Быт и нравы Древней Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Стародубец Яна Александровна

Быт и нравы Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_i_nravy_drevney_rusi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Быт и нравы Древней Руси

Цель:

1. Показать учащимся различия, существовавшие в быту горожан от быта сельских жителей.

2. Привнести в сознание учащихся уважение к традициям воспитания в Древней Руси.

3. Заинтересовать учащихся к истории русского государства. Продолжить развитие умения работать с заданиями на соответствия, вставить пропущенные слова, с понятиями, поиск ответов на вопросы в учебнике, работа с презентацией.

План занятия:

  1. Повседневная жизнь земледельцев и горожан.
  2. Жилище и одежда.
  3. Военное дело.

Задача:  Проследить различия в быту, жилищи и одежде горожан и земледельцев.

Ход урока.

Орг. Момент. Здравствуйте! Подровнялись, улыбнулись. Рада всех вас видеть. Садитесь.

Проверим заданное домашнее задание.

Опрос. Индивидуальный опрос.

  • Вставить пропущенные слова (карточка)
  1. Софийский собор в Киеве был построен … Ярославом.
  2. Автор «Слова о законе и Благодати»… Илларион.
  3. Христианство на РУСИ принято…988.
  4. Как назывались иллюстрации в рукописных книгах… миниатюры.
  5. Кто в своём произведении пытался ответить на вопрос «Откуда есть пошла земля Русская»… Нестор

  • Соотнесите высказывания с личностями, которым они принадлежат:

(на доске)

«От этого ли черепа принять мне смерть?»

 «Не подниму руки на брата своего!»

              Борис

              Владимир

«Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого»        Олег

Карточка: объяснить значения слов - миниатюра, патриотизм, житие

Фронтальный опрос. Вопросы в учебнике с.53 №1,2,4,5  

Мостик. И так, на прошлом занятии мы с вами познакомились с культурой Древней Руси. И знаем, что Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры, которое выражалось в устном нар.творчестве, письменности и лит-ре, зодчестве и ремесле.

Актуализация. На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с жизнью восточных славян. Узнаем с вами, чем отличалась жизнь горожан от жизни земледельцев. Что представляло собой военное дело в Древнерусском государстве. А так же выясним, существовали различия в одежде и жилищи у земледельцев и горожан. И так, тема нашего урока «Быт и нравы Древней Руси»

Объяснение новой темы

  1. Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.
  • Что же такое образ жизни?  Характеристика всех сторон жизни человека или отдельных слоёв населения.

Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от разбойников, а на юге — от кочевников.

Чем занимались городские жители? Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством)

На Руси семьи были большими. Главой семьи был старший из мужчин. В семье жили и вели своё хозяйство не отделившиеся сыновья со своими женами и детьми. Младшие подчинялись старшим. Воспитание детей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сестрами, помогали матери по хозяйству, учились у нее прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду.

  • Как отличалось воспитание детей богатых и знатных семей от воспитания в бедных семьях? Найдите ответ в учебнике на стр. 66 (2 абзац)-  (мальчиков с 5 лет начинали учить грамоте и воспитывали сообразно будущей службе. По обычаю воспитание занимался дядя.)

Долгими зимними вечерами женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, вспоминали минувшие дни, слушали былины.

Развлечением же знати были соколиная, ястребиная, псовая охота и пиры.

  • Откройте с.72 прочитаем документ о древнерусских пирах.
  • Объясните последнюю строчку в этом документе: «Вельможи и знаменитые духовные особы мешались столпами гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца».

Вывод: Таким образом, мы видим, что жизнь городского населения и сельского отличался во многом. Занятия были различны, воспитание в семьях также было различным. Но, не смотря на сословные различия, богатые и бедные присутствовали на больших мероприятиях пирах вместе.

