Урок Отечественная война 1812года
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Урок Отечественная война 1812года

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Цапина Ирина Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №2 г. Усмань Липецкая обл.

                                                    Тезисы

Урок изучения нового материала с использованием ИКТ

Тема: «Отечественная война 1812года» (8 класс)

Цели:

  -Сформировать представление о характере войны, силах и планах сторон, её        

 основных событиях, главных источниках победы.

-Развивать память, мышление; умение анализировать исторические      источники.

-Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, ответственности и       долга.

Ход урока:

I.Сообщение целей и задач урока (3 мин.)

II. Объяснение нового материала  учителем (сопровождается презентацией, подготовленной в Microsoft Office PowerPoint) (20 мин.)

               - Причины войны

  - Начало военных действий

  - Наполеон

  - Соотношение сил

  - Планы русского командования

  - М.Б. Барклай де Толли

  - У Смоленска

  - М.И. Кутузов

  - Бородинское сражение

  - Совет в Филях

  - Партизанское движение

  - Отступление армии Наполеона из России

  - Причины победы

  - Историческое значение победы

III. Работа с историческими документами. (Используется мультимедийное пособие «Уроки отечественной истории XIX – XX»)(7 мин.)

IV.Закрепление. Выполнение тестовых заданий. (Тесты составлены в  Microsoft Office Excel)(10 мин.)

V. Подведение итогов урока (3 мин.)

VI. Домашнее задание. (2 мин.)

      - Сочинение «Кто победил в Бородинском сражении?»

      - Устное сообщение о герое Отечественной войне 1812г.

                                    Пояснительная записка.

В ходе урока раскрываются основные события войны. Красной нитью через весь          урок прослеживается народный характер войны. Объяснение нового материала  с использованием презентации создает наглядные образы. Используется работа по карте, характеристика персоналий. Вопросы «Причины победы» и «Историческое значение» требуют от учащихся самостоятельных выводов, что позволяет  понять, усвоен ли новый материал.

На уроке проводится  самостоятельная работа с историческими документами, которая активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет им аргументировать определенную точку зрения.

     На этапе закрепления учащимся предлагается   выполнить тесты.

     Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема: «Отечественная война 1812г».

Цели и задачи урока:

- Сформировать представление о характере войны, силах и планах сторон, её основных событиях, главных источниках победы.

- Развивать память, мышление; умение анализировать исторические источники.

- Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, ответственности и долга.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийное пособие «Уроки отечественной истории    XIX –XX вв.» презентация урока «Отечественная война 1812г» (Microsoft Office PowerPoint), тестовые задания  (Microsoft Office Excel),

 

Ход урока:

I. Сообщение целей и задач урока.

  Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями Отечественной войны 1812г. Запишите тему урока в тетрадь (слайд №1). Вы узнаете о планах и силах сторон, характере войны, ее основных событиях, главных источниках победы (слайд №2). На уроке мы дадим характеристику следующим персоналиям:

 - Наполеон

 - М.Б. Барклай де Толли

 - М.И. Кутузов

 - Денис Давыдов

 - Александр Сеславин

В конце урока нам предстоит определить историческое значение победы русского народа в Отечественной войне 1812г. (слайд №3) 

 

II. Объяснение нового материала учителем.

1) Для того чтобы правильно проанализировать любые военные действия, необходимо выделить причины войны (слайд №4). Причинами войны являются следующие моменты:

     - Неразрешимые противоречия между Францией и Россией.

     - Откровенное стремление Наполеона к мировому господству.

     - Агрессивная внешняя политика Французской империи.

     2) Работа по карте (слайд №5)

Русские армии перед началом войны располагались на западной границе в трёх пунктах:

1-я армия под командованием М.Б Барклая де Толли - в Литве по реке Неман.

2-я армия П.И. Багратиона – в Белоруссии.

3-я армия А.П. Тормасова – на севере Украины.

3) Наполеон   хотел осуществить  следующие планы: (слайд №6)

- Навязать приграничные сражения.

- Разбить русские армии поодиночке в ходе нескольких сражений.

4) Рассказ учителя о Наполеоне: (слайд №7)

5) Работа по диаграмме «Соотношение сил» (слайд №8)

Соотношение сил на кануне войны было не в пользу русских.

