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний, где оптимальным средством достижения результата выступают ИКТ-технологии.

Цель и задачи внедрения ИКТ

Приоритетным направлением исторического образования является: формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Соответственно определены следующие задачи:

  • это активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предмета,
  • формирование у них прочных знаний,
  • развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторических знаний,
  •  умение самостоятельно приобретать знания и ориентироваться в растущем потоке информации,
  • воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважения к людям, творцам и созидателям всех культурных ценностей.

 Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике: школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы.

Ожидаемый результат внедрения

Основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной и прочих сферах.

Применение ИКТ и метода проектов в образовательном процессе способствует формированию универсальных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие: способность самостоятельного  приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем; навыки структуризации и классификации поступающей информации; приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

           Современные приемы и методы работы способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации, определяют собственные позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, осознают себя представителями исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества, гражданами России. Это молодежь, обладающая нестандартным мышлением, вносящая новое содержание в производственную и социальную жизнь.      

          Особую проблему в рамках модернизации образования составляет диагностика результативности освоения содержания образования выпускниками. В «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» указываются параметры, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускника. Среди них называются следующие: «система научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, проектной деятельности; коммуникационные и информационные умения».

Сущность использования ИКТ

на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ позволяет формировать культурные, учебные, коммуникативные, исследовательские, проектировочные, рефлексивные, интеллектуальные и другие компетентности учащихся.

В своей урочной и внеурочной деятельности я использую следующие возможности ИКТ – технологий, а также их интеграцию с современными образовательными технологиями.

1. Использование ресурсов электронных пособий в форме печатного текста (как на дисплее компьютера, так и в виде раздаточного материала).  Печатные материалы являются распространенными средствами обучения, которые могут быть использованы различным образом и в различных форматах, включая страницы сети Интернет.

Задания могут быть следующими:

  1. Впишите в рассказ пропущенные слова. (Приложение 1).
  2. Соотношение исторического деятеля и его характеристики, термина и определения и т.д. (Приложение 2).
  3. Проанализировать текстовые документы и выделить основные признаки. (Приложение 3).

          С помощью материалов мультимедийного учебника учитель внедряет игровые технологии на основе групповой работы. Это всевозможные игры-соревнования. Их  проводит при обобщении и повторении темы или всего курса. В ходе игры класс делится на группы, которые проходят игровые этапы и выполняют определенные задания. На базе мультимедийного учебника по истории России  предлагаются  различные конкурсы («Угадайте историческую личность» (для этого используются фотографии, и биографические справки из раздела «Персонажи»), «О каком событии нам поведал документ» (формируется на основе подборки документов), «Узнайте гимн», «Исторический комментарий» (например, фотографии), «Определите эпоху, в которую написана песня» и т.д.).

            Мультимедийные энциклопедии помогают учителю организовать проведение интерактивных экскурсий по историческим местам, памятникам.

Вывод: работа с печатными ресурсами формирует у учащихся, прежде всего, информационные умения, навыки (выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета поиска информации; формулировка гипотез исследования; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез; поиск и сбор информации; аналитическая работа; корректировка поставленных задач и хода исследования; обобщение — рассуждение — получение новых данных; оформление результатов исследования; обсуждение и транслирование полученных результатов.).

2. Создание компьютерных презентаций.

При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

Широко применяется технология работы в группах. Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе  используется изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки проводятся  при изучении однородного исторического материала,  например, по теме «Политические партии в России в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так  изучаются  вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п. Заранее готовятся листы с заданиями для каждой группы, которая затем выполняет эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного учебника и готовится выступление по результатам проделанной работы.

В обучении учитель обращает внимание на требования, основанные на видах деятельности, соответствующих  психолого-возрастным особенностям и склонностям учащихся. Осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку, учитель стремится помочь развить личность ученика с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.

3. Использование видео и аудиоматериалов.

Эта группа средств мною используется:

  • в качестве наглядных дидактических материалов, активизирующих познавательные процессы,
  • в качестве источника для проблемных заданий, учебного проектирования и др.,
  • как ресурсы, несущие в себе огромный воспитательный потенциал.

В своей практике на уроках изучения нового материала я использую видеоряд электронного пособия в качестве наглядных пособий (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, “оживающие” карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы). Урок можно проводить в форме лекции с использованием мультимедийного проектора.

