Открытый урок на тему "Греческие колонии на берегах средиземного и черного морей" Разработка урока " Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конкурсный урок на "учитель года"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.47 КБ | |
| 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Саглынская средняя общеобразовательная школа
Овюрского кожууна РТ
Открытый урок в 5 классе по теме
«Греческие колонии на берегах
Средиземного и Черного морей»
Автор – учитель истории Куулар О.А-С
Структура плана учебного занятия.
Раздел: Древняя Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма урока: лабораторно – практическое занятие.
Основная педагогическая технология: технология критического мышления.
Основная педагогическая идея урока – создание колоний способствовало распространению античной культуры и формированию эллинистического мира.
Цели урока:
- способствовать ознакомлению с важнейшим явлением в истории Греции - колонизацией VIII – VIвв. до н. э.; создать условия для определения причин колонизации, развития умений характеризовать направления колонизации, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями; раскрывать последствия Великой греческой колонизации;
- развивать умение работать с учебником, картой, опорным конспектом, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык критического анализа получаемой на уроке информации;
- помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества; воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал – опорный конспект.
Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных.учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая – М: Просвещение, 2013год.
Планируемые результаты:
Предметные универсальные учебные действия | Метапредметные универсальные учебные действия | Личностные универсальные учебные действия |
Узнают: почему древние греки покидали Грецию, какие категории населения переселялись в чужие земли, где основывали эллины свои поселения,устройство колоний, сходство жизни в колониях и в греческих полисах; усвоят понятие «эллинизм». Определят: время и значение греческой колонизации. Научатся: работать с текстом учебника, картой, опорным конспектом; высказывать собственное мнение, суждение. | Познавательные: используют знаково – символические средства, овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные: самостоятельно формулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, учатся работать по образцу, по алгоритму, дают самооценку своей работе. Коммуникативные: умеют работать в паре, в группе, задавать вопросы, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других. | Формирование уважительного отношения к истории, культуре, религии, ценностям народов мира; толерантности; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап –организационный момент. Цель: мотивировать учащихся на учение. | |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. – Добрый день, ребята. | Слушают. |
II этап – вызов. Вызов у учащихся уже имеющихся знаний, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе, определению темы и постановке учебной цели урока. | |
Вопросы и задания: На доске записаны 4 слова, одно из которых является лишним: Афины, Микены, Ольвия, Спарта. Ребятам предлагается выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор (слайд № 3) Учитель сообщает, что Ольвия была греческой колонией, а остальные – полисы Греции. Учитель просит ребят объяснить понятие «полис», показать на карте, записанные на доске полисы (слайд № 4) А кто может объяснить слово «колония»? ( Мы с ним уже встречались в теме «Финикийские мореплаватели»). (слайд № 5) На берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмов, кварталы жилых домов, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке. Вопрос: Какгреческие изделиямогли попастьна берега Средиземного и Черного морей? О чём сегодня мы будем говорить на уроке? | Выбирают лишнее слово, объясняют свой выбор. Объясняют понятие «полис»,показывают на карте, записанные на доске полисы. Объясняют понятие «колонии» (поселения, основанные выходцами из других стран). Высказывают предположения, как греческие изделия могли оказаться вдали от Греции. При ответе учащиеся отмечают, что на территории Причерноморья и Средиземноморья, существовали греческие поселения, об этом свидетельствуют развалины храмов, крепостных стен греческих полисов и иных архитектурных сооружений, а также географические названия, находки предметов быта, вооружения, культа. Совместно с учителем формулируют тему урока. |
III этап – осмысление. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому. Систематизация, отслеживание собственного понимания. | |
