Технологическая карта урока истории 5 класс Тема: «Культура и быт древних греков»
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Видюлина Светлана Викторовна

Технологическая карта урока  истории 5 класс

Тема: «Культура и быт  древних греков» 

Тип урока

изучение нового материала с закреплением ранее изученного и элементами практической работы

Технологии и методы

Технология  развивающего обучения. Технология проектирования учебной деятельности.

 

Цель

Обучающая: создать условия для знакомства учащихся с повседневной жизнью греков: устройством греческого дома, одеждой древних греков, их трапезой, распорядком дня афинского гражданина и жизнью женщины; сформировать, представление об образе жизни древних греков.

Развивающая: развитие опыта рефлексивной деятельности учащихся, формирование исторического мышления, умения работать с дополнительной литературой, документами, рисунками и схемами, развитие умений работы в группе, формирование познавательного интереса.

Воспитательная: воспитание у учащихся толерантности, чувства взаимопомощи, ответственности

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka_5_klass_istoriya.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  истории 5 класс

Тема: «Культура и быт  древних греков»  

Тип урока

изучение нового материала с закреплением ранее изученного и элементами практической работы

Технологии и методы

Технология  развивающего обучения. Технология проектирования учебной деятельности.

Цель

Обучающая: создать условия для знакомства учащихся с повседневной жизнью греков: устройством греческого дома, одеждой древних греков, их трапезой, распорядком дня афинского гражданина и жизнью женщины; сформировать, представление об образе жизни древних греков. 

Развивающая: развитие опыта рефлексивной деятельности учащихся, формирование исторического мышления, умения работать с дополнительной литературой, документами, рисунками и схемами, развитие умений работы в группе, формирование познавательного интереса. 

Воспитательная: воспитание у учащихся толерантности, чувства взаимопомощи, ответственности

Планируемый результат

Метапредметные: 

-  способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации)

Предметные умения

- применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона, своей страны

Личностные: 

- формировать эстетического отношения к миру, компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  •  Личностные УУД: осваивать новые социальные роли и правила, осознавать свои эмоции
  • Регулятивные УУД: работать по плану, сверяясь с целью, предлагать решения учебных задач
  •  Коммуникативные УУД: развивать у учащихся умения ориентироваться в информационном потоке, полно и точно выражать свои мысли; оценивать работу группы
  • Познавательные УУД: умения анализировать и находить необходимую информацию, делать выводы

Организация пространства

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Учебник, дополнительные тексты, карточки, проекты и сообщения учащихся.

Технические средства обучения: компьютер, презентация, медиапроектор

Дидактические  задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Активизация деятельности и сосредоточение внимания

Мотивация для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Используя ключевые слова, определить цели урока  и пути решения достижения цели

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Обеспечение освоения новых знаний

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями (используя лист самооценки)

Этапы  урока

Формируемые умения

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

умение организовать  свою работу

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников

Личностные :

делать свой личный выбор

Приветствие. Слово учителя.

Эпиграф урока:

«Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны». 

ЭСХИЛ - философ и        драматург

Самопроверка, настрой на работу.

II. Актуализация знаний

Метапредметные  УУД

Познавательные:

отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез.

Регулятивные:

выдвигать версии

Взаимосвязь предыдущего урока с настоящим.

На экране изображения с заданиями на тему культура  и повседневная жизнь древних греков.

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания, опираясь на знания ранее изученного материала по различным темам:  

1. Географическое расположение Греции, части Греции.

2. Мифы древней Греции

3. Греческие боги

(слайд 3- 7)

4. Понятие культура

5. Элементы греческой культуры: а) Архитектура

       б)  Акрополь

           в) Скульптура

        г)  Праздники

        д)  Театр

(слайд  8-17)

Физкультминутка:

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли

Повернулись вправо, влево

Руки опустили, встряхнули ими…

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево

Тихо сели – вновь за дело!

Учащиеся анализируют изображения,  отвечают на вопросы, выполняют задания устно и письменно (работа индивидуальная и в парах)

Устный ответ учащихся, письменная  работа по карточкам

III. Тема, цель, задачи урока.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Метапредметные  УУД

Познавательные :

умение осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные :   умение вести диалог.

Регулятивные :

формулирование проблемы (цели урока), планирование деятельности на уроке.

Поэтапное погружение в тему урока: название темы урока, объяснение понятия быт и его составляющие. Цель, задачи. (слайд 19,20)

Создает   проблемную ситуацию:  

А сможет ли древний грек комфортно пожить в нашем городе сегодня 2-3 дня, а мы в Древней Греции? Что же нужно сделать, чтобы понять как жили древние греки?   Чтобы достичь поставленной цели нам необходимо провести небольшое исследование. Для этого мы должны прослушать проекты и сообщения учащихся, выполнить задания в группах.