Ведущей целью применения электронных средств обучения на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху.  

Кроме того, видео и аудиоматериалы могут стать и отправной точкой для создания на уроке проблемной ситуации, организации дискуссии, учебного проекта (например, прослушать/просмотреть фрагмент…. и выразить свое мнение с приведением аргументов.

Работа с видео и аудиоматериалами способствует не только формированию метапредметных компетентностей, но и несет воспитательную функцию, что является актуальным и неотъемлемым элементом любого урока по истории, обществознанию.

4. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

В каждом классе найдётся хотя бы один учащийся, который хотел бы изучить предмет более углубленно или желающий узнать по предмету что-то интересное. Учитель на уроке не может ориентироваться на одного такого ученика. Тогда мы нашли выход – участие во всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах центра Eidos.Это интересно и занимательно. Такие конкурсы позволяют обратить внимание на те факты и события, на которые не хватает времени на уроке. Учащиеся при этом расширяют и пополняют свой исторический багаж, учатся мыслить, осуществлять поиск информации в различных источниках (не только в Интернете).

5. Контроль и оценивание знаний учащихся средствами ИКТ.

Использование ИКТ-технологий позволяет применить на практике широкий спектр контрольного материала. Наибольшей популярностью среди учащихся на уроках и во внеурочной деятельности пользуются интерактивные тесты. Я составляю их сама (на основе имеющихся электронных ресурсов).  (Приложение 4). Используя в своей работе уже готовые контрольно-измерительные материалы (они есть почти во всех мультимедийных пособиях по предмету в разделах по контролю знаний).

Каждый раз стараюсь предлагать ученику набор заданий разных типов. Тест с выбором одного или нескольких вариантов ответа из предлагаемого набора позволяет подготовить учащегося к выполнению заданий частей А и В экзаменов в новой форме (причем не только по истории и обществознанию, но и по другим предметам гуманитарного цикла). Другой тип тестов - приведение в соответствие статистических, хронологических и др. таблиц (ячейки правой колонки в таблице нужно привести в соответствие с ячейками левой). (Приложение 5). 

Третий тип предлагаемых тестов - выбор термина, соответствующего определению или описанию; кроссворд.

Подобные формы контроля знаний позволяют более эффективно подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме.

Кроме того, ИКТ позволяют осуществлять личностный подход при контроле ЗУНов учащихся, снимают психологический дискомфорт, который часто встречается при устных ответах или традиционных письменных работах. Каждый учащийся на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы. Специфической целью проведения такого урока является формирование исторических знаний, воспитание гражданской позиции и развитие исторического мышления учащихся на основе индивидуального подхода к каждому ученику. Данный вариант идеально подходит для работы в классе с разным уровнем обученности и обучаемости учеников, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика.

В заключение описания технологии личного опыта, хотелось бы все-таки заметить, что:

1.Основу современного учебно-методического комплекта составляет бумажный учебник. Важно, чтобы дидактические материалы (электронные образовательные ресурсы) были связаны с учебно-методическими комплектами и дополняли материал учебника ( видео-, слайд - лекции). Учитель режиссирует урок, определяет все его этапы, на которых будет использоваться ресурс: проверка знаний, изучение нового материала, контроль, самостоятельная работа, тренинг и т.п.

2.Необходимо помнить о нормативах сохранения здоровья, как у учеников, так и у педагога при использовании компьютера.

3.Соблюдать принцип педагогической целесообразности в применении ИКТ.

Таким образом, без учителя, который применяет новейшие технологии (в т.ч. ИКТ), невозможна реализация приоритетных задач современного образования, ориентированных на качественное образование и формирование у выпускников универсальных умений и навыков.

Эффективность внедрения инновации

Одними из основных возможностей и преимуществ ИКТ-средств в случае их применения в образовании являются:

•        одновременное использование нескольких каналов восприятия учащимися в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

•        возможность симулировать сложные реальные эксперименты;

•        визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.

Поэтому применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:

  •         стимулирует когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;
  •          повышает мотивацию учащихся;
  •          помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся;
  •          развивает у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания учебного материала.

         Умения и навыки, сформированные средствами ИКТ и перспективных образовательных технологий, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал. Высокую оценку получает деятельность ребят  по выполнению различных учебных проектов, при выполнении которых необходимо продемонстрировать не только исторические и обществоведческие знания, но и универсальные умения и навыки.  Выпускники  показывают высокую результативность при прохождении  итоговой аттестации (Приложение 6), а также быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе.