Задание: У вас на столе – опорная схема «Великая греческая колонизация». Посмотрите на неё и сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить на уроке. (Приложение 3) Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы? Инструктирует учеников по заполнению опорного листа. Что же такое колонизация? (слайд № 6) Первое, что нужно определить – когда греки основывали свои колонии? Задание: В опорном конспекте на ленте времени (стрелка КОГДА?) укажите хронологические рамки Великой греческой колонизации. Представьте себе, что вы оказались в богатом торговом городе. Здесь собралось несколько сотен человек. Сейчас они нам расскажут об истинных причинах своего отъезда в далекие и неведомые земли. Вопрос: Какие категории населения покидали Грецию? Задание: Запишите шесть категорий колонистов-переселенцев. (стрелка КТО?) (Приложение 3) В 8-6 веках до н.э. в Греции возникали полисы, греческие города-государства были хорошо развиты. НО! тысячи эллинов покидали свою Родину, переселялись в дальние края. Почему древние греки покидали «процветающую» Грецию и переселялись в чужие земли? Что заставляло их бросать родной дом и уезжать в неведомые страны? Вопрос и задание: Каковы причины греческой колонизации? В виде условных обозначений зарисуйте их в опорный конспект (стрелка ПОЧЕМУ?) (слайд № 7) Вопрос: Какое место вы выбрали бы на месте греков для строительства нового колониального поселения? Совершенно верно, древние греки основывали поселения в удобных для жизни местах, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. Задание: С помощью карты в учебнике стр.151 определите местоположение греческих колоний. Назовите важнейшие колонии греков. В опорном конспекте укажите направления греческой колонизации (стрелка КУДА?) (слайд № 8,9) Физкультурная пауза Колонии торговали не только между собой, но с Грецией. Давайте посмотрим, что ввозили и вывозили из колоний в Грецию и наоборот. Синими обозначены товары, которые ввозили в Грецию, оранжевыми- вывозили из Греции в колонии. (слайд № 10) Нам осталось определить итоги греческой колонизации, её значение Вопрос: Что обозначают буквы «Г» и «К»? Почему они именно так направлены? Задание: Прочтите эту часть схемы. Перенесите записи этого блока на опорный лист (слайд № 10) | Изучают опорную схему. (Приложение 1) Формулируют вопросы: Когда? Кто? Почему? Куда? Итоги? В учебнике, карте, презентации опорной схеме. Примерные ответы учеников: Колонизация-освоение и заселение новых территорий внутри или вне своей страны Находят в учебнике (стр.150-151) хронологические рамки Великой греческой колонизации и отмечают на линии времени. Ученики слушают рассказ о греческих переселенцах, работают в парахи вносятв опорный конспект категории переселенцев: 1. Бедняки, задолжавшие знати 2. Крестьяне, потерявшие свои участки 3. Аристократы из тех городов, где к власти пришел демос 4. Вожаки демоса из городов, где победила знать 5. Купцы, разбогатевшие на заморской торговле 6. Ремесленники (Приложение 3) Учащиеся работают в парах с опорным конспектом. Примерные ответы учеников:
Примерные ответы учеников: 1. Поближе к морю, с удобной бухтой 3. Там, где много свободной земли. Учащиеся работают в парах с опорным конспектом. Учащиеся отмечают, что колонии были расположены вдоль Черного и Средиземного морей. Направления колонизации - Малая Азия, Северное Причерноморье. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей), Северная Африка, Южные Апеннины (Сиракузы), Северо-Западное Средиземноморье (Кирена). Многие города были основаны в России и на Украине (Танаис, Темрюк) Учащиеся должны найти стрелки и определить по картинкам, что ввозили в Грецию зерно, мёд, дерево, скот; а вывозили из Греции в колонии статуи, мечи, железо, керамические вазы. «Г» -Греция, «К»-колония Отвечают на вопросы. Работа учащихся с опорным конспектом. |
IV этап – рефлексия. Творческая переработка, анализ, интерпретация полученной информации, подведение итогов, самооценка. | |
Вопрос: Почему греческую колонизацию называют Великой? Каковы последствия колонизации? (слайд № 12) Показывает на слайде презентации, как должен выглядеть опорный конспект в готовом виде; просит учащихся дать самооценку своей деятельности на уроке с помощью ладони и кольца. Рефлексия. Задание: На обратной стороне схемы – ладони (Приложение 4). Впишите в них своё имя. Каждый палец – это позиция, которая выражает ваше отношение к уроку. Представьте себя греческими художниками и нарисуйте кольцо на одном из пальцев:
Сдайте опорный лист на проверку. Инструктаж домашнего задания: 1. Параграф 32, карта, термины. 2. выяснить из дополнительных источников, основывали ли греки колонии на территории России, 3. Для желающих получить оценку «5» даю творческие задания: 1. Придумать рекламу своей колонии, чтобы привлечь туда туристов. 2. Составить рассказ от имени грека-колониста Воспринимают, уточняют, записывают домашнее задание. | Примерные ответы учеников: Греческая колонизация охватила всё Средиземноморье и Причерноморье, приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель. Колонизация носила организованный характер. Она способствовала развитию хозяйства и торговли греческих полисов. Греческая торговля приобрела международный характер. (слайд № 11) Примерные ответы учащихся: Колонизация оказала огромное влияние на весь древнегреческий мир. Она способствовала развитию хозяйства, торговли и кораблестроения, формированию у греков чувства принадлежности к одному народу. Сравнивают свой опорный конспект с образцом, анализируют результат; осуществляют самооценку своей деятельности, определяют своё эмоциональное состояние на уроке. (Приложение 4) Ученики проводят самоанализ, самооценку своей деятельности на «ладони». Сдают учителю опорные схемы. |
1 ученик. Я, бедный земледелец. Мой маленький, неплодородный участок расположен на склоне горы. Лучшая земля принадлежит знатным и богатым. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.