Сравните такие числа:

Франция: 610 тыс. человек.

Россия: 240 тыс. человек.

6) Планы русского командования (слайд №9)

- Избежать приграничных сражений

- Отступление армий с целью их соединения для будущего контрнаступления.

7) Характеристика М.Б. Барклай де Толли (слайд №10).

На первом этапе Отечественной войны 1812г. М.Б. Барклай де Толли был   главнокомандующим и непосредственно руководил крупнейшей 1-й армией. Сдав должность главнокомандующего Кутузову,  Барклай продолжал командовать 1-й армией. Его блестящий военный талант проявился и в кампании 1813 – 1814 годов в сражениях на европейских территориях.

8) Военные действия.

Война началась без официального объявления, внезапным переходом главных сил  французских войск через Неман в ночь на 12 июня 1812 года. Русские армии были вынуждены отступать. Ведя упорные арьергардные  оборонительные бои, русские войска изматывали французскую армию и наносили  ей большие потери в людях. Своевременный выход русских войск из-под удара спутал планы Наполеона. Его идея решения войны быстрым и сокрушительным разгромом  1-й и 2-й армии потерпела крах. 22 июля 1 и 2 армии соединились у Смоленска (слайд №11). Основные силы русских сохранены. Героически защищали город войска под командованием генералов:

Н.Н.Раевского

Д.П. Неверовского

Д.С. Дохтурова

П.П. Коновницына

Но неравенство сил вызывало необходимость оставить Смоленск.

9) Смена главнокомандующего (слайд №12)

17 августа Кутузов прибыл в армию и принял командование. 19 августа он был произведен в генерал - фельдмаршалы. «Приехал Кутузов -  бить французов»,-радовались русские солдаты.

10)Бородино - решающая битва (сайд №13)

Анализ Бородинского сражения по схеме (слайд №14)

Итоги сражения:

Ожесточённое кровопролитное сражение не решило задач, поставленных Наполеоном (уничтожить русскую армию) и Кутузовым (преградить врагу дорогу к Москве).

11) Совет в Филях. Пожар Москвы.

1 сентября Кутузов собрал в деревне Фили военный совет. Чтобы сохранить боеспособную армию и дождаться подхода резервов,  Кутузов приказал 2 сентября оставить Москву без боя. Пожары в Москве (слайд №15) продолжались до 6 сентября. В ходе Тарутинского марш-маневра удалось ввести в заблуждение французов.

12)Характеристика партизанского движения (слайд №16)

Партизанские отряды Д. Давыдова (сайд №17) и А. Сеславина (слайд №18).

13) Отступление армии Наполеона из России. Работа по карте (слайд №19).

- Тарутинское сражение

- Сражение у Малоярославца .

Наполеон вынужден свернуть на старую Смоленскую дорогу (сайд №20). При переправе через Березину Наполеон потерял 29 тыс. человек.         14 декабря  1812г. жалкие остатки «Великой армии» в количестве 1600 человек перешли через Неман.

14. Причины победы России.

Подумайте и скажите, в чём заключаются причины победы русского народа в Отечественной войне  1812г.? (слайд №21)

15. Историческое значение.

- Каково значение победы в войне? (слайд №22).

III. Работа с документами:

Из «Записок» А.П. Ермолова о совещании в Филях (используется мультимедийное пособие «Уроки отечественной истории XIX – XX вв. »).

   ИЗ «ЗАПИСОК» А. П. ЕРМОЛОВА О СОВЕЩАНИИ В ФИЛЯХ 1 СЕНТЯБРЯ 1812г.  

В селении Фили, в своей квартире, принял князь Кутузов собравшихся генералов... Военный министр начал объяснение настоящего положения дел следующим образом: «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно; превозмочь его, располагающего превосходными силами, более нежели сомнительно. Если бы после сражения могли мы удержать место, но такой же потерпели урон, как при Бородине, то не будем в состоянии защищать столько обширного города. Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твердостью. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но, сберегши армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разных местах за Москвою приуготовляемые, войска; туда же заблаговременно перемещены все рекрутские депо. В Казани учрежден вновь литейный завод; основан новый ружейный завод Киевский; в Туле оканчиваются ружья из остатков прежнего металла. Киевский арсенал вывезен; порох, изготовленный в заводах, переделан в артиллерийские снаряды и патроны и отправлен внутрь России».