Использованная  литература и источники. (Приложение 7).

Приложения.

Приложение 1.

В мультимедийном пособии «Всеобщая история. История средних веков. 6 класс» есть раздел «Расшифруй послание». В нём помещено несколько текстов, соответствующих различным темам изучаемого курса. Задача учащегося – вставить на место пропусков необходимые слова. При этом внизу экрана отображается информация о том, сколько слов необходимо вставить, и сколько уже вставлено. После выполнения работы указываются правильные и неправильные ответы, и даётся возможность исправить ошибки, изучив соответствующий учебный материал.

или

Нашествие с Востока.

Один из предводителей монгольских племён ___________в начале_____века объединил их и принял имя ___________. С огромным войском он покорил __________и _____________, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к русским князьям. В _______ году на реке ________ произошла битва, где русско-половецкое войско потерпело поражение. В _________ году внук _______ хан ___________ двинулся на Русь. Первым пал город ___________. Затем настала очередь ________. В битве на реке _________ в _____году погиб князь ___________. Не дойдя 100 вёрст до ____________, хан _________ повернул назад. На пути в степи он в течение 7 недель осаждал город ___________. Через два года в _________году монголами был взят город ____________.

Приложение 2.

  1. В пособии «Обществознание 8-9 класс» в теме Социальный статус личности нужно распределить данные статусы (правая колонка) на две группы (левая колонка).  При этом можно проверить правильность ответа. Программа позволяет не только отследить верные и неверные

ответы, но и дает комментарии по поводу ошибок.  

  

или

Соотнесите имя князя с его деянием:

1.Александр Невский

А) Принятие титула «государь всея Руси»

2.Василий I

Б) Крестил Русь

3. Владимир Красное Солнышко

В) При нём строился первый каменный Кремль в Москве

4. Дмитрий Донской

Г) Начал активную политику присоединения земель к Москве

5. Иван Калита

Д) Причислен к лику святых как защитник православной веры

6. Иван III

Е) Впервые получил по завещанию отца право на великое княжение

Внимание! Буквы соответствующие определённому номеру, запишите в таблицу.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

Приложение 3.

Подобный вид работы можно сочетать с работой в тетрадях учащихся, куда они будут выписывать ответ на поставленный вопрос.

 

Задание: Прочитайте информацию о жизни китайского общества. Выделите в предложенном тексте факты, свидетельствующие о традиционном обществе, разложении традиционного общества.

Текст: В начале XVII в. министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжан И-ань занимался винной торговлей. Но однажды случилось наводнение и все заготовленное вино прокисло. Поэтому он оставил виноторговлю и, раздобыв слиток серебра, купил один ткацкий станок и ткал на нем тончайшие цветные полотна. Он не успевал снять ткань со станка, как уже не было отбоя от покупателей. В итоге он получал 20% прибыли. Через 20 дней он добавил еще один станок, а впоследствии имел их более 20. В лавки купцов поступало большое количество его тканей, и все же спрос не был удовлетворен. С тех пор его семья сильно разбогатела. Четыре поколения семьи Чжан И-аня продолжали дело, и каждый из них увеличивал богатство, которое в конце концов достигло нескольких тысяч золотых.

Ли Цзы-чэн родился в 1606 г. в Минчжи. Отец его Ли Шоу-чжун происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером. Его семья, хотя и разорилась, все-таки не могла отделаться от несения тяжелой повинности деревенского стражника. Это был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставались только один-два. Однако общая сумма налогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян. В случае неурожая крестьяне не в состоянии были выплатить налоги, даже продав все свое имущество. Все недоимки по налогам должен был возместить начальник деревенских стражников. Таким образом, задолженность Ли Цзы-чэна росла. За это его часто пороли и сажали в колодки. Доведенный до отчаяния, он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом.

или

Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы:

       От результатов этого сражения зависела судьба города-порта. Русская армия по численности превосходила противника, была лучше вооружена. Но в ходе этого сражения выяснились главные недостатки: плохо была организована связь между отдельными частями, не хватало карт местности и данных разведки. Но всё же удалось отбить атаки противника. Командующий войсками противника, видя утомление и упадок духа своих солдат, приказал отступить. Но русский генерал опередил его и начал своё отступление на два часа раньше.

