Главные вкладки

    Урок истории в 5 классе - Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Проект учебного занятия в 5 классе по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx218.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №1

    города Тулуна Иркутской области

    Проект учебного занятия в 5 классе

    по теме

    «Греческие колонии на берегах

    Средиземного и Черного морей»

    Автор – учитель истории и обществознания

    Ламина Марина Дмитриевна

                                                                    

                                                            

    2014год

    Структура плана учебного занятия.

    Раздел: Древняя Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

    Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Форма урока: лабораторно – практическое занятие.

    Основная педагогическая технология: технология критического мышления.

    Основная педагогическая идея урока – создание колоний способствовало распространению античной культуры и формированию эллинистического мира.

    Цели урока:

    • способствовать ознакомлению с важнейшим явлением в истории Греции - колонизацией VIII – VI вв. до н. э.; создать условия для определения причин колонизации, развития умений характеризовать направления колонизации, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями; раскрывать последствия Великой греческой колонизации;
    • развивать умение работать с учебником, картой, опорным конспектом, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык критического анализа получаемой на уроке информации;
    • помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества; воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

    Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал – опорный конспект.

    Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник  для общеобразовательных. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая – М: Просвещение, 2013год.

    Начальные условия: в классе 27 учащихся. У большей части учеников достаточно сформированы познавательные мотивы,  они усваивают информацию на высоком уровне.

    Планируемые результаты:

    Предметные у. у. д

    Метапредметные у. у. д

    Личностные у. у. д

    Узнают: почему древние греки покидали Грецию, какие категории населения переселялись в чужие земли, где основывали эллины свои поселения, устройство колоний, сходство жизни в колониях и в греческих полисах; усвоят понятие «эллинизм».

     Определят:  время и значение греческой колонизации.

    Научатся: работать с текстом учебника, картой, опорным конспектом; высказывать собственное мнение, суждение.

    Познавательные: используют знаково – символические средства, овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений.

    Регулятивные: самостоятельно формулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, учатся работать по образцу, по алгоритму, дают самооценку своей работе.

    Коммуникативные: умеют работать в паре, в группе, задавать вопросы, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

     Формирование уважительного отношения к истории, культуре, религии, ценностям народов мира; толерантности; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I этап - орг. момент. Цель: мотивировать учащихся на учение.

    Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    – Добрый день, ребята.
    – Прежде чем начать урок, я хочу вам рассказать одну историю.
    На фронтоне древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были 7 мудрецов древности. Что же они хотели сказать?
    В то время знания о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности.
    Вот вы, ребята, знаете, что  умеете, какие  знания у вас имеются, приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А, узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого.  И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой  писали древние мудрецы.
    Я желаю, чтобы к концу нашего  урока вы смогли подняться еще на одну ступеньку выше той, на которой вы  сейчас стоите. Что ж, в добрый путь!

    Слушают.

    II этап – вызов. Вызов у учащихся уже имеющихся знаний, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе, определению темы и постановке учебной цели урока.

    Вопросы и задания:

    На доске записаны 4 слова, одно из которых является лишним: Афины, Микены, Ольвия, Спарта. Ребятам предлагается выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор.

    Учитель сообщает, что Ольвия была греческой колонией, а остальные – полисы Греции. Учитель просит ребят объяснить понятие «полис», показать на карте, записанные на доске полисы.

    А кто может объяснить слово «колония»? ( Мы с ним уже встречались в теме «Финикийские мореплаватели»). (1 слайд презентации)

     

    На берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмов, кварталы жилых домов, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке.

     Вопрос:

     Как греческие изделия могли попасть на берега Средиземного и Черного морей?

     (2слайд)

    О чём сегодня мы будем говорить на уроке?

    Выбирают лишнее слово, объясняют свой выбор.

    Объясняют понятие «полис», показывают на карте, записанные на доске полисы.

    Объясняют понятие «колонии» (поселения, основанные  выходцами из других стран).

    Высказывают предположения, как греческие изделия могли оказаться вдали от Греции.