Вопрос:

Объясните позицию М.И. Кутузова. Почему необходимо было продолжать отступление.

IV. Закрепление. Выполнение тестовых заданий.

Тесты по теме: «Отечественная война 1812г.»

1. Кто был главнокомандующим в начале войны?

    а) М.И. Кутузов

    б) Александр I

    в) Барклай де Толли

2. Где объединились русские армии?

    а) Смоленск

    б) Витебск

    в) Киев

3. Когда произошло Бородинское сражение?

    а) 24 августа 1812г.

    б) 26 августа 1812г.

    в) 28 августа 1812г.

4. Где состоялся военный совет?

    а) Фили

    б) Семеновское

    в) Тарутино

5. Где Наполеон был окончательно разбит?

    а) Бородино

    б) Фили

    в) Малоярославец

6. Наполеон потерял 29 тыс. человек

    а) Неман

    б) Березина

    в) Днепр            

V. Подведение итогов.

-Что нового мы узнали на уроке?

- Почему войну 1812 года называют Отечественной?  

 

VI. Домашнее задание.

1.Написать сочинение: «Кто победил в Бородинском сражении?»

2.Подготовить устное сообщение о героях Отечественной войны 1812г.

   

 

 

         

 

 

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Отечественная война 1812г».

Слайд 2

Цель: Сформировать представление о характере войны, силах и планах сторон, ее основных событиях, главных источниках победы.

Слайд 3

План Причины войны. Наполеон, его планы. Соотношение сил. Планы командования России. М.Б. Барклай де Толли. У Смоленска М.И. Кутузов. Бородино. Пожар Москвы. Партизанское движение. Изгнание Наполеона из России. Причины победы России. Историческое значение победы в Отечественной войне 1812г.

Слайд 4

Причины войны Неразрешимые противоречия между Францией и Россией. Откровенное стремление Наполеона к мировому господству. Агрессивная внешняя политика Французской империи.

Слайд 5

Карта военных действий

Слайд 6

Планы Наполеона Навязать приграничные сражения. Разбить русские армии поодиночке в ходе нескольких сражений.

Слайд 7

Наполеон Составляющие военного гения Наполеона – это безграничная уверенность в себе, то, что он называет своей «звездой»; это быстрое и богатое воображение; почти сверхъестественная интуиция, помогающая ему предугадывать реакцию противника; это тщательное претворение в практику стратегических принципов и чудовищная сила воли, проявляющаяся в момент принятия тактических решений.

Слайд 8

Соотношение сил тыс.

Слайд 9

Планы русского командования Избежать приграничных сражений. Отступление армий с целью их соединения для будущего контрнаступления.

Слайд 10

Михаил Богданович Барклай де Толли Принадлежал он к мелкому роду выходцев из Шотландии. Был участником русско-турецкой войны 1787-791гг., штурма Очакова и т.д. Сравнительно быстрая карьера вызывала раздражение и зависть генералитета. Барклая несправедливо обвиняли в предательстве, трусости, отсутствии плана действий.

Слайд 11

У Смоленска У Смоленска 1 и 2 армии соединились. 18 августа состоялось сражение, где наглядно проявились мужество и героизм русских воинов.

Слайд 12

М.И. Кутузов М . И. Кутузов не только выдающийся военачальник, каковым его знают все. Он был также одним из крупнейших русских дипломатов, блестяще сочетавшим в себе военные и дипломатические таланты. Дипломатическая деятельность его продолжалась свыше двух десятилетий и отличалась большим разнообразием выполняемых им важных поручений.

Слайд 13

Бородино – решающая битва У русских было превосходство в артиллерии. Кутузов попытался воспользоваться этим превосходством и расставил армию так, что Наполеон не смог обойти ее и напасть с тыла. Кутузов поставил батарею на высоте прямо в центре армии, рядом с батареей были расставлены пехотные полки, чтобы отражать атаки французов на батарею. На первом крыле русских армий Кутузов поставил 1 армию Барклая де Толли, на левом крыле стояли земляные укрепления (флеши) в форме угла, их заняла 2 армия Багратиона. Так же на несколько километров вперед на левом фланге был выставлен Шевардинский редут, а еще левее находился корпус Тучкова.

