Активизация познавательной деятельности учащихся
статья по теме

Осетрова Алевтина Анатольевна

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование различных  способов, форм и методов обучеия.

Это моя методическая тема над которой я работаю. Для меня данная тема очень актуальна, т.к. преподаю историю и обществознание в классах с низкой учебной мотивацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через использование различных методов и форм обучения.  ( из опыта работы)

Россия заинтересована в том, чтобы её граждане были способны  активно действовать в реальных  жизненных обстоятельствах, а к этому их необходимо готовить. Но это невозможно без отношения к человеку как к субъекту, без признания его права на уникальность, внутреннюю свободу и активность.  

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике.

Активность школьников в обучении находит проявление в их отношении к познавательной деятельности: Источником познавательной активности и самостоятельности являются потребности учащихся в приобретении знаний, овладении способами учебно-познавательной деятельности, в самоутверждении и самовыражении. Удовлетворение одних потребностей ведет к возникновению новых.

        Главная  цель  активизации - совершенствование качества учебно-воспитательного процесса в школе, которое достигается формированием активности и самостоятельности учащихся, что требует определенной организации совместной деятельности учащихся и учителя.         

Таким образом, активизация познавательной деятельности требует использования различных методов, способов, форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности. На уроках я использую ситуации, в которых ученик должен:

  • защищать свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
  • задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  • рецензировать ответы товарищей, творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
  • делиться своими знаниями с другими; помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
  • выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения;
  • находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;
  • практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
  • создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
  • разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности

Существенным условием активности и самостоятельности школьников в учебной деятельности является интерес как положительное оценочное отношение к конкретной деятельности.

Выделяю следующие способы формирования устойчивых познавательных интересов:

  1. Увлекательная подача самого учебного материала (новизна, историзм, показ современных достижений науки, практической значимости научных знаний и др.). При этом интерес должен создаваться не путем отвлечения от содержания основного материала, а за счет яркой подачи тех сторон, к которым должно быть привлечено внимание учащихся в первую очередь.
  2. Использование методов, форм организации обучения, побуждающих школьников к самостоятельной познавательной деятельности (методы проблемного обучения, использование средств наглядности,   групповая  работа,   взаимообучение и др.)

3. Создание благоприятного эмоционального тонуса в учебно-познавательной деятельности (доверие, такт, его эмоциональность, доброжелательность одноклассников и др.).

Решению этой задачи способствует и создание ситуаций успеха школьников в учебной деятельности. Необходимо создать условия, чтобы каждый из воспитанников «пережил» радость достижения, успеха, осознал свои возможности, поверил в себя.

4. Опора на личностный, субъектный опыт ученика.

Таким образом, система знаний успешно усваивается не в готовом виде, а формируется в процессе активной самостоятельной умственной деятельности школьника, в результате чего знания становятся достоянием ученика и позволяют ему в определенных условиях осуществлять творческую деятельность.

В своей работе я преимущественно опираюсь на личностно-ориентированные технологии:

  • Технология проблемного обучения Дж. Дьюи, в которой основное внимание уделяется условиям успешности обучения.
  • Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, где основное внимание обращено на активно деятельный способ обучения, на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
  • Личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская), реализация которого позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъективный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные способности каждого школьника.

Цели: на уроках истории, обществознания (и во внеурочной деятельности) создать условия, позволяющие активизировать познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.

Задачи: 

  • Организовать деятельность школьников таким образом, чтобы обеспечить положительную мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности.
  • Способствовать формированию и развитию способностей учащихся осмысливать  события и явления действительности на основе  исторического анализа, в их уникальности и вместе  с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое-настоящее-будущее), творчески применять исторические знания.
  • Формирование ценностных ориентаций-убеждений  учащихся на основе  личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения  прав человека и демократических ценностей, патриотизма.
  • Развитие интереса и уважения к истории и культуры малой родины, своего и других народов, стремление сохранять и преумножать культурное наследие  свое страны и всего человечества.

Результативность опыта:

  • Повышение интереса учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Учащиеся активно участвуют в научно-практических конференциях, Успешные выступления обучающихся на предметных олимпиадах.
  • Хорошие результаты ГИА и поступление в  Сузы.

Ежегодно учащиеся  принимают участие в школьном и районном месячнике по профилактике правонарушений «Подросток и закон»

Для учащихся 9 класса веду элективные курсы «Практическое право» и «Экономическая азбука».

Занимаюсь проектной деятельностью. В 20010/2011 учебном году под моим руководством  разработан проект «Возрождение парка п. Суна», «Семь чудес Сунского района» были  представлен на районную конференцию; в 2014/2015 учебном году  мною  разработан методический проект «Слава Победе».

Ежегодно провожу предметные недели по истории и избирательному праву, правовой месячник «Подросток и закон», «Права ребёнка».    

 Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах:

Постоянные участники  областного конкурса «Вятская шкатулка»; с 2008 года участвуем в международном игровом конкурсе «Золотое руно».

Проблемы и творческие перспективы педагога

  • Творческие перспективы видятся в совершенствовании методики преподавания для развития творческой личности через технологию проекта и критического мышления. Применение обучения с использованием информационно – коммуникативных технологий, позволяющего ученику сделать выбор содержания своего образования, уровня усвоения.
  • Цель моей работы как учителя -  развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы. В решении проблем развивается личность. Групповая работа удовлетворяет потребность ученика в общении, значит, обеспечивается мотивация в учебной деятельности.  Планирование групповой и парной исследовательской деятельности учащихся на уроке – один из ресурсов развития современного урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...