2 ученик. Я, безземельный бедняк. Прошлый год был неурожайным, я взял в долг зерно у знатного и богатого соседа. В срок долг отдать не смог, поэтому у меня отобрали землю. В чужом краю, говорят, много плодородной земли.
3 ученик. Я, торговец. Привожу из Греции в колонии вино, оливковое масло, вазы, ткани, оружие и надеюсь купить здесь пшеницу, мед, рабов. Морская торговля опасна, но она может обогатить.
4, 5 ученики. Мы братья занимаемся ремеслом. Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх. Услышали, что в колониях всегда есть выгодная работа для искусных ремесленников и уверены, что здешние архонты позволят тут навсегда поселиться.
6 ученик. Я происхожу из древнего знатного рода. В полисе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей было убито. Чтобы сохранить жизнь себе и своим близким мне пришлось уехать из Греции, оставив свой прекрасный дом.
вино
оливковое масло
оружие
монеты
статуи из мрамора
вазы
железо
пшеница
рабы
шкуры
мед
дерево
скот
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Ассирийская держава»
Учитель истории: Куулар О.А-С.
5 класс
Цель урока: выяснить развитие и гибель Ассирийской державы.
Задачи:
- Сформировать понятие «держава».
- Познакомиться с географическим положением Ассирии.
- Выяснить причины возникновения и падения могущественной державы – Ассирии.
- Узнать о главном изобретении ассирийцев.
- Воспитывать чувства сочувствия Ассирии угнетенным народам.
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение работать по плану для достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических и географических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия, военные завоевания Ассирийской державы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы работы: Коллективная, работа в парах.
Образовательная среда урока:
Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира». Просвещение, 2014; карта Древний Восток, компьютер, проектор.
Ход урока:
- Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Это не должно вас отвлекать, а наоборот мобилизовать на работу.
- Актуализация знаний.
Игра «Чистая доска». (На доске в разном порядке написаны отгадки).
- Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными словами. Это ответы на вопросы, которые я сейчас вам задам. Если вы даёте ответ на вопрос, то это слово будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы доска оказалась чистой»
- Евреи после странствий и скитаний
Искали плодородную долину,
Ведь Моисей, согласно всем преданьям,
Ведет их в область, названную …(Палестиной)
2. У этой крепости решалась их судьба,
Все это было правда, а не сон,
В едином крике завершилась та борьба,
Название этой крепости…(Иерихон)
- Есть город главный в каждом государстве,
Его столицей называют.
И таким для всех евреев Израильского царства,
Стал город, называемый….(Иерусалим)
4.В его правленье на холме построен храм,
В честь бога Яхве появился он,
Народ был благодарен мастерам,
Правителя же имя …(Соломон)
- Ребята, мы продолжаем наше путешествие по странам Древнего Мира…
- Постановка цели и задач урока.
( Звучит музыка, появляется посланец)
Посланец: Царь Верхнего и Нижнего Египта фараон Нехо 2 отправил меня к вам с посланием. (читает послание)
Я посланец царя Верхнего и Нижнего Египта фараона Псаметиха 2
Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!
Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно и справедливо правит страной! Я, царь Верхнего и Нижнего Египта наслышан, что есть такое государство – Ассирия, столицу которого называют городом крови. Орудия ассирийцев сделаны из какого-то прочного металла. Помогите узнать, где находится эта страна? Правда ли, что они бесстрашные воины, а их цари – владыки вселенной? Задумал я великое дело и нуждаюсь в вашей помощи. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.
Царь Верхнего и Нижнего Египта фараон Псаметих-2
- Ребята, о чем нас просит фараон?
(Ответы детей)
- Давайте сформулируем тему нашего урока…(Слайд) ( Тема записывается в тетради.)
Цели (слайд)
- Таким образом, главным вопросом нашего урока будет «Почему Ассирия смогла построить великую державу, но не смогла ее сохранить?»
-Держава, Великая Держава. Ребята, как вы понимаете это слово «держава».
(Ответы учеников)
Держава- большое и сильное государство. (слайд). (Запись в тетради)
-Итак, Ассирия –великая держава.
- Можно ли нашу страну Россию назвать великой державой? (Ответы учащихся). (Слайд)
-Как зовут нашего президента?
- Ребята, я предлагаю изучить данную тему по такому плану: (Слайд)
(План на доске)
1.Освоение железа.
2.Ассирийское войско.
3.Завоевания ассирийских царей.
4.Библиотека глиняных книг.
-Пункты нашего плана будут считаться учебными элементами темы урока. Прежде чем их рассмотреть, давайте познакомимся с самим государством Ассирия, с его географическим положением.
Дома вы должны были подготовить сообщение о географическом положении Ассирии.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Географическое положение Ассирии. (Слайд) (сообщения учеников)
- Итак, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. (работа по карте) (Слайд)
И первым учебным элементом нашего плана является «Освоение металла». (Запись на доске) (Слайд)
3. Работа с документом
- У вас на столах лежат документы, с которыми мы будем работать в течение урока. Возьмите документ №1 и внимательно его прочитайте.
- Ребята, как повлияло появление железа на жизнь общества?
4. Создание проблемной ситуации
- Почему ремесленники стали использовать железо, а не медь? ( Медная руда встречалась в природе редко и была дорогая)
- Известно, что вавилонский царь Хаммурапи использовал бронзу. Почему ассирийцы стали использовать железо, а не бронзу? Каковы недостатки бронзы? (Значительную часть территории Ассирии составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Железо намного тверже чем бронза)
(Запись на доске: Металл - железо
Преимущество - твердый.
Использование - изготовление орудий труда и оружия).
Вывод: Таким образом, появление железной руды способствовало развитию экономики страны. В первом тысячелетии до нашей эры железным оружием оснащаются большие армии, а именно Ассирийское войско.
- Следующий учебный элемент «Ассирийское войско» (Слайд)
(Запись на доске УЭ-2)
- Откройте учебник на странице 86 и сейчас мы прочитаем 2 пункт нашего параграфа.
- Чем было вооружено ассирийское войско? (железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми металлическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками)
- Почему армия ассирийцев была быстро передвигающейся?
(ассирийцы широко использовали конницу)(Слайд)
-Какие новые технические средства они использовали во время боя? (Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых перебирались вплавь)
(Работа на доске)
Вооружение | Технические средства. Новый вид войск. |
Копья, луки | Конница |
Мечи, | Таран |
Боевые топоры, круглые щиты | Кожаные мешки |
Вывод: Таким образом, армия оснащается оружием из железа, вводятся новые роды войск и виды оружия.
- Итак, сильная армия позволила ассирийцам расширить свои границы. И третьим учебным элементом является «Завоевания ассирийских царей»
(Запись на доске УЭ-3 )
«Завоевания ассирийских царей» (Слайд)
- Сейчас вы поработаете с документом №2 «Завоевания ассирийских царей».
(Работа с документом)
-С какой целью ассирийские цари совершали военные походы в соседние страны? ( С целью обогащения)
-Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? ( Воинов, оружие, коней, домашний скот)
- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый?
- Цари какой известной вам страны также активно вели военные походы? ( Фараоны Египта)
-Почему столицу Ассирии, город Ниневию, называли городом крови? Жестоко расправлялись с врагами)
Как вы думаете, ребята быть жестоким это хорошо или плохо?