Слайд 15

Пожар Москвы Из «Записок» С.Н. Глинки о пожаре в Москве: «…Москва сгорела и должна была сгореть…Кто сжег Москву? Никто…Тут нет ни русских, ни французов, тут огнь небесный… Москва, брошенная круглой сиротою, как на ратном распутье, Москва горела и сгорела…»

Слайд 16

Партизанское движение в годы войны Большой вклад в развитие народного движения внес Денис Давыдов и Александр Сеславин. Организовывались и другие народные отряды

Слайд 17

Денис Давыдов Сын командира Полтавского легкоконного полка бригадира Давыдова, служившего под командою Суворова; 1 сентября, когда французы готовились вступить в Москву, Давыдов разгромил на Смоленской дороге, у Царева Займища, две шайки мародеров, прикрывших обозы с "ограбленными у жителей пожитками", и транспорт с хлебом и патронами, взяв в плен более 200 человек. Отбитое при этом оружие он здесь же раздал крестьянам, поднимавшимся на народную войну.

Слайд 18

Александр Сеславин Вскоре после оставления Москвы Сеславин получил "летучий отряд" и начал партизанские поиски, в которых полностью проявил свои блестящие военные дарования. Его отряд, как и другие партизанские отряды, нападал на неприятельские транспорты, уничтожал или захватывал в плен партии фуражиров и мародеров. Но основной своей задачей Сеславин считал неустанное наблюдение за движением крупных соединений неприятельской армии, полагая, что эта разведывательная деятельность больше всего может способствовать успеху операций главных сил русской армии. Именно эти действия и прославили его имя.

Слайд 19

Отступление армии Наполеона из России.

Слайд 20

Отступление Наполеона

Слайд 21

Причины победы России Мужество и героизм русских солдат и офицеров. Народный характер войны. Талант русских военачальников. Тактика и стратегия главнокомандующего М.И. Кутузова.

Слайд 22

Историческое значение Русское общество вновь, как во времена Минина и Пожарского, взяло дело защиты Отечества в свои руки. В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность.

Слайд 23

Информационные ресурсы: 1.Бабкин В. И. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. М., Соцэкгиз, 1962. 2. Бескровный Л. Г. Партизаны в Отечественной войне 1812 г. - вопросы истории, 1972, №1,2. 3. Богданов Л. П. Русская армия в 1812 г. Организация, управление, вооружение. М, Воениздат, 1979. 4. Бородино. Документы, письма, воспоминания. М., Советская Россия, 1962. 5. Бородино, 1812. Б. С. Абалихин, Л. П. Богданов, В. П. Бучнева и др. П. А. Жилин (отв. Ред.) - М., Мысль, 1987. 6. Жилин П. А. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и полководческая деятельность. М., Воениздат, 1979. 7. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Хрестоматия по истории России. М., Проспект, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка уроков по теме " Отечественная война 1812года"

Данная методическая разработка - это блок из 4-х уроков, в ходе которых последовательно изучается тема " Отечественная война 1812года" , с применением разных педтехнологий и ИКТ на уроке истории в 8 к...

Классный час «Отечественная война 1812года»

На  классном часе мы поговорим ещё о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIXвека,  Отечественная война 1812 года., выясним, что значит «Отечество» из словаря Даля. ...

методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812года"

Разработка урока " Отечественная война 1812 года". Представлены цели, ход урока урока, его заключительная часть, итог. Имеется дополнительный материал к каждому этапу урока. Данный урок  пос...

Внутренняя политика Александра1 после Отечественной войны 1812года.. Восстание декбристов

Презентация и разработка урока  к теме Внутрення политика Александра 1 после Отечественной войны 1812 года.Восстание декабристов 1825 г. История России  10 класс...

История России "Отечественная войны 1812года" презентация

Презентация по истории России, тема: "Отечественная война 1812 года"...

Классный час: "Отечественная война 1812года"

Классный час посвящен героическим событиям в истории нашей страны -Отечественной войне 1812 года.  рассматривается вопрос о патриотизме. героизме наших людей....

проект Образы Отечественной войны 1812года в произведениях изобразительного искусства

Проект выполнен для использования его материала на уроке МХК. Сделан ввиде текста . На его основе можно сделать презентацию....