Урок истории 5 классе "Греки и критяне"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Василькова Мария Вадимовна

Урок истории 5 классе "Греки и критяне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_greki_i_krityane.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Греки и критяне»

Цели и задачи урока:

Образовательные – Создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий по теме «Древнейшая Греция», способствовать формированию знаний о географическом местонахождении, природных условиях Древней Греции. Раскрыть особенности древнейшего периода развития греческой истории. Продолжить формирование умений работать с картой, учебником;

Воспитательные – создать условия для формирования позитивного личностного отношения к проблемам населения Древней Греции. Используя на уроке самостоятельную работу учащихся в группах обеспечить воспитание таких качеств как умение работать в группах, само – и взаимообучение. Создать условия для формирования умения корректно отстаивать свою позицию в процессе самооценки, взаимооценки.

Развивающие – Посредством использования метода проектного обучения, работы в группах и парах, обеспечить развитие интеллектуальных умений и навыков. Используя на уроке работу учащихся с учебником с целью получения информации, обеспечить развитие навыков работы с книгой, другими дополнительными и научными источниками информации. Развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы, вести диалог, развивать картографические умения. Содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса. Способствовать развитию умений анализировать, выбирать главное, составлять схемы, выстраивать логические цепочки.

Оборудование: Учебник «История Древнего мира. 5 класс», авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, презентация к теме урока, карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», презентация к уроку.

Тип урока: Изучение новых знаний с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).

Дифференциация обучения: задания базового, среднего и повышенного уровня сложности.

Межпредметные связи (опережающие) география: географическое положение, климат и природные условия Греции.

Прогнозируемый результат: Учащихся получили представление об особенностях природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения Древней Греции. В ходе урока формировались коммуникативные (диалог, публичное выступление, общение в группе), информационные (извлечение первичной информации, умение работать с текстом, выделять главное, делать вывод и аргументировать его, обобщать) и компетентность разрешения проблем (умение ставить цели, оценивать свою деятельность и результат работы).

Ход урока.

Слово учителя.

На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.

А сейчас я попрошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы, которыми мы пользуемся одними часто, другими реже, но мы с вами теперь знаем из каких стран они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали. (учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли)

Предметы:

  1. Лист бумаги – бумага изобретена в Китае
  2. Шахматные фигуры – шахматы изобретены в Индии
  3. Прозрачное стекло – изобретено в Финикии
  4. Монета – первую монету в мире начали чеканить в Ливии
  5. Компас – изобретен в Китае
  6. Сахар – впервые начали выращивать в Индии
  7. Пачка чая – чайные кусты выращивали в Китае

Среди этих предметов есть какой-либо предмет о происхождении которого мы еще не знаем? (да, есть ваза, на стенках которой есть интересные рисунки).

Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. (Слайд 1). В этом городе существовал целый квартал, где проживали ремесленники, гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы. Греческая керамика, вазы и сосуды являются наиболее распространенной находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить их можно во всем ареале расселения древних греков. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приема пищи, в обрядах и праздниках. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействию окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок, а стенки сосудов, украшенные разнообразными сюжетами могут многое рассказать нам о событиях истории Древней Греции. Большая коллекция ваз находится в Эрмитаже – одном из крупнейших русских музеев, расположенном в Санкт- Петербурге.

Итак, с историей какого государства начинает знакомить нас это ваза?

(с историей Древней Греции)

Тема нашего урока: «Греки и критяне». (Слайд 2)

А что бы вы хотели узнать об этой стране? (учащиеся высказывают свои мысли, затем на слайде появляется план экскурсии (Слайд 3))

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию. У вас имеются маршрутные листы, выполняя задания в которых, мы будем продвигаться в нашем путешествии. Подпишите свои маршрутные листы. Представьте, что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. (Слайд 4) Вокруг него и жил народ, называвший себя эллинами, а свою страну Элладой. Мы же называем их греками, а страну Грецией. Итак, наша первая остановка.

Что самое главное в путешествии? (карта) В учебнике она находится на стр. , а также у нас на доске.

Скажите, где расселялись восточные народы? (по берегам рек)

А греки расселились вокруг Эгейского моря. Пришли они в эти края во втором тысячелетии до нашей эры с севера, примерно в то же время, когда на Востоке возникло Вавилонское царство. Эгейское море разделяет Европу и Азию, на его европейской стороне греки заняли полуостров, давайте найдем его на карте, как он называется? (Балканский полуостров)

- Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров? (Эгейское и Ионическое)

- На какие части мы можем условно разделить Грецию? (Северная Греция, Средняя Греция и Южная – Пелопоннес.) Покажите их на карте.  

- Греческие племена заселили многочисленные острова Эгейского моря, найдите самый крупный остров, как он называется? (Крит)

- Опираясь на карту, какие крупные города Греции вы можете назвать? (Фивы, Афины, Микены, Пилос, Теринф)

А теперь обратимся к нашим маршрутным листам и выполним задание

№ 1 на контурной карте. Проверка выполнения задания. (Слайды 5 и 6)

Итак, мы справились с этим заданием и можем двигаться дальше. Пора познакомиться с природными условиями и основными занятиями жителей.

Знакомясь с природными условиями Древней Греции, мы будем заполнять сравнительную таблицу (задание №2 в маршрутных листах) Древний Восток и Древняя Греция. Левая колонка уже заполнена, осталось заполнить только правую колонку. Приступаем. (слайды 7 - 11)

Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов, самый крупный из них – Крит. В жизни древних греков море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Еще будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море, как вы считаете, почему (штормы и бури были опасны для деревянных судов, без компаса, который был известен только китайцам, легко было заблудиться, постоянно нужно было пополнять запасы еды и продовольствия). Заполним колонку Климат.

