открытый урок "Персидская держава"
методическая разработка по истории на тему

Рудакова Елена  Ивановна
сформировать представление о Персидской державе, показать характерные особенности устройства Персидского государства, обеспечившие ей длительное существование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г. Зернограда

Открытый  урок

по теме:

«Персидская держава»

Подготовил и провел:

учитель истории и

обществознания

Чивела Елена Ивановна

Тема урока:  «Персидская держава «царя царей» (Персидская держава)

Цель урока: сформировать представление о Персидской державе, показать характерные особенности устройства Персидского государства, обеспечившие ей длительное существование.

Задачи: - продолжить работу над формированием умения схематизировать материал

              - создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся (работа в группе, паре)

              - продолжить формирование умения работать с картой

              - способствовать формированию умений читать, писать, слушать и говорить с пониманием

Оборудование: учебник «История Древнего мира» /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, маршрутные листы для работы в паре «Поручение Кира»; компьютер, проектор.

Проверка домашнего задания: Сюжетно-ролевая игра: «Археологическая экспедиция в столицу ассирийского царства Ниневию» позволяет нетрадиционным способом проверить выполнение домашнего задания и активизировать познавательную деятельность учащихся.

Представим, что мы оказались в развалинах столицы ассирийской державы.

Вопросы:

  1. Что мы видим? (дворец построен на искусственном холме и окружен белой стеной с зубчатыми стенами)
  2. Что находится по две стороны ворот входа? (крылатые быки с человеческим лицом)
  3. В чем особенность крылатых быков? (5 ног)
  4. Что находится внутри дворца? (стены украшены росписями и рельефами вырезанными и накрашенными с ценами из жизни царя)
  5. Какие сцены из жизни царя в основном изображали? (мчится на колеснице, принимает послов, охотится на львов и т.д.)
  6. Почему? (показывали величие царя)
  7. Как звали царя который создал самую большую библиотеку? (Ашшурбанапал)

Вводная мини-лекция учителя: Напомню, что Ассирийская держава после восстания и пожара 612 г. до н.э. распалась и на ее территории возникло три крупных государства

- Нововавилонское царство, включающее Сирию, Палестину и Финикию. Центр -              г. Вавилон.              

- Лидийское царство, включающее территории между Средиземным, Эгейским и Черным морями, имевшее славу «золотой земли». Центр - г. Сарды.                        

- Мидийское царство, располагавшееся на востоке Междуречья, где тянулось обширное и высокое Иранское нагорье. Большую часть нагорья занимали степи и пустыни. Небольшие реки, протекавшие там, летом обычно пересыхали. В западных долинах Ирана, где с гор текли ручьи, дававшие влагу для орошения земли, было возможно земледелие; в восточной части нагорья преобладала степь – основным занятием населения этих мест было скотоводство. В состав Мидии входили многочисленные иранские племена, постоянно борющиеся за свою независимость. Главную роль среди них играли племена персов, жившие на берегу Персидского залива.

Презентация, слайд 2, карта  учебника с.88                              

Мотивация:  

Удивительно, как маленькое мидийское племя персов смогло подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу, которую называли «Царство стран», а ее цари носили титул «Царь царей». Сегодня на уроке мы попытаемся это выяснить.

Почему Персидскую державу называли «Царство стран»?

Почему персидские цари носили титул «Царь царе»?

Первичное предъявление информации:

  1. Для начала выясним, кто же такие персы, а для этого узнаем, что рассказывал древнегреческий историк Геродот о них  (работа с текстом – раздаточный материал)  ответы учащихся.
  2. Известно, что предводителем персов в борьбе за независимость стал некий Кир. Кто он? Почему персы пошли за ним?

Работа с текстом:  учебник с.88 Легенда о происхождении Кира 

 ответы учащихся.

Слайд

Интерактивное упражнение: (Цель – практическое освоение материала)

Учитель: А теперь я предлагаю вам перенестись в древнюю Персиду и оказаться в гуще событий, это нам поможет лучше понять и почувствовать, что там происходило.

Я буду в роли Кира – предводителя персов, а вы соответственно персами.

