берлинская операция
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Давыдова Ирина Анатольевна

это разработка урока по отечественной истории на тему окончания Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berlinskaya_operatsiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Берлинская операция. Завершение Великой Отечественной войны»

9 класс. История России

Цели:

Образовательная

Даты

Имена

Понятия

16.04.1945

25.04.1945

2.05.1945

8.05.1945

И.А.Неустроев

М.А.Егоров

М.В.Кантария

Капитуляция

Развивающая:

Продолжить формирование умений и навыков работы с таблицами, исторической картой, фото- и видеохроникой.

Воспитательная:

Через знакомство с новым материалом показать  беспримерный подвиг советский солдат в последней битве ВОВ, воспитать чувство патриотизма и гуманизма.

Средства обучения:

Мультимедиапроектор, ноутбук, фрагменты видеохроники «Штурм Берлина», фрагмент х\ф «Бункер» (реж. О.Хиршбигель), карта «Завершающий этап ВОВ», раздаточный материал (таблицы «Соотношение сил накануне Берлинской операции»).

План урока:

  1. Начало Берлинской операции
  2. Штурм Берлина
  3. Взятие города и подписание капитуляции.

Ход урока:

Часть урока

Действия учителя

Действия учеников

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что на уроке присутствует весь класс. Сегодня на уроке вам понадобятся как всегда цветные ручки, тетради и все ваше внимание. Тема сегодняшнего урока  - Берлинская операция и завершение Великой Отечественной войны. Мы поговорим о последней битве ВОВ, которая происходила в апреле-мае 1945. Также мы узнаем, что такое безоговорочная капитуляция, кто такие капитан Неустроев, сержанты Егоров и Кантария, и познакомимся с событиями 16 и 25 апреля, 2 и 8 мая. Но сначала проверим, как хорошо вы запомнили прошлый материал.

Слушают мотивацию и проверяют свою готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания

1. Работа по карточкам (6 человек):

2. Ответ у доски «Висло-Одерская операция советских войск» (2 человека)

Вопросы к карточкам

Инструкция:
Сейчас я раздам сидящим за первыми столами карточки, которые содержат по два вопроса. На эти вопросы вы должны ответить на отдельном листе, предварительно его подписав. Вопросы не переписывать, но обязательно указать номер. Время на работу – 7 минут. Работы оцениваются: оба вопроса без ошибок – 5, с ошибками и неточностями – 4, один правильный вопрос – 3 и ни одного – 2. Оценки я объявлю на следующем уроке.

1 вариант:

- операция «Багратион». Ход и итоги

- Открытие второго фронта в Европе. Его роль и основные события.

2 вариант:

- Освобождение Европы. Основные операции и события.

- «Проект Манхеттен». Смысл и судьба.

Вопросы для ответа у доски:

  1. Начало Висло-Одерской операции Красной армии
  2. Завершение операции и сражение на флангах

3. Новый материал. Вводная беседа











Аналитическая беседа






Аналитическая беседа

Начало Берлинской операции
(Рассказ учителя)














Аналитическая беседа










2. Штурм Берлина








Эвристическая беседа

Подписание капитуляции

Обобщение




1. Самым важным итогом Висло-Одерской операции стал захват Кюстринского плацдарма и вторжение в пределы Германии – внимание на карту. Отражение январского наступления немецких войск позволило начать подготовку решающего наступления.

Готовились и немецкие войска к защите своей столицы.

У вас на столах лежат таблицы с соотношением немецких и советских войск к началу апреля 1945.

Прочитайте и ответьте на следующие вопросы:

На чьей стороне было преимущество?

Был ли исход сражения предопределен заранее?

Обратите внимание на проекцию. Вы видите схему обороны Берлина.

- Сколько уровней обороны вы видите?

- Какой сектор наиболее укреплен?

Штурм этих рубежей начался утром 16 апреля 1945 года (записываем дату: 16.04.1945 – начало Берлинской операции) силами 1-го Белорусского фронта (Г.К.Жуков), 1-го Украинского фронта (И.С. Конев) и 2-го Белорусского фронта (К.К.Рокоссовский) . Советские войска пробили оборону немцев стали продвигаться на Запад.

Каждый метр земли давался ценой человеческих жизней – немцы стояли насмерть.

Давайте посмотрим кадры видеохроники и вы должны будете ответить на вопрос: Каков был характер городских боёв в Берлине?

(отрывок видеохроники «Штурм Берлина»)

В результате ожесточенных боев 25 апреля Берлин был окружен, а советские войска на Эльбе встретились с Американцами.

2. В городе начались ожесточенные бои. Все командование вермахта и страны находилось в это время в бункере Гитлера за зданием рейхсканцеллярии. Гитлер считал, что если Германия проиграла войну, то должна погибнуть.

Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма Оливера Хиршбигеля «Бункер» о том, как решалась судьба немецкого народа и подумаем, чем было вызвано такое решение Гитлера?

(фрагмент х\ф «Бункер»).

