Урок "Научные открытия и изобретения"
презентация к уроку по истории (6 класс) по теме

Письмо потомкам от средневековых ученых!

Если вы читаете это письмо, значит, мы не дожили до изобретения машины времени или эликсира вечной молодости. А жаль, так хотелось…

Но раз уж нам не удалось поговорить с вами лично, придётся  послать вам посылку и сделать это в письменной форме. И, прежде всего, мы хотели бы попросить у вас прощения за всё то, что мы оставляем вам в наследство после себя

 Мы передаем вам по наследству технические и научные изобретения средневековья. При этом оставляем в наследство культуру, потому что подавляющее большинство написанных в наше время книг, нарисованных  картин станут мировыми шедеврами.  Нам особенно хочется верить, что в будущем, которое для вас, наших потомков, является настоящим, это всё пригодится. Что наконец-то настанет время, когда люди научатся дорожить тем, что их окружает, будут беречь свою планету и, прежде всего, друг друга

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc77.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_nauchnye_otkrytiya_i_izobreteniya.ppt607.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие потомки!

Если вы читаете это письмо, значит, мы не дожили до изобретения машины времени или эликсира вечной молодости. А жаль, так хотелось…

Но раз уж нам не удалось поговорить с вами лично, придётся  послать вам посылку и сделать это в письменной форме. И, прежде всего, мы хотели бы попросить у вас прощения за всё то, что мы оставляем вам в наследство после себя

 Мы передаем вам по наследству технические и научные изобретения средневековья. При этом оставляем в наследство культуру, потому что подавляющее большинство написанных в наше время книг, нарисованных  картин станут мировыми шедеврами.  Нам особенно хочется верить, что в будущем, которое для вас, наших потомков, является настоящим, это всё пригодится. Что наконец-то настанет время, когда люди научатся дорожить тем, что их окружает, будут беречь свою планету и, прежде всего, друг друга

Ход урока

  1. Организационный момент

Вы  пришли сегодня в класс

Я очень рада видеть вас

Пусть в дневник летят пятёрки

И немножечко четвертки.

Тройки, двойки не друзья

Их в дневнике иметь нельзя

В классе так заведено

Все мы вместе заодно

Все мы дружная семья

Хоть отдельный каждый - Я

 Уверена, что каждый проявит свои знания.

Девиз нашего урока: ЧТОБЫ ЧТО-ТО УЗНАТЬ, НУЖНО УЖЕ ЧТО-ТО ЗНАТЬ.

Для этого мы пройдем обследование «КАРДИОГРАММА ЗНАНИЙ»

  1. В какой стране зародилась культура раннего Возрождения (Италия)
  2. Как называли «любителей мудрости», которые создали новое учение о человеке? (гуманисты)
  3. Кто был первым гуманистом? (Петрарка)
  4. Как звали возлюбленную  Франческа Петрарка? (Лаура)
  5. Назовите одну из картин Сандро Боттичелли (Весна, Рождение Венеры)

ВЫ УЖЕ ЧТО-ТО ЗНАЕТЕ, ПОЭТОМУ МОЖЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПОЗНАНИЮ НОВОГО.

К НАМ ДОШЛА ПОСЫЛКА ИЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ,

ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ О ЕЩЁ НЕИЗВЕСТНЫХ ОТКРЫТИЯХ И ИЗОБРЕТЕНИЯХ?

Записывают  число и тему урока.

?  Какое значение имеют научные открытия и изобретения Средневековья?

План

  1. Развитие практических знаний.
  2. Усовершенствование водяного двигателя.
  3. Новое в металлургии и обработке металлов.
  4. Развитие мореплавания и кораблестроения.
  5. Изобретение книгопечатания.

1. Развитие практических знаний.

В Средние века процветали астрология и алхимия. Астрологи утверждали, что по звездам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники. Люди, в большинcтве своём, были необразованными, даже короли и императоры подчас были безграмотными, а следовательно - очень доверчивыми. Средневековые звездочёты были одновременно и астрологами, и магами, и лекарями. Астрология основывалась на примитивных астрономических наблюдениях.

Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Наблюдения и опыты астрологов и алхимиков способствовали накоплению знаний по астрономии и химии. Алхимики, например, открыли и усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы и приспособления для проведения опытов. Астрологи изучали расположение звезд и светил, их движение и законы физики.  