  1. Три основы природы играли важную роль в жизни восточнославянских племен, оказывая влияние на ход и развитие их жизни.    Жизнь древнего русича была небезопасна. Племена кочевников часто нападали на русские поселения, жгли дома, людей угоняли в рабство. Поэтому поселяне вынуждены были защищаться. Вокруг селения всегда строилась стена из частокола.

 В далекие времена все больше не поля, а леса покрывали землю. Сначала нужно было отвоевать землю  у леса. Обычно выбирали нужный участок земли и выжигали на нем лес, зола служила хорошим удобрением, затем засевали поле разными злаками. Крестьянин пахал землю сохой два-три раза, ибо она плохо рыхлила почву. После пахоты поле боронили.

К севу крестьянин готовился особо: накануне мылся в бане, чтобы хлеб уродился чистым, без сорняков. В день сева надевал белую рубаху и с лукошком  на груди выходил в поле. Сеяли только отборное зерно.                                                                                  

«Лучше голодай, а добрым семенем засевай»  - гласит народная мудрость.

Забирал сеятель из лукошка горсть зерна и через каждые два шага размеренными движениями руки разбрасывал его веером налево и направо.   Поэтому-то для сева выбирался тихий, безветренный день. Крестьянин сеял рожь, пшеницу, овес, ячмень и гречиху.

   В старину плотники на Руси строили без единого гвоздя: дорогие они были в те времена, да к тому же быстро ржавели и разрушали древесину. Издревле строили жилища из дерева, и этому было много причин.

 Во- первых, русская земля всегда была богата лесами.

 Во-вторых, дерево, как строительный материал было очень дешевым.  

Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. В нем всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. Однако есть у дерева заклятые враги: огонь и влага.

Почетное место в избе занимал  «красный угол». Он находился по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Здесь же стоял и обеденный стол.

           

        Князья и бояре жили в хоромах – это жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединённых сенями и переходами. Недалеко от хором находились жилища господских управителей, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зерновые ямы, погреба, амбары -  в них хранились различные продукты. Неподалёку находилась баня. Все постройки объединялись единым двором.                                          

  • Назовите, какие типы жилищ были в древней Руси.-

  1. Обратите внимание на слайд. Здесь изображены два человека - знатного происхождения и сельский житель.

Назовите предметы одежды богатых людей - шапка, кафтан, пояс, сапоги.

Назовите предметы одежды бедного населения – рубаха, пояс, порты, онучи, лапти.

  • порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки
  • узкие и длинные куски ткани, которые оборачивали ноги — онучи

  • Как вы думаете, чем отличалась одежда знатного человека от крестьянина?

У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщовая рубашка. Поверх нее надевалась понёва — шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — шелковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.

Несколько позже появились длинные широкие платья без застежек впереди. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твердого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом.

4. Рассмотрим четвёртый вопрос нашего занятия.

  • Прочитайте на с.66 пункт «Военное дело»

  • Посмотрите на с.67, там  изображены доспехи и вооружение русского воина: арбалет, лук, колчан со стрелами, сабля, шлем, кольчуга.
  • Как называли профессиональных воинов?
  • Как называли народное ополчение?

Закрепление.

Отгадайте русские народные загадки об одежде.

  1. Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу – привечу (шапка)
  2. По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл (порты)
  3. Днём обручем, ночь змеёй (пояс)
  4.  Широка да тонка, Надувает бока, Весь день на мне ездит. Не слезая сидит, А ночь придёт – Свернётся и спит (рубашка)

Вывод: Таким образом, Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

Д.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быт и нравы Древней Руси

Презентация к уроку по теме "Быт и нравы Древней Руси" в 6-ом классе....

Урок истории в 6 классе на тему "Быт и нравы Древней Руси"

На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....

Презентация по истории России для 6 класса. Тема: "Быт и нравы Древней Руси".

Презентация предназначена для изучения быта и нравов в Древней Руси по программе 6 класса....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс

Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление...

урок с презентацией Быт и нравы Древней руси

материал расширяет представление о орудиях труда, одежде, обычаях народов, проживавших в Древней Руси...