Немецкое командование шло на все, чтобы задержать продвижение советских войск – затоплено Берлинское метро, в бой шли подростки и старики. Все, кто покидал позиции или отступал, даже в тактических соображениях, подлежали расстрелу.

По укрепленным зданиям прямой наводкой била тяжелая артиллерия – а мирному населению запрещалось покидать осажденный город.

Не раз советские солдаты своими телами закрывали мирных жителей – женщин, стариков, детей и выводили их из-под огня.

 

2 мая пал последний очаг сопротивления – площадь Тиргартен и Рейхстаг. Сначала бойцы капитана И.А.Неустроева, а затем и сержанты М.А.Егоров и

М.В.Кантария водрузили на крыше рейхстага красное Знамя Победы.  Командующий обороной города Вейдлинг призвал вермахт сложить оружие и прекратить сопротивление

Накануне, 30 апреля, Гитлер и Геббельс покончили жизнь самоубийством. Большинство из гитлеровских подчиненных попытались скрыться в суматохе боев, некоторые были задержаны или уничтожены.

.

3. Начались переговоры о заключении мира. Советское командование рассматривало только вариант полной и безоговорочной капитуляции всех немецких частей. Акт о безоговорочной капитуляции был подписан 8 мая 1945, а с учетом разницы времени – утром 9 мая.

Так закончилось самое крупное и самое важное сражение Великой Отечественной войны, ставшее  ее финалом и уничтожившее нацистский режим.










Учащиеся работают с таблицами, отвечают на вопросы:
Советские войска имели подавляющее преимущество: 1,5 раза в пехоте, 2,5 раза в танках и САУ, 3 раза в авиации.


Смотрят на проекцию, отвечают на вопросы учителя:

Вокруг Берлина было сооружено три пояса обороны, а сам город разбит на 9 секторов с самым укрепленным в центре – с рейхстагом и зданием МВД,

Записывают дату – 16.04.1945, участвующие в наступлении фронты и их командующих.














Отвечают на вопрос:

Исключительно тяжелые бои – в городе применялась тяжелая артиллерия, и авиация для борьбы с укреплениями врага.

Записывают дату – 25.04.1945.- блокада Берлина.










Отвечают на вопрос: Гитлер был на грани безумия, и, предвидя скорый конец, решил списать все неудачи на народ, а самое главное – любыми силами хоть на минуту задержать наступление советских армий. Делают записи в тетради.

















Записывают дату: 02.05.1945.- завершение Берлинской операции и имена:


И.А.Неустроев – командир батальона арт.разведки, который первым прорвался к рейхстагу.

Сержанты М.А. Егоров и М.В. Кантария – бойцы которые доставили и подняли над рейхстагом Знамя Победы.








Записывают дату 08.05.1945 – капитуляция всех немецких сил, и понятие
капитуляция (Прекращение военных действий и сдача победителю на продиктованных им условиях.)











4. Закрепление материала
Контрольная беседа

Итак, теперь давайте еще раз вспомним последние дни войны и ответим на вопросы:

  1. Назовите даты:
    - проведение Берлинской операции
    - Блокады Берлина
    - Завершения Берлинской операции
    - капитуляции Германии
  2. Назовите фронты и командующих ими, участвовавшие в Берлинской операции.
  3. В чем главная особенность этой битвы?
  4. В чем вы видите причины краха рейха и вермахта?

Ответы с места:
1. 1-й и 2-й Белорусский фронт (Г.К.Жуков и К.К. Рокоссовский),
1-й Украинский фронт (И.С.Конев)
2. Это был штурм огромного и хорошо защищенного города, при полном превосходстве над противником и фанатичном  его сопротивлении.

3. Дезорганизация верховного командования, борьба на два фронта, истощение ресурсов, полный контроль союзников неба и преобладание на суше.

5. Домашнее задание

Параграф №40 читать и пересказывать,

 закончить таблицу «Военные операции ВОВ» вписав в неё сегодняшний материал,
Вопрос №5 можно сделать письменно в тетради на дополнительную оценку.

Записывают домашнее задание.

6. Подведение итогов, выставление оценок

Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Оценки за карточки я объявлю на следующем уроке.

Выставляется 8 оценок за карточки и ответ у доски, плюс 1-2 оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок информатики и истории по теме "Берлинская операция 1945 года" с использованием ЭОР.

методические рекомендации и план- конспект для интегрированного урока истории и нформатики в 9 классе....

Великая Отечественная война. Берлинская операция

Материалы по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне помогут учащимся лучше знать историю войны, учителям при подготовке мероприятий к 70-летию ПОБЕДЫ....

Берлинская операция

Берли́нская стратегическая наступательная операция — одна из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу ...

Берлинская операция.Капитуляция Германии

Презентация к уроку истории в 9 классе...

Презентация "Берлинская операция"

Материал может быть использован по истории в 9,11 классах....

«Берлинская операция. Окончание Великой Отечественной войны».

Презентация к уроку  «Берлинская операция. Окончание Великой Отечественной войны»....