В Средние века медицина развивалась медленно. Накопления новых знаний практически не происходило, поэтому активно использовались те, что были получены еще во времена Античности. Однако именно в Средние века появились первые больницы, а также возрос интерес к ряду заболеваний, служивших причинами эпидемий.

Активно развивалась христианская религия, поэтому все процессы объяснялись божественным вмешательством. Лечение было заменено религиозными обрядами.

 

Большой популярностью пользовались амулеты и обереги. Считалось, что они способны защитить от болезней и беды. Распространены были амулеты с христианской символикой: кресты, строчки из молитв, имена ангелов-хранителей и т.д. Имела место вера в целебное действие крещения.

Было известно большое количество растений и трав. Например, многие растения собирались в определенное время и в определенном месте, а процесс сопровождался ритуалами и молитвами. Часто он приурочивался к определенным христианским праздникам. Целебными считались и ряд пищевых продуктов – вода, соль, хлеб, мёд, молоко, пасхальные яйца.

Развитой отраслью была практическая медицина, занимались которой в основном банщики-цирюльники. В их обязанности входили: кровопускания, вправления суставов, ампутации конечностей и ряд других процедур. Банщики-цирюльники в то время не пользовались уважением в обществе. Это было связано с тем, что у простого народа их образ непременно ассоциировался с болезнью и нечистотами. 

 

Только в позднее Средневековье авторитет лекарей стал возрастать. В связи с этим возросли и требования к их мастерству. Банщик-цирюльник перед тем, как заниматься практикой, должен был пройти восьмигодичное обучение, а затем сдать экзамен в присутствии старейших представителей профессии. В ряде европейских городов из числа банщиков-цирюльников позже были выделены хирургов.

В Раннее Средневековье появились первые больницы. Вначале они организовывались при церквях и монастырях. Эти госпитали изначально предназначались для нищих, странников и обездоленных. Лечением занимались монахи.

Так как Средние века были эпохой войн и крестовых походов, то на разоренных территориях часто свирепствовали эпидемии. Наиболее распространенными заболеваниями были чума,  туберкулез, оспа, тиф и дизентерия. От этих инфекций в Средние века гибло гораздо больше людей, чем от войн.

Накапливала полезные знания и медицина. Больницы сначала создавали епископы и монастыри, а затем и городские советы. Переломы чаще лечили не врачи, а  парикмахеры, они же вырывали зубы. Чтобы поставить диагноз, врачи измеряли пульс больного, рассматривали цвет его языка и мочи. Уже стало ясно, что надо соблюдать правила личной гигиены, и медики советовали по утрам умываться и чистить зубы, не злоупотреблять горячими ваннами, не предаваться обжорству, делать физические упражнения и совершать прогулки на природе.  

 АЛХИМИЯ

АСТРОНОМИЯ

2. Усовершенствование водяного двигателя

Уже говорили о применении ветряной мельницы. Какие были недостатки в применении мельницы?

Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос. В чем разница в действии представленных на рисунке водяных двигателей?

Водяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озерах для помола зерна. Реку перегораживали плотиной и отводили от неё каналы. Вода падала сверху, ускоряя его вращение. Энергия мельницы применялось при обработке металла, сукноделия, для промывки металла.

Кластер

Водяное колесо

НИЖНЕБОЙНОЕ         ВЕРХНЕБОЙНОЕ  

3. Новое в металлургии и обработке металлов.

Какие изменения произошли  в металлургии и обработке металла?  

С XIV века начали строить домны — плавильные печи до 3—4 М в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, которые с силой вдували в печь воздух. Благодаря этому в домне достигалась очень высокая температура: железная руда плавилась, образовывался жидкий чугун. Из чугуна отливали различные изделия, а путем его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде.

Для плавки металла в домнах стали применять не только древесный, но и каменный уголь, если вблизи имелись его залежи. Металл, дерево или стекло обрабатывали на специальных станках: токарных, шлифовальных, винторезных. Использовались многие токарные и слесарные инструменты, позволявшие достигать большой точности при изготовлении изделия (например, шара или линз).

Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжелых пушек для осады крепостей и легких орудий для полевых сражений.

Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Рыцарские доспехи перестали быть надежной защитой, стены замков теряли неприступность.

У нас современный урок с применением компьютерной технологии. С нами на связь выходит ученик с другой школы.  

4. Развитие мореплавания и кораблестроения

Как ходили корабли до изобретения компаса и других морских приборов?

 корабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по морям, омывающим Европу

после изобретения компаса ходить в открытое море стало безопаснее.

 Были изобретены астролябия приборы для определения места, где находится корабль.