Какой урок мы можем с вами вынести из этого?
Может ли жестокость долго жить на земле? (Нет)
(Запись на доске: 1.Цари : отличались жестокостью
2. Завоеванные государства (Вавилон, часть Палестины, горное государство Урарту, Финикию)
3. Составление схемы. (Завоевание ассирийских царей) (Слайд)
Вавилон Финикия Урарту
Ассирия
Часть Палестины Египет
Вывод: Завоевания ассирийских царей привели к образованию военной державы, охватывающей огромные территории.
- Итак мы проследили с вами процесс становления Ассирийской державы.
- Когда умер Ашшурбанапал, Ассирия оказалась ввергнута в гражданскую войну. Один из сыновей Ашшурбанапала с помощью некоего полководца захватил власть, но на деле оказался его ставленником. Полководец вскоре совершил государственный переворот и стал царем Ассирии. Но вскоре был свергнут другим сыном Ашшурбанапала. Тем временем против ассирийского царства восстали вавилонцы, с которыми заключили военный союз мидийцы. В 612 году до нашей эры Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец Ашшурбанапала сгорел, согласно преданию, последний ассирийский царь , чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Великая ассирийская держава погибла.
Запись на доске УЭ- 4
- Не зря бытует поговорка «Кто с мечом придет, от меча и погибнет». (Слайд)
Вывод: сумели завоевать, но не сумели управлять.
-Ассирийская держава распалась в 612 году до нашей эры.
- Ребята, как мы узнаём об истории той или иной страны? (Ответы учащихся)
- Вот мы и подошли к последнему учебному элементу УЭ – 5. Библиотека глиняных книг. (Слайд)
- Дома вы должны были подготовить информацию о библиотеке глиняных книг(сообщения учащихся) (Слайд)
Вывод: Ашшурбанапалом собрана большая библиотека.
Ассирия- государство с развитой экономикой, культурой, имеющее большое влияния на соседние государства.
V. Первичная проверка понимания.
- А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы соединить в единое целое и дать ответ фараону Нехо2. (Слайд-выводы)
- Использование железной руды способствовало развитию экономики страны.
- Оснащение армии оружием из железа, вводятся новые роды войск и виды оружия.
- Завоевания ассирийских царей привели к образованию военной державы, охватывающей огромные территории.
- Сумели завоевать, но не сумели управлять.
- Государство с развитой экономикой, культурой, имеющее большое влияния на соседние государства.
- Ребята, как вы думаете, ответили ли мы фараону на его послание?
- Закрепление.
- Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? (Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восстания)
А теперь попробуйте чётко обосновать ответ на вопрос «Почему Ассирийская держава смогла построить великую державу, но не смогла ее сохранить?» (Силу Ассирии подточили восстания народов покоренных территорий и гражданские войны)
2.Составление синквейна.
-Что такое синквейн? (Стихотворение с пятью строками).
Составьте и запишите синквейн по нашей теме урока.
1 строка- существительное (тема урока)
2 строка- два прилагательных
3 строка- три глагола
4 строка- цитата по уроку
5 строка- синоним
Ассирия
Могущественная Жестокая
Завоевывала угнетала порабощала
Кто с мечом придет, от меча и погибнет
Город крови
- Домашнее задание: (Слайд)
Информация о домашнем задании.
1 уровень: Параграф 18, вопросы 1-4
2 уровень: Подготовить презентацию об Ассирии.
- Саморефлексия.
- На ваших столах лежат смайлики. Если вам все было понятно, покажите веселый смайлик, если, что-то вы не поняли- то грустный смайлик.
Оценивание своей работы на уроке. (Смайлики)
- Оценки.
Ребята, вы все работали отлично, всем спасибо, до свидания! (Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 5 класса Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
Тест для проверки домашнего задания "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"
Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Мини-тест для проверки домашнего задания к параграфу "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Есть ответы.
Предназначен для 5 класса...

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...
Урок истории в 5 классе - Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
Проект учебного занятия в 5 классе по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»...

Презентация к уроку "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"
В презентации представлены материалы к уроку "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей" для учащихся 5-х классов....

Конспект урока по теме: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
Познакомить учащихся с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией VIII–VI вв. до н. э....