Учитель-Кир: 

Я буду дважды говорить с вами, о, персы.

День первый: Каждый из вас должен за день серпом расчистить участок земли от колючего кустарника. Идите и работайте.

День второй: Сегодня у нас будет пир с вином и вкусными угощениями.

Какой день вчерашний или сегодняшний  вам понравился больше?  (ответ учащихся)

О, персы! Если вы последуете за мною, вас будут ждать пиршества подобные сегодняшнему. Если же вы не захотите сражаться за свою свободу, то будете обречены на бесконечный тяжелый труд, как вчера.

Ваше решение, персы? Вы со мной или остаетесь?  (ответ учащихся)

А может быть другой вариант ответа есть?

Учитель-Кир: Но для борьбы нам необходимо создать сильную армию, чем мы сейчас и займемся  (работа с текстом учебника с.87 пункт 2 предложения 1- 3)

Учитель-Кир: С этой армией мы с вами отстоим не только свои земли, но и  завоюем новые, мы будем владеть миром.

Но перед боем не лишним будет размяться нашей армии

Физминутка

Учитель-Кир: Армия готова и на правах Кира я поручаю вам, мои смелые войны, опасное, но ответственное дело: вы отправляетесь в поход.

Направления походов для каждой группы определяются по карте и схематизируются 

Работа в парах  (раздаточный материал) с текстом, картой  по маршрутному листу. (Маршрутный лист задаст последовательность выполнения задания)

Отчет о выполнении задания у доски, схема дополняется датами походов и побед.

Слайд.

Учитель-Кир: Вы отлично потрудились, мои храбрые войны, у нас теперь много земли, огромное государство, которое мы будем именовать «Царство стран», а я буду отныне «царем царей». Почему такое название я выбрал для нашего государства? Верно ли это?

 (ответы учащихся)

Но справиться с этой огромной территорией непросто, как удержать эти народы в повиновении. Какой бы вы способ поддержания порядка предложили? (ответы учащихся)

А вот мой сын самый могущественный правитель Персии Дарий I (522-485гг. до н.э.) нашел свой выход из этой ситуации.

Задание: учебник с.89; п.3; 1-4 абз., с.90. 1-2 абз.,

Проверка выполнения задания сопровождается схематизацией материала на доске                                                               

                 

Учитель: В поисках опоры в покоренных странах он вступал в союз с местным жречеством. В Персидской державе существовали различные религиозные культы.

Дарий имел славу мудрого правителя, и его империя просуществовала намного дольше Ассирии (более 200 лет). В чем его мудрость?  (ответы учащихся)

Рефлексия:

        Сегодня мы познакомились с еще одним государством передней Азии – Персидской державой. Вернемся к вопросам начала урока: слайд

  1. Что помогло маленькому мидийскому племени персов подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу?
  2. Это действительно «Царство стран»? Докажите!
  3. Почему персидских царей называли  «Цари царей»? Докажите!

А теперь проверим, правы ли мы в своих ответах и прочитаем выводы с.90, последний абзац учебника.  

Выставление оценок.

Домашнее задание «массивом» - повторить все страны Передней Азии по опорным конспектам в тетради. Следующий урок повторительно-обобщающий - нам предстоит путешествие по «царской дороге».

                                                                     

1 ряд

Я, предводитель персов, Кир, повелеваю вам:

  • Немедленно выступить в поход против Лидийского царя Креза 
  • Собрать информацию о противнике  (см.учебник с.86 – посл.абз.)
  •  Столицу Лидийского царства – г. Сарды взять незамедлительно.

Для этого вам необходимо:

1. Проложить по карте ваш путь до места сражения.

2. Доложить о выполнении задания по форме:   (опора: с.87 – 2п.-1 абз.)

  • Страна, с которой вы воевали _______________________
  • Дата сражения _________________
  • Результат _____________________________________

2 ряд

Я, предводитель персов, Кир, повелеваю вам:

  • Немедленно выступить в поход против Вавилонского царства и его царя Валтасара.
  • Собрать информацию о противнике  (см.учебник с.86 – 1 абз)
  •  Город Вавилон взять любой ценой.