  1. О каком сражении идёт речь?
  2. С каким государством шла война?
  3. Каковы итоги войны?

Приложение 4.

Вопрос 1. Укажите временной период Смутного времени:

А) 1598-1613гг.          В) 1607-1613гг.

Б) 1584-1613гг.

 

Вопрос 2. Впервые в истории России был избран на престол Земским собором:

А) Михаил Романов в 1613г.

Б) Борис Годунов в 1558г.

В) Василий Шуйский в 1606г.

Вопрос 3. После отречения Василия Шуйского от престола власть оказалась в руках:

А) Боярской Думы;

Б) «Семибоярщины»;

В) Земского собора.

Вопрос 4. С именами Д.Пожарского и К.Минина связано:

А) второе ополчение;

Б) выборы Василия Шуйского на престол;

В) восстание холопов.

Вопрос 5. Русская православная церковь получила самостоятельность и независимость от Константинополя. Это связано:

А) с учреждением в России патриаршества;

Б) с расколом русской и константинопольской церквями;

В) с церковной реформой.

Приложение 5.

Тест I

Соотнесите даты и события:

1. 630 г.

а) Верденский договор о разделе империи Карла I;

2. 962 г.

б) образование арабского государства;

3. 476 г.

в) образование Священной Римской империи;

4. 843 г.

г) падение Западной Римской империи.

Ответы: 1-б; 2-в; 3-г; 4-а

Тест II

Соотнесите понятия и их значения:

1. Исторические источники

а) лицо, занимающее одну из высших должностей в христианской церкви;

2. Епископ

б) религия многих народов Востока, связанная с верой в Аллаха и его пророка Мухаммеда;

3. Ислам

в) вещественные, устные или письменные свидетельства, или памятники эпохи

4. Графство

г) северные германцы - норвежцы, шведы, датчане;

5. Норманны

д) изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых;

6. Икона

е) область, провинция в империи Карла I Великого, во главе с графом, назначенным императором

             Ответы: 1-в; 2-а; 3-б;4-е; 5-г; 6-д.

Тест III

Соотнесите даты и события:

1. 630 г.

а) падение Западной Римской империи;

2. 863 г.

б) образование арабского государства;

3. 800 г.

в) создание Кириллом и Мефодием славянской письменности;

4. 476 г.

г) провозглашение Карла I императором.

Ответы: 1—6; 2-е; 3-г; 4-а.

Тест IV

Соотнесите понятия и их значения

1. Феодализм

а) глава мужского монастыря;

2. Аббат

б) римляне;

3. Ромеи

в) общественный строй народов в средние века;

4. Мусульманин

г) сподвижники короля Артура, рыцари;

5. «Круглый стол»

д) эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем;

6. Средневековье

е) человек, принявший ислам.

Ответы: 1-в; 2-а; 3-6; 4-е; 5-г; 6-д.

Приложение 6.

Педагогический опыт помог достичь следующей результативности.

Средний бал  по предмету.

Процент учащихся, успешно (на «4» и «5») освоивших государственные программы по предметам.

        

Доля выпускников 9-го класса, сдавших итоговую аттестацию на «4» и «5».

Предмет

2006-2007

2007-2008

2008-2009

История

25%

43%

50%

Обществознание

не сдавали

50%

75%

Приложение 7.

Использованная литература и источники.

  1. http://www.standart.edu.ru/
  2. Кондаков А.М. Образовательные стандарты нового поколения – это конституция школьной жизни. //Педагогический вестник. 2008.№10
  3. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования – М., Просвещение, 2008
  4. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. М., Айрис-пресс, 2006
  5. http://www.eidos.ru/
  6. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007

Электронные дидактические средства обучения можно разделить на три большие группы:

  1. электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
  2. электронные интерактивные тренажёры, тесты;
  3. ресурсы сети Интернет.

Среди подобных средств обучения в образовательном процессе я использую:

  1. Образовательная коллекция.1С.
  2. «История Отечества 882-1917» (Современный Гуманитарный Университет)
  3. «История России ХХ век» (Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.)
  4. Серия видео хрестоматий «Ожившая история», «Обществознание: власть – политика – государство» (продукты ООО «Мир знаний» http://www.mirznaniy.com/)
  5. http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Использование ЭОР на уроках истории и обществознания

Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....