Главные вкладки

    СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «СВЯТОЙ ЗАЩИТНИК РУСИ – АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». 6 КЛАСС.
    план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

    Третьякова Ирина Николаевна

    Тип урока: проблемный урок-исследование.

    Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание

    нового материала по теме урока.

    Метапредметная цель урока: создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

    Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

    Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

    Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_evristicheskogo_uroka_zashchitnik_rusi.docx22.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Третьякова Ирина Николаевна учитель истории МБОУ СОШ №4 города Аксая Ростовской области.

    СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «СВЯТОЙ ЗАЩИТНИК РУСИ – АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». 6 КЛАСС.

    Тип урока: проблемный урок-исследование.

    Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание

    нового материала по теме урока.

    Метапредметная цель урока: создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

    Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

    Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

    Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

    Задачи урока:

    • продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
    • продолжить формирование навыков преобразования информации;
    • продолжить формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
    • развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
    • развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

    Воспитательные задачи:

    1. Содействовать формированию таких мировоззренческих понятий как причино-следственные связи и отношения.
    2. Способствовать формированию таких личностных качеств как способность принимать актуальные решения и нести за них ответственность.
    3. Способствовать формированию  таких понятий как долг перед Родиной, патриотизм.

    Социально-значимая проблема – развитие учебно-познавательной, мировоззренческой компетентностей.

    Личностно-значимая проблема – какое значение имеет способность человека принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность?

    Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

    Используемые методы: метод «вживания», метод смыслового видения, метод «если бы…».

    Средства создания коммуникативной среды:

    УМК А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века»; 6 класс; презентация к уроку, информационный лист.

    ХОД УРОКА.

    Актуализация темы и постановка проблемы.

    На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.

    На экране слайд с изображением Александра Невского. Звучит запись хора Валаамского монастыря «Боже, спаси родную Русь!».

    Учитель: в ночь на 14 ноября 1263 года в городе Горобце на Волге умер князь. Слуги привезли его тело к городу Владимиру. «Митрополит Кирилл, князья, бояре, весь народ, малые и великие, встречали его со свечами и кадилами. И были вопль и тоска, как никогда не бывало, и земля сотряслась. «Чадь мои, – сказал митрополит, – знайте, что зашло солнце земли Суздальской!»». Так летописец описал это событие. «Духовенство, бояре, народ, – писал историк Карамзин, – в глубокой скорби повторяли одно слово: «Погибаем!»…..несмотря на жестокий зимний холод, митрополит, князья, все жители Владимира шли ко гробу до Боголюбова; не было человека, который бы не плакал не рыдал….всякому хотелось сказать ему, как живому, чего Россия в нем лишилась».

    Князя похоронили во Владимире в монастыре Рождества Богородицы. Русская православная Церковь причислила его к лику святых. Этот человек  уже при жизни заслужил имя великого полководца. Его имя в 19 веке носили три русских императора и переводится оно как «Защитник».

    Вопрос: как вы думаете, кто этот человек?

    Учитель выслушивает ответы учеников, которые в начальной школе знакомились с личностью Александра Невского.

    Учитель: в 1724 году по указания Петра I прах святого князя был перенесён в Санкт-Петербург и погребён в Александро-Невской лавре.              Вопрос: что вы знаете о подвигах Александра Невского? Чем он заслужил славу и память потомков?

    Ответы учеников.

    Учитель: давайте обратимся и историку Карамзину и ответим на вопросы:

    1. Почему историк называет Русь «горестным отечеством»?
    2. В чём состоял подвиг Александра Невского?
    3. Какие качества Александра Невского позволили ему одержать победу над иноземными захватчиками?

    Ученики смотрят видеофрагмент (76 серия) мультимедийного варианта «Истории государства Российского» Карамзина Н. М. «Александр Невский» и отвечают на поставленные вопросы.

    Учитель: в 13 веке во время нашествия монголо-татар на Русь многие русские люди показывали чудеса мужества и героизма. Почему же именно Александр Невский так почитаем и сегодня?

    Обратимся к тексту историка В. О. Ключевского. Учащиеся смотрят видеофрагмент (77 серия) мультимедийного варианта «Истории государства Российского».

    Учитель: какие качества Александра Невского выделяет историк? Выделите наиболее значимые, на ваш взгляд и приведите конкретные факты, подтверждающие ваш выбор.

    Ответы учащихся.

     Учитель: Ещё в 1725 году в память о подвигах  князя был учреждён орден Святого Александра Невского, который давался за военные и гражданские заслуги.

    В 1942 г. в  тяжёлые дни Великой Отечественной войны был учреждён советский орден Александра Невского, которым награждались генералы и офицеры, отличившиеся в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

    Слайды с кавалерами орденов.

    Учитель: чему учат нас  подвиги Александра Невского?

    Ответы учеников. Дети обычно называют мужество, патриотизм.

    Учитель: дайте определение понятиям «мужество» и «патриотизм».

    Выслушав ответы учеников, учитель, вместе с учащимися формулирует  эти понятия.

    Учитель: что было бы с нашей страной, если бы не было таких людей, как Александр Невский и тех героев, которые награждены орденами его имени?

    Ответы учеников.

    Учитель: таким людям, как Александр Невский и всем защитникам отечества посвятил свои строки поэт:

    Русь моя! Великая Держава!

    Много претерпела Ты невзгод.

    Но всегда служил Тебе исправно

    Твой бесстрашный, преданный народ.

    Нечисть не однажды покушалась

    Навсегда расправиться с Тобой,

    Но всегда сыны Твои являлись

    И с врагом вступали в смертный бой!

    О победе в этой славной битве

    Не устанут песни сочинять,

    Ну а князя Невского в молитвах

    Просят Русь Святую охранять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения в 9 классе «Житие Святого Великого князя Александра Невского»

    В 2010 году проходил своеобразный телеконкурс-голосование «Человек года». На голосование представлялись такие люди, как Ленин, Сталин, Гагарин… И как вы помните, победителем был назван Александр...

    «Зимние забавы» посвященные памяти святого благоверного князя Александра Невского.

    Эстафета посвященная памяти святого благоверного князя Александра Невского....

    СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

    Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

    Святой благоверный князь Александр Невский.

    Презентация ко дню памяти Святого благоверного князя Александра Невского....

    Презентация к уроку по теме "Древнерусская литература. Крещение Руси. Александр Невский"

    Презентация к уроку содержит богатый иллюстративный материал, теоретические сведения о Древнерусской литературе, историю жизни Александра Невского. Может быть использована как дополнение к урокам лите...

    Святые земли русской. Александр Невский - конспект урока по музыке

    Мы продолжаем путешествие в удивительный мир музыки. Как вы знаете, в минувшее воскресенье наша Вятская епархия отметила свое 350-летие. Многие из вас в этот праздничный день вместе с родителями посет...

    Классный час на тему "Святой благоверный князь Александр Невский-опора земли Русской"

    Тематика работы отражает  жизнь и подвиг Святого благоверного князя Александра Невского.Рассказывает о страницах истории Отечества, о ледовом побоище 1242 года."Кто на Русь с мечом придет, т...