Разработка урока по теме "Отмена крепостного права в России" для 8 класса
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

В данной разработке урока рассматриваются причины, этапы и последствия отмены крепостного права в России. Также отмечены исторические личности, повлиявшие на процесс отмены крепостного права. Урок построен в форме лекции с использованием видеоматериала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока для 8 класса49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока « Отмена крепостного права в России»

Цель урока

         -Усвоить причинно-следственные связи, закономерности, последствия процесса крестьянской реформы

  • Развивать навыки анализировать, обобщать исторические факты, давать оценку событиям и роли личности в истории.
  • Воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому Российского государства.

Основные понятия - крепостное право, Редакционные комиссии, сельские обыватели, Уставная грамота, выкупная сделка, временнообязанные крестьяне, отрезки.

Личности в истории- Александр II, Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин.

        Оборудование -  карта «Россия в XIX в», ПК, мультимедийный проектор.

        Ход урока

          1. Организационный момент.

          2. Изложение новой темы в форме лекции.

План лекции.

1. Классификация крестьянства в XVIII-XIX веках.

2. Этапы закрепощения крестьян.

3. Историческая необходимость отмены крепостного права.

4. Этапы разработки реформы.

5. Основные положения реформы от 19 февраля 1861г.

6. Историческое значение отмены крепостного права.

1. К середине XIX века сохранилось сословное деление русского общества. Самым многочисленным, феодально-зависимым сословием являлось крестьянство, численность которого составляла 30 млн. человек. Крестьяне являлись главными производителями материальных ценностей, они содержали армию, бюрократический аппарат, царский двор, кормили и одевали феодалов.

 

 Крестьянство подразделялось на несколько категорий: (запись в тетрадь):

  • государственные,
  • удельные,
  • посессионные,
  • приписные,
  • церковные,
  • помещичьи.

Помещичьи крестьяне - это собственность помещика, находятся в крепостной, т.е в личной и поземельной зависимости от помещика. За пользование землей несут повинности (барщина, оброк) в пользу помещика, а также в пользу государства - подушная подать. На протяжении XVIII-XIX веков категории зависимых крестьян в той или иной степени слились в крепостное крестьянство, которых насчитывалось 14 млн.

 

2. Закрепощение крестьян началось ёщё в Московской Руси в1497 году при Иване III.(запись в тетрадь)

Этапы закрепощения крестьян

                         

Даты

Название документа

Содержание документа

1497 г

1550 г

1581 г

1597 г

1649 г

Судебник Ивана III.

Судебник Ивана IV

Указ Ивана IV о “Заповедных летах”.

Указ Федора Ивановича об        “ Урочных летах”

Соборное уложение

Введение Юрьева дня.

Увеличение размеров “пожилого”

Временный запрет выхода крестьян.

5-летний срок сыска беглых крестьян.

Бессрочный сыск беглых крестьян.

По Соборному уложению окончательно оформилось крепостное право в общегосударственном масштабе. Крепостное право - это форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодалов. К XIX в  базой  экономики являлся принудительный труд крестьян.

         

3. Необходимость крестьянской реформы. (запись в тетрадь):

1.Сохранение крепостничества является тормозом экономического развития, рост отсталости России от Европы.

2.Необходимость сохранить статус Великой державы.

3.Застой сельского хозяйства, низкая доходность помещичьих имений.

4.Натуральное хозяйство крестьян, низкая покупательная способность препятствовала развитию промышленности и внутреннего рынка.

5.Рост крестьянского протеста.

6.Крепостничество сродни с рабством, это безнравственно.

7.Осознание обществом необходимости реформы.

Просмотр видеоматериала.

4. После Крымской войны даже в правящих кругах осознавалась важность преобразований. Александр II стал решительным сторонником отмены крепостного права.(видео « Александр2».

В1857-1858 годах царским рескриптами (рескрипт Назимову) в губерниях были учреждены комитеты из местных помещиков, которые получили возможность высказать свои соображения по поводу реформы. С появлением рескрипта Назимову деятельность Секретного комитета по крестьянским делам становится открытым. Предложения с мест поступали в Редакционные комиссии, которые должны были выработать единые для всей России “Положение об отмене крепостного права”. Непосредственно разработкой занимались Я.И.Ростовцев, Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин. Члены комиссии найти компромиссное  решение, примирявшее государственные, помещичьи и крестьянские интересы. Большинство вопросов решались в интересах помещиков. Законопроект, выработанный Редакционной комиссией, поступил на рассмотрение  в Главный комитет по крестьянскому делу. После обсуждения в Государственном совете  19 февраля 1861г Александр II подписал “Манифест об отмене крепостного права”. 5 марта 1861 года его огласили в церквах и разослали по губерниям. Россия перестала быть “страной рабов, страной господ,” всё население стало свободным.