Для этого вам необходимо:

1. Проложить по карте ваш путь до места сражения.

2. Доложить о выполнении задания по форме:    (опора: с.87 – 2п.2 абз., с.89 – документ)

  • Страна, с которой вы воевали _______________________
  • Дата сражения _________________
  • Результат _____________________________________

3 ряд

Я, предводитель персов, Кир, повелеваю вам:

                                                                                                                                               

  • Немедленно выступить в поход против Египетского царства
  • Собрать информацию о противнике  (см.учебник с.33 – 1 абз)
  • Столицу Египта взять незамедлительно.

Для этого вам необходимо:

1. Проложить по карте ваш путь до места сражения.

2. Доложить о выполнении задания по форме: (опора: карта с. 88, с. 89 последнее предложение п. 2)

  • Страна, с которой вы воевали _______________________
  • Дата сражения _________________
  • Результат _____________________________________

После падения Ассирийского царства и завоевания его столицы Ниневии (612 г. до н.э.)  племенем мидян, которые в дальнейшем (550 г. до н.э.) были покорены персами. Мидяне передали персам ассирийскую культуру и, как сообщает Геродот, их собственная одежда перешла к персам. На протяжении всей своей истории персидские племена были тесно связаны с Месопотамией: они то воевали, то торговали, пока в 550 году до н.э. не возникла могучая Персидская держава. В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий. Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды. Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Первоначально материалом для персидской одежды служила овечья кожа.

Позднее, появились чужеземные ткани из хлопка и шелка и началась обработка шерсти. Персидская мужская одежда (о женской мы не знаем практически ничего) в принципе представляла собой подпоясанную рубаху (или рубаху-юбку), только более просторную и с расширяющимися книзу рукавами. У царя и придворных она была богато отделана. Под нею находилась вторая рубаха-юбка, длиной до колен, более узкая и закрытая, с узкими длинными рукавами, подпоясанная в талии, из цветной ткани с пестрой отделкой. Эта рубаха-юбка была собственно народной одеждой древних персов. К ней добавляется совершенно новый элемент — длинные штаны, в меру плотно прилегающие к ногам. Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов. Постепенно кожаная одежда была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары. Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета. Обувь древних персов представляла собой кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги. Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки.

Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны. закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя. Древние персидские воины и придворные носили подстриженные бороды, но у царя борода была длинной. Вообще персы очень заботились о растительности на лице: существуют сведения, что у них даже был обычай надевать на бороду чехлы. Древние персы пользовались накладными бородами и париками. На поясе воинов висел широкий кинжал с короткой рукояткой без гарды; оружие подобной формы в Иране носят до сих пор. Вооружение состояло из лука, копья, меча и (реже) секиры. Поскольку одежда персов была большей частью из кожи, для защиты корпуса достаточно было высокого четырехугольного щита лучника. Позже юбку и штаны стали покрывать железными чешуйками, затем появились нагрудные латы и шлемы из железа и бронзы, стали защищать панцирем также голову, грудь, бока и ноги лошадей. Простой перс, кроме короткой закрытой рубахи-юбки и штанов, носил средней высоты или высокую остроносую обувь со шнуровкой, а на голове — шарообразную кожаную шапку или только повязку, которая удерживала искусно уложенные тугие завитки волос. Бороду и волосы отпускали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Ассирийская держава"

Конспект открытого урока и презентация к нему....

Открытый классный час "Крепка семья - сильна держава"

Открытый классный час для 9 класса. Можно провести 1 сентября....

Открытый урок истории в 5 классе на тему «Ассирийская держава»

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мот...

Презентация к открытому уроку для 5 класса на тему "Ассирийская держава"

Цели: формирование умений применения исторических и географических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучение  местоположения и природных условий, военные завоева...

Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»

Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...

Урок открытия нового знания "Почему погибла Ассирийская держава"

Урок истории по ФГОС в 5 классе по курсу "История Древнего мира" Автор учебника: А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира   5 класс» в ре...