     При ответе учащиеся отмечают, что на территории Причерноморья и Средиземноморья, существовали греческие поселения, об этом свидетельствуют развалины храмов, крепостных стен греческих полисов и иных архитектурных сооружений, а также географические названия,  находки предметов быта, вооружения, культа.

    Совместно с учителем формулируют тему урока. (3 слайд)

    III этап – осмысление. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому. Систематизация, отслеживание собственного понимания.

    Задание:

    У вас на столе – опорная схема «Великая греческая колонизация». (4 слайд) Посмотрите на неё и сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить на уроке.

    Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы?

    Инструктирует учеников по заполнению опорного листа.

    (6 слайд)

    Первое, что нужно определить – когда греки основывали свои колонии?

    Задание: 

    В опорном конспекте на ленте времени (стрелка КОГДА?) укажите хронологические рамки Великой греческой колонизации.

    Представьте себе, что вы оказались в богатом торговом городе. Здесь собралось несколько сотен человек. Сейчас они нам расскажут об истинных причинах своего отъезда в далекие и неведомые земли.

     Вопрос: 

    Какие категории населения покидали Грецию? (6 слайд).

    Задание: 

    Запишите шесть категорий колонистов-переселенцев. (стрелка КТО?) (6 слайд)

    В 8-6 веках до н.э. в Греции возникали полисы, греческие города-государства были хорошо развиты. НО! тысячи эллинов покидали свою Родину, переселялись в дальние края. Почему древние греки покидали «процветающую» Грецию и переселялись в чужие земли? Что заставляло их бросать родной дом и уезжать в неведомые страны?

    Вопрос и задание:

     Каковы причины греческой колонизации? В виде условных обозначений зарисуйте их в опорный конспект (стрелка ПОЧЕМУ?) (7 слайд).

    Вопрос: 

    Какое место вы выбрали бы на месте греков для строительства нового колониального поселения?

    Совершенно верно, древние греки основывали поселения в удобных для жизни местах, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. 

    Задание: 

    С помощью карты в учебнике стр.151 определите местоположение греческих колоний. Назовите важнейшие колонии греков. В опорном конспекте укажите направления греческой колонизации (стрелка КУДА?) (слайд 8)

    Физ. пауза (проводится под греческую мелодию «Сиртаки»).

    Нам осталось определить итоги греческой колонизации, её значение (слайд 9).

    Вопрос: 

    Что обозначают буквы «Г» и «К»? Почему они именно так направлены?

    Задание: 

    Прочтите эту часть схемы. Перенесите записи этого блока на опорный лист.

    В готовом виде опорная схема должна выглядеть так (слайд 10)

    Изучают опорную схему.

     (Приложение 1)

    Формулируют вопросы:

    Когда?

    Кто?

    Почему?

    Куда?

    Итоги?

    В учебнике, карте, презентации опорной схеме.

    Находят  в учебнике (стр.150-151) хронологические рамки Великой греческой колонизации

    и отмечают на линии времени.

    Ученики слушают рассказ о греческих переселенцах,  работают в парах и вносят в опорный конспект

    категории переселенцев:

    1. Бедняки, задолжавшие знати

     2. Крестьяне, потерявшие свои участки

    3. Аристократы из тех городов, где к власти пришел демос

    4. Вожаки демоса из городов, где победила знать

    5.  Купцы, разбогатевшие на заморской торговле

    6.  Ремесленники

    (Приложение 3)

    Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

    Примерные ответы учеников:

    1. Рост населения в Греции
    2. Захват земли знатью
    3. Нехватка плодородных земель для простых греков
    4. Не доставало продуктов питания, возникла опасность голода
    5. Угроза долгового рабства
    6. Борьба демоса и знати
    7. Необходимость развития торговли

    Примерные ответы учеников:

    1. Поближе к морю, с удобной бухтой
    2. Рядом с пресной водой

    3. Там, где много свободной земли.

    Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

    Учащиеся отмечают, что колонии были расположены вдоль Черного и Средиземного морей. Направления колонизации  - Малая Азия, Северное Причерноморье. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей ), Северная Африка, Южные Апеннины (Сиракузы), Северо-Западное Средиземноморье (Кирена) (слайд 9).

