План - конспект урока "Законы Хамураппи"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Данный урок предназначен учащимся 5 классов, при изучении нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakony_khammurapi.rar17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Цель урока:

        1. Сформировать представление о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона.

       2. Познакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона.

       3. Продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Основные понятия и термины: закон

Личность в истории и: Хаммурапи.

Оборудование урока: карта «Передняя Азия в древности»

План урока:

1.  Проверка знаний.

2.  Вавилонское царство и его рассвет.

3.  Личность в истории Хаммурапи.

4. Работа над понятием закон.

5. Находка «Законов Хаммурапи».

Ход урока.

1.Проверка знаний.

А) рассказать о географическом положении Междуречья.

Б) устный опрос.

  • Какие природные явления происходили с реками в этой стране?
  • Почему говорят, что обе реки давали возможность заниматься земледелием?
  • Какие еще занятия существовали у жителей этой страны?
  • Какие признаки цивилизации существовали здесь?

2. Вавилонское царство и его рассвет.

Рассказ учителя.   Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье.

(сообщение О государстве Вавилон.)

      Вавилон в 7-6 вв. до н.э. – столица могущественного царства. Вавилон был огромным, крупнейшим в тогдашнем мире городом с населением около 200 тыс. человек. В Вавилоне было много трех- и четырехэтажных домов, были широкие и прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом. Город был обнесен двумя рядами стен, укрепленных сотнями башен. Главная стена была настолько толста, что на ней могли бы разъехаться две встреченные колесницы. Внутренняя стена и парадные городские ворота посвящены богине плодородия Иштар. Ослепительно ярко сверкают на солнце эти ворота, украшенные синими и оранжевыми плитками из обожженной глины.

Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет.

3. Личность в истории Хаммурапи

Учитель:  Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи.

(сообщение о  царе Хаммурапи .)

     Хаммурапи – шестой царь династии Вавилонии, правил с 1792 – 1750 гг. до н.э.. он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Хаммурапи назначал правителей областей и городов, руководил войском, по его приказу проводились каналы. Однако  в отличии от фараонов, вавилонский царь богом не назывался: он получал власть от бога и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских слуг.

4. О находке свода законов – «кодекса Хаммурапи».

Рассказ учителя. Знаменитый памятник древне вавилонской юридической мысли и письменности был найден в конце 1910 г. французской археологической экспедицией под руководством Ж.де Моргана при раскопках на месте, где в древности находились Сузы, столица эламского царства, восточного соседа Вавилонии.

      Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из чистого базальта в верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне.  Шамаш,  покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Несмотря на то, что стела была найдена расколотой на части, состояние памятника достаточно хорошее. Установлено, что на лицевой стороне столба было вырезано несколько столбцов, содержащих 35 статей из 282 во всем памятнике.

      Созданные по приказу Хаммурапи законы вступили в силу уже под конец его правления. Значение законов Хаммурапи входит за пределы правлении самого царя. Они стала своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно знать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.

5. Работа над понятием «закон».

Учитель: А как вы понимаете слово закон? Для чего нам нужен закон? (Закон – строгое непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства.)

Работа с историческим документом.

  • На какие группы делилось население Вавилонского царства?
  • Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?
  • Каких домашних животных разводили жители Вавилона?
  • Что умели делать жители этой страны?
  • Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?
  • Как наказывали рабов?
  • Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?
  • Для чего нужны были такие законы?

6. Закрепление материала.

Учащиеся класса показывают сценку, затем актеры и зрители участвуют в обсуждении.

Действующие лица: Богач, Раб, Купец, Глашатай, Начальник стражи.

Входит Богач в сопровождении Раба, несущего огромный мешок. Купец наблюдает за ними.

Богач. Сиди здесь (удар плетью) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евратом! (уходит)

Купец. Куда ушел твой хозяин?

Раб. Он ушел к судье, господин.

Купец. Он хочет судить тебя, ты провинился?

Раб. Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от неё больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.

Купец. Да, нелегко тебе живется.

Раб. А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?

Купец. Я купец. Мой корабль стоит в гавани. У него на носу золоченая богиня удачи, такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.

Раб. Я знаю три языка, умею считать.

Купец (перебивая). Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль, ты получишь свободу.

Раб. Спасибо тебе, господин! (падает в ноги купцу. Затем из мешка делает чучело прислоняет его к дереву.) (Богач выходит из дома, пинает чучело) и

Богач. Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, я относился к нему, как к родному сыну!

(на площадь выходит отряд воинов, впереди бежит глашатай.)

Начальник стражи. Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи.

Глашатай. (читает). Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленных богами,  указует: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается укравшему чужого раба…

Богач. (прерывая глашатая) Да будут благословенны твои дни, повелитель! Теперь берегись, проклятый вор!

Начальник стражи. Как смеешь ты говорить, перебивая царского глашатая? Эй, стража!

Богач. (падает в ноги). Прости, великий! (дает начальнику стражи мешочек с деньгами). Пусть это поможет забыть тебе о моем невольном поступке.

Начальник стражи. Ладно уж…

Глашатай (продолжает чтение). Я Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны!

Начальник стражи. А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя!

Вопросы и задания.

  • Будет ли богач заявлять в суд о бегстве раба, требовать его возвращения и смерти купца?
  • Решится ли богач обвинить Начальника стражи в получении взятки?
  • Для кого был выгодны эти законы?

Домашнее задание. Попытайтесь сочинить и написать второе действие этого спектакля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект Законы Хамураппи

Тема: Древний Вавилон Цели урока:образовательная: учащиеся знакомятся с законами царя Хаммурапи;развивающая: учатся анализировать документы, обобщать, делать выводы;воспитательная: осознают...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....