Проговаривает, что для успешного выполнения задания необходимо спланировать свою деятельность (последовательность действий), а также проверить соответствует ли полученный вами результат цели урока.

Надо быть:

1) активными, собранными;

2) сосредоточиться на выполнении задания в группах, при выполнении заданий в группе помогать друг другу.

Обращает внимание на критерии при выставлении отметок.

Формулируют проблему. «Древнегреческая повседневная жизнь отличается от современной жиз-ни, имеет свои особенности».

После постановки проблемы формулируют цель: выявить особенности и отличия повседневной жизни греков от современной.

VI. Открытие нового знаний и применение новых знаний на практике.

Метапредметные  УУД

Познавательные : осмысление  прослушанной и прочитанной информации, выделение необходимой информации

анализ и обобщение, умение  делать выводы;

Коммуникативные:  умение полно и точно выражать свои мысли, работать в группе.

Регулятивные:   принятие учебной задачи, в сотрудничестве с учителем и классом находят решение учебной задачи.

умение  внимательно слушать, определение последовательности  действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.

Личностные:

осознание своих эмоций;

освоение новых социальных ролей и правил

Предварительные проекты и сообщения учащихся, закрепление материала после каждого выступления.

Время на выступление отводится 3-4 минуты.

После выступления другие учащиеся выполняют задания индивидуальные и  в парах, устно и письменно.  

Выступление по темам:

  1. Жилища древних греков.
  2. Древнегреческая семья.
  3. Одежда древних греков.
  4. Прически в Греции
  5. Еда (трапеза, пища) древних греков.

6. Быт, занятия мужчин и  женщин Греции (изучения самостоятельно учащимися, сравнить занятия мужчин и женщин) Работа учащихся с текстом параграфа, учебник стр. 111

Выступление учащихся. Используют заранее подготовленные   (презентации, видео, рисунки), раздаточные материалы Выступление учащегося 1: Жилища древних греков. Рассказывает о жилище и обустройство дома жителей полиса. (слайд 21-24)

 На основании этого необходимо остальным учащимся выполнить задания:

(слайд 25,26)

Выступление учащегося 2: 

Древнегреческая семья.

Рассказывает об отношениях к детям в греческих семьях.

(слайд 27,28)

Учащиеся слушают и делают сравнения с современной жизнью и отношениям к детям в семье (устный ответ).

Выступление учащегося 3: 

Одежда древних греков. Рассказывает виды типичной мужской и женской одежды.

(слайд 29-36)

Учащиеся изучают материал, на основании этого выполнят письменно задание по карточке

( работа в парах).

(слайд 37,38)

Выступление учащегося 4: 

Прически в Греции.

Рассказ и демонстрация причесок в презентации и в реальности (девочки выходят с прическами).

(слайд 39-46)

Выступление учащегося 5: 

Еда (трапеза, пища) древних греков Представление меню и трапезы древнего афинянина. (слайд 47-49)

После выступления - задание для учащихся: составить меню для греческого пира. (слайд 50)

Быт, занятия мужчин и  женщин Греции.

 Работа учащихся с текстом параграфа, учебник стр. 111

 (изучения учащимися самостоятельно, сравнить занятия мужчин и женщин)

V.  Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок

Метапредметные УУД

Регулятивные:

оценка степени и способов достижения цели, нахождение и исправление ошибок;

Личностные:

осознание своих эмоций, аргументированная оценка своей деятельности

По окончании выступлений учащимся предлагает оценить работу в оценочном листе.

- Как вы думаете, полученные на уроке знания будут вам полезны в жизни?
- Что нового вы узнали о жизни греков в древности?
- Осталось оценить ваш труд. Как вы считаете, каких оценок вы сегодня достойны?

Просит выборочно  некоторых учащихся  прокомментировать выставленные отметки.

Что узнали нового?

Что особенно удивило?

Давайте вспомним цель нашего урока, удалось ли группам выполнить задания в соответствии с целью?

Достигнута ли цель, поставленная в начале урока?

Какие ошибки допустили?

Благодарит за работу на уроке. Дает свою оценку выполненной за урок работе.

Рефлексия

Оценивают свою работу, работу группы и проводят взаимооценку.

Комментируют выставленные отметки (по

 критериям, данным в начале урока).

В итоге каждый ученик получает отметку за работу на уроке.

Рефлексия

(слайд 54-55)

Лесенка успеха

(слайд 56)

VI. Информация о домашнее задание

 

ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ стр.110-111 читать
вопросы устно на стр.111
Заполнить таблицу

«Занятия древних греков»

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....