Урок истории в 6 классе на тему "Быт и нравы Древней Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Шашкова Наталья Вениаминовна

На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быт и нравы Древней Руси Урок истории 6 класс Автор: учитель истории МКОУ «Добрынская ООШ» Шашкова Н.В.

Слайд 2

Русь в IX – XI веках

Слайд 4

Проблемный вопрос: Что повлияло на формирование самобытности русского народа?

Слайд 7

Земледельческие орудия труда: 1. Соха; 2. Цеп; 3. Рало; 4. Палка; 5. Серп; 6. Коса; 7. Борона-суковатка. 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 классе.

                                                                                       Учитель: Шашкова Н.В.

                                                                                                   Добрынская ООШ

Тема: «Быт и нравы Древней Руси».

Цели урока:

  1. Рассказать об особенностях быта и нравах в Древней Руси.
  2. Показать трудолюбие, выносливость и смекалку русских людей.
  3. Продолжить развитие умения работать с исторической картой и
    историческими документами.
  4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование:

карта «Русь в IX-XII веке», презентация.

План изучения нового материала.

  1. Состояние Руси в IX-XII веках и особенности образа жизни.
  1. Повседневная жизнь, быт и нравы:
    А) быт (одежда, жилище);

Б) ремесла, военное дело;

В) нравы жителей Древней Руси .

Ход урока.

Слово учителя. 

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети словно крепкие дубки».

 -Прослушав музыку, строчки из стихотворения : Скажите, что мы изучаем с вами на протяжении нескольких уроков? (восточных славян, первых русских князей, древнерусское государство).

 Сегодня мы продолжим изучение Древней Руси, вспомним что мы уже узнали.

Вопрос.

1.  Перечислите основные княжества Руси. Охарактеризуйте их.

2.  Назовите особенности культуры Древнерусского государства.

3.  Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

4. Какие жанры существовали в древнерусской литературе?

ВЫВОД:

Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития для своего времени, Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседних государств. Древнерусская культура стала большой частью мировой культуры.

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Города и деревни в Древней Руси были очень непохожи. В городах жили феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди: мастера, мелкие торговцы, работные люди, с другой стороны. Их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах и бармах, серебряные браслеты с изображением русальных игрищ.

Крестьяне были привязаны к своему миру крепче,а кругозор горожан был несравненно шире, чем крестьян, привязанных к своему ограниченному мирку в несколько деревень. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать. Но деревенских жителей было намного больше, чем горожан, и свой быт они тоже старались улучшить.

 Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с повседневной жизнью, обычаями, нравами восточных славян, жителей города и деревни, выявим характерные черты русского быта, что такое БЫТ, НРАВЫ?

и ответим на вопрос:

 Что повлияло на формирование нравов, самобытности русского народа?

Сообщение «Основные занятия жителей Древней Руси». 2, 3слайд

Сообщение «Жилище жителя Древней Руси». 4,5,6 слайды

Слово учителя

Принятие христианства изменило нравы славян, но языческое прошлое наложило свой отпечаток и на повседневную жизнь народа. 7, 8 слайды

2. Работа по группам.

1 группа «Одежда, жилища славян» (пользуются литературой)

Вопросы  Новые понятия: слобода, хоромы.

Слобода-это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности.

Хоромы –жилище князей и бояр состоящее из нескольких строений в центре которых находился терем.

В нашем школьном музее есть уголок  крестьянской избы. Вы не раз  посещали наш музей , Скажите какой угол из четырёх там представлен ?

 ( красный угол)

2 группа «Военное дело» (пользуются Интернетом)

Дополнение для учителя: ядром армии была Старшая и младшая дружина.

У Киевского князя насчитывалось от 500-800 дружинников. Были и личные телохранители – отраки. Командовали полками – воеводы Воинов называли –вои .Они были вооружены: луками, стрелами, копьями, тяжёлыми боевыми топорами, щитами) Сражение начинались с поединка богатырей.

3 группа «Культура, быт и нравы жителей Владимирского края» (пользуются медиапособием, диском)

Какие общие черты нашего края с уже названными вы заметили?

Презентация работ (с кадрами презентации).

Работа с документом (документ у детей)

 В.О.Ключевский писал о характере русского человека : «В Европе нет народа более выносливого. Притом по самому свойству края каждый угол его, каждая местность задавала поселенцу трудную хозяйственную загадку: где было изучить свое место, все его условия, чтобы высмотреть угодье, разработка которого могла бы быть наиболее прибыльна… Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс…»

О чём писал великий историк?

Вывод: Великороссы были очень выносливыми и приспосабливались ко всем особенностям края.

Ответ на проблемный вопрос: Что повлияло на нравы, самобытность русского народа?

 (последний кадр презентации как проверка)

( Учитель читает финальное стихотворение)

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Фенечки в подарок как оберег.

Д/3 параграф 8,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

Презентация по истории России для 6 класса. Тема: "Быт и нравы Древней Руси".

Презентация предназначена для изучения быта и нравов в Древней Руси по программе 6 класса....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс

Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление...

Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» ...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема: «Культура и быт древних греков»

Технологическая карта урока  истории 5 классТема: «Культура и быт  древних греков» Тип урокаизучение нового материала с закреплением ранее изученного и элементами практическ...

Урок истории «Быт и нравы Древней Руси»

Разработка методического материала по организации воспитательной и образовательной деятельности в музее образовательной организации...