Современным потомком астролябии является  — подвижная карта звёздного неба, используемая в учебных целях.

В XV веке появился быстрый легкий парусник — каравелла («лодка с парусом»), подвижный и вместительный.

Давайте обратимся к военно-морскому словарю

Военно-морской словарь

Каравелла - морское однопалубное парусное грузовое судно, распространенное в 13 - 17 веках в Италии, Испании и Португалии.

Имела  3 мачты и сложное парусное вооружение, обладала хорошей мореходностью. Водоизмещение 20 - 400 тонн. На каравеллах совершали плавания Христофор Колумб (через Атлантику), Васко да Гама (из Европы в Индию).

Благодаря  прямым и косым парусам мог двигаться в нужном направлении не только при попутном, но и при боковом и даже встречном ветре. На каравеллах можно было отправляться в далекие морские путешествия.

В 1492 году генуэзский мореплаватель Христофбр Колумб, состоявший на службе у испанских королей, достиг берегов Америки в районе Карибского моря. Поскольку он стремился к богатой Индии, то решил, что новая земля и есть Индия, и назвал местных жителей «индейцами». Об открытии Колумба стало известно всей Европе. Но позднее выяснилось, что так был открыт для европейцев Новый Свет — Америка.

Открытие европейцами Америки имело всемирно историческое значение. Оно положило начало в ближайшие столетия новым Великим географическим открытиям, постижению и освоению европейцами всего земного шара. Это стало началом всемирной истории и одной из важных вех конца Средневековья.

5. Изобретение книгопечатания.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила пергамент.

С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт.

В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке.

В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги.

 Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую  суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом.

 Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги  листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше так как меньше подвергался гниению. Затем была повторная сушка и разглаживание.

Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами».

Сначала перепиской книг были заняты монахи. В городах возникло множество мастерских по переписке книг и даже целых библиотек. Библиотеки были теперь не только в соборах и монастырях, но и в университетах (где учебники можно было брать на время на дом), у королей и богатых людей.

В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу — Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам.

С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе.. Книг стало больше, и они уже были не такие дорогие, как рукописные.

Попробуем восстановить историческую последовательность книгопечатания.

Изобретение книгопечатания — одно из величайших открытий в истории человечества. Оно способствовало развитию образования, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация, стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации» важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг — шаг к Новому времени.

Историческая задача.

Сколько прошло столетий с того времени  

Какое значение имеют научные открытия и изобретения Средневековья?

Кроссворд

  1. Как назывался прибор для определения места, где находится корабль
  2. С помощью этого прибора стало безопасно выходить в открытое море
  3. Быстрый легкий парусник
  4. Наука, которая изучала расположение звезд и светил, их движение. По звездам определяли
  5. Наука была занята поиском «философского камня» с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото
  6. Кто в середине 15 века изобрел книгопечатание
  7. Кто открыл Америку

Кроссворд

  1. Как назывался прибор для определения места, где находится корабль
  2. С помощью этого прибора стало безопасно выходить в открытое море
  3. Быстрый легкий парусник
  4. Наука, которая изучала расположение звезд и светил, их движение. По звездам определяли
  5. Наука была занята поиском «философского камня» с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото
  6. Кто в середине 15 века изобрел книгопечатание
  7. Кто открыл Америку

Астрологический прогноз

Представителей всех знаков зодиака 27  декабря, ожидает последний день школьных занятий.  

Астрологи также предсказывают длительный отдых всем знакам зодиака, и приятное времяпровождение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые открытия и изобретения 15-16 вв.

Презентация к уроку новой истории в 7 классе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Открытия и изобретения древних охотников

1.Расселение первобытного человека2.Оледенение и влияние его на жизнь человека3.Значение охоты в жизни людей4.Новые орудия человека  - лук и стрелы  - бумеранг  - гарпун  - т...

Интерактивный кроссворд "Культура Западной Европы, научные открытия и изобретения"

Предлагаю вашему вниманию интерактивный кроссворд для обучающихся 6 класса по теме: «Культура Западной Европы, научные открытия и изобретения». Данная тема является частью курса «История средних...

презентация по теме "Открытия и изобретения"

презентация может быть использована в 6 классе...

Паспорт проекта "Технические открытия и изобретения"

Представлен план проектной работы по английскому языку для учащихся 5-х классов...

Открытый урок "Научные открытия и изобретения"

Технические открытия и изобретения Средневековья......