5. Законоположения реформы.(запись в тетрадь):

      Крестьяне получили:

  • Личную свободу.
  • Статус свободных сельских обывателей.
  • Гражданские права.
  • Установленный надел земли за выкуп в пользу помещика.

Порядок обеспечения крестьян земельными наделами.

1. Устанавливается 2-х летний срок составления мировыми посредниками уставных грамот – документов, оформлявших новые отношения между крестьянами и помещиками, и определявших условия выхода крестьянина из крепостной зависимости. Также в грамоту вносился размер надела и размер повинностей, которые за него он должен нести до заключения выкупной сделки.

2. До выкупа крестьяне становились временнообязанными, т.е временно исполняли повинности.

3. Крестьяне осуществляют выплату выкупных платежей за земельный надел. Выкупная сумма должна была компенсировать помещику потерю земли, отсутствие крепостного труда и примерно в 16 раз превышала сумму ежегодного оброка. Правительство оплачивало помещикам 80% стоимости земли, а 20% - сами крестьяне. Затем в течение 49 лет крестьяне должны погашать долг государству с начислением 6%.Только в 1907 г выкупные платежи были отменены. По окончании земельные наделы становились собственностью крестьян.

4. Были установлены высший и низший размер наделов. Нормы наделов были различны в зависимости от плодородия почвы. В уставных грамотах размеры наделов чаще были близки к низшим(2-3 десятины).”Лишние земли” отрезались в пользу помещика, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья. Крестьяне были вынуждены брать в аренду земли помещика на невыгодных условиях.

5. Печать крепостничества на реформе 1861 г, издержки и искажения в ходе ее реализации не должны затемнить великое историческое значение отмены крепостного права.

Александр II действительно заслужил титул Освободителя. Отступая порой под натиском противников реформы, он шел к намеченной цели достаточно твердо и довел реформу до конца.

Значение реформы.(запись в тетрадь):

1. уничтожение крепостничества подрывало самые устои феодально-крепостнической системы

2. Крестьянская реформа повлекла за собой другие преобразования. Было введено местное самоуправление, старый суд сменился новым независимым судом, была реорганизована армия.

3. С этими реформами связана смена общественных отношений, и происходит она иначе, чем в европейских странах. В Европе смена феодализма капитализмом происходит в результате переворота или революции, организованного буржуазией. В России инициативу преобразования взяла в свои руки верховная власть в лице самого царя. Россия в то время избежала революции.

4. Реформа создала возможность для широкого развития рыночных отношений в деревне. Полным ходом пошло расслоение крестьянства. Ускоренное разрушение натурального хозяйства способствовала развитию внутреннего рынка.

Крестьянскую реформу невозможно оценить однозначно. Несмотря на мудрость и отвагу, Александр II все-таки позволил испортить то решение крестьянского дела, которое  наметилось в Редакционных комиссиях, исказить его в угоду помещикам: освобождая крестьян, он оставался дворянским царем.

      Реформа обрекла русскую деревню на долгий путь развития капитализма, сохранив полуфеодальные формы зависимости крестьян. Помещики сохранили за собой лучшие земли и получили на руки огромные денежные суммы. Крестьянство в массе своей было обезземелено и обложено тяжелыми платежами.

Но, несмотря на эти негативные моменты, Россия ёщё не знала реформ  подобных масштабов и степени радикальности. Состоялось не просто освобождение миллионов крестьян – произошло раскрепощение энергии и инициативы народа, его потенциальных возможностей.

4) Закрепление знаний.

Учащиеся определяют сильные и слабые стороны крестьянской реформы.

    Домашнее задание 

       §38.

      Ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории "Отмена крепостного права"

Презентация подготовлена к уроку истории в 8 классе и является иллюстрацией к материалу учителя. Она позволяет оживить урок, помогает учащимся вспомнить основные вехи закрепощения крестьян, лучше поня...

Урок по истории "Отмена крепостного права" в 10 классе

Это урок - объяснение. Урок призван дать знания , закрепить знания, умения, а также проверить уровень усвоения материала учащимися....

Урок истории :"Отмена крепостного права"

Методическая разработка и презентация к уроку истории в 10 классе....

Конспект урока "Накануне отмены крепостного права"

Цели урока: выяснить причины отмены крепостного праваразвивать навыки анализа документов, умения сравнивать обобщать, определять и объяснять понятия....

Дидактические материалы к уроку "Предпосылки отмены крепостного права в России".

КОЗ  (классического типа) по истории России8класс: ДаниловА.А., Косулин П.Г. «История России XIX век».         Тема  «Предпосылки  отмены крепост...

Разработка урока "Накануне отмены крепостного права "

Накануне отмены крепостного праваТип урока: комбинированныйМетоды обучения: частично-поисковыйЦель урока:Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного п...

Методическая разработка Урок – игра « Защити свои права» 8-9 класс.

Методическая разработка  Урок – игра « Защити свои права» 8-9 класс....