Еще с одной особенностью природных условий нас познакомит Даниил.

«Греция – горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, они верили, что там расположены дворцы богов. В горах Греции было много полезных ископаемых: руды – железная и серебряная; большие запасы хорошей глины и строительного камня. Каменистые склоны гор голы и покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции, да кое-где на юге, он представлял огромную ценность для населения страны».

Еще с одной особенностью природы Греции мы познакомимся, проанализировав документ. Это отрывок из книги Лурье «История Греции». (один ученик читает, затем отвечают но вопросы к документу)

В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке – не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара – выгорает трава, и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький ручеек течет по дну русла. Неудивительно поэтому, что источникам и горным ключам воздавались большие почести.

Теперь давайте заполним наши таблицы.

Эти природные условия во многом повлияли на основные занятия жителей Греции. Давайте проанализируем репродукции рисунков, которые были изображены на греческих вазах. (Слайд 12) Работа в парах.

Три растения –виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос – были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое мало и хлеб.

Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славиться, прежде всего, людьми. Давайте обратимся к греческим мифам «О Тесее и Минотавре», «О Дедале и Икаре». Но прежде, давайте вспомним на основе каких источников историки изучают прошлое? (Письменных и вещественных). К каким источникам мы отнесем мифы? (Письменным)

Рассказ учителем мифа о «Тесее и Минотавре» с постановкой проблемной задачи: а как бы выбрались из лабиринта вы? Что смогли бы для этого придумать? Рассказ о том, как эта проблема была решена в мифе с демонстрацией клубка ниток. Как вы теперь понимаете выражение «нить Ариадны»? Со вторым мифом дети знакомятся самостоятельно в учебнике. Отвечают на вопрос, что сказочного в мифах, а что могло соответствовать исторической действительности. (сказочным могло было быть чудовище Минотавр и происхождение названия Эгейского моря). А вот наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», «дань» могло соответствовать действительности. Существование дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей тоже отнесем к действительности. (Слайды 13-18)

Заметили вы что-то общее, что объединяет эти мифы? (в обоих мифах дети не послушали своих родителей)

Какой мы можем сделать вывод для себя? (Необходимо прислушиваться к советам и наставлениям родителей, так как они желают нам только добра)

А теперь мы снова обращаемся к маршрутным листам. Задание № 3 (записаны имена всех героев наших мифов, но некоторые буквы, как непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена) Проверка выполнения задания.

Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит.

В 1900 году на остров Крит прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал, что под холмом тоже может располагаться древний город, но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец. Как сказочный лабиринт он имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъемов, окон в нем было мало, свет поступал через световые колодцы – отверстия в крыше. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, которого на Крите почитали как священное животное. На Крите также найдено несколько глиняных дисков, содержащих критские письмена, но до сих пор ни одному ученому не удалось их расшифровать.

Критская письменность до сих пор тайна, которую может быть удастся в будущем решить кому-то из вас. Зато ученым удалось решить другую загадку Крита, надеюсь, она будет по силам и нам с вами.

Как вы думаете, почему на острове Крит археологи не нашли ни одной крепости, а рядом на Балканском полуострове все города были окружены крепостными стенами? Ученики высказывают предположения. А теперь обратимся к тому, как ответили на эту загадку ученые.

Но в 15 веке до н.э. на острове Фера, близ берегов Крита, произошло землетрясение и извержение вулкана. Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нем были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян. (слайды 19-23)

Итак, мы снова обращаемся к нашим маршрутным листам и выполняем задание № 4. Это –задача. В 1500 году до н.э. прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня. (Слайд 24)

Один ученик выполняет задачу на доске, а остальные в маршрутных листах, проверка решения задачи. Итак, со времени гибели Критской цивилизации прошло 3513 лет и мы с вами возвращаемся в наш 2013 год, наше путешествие подошло к концу.

Сегодня на уроке мы познакомились с географическим положением Греции, ее природными условиями, узнали об основных занятиях населения, о результатах археологических исследований острова Крит, а также узнали два новых мифа.

Греция – страна, которая дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, живопись, олимпийские игры. В русском языке множество слов греческого происхождения: школа, география, арифметика, кино и даже история, это все греческие слова. Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Елена, Александр.

Давайте сыграем в игру. Верю, не верю. (слайды 25-26)

Рефлексия. (слайд 27)

    Домашнее задание.

  •  § 24,
  • Рабочая тетрадь стр. 31 № 1, 2, 3
  • Рисунок к мифу

 (слайд 28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Греки и критяне"

Папка содержит красочную презентацию к уроку, конспект урока, карты и рабочий лист с двумя заданиями. На первых слайдах презентации ученики могут проверить свои знания по истории изученных государств ...

Урок истории в 5 классе на тему "Греки и критяне"

Конспект  урока  в 5 классе на основе деятельностного подхода по ФГОС...

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Греки и критяне"

Урок разработан в соответствии ФГОС....

Урок истории в 5 классе "Греки и критяне"

Урок  по истории древнего мира в 5 классе "Греки и критяне" в виде слайдовой презентации, использовано повторение пройденного материала....

Конспект урока истории в 5 классе "Греки и критяне"

Знакомство с историей Древней Греции и ее местоположением....