    Отвечают на вопросы.

    Работа учащихся с опорным конспектом.

    IV этап – рефлексия. Творческая переработка, анализ, интерпретация полученной информации, подведение итогов, самооценка.  

    Вопрос:  

    Почему греческую колонизацию называют Великой?

    Показывает на слайде презентации,  как должен выглядеть опорный конспект в готовом виде; просит учащихся дать самооценку своей деятельности на уроке с помощью ладони и кольца.

    Рефлексия.

    Задание:

    На обратной стороне схемы – ладони (Приложение 2). Впишите в них своё имя. Каждый палец – это позиция, которая выражает ваше отношение к уроку. Представьте себя греческими художниками и нарисуйте кольцо на одном из пальцев:

    • большой – для меня это важно и интересно;
    • указательный – я получил (а) конкретные рекомендации, многому научилась;
    • средний – мне было трудно, но я старался (ась);
    • безымянный – не понравилось;
    • мизинец – для меня было недостаточно.

    Сдайте опорный лист на проверку.

    Примерные ответы учеников:

    Греческая колонизация охватила всё Средиземноморье и Причерноморье, приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель. Колонизация носила организованный характер. Она способствовала развитию  хозяйства и торговли греческих полисов. Греческая торговля приобрела международный характер.

    Сравнивают свой опорный конспект с образцом, анализируют результат; осуществляют самооценку своей деятельности, определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

    (Приложение 4)

    Ученики проводят самоанализ, самооценку своей деятельности на «ладони».

    Сдают учителю опорные схемы.

     Инструктаж домашнего задания:

    1. Параграф 32, карта, термины.

    2.  выяснить из дополнительных источников, основывали ли греки колонии на территории России,

    3. Для желающих получить оценку «5» даю творческие задания:

    1. Придумать  рекламу своей колонии, чтобы привлечь туда туристов.
    2. Составить рассказ от имени грека-колониста

    Воспринимают, уточняют, записывают домашнее задание.

    Приложение 1

    C:\Users\123\Desktop\греческие колонии\греч колонии.jpg

    Приложение 2

    C:\Users\123\Desktop\греческие колонии\гре колонии.jpg

    Приложение 3

    1 ученик. Я,  бедный земледелец. Мой маленький,  неплодородный участок расположен на склоне горы. Лучшая земля принадлежит знатным и богатым. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.

    2 ученик. Я,  безземельный бедняк. Прошлый год был неурожайным, я взял в долг зерно у знатного и богатого соседа. В срок долг отдать не смог, поэтому у меня отобрали землю. В чужом краю, говорят, много плодородной земли.

    3 ученик. Я,  торговец. Привожу из Греции в колонии вино, оливковое масло,  вазы, ткани, оружие и надеюсь купить здесь пшеницу, мед, рабов. Морская торговля опасна, но она может обогатить.

    4, 5 ученики. Мы братья занимаемся ремеслом. Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх. Услышали, что в колониях всегда есть выгодная работа для искусных ремесленников и уверены, что здешние архонты позволят тут навсегда поселиться.

    6 ученик. Я  происхожу из древнего знатного рода. В полисе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей было убито. Чтобы сохранить жизнь себе и своим близким мне пришлось уехать из Греции, оставив свой прекрасный дом.

    Приложение 4

    Впишите в ладонь своё имя.

    Представьте себя греческими художниками и нарисуйте кольцо на одном из пальцев:

    • большой – для меня это важно и интересно;
    • указательный – я получил (а) конкретные рекомендации, многому научилась;
    • средний - мне было трудно, но я старался (ась);
    • безымянный - не понравилось;
    • мизинец – для меня было недостаточно.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест для 5 класса Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

    Тест для проверки домашнего задания "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

    Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

    Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

    Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

    Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...

    20_01_5класс_Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

    20_01_5класс_Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей...

    Презентация к уроку "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

    В презентации представлены материалы к уроку "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей" для учащихся 5-х классов....