Урок в 8 классе "Отмена крепостного права"
учебно-методический материал по истории (8 класс) на тему

Объектова Татьяна Викторовна

Урок в 8 классе "Отмена крепостного права" разработан в рамках ФГОС. Материалы урока включают конспект, презентацию, задания с использованием интерактивной доски, видеоматериалы, рабочий лист для учащихся, тестовое задание, анализ урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОССИЯ НАКАНУНЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Слайд 2

План урока Личность императора Александра II Предпосылки отмены крепостного права Причины отмены крепостного права

Слайд 3

Александр II – сын царя, воспитанник поэта годы жизни 17.04.1818 – 01.03.1881 годы правления 1855 – 1881 Александр Николаевич Романов

Слайд 4

Вопрос Как воспитание Александра II повлияло на формирование его личности?

Слайд 5

Е.Ф. Канкрин Воспитание Александра К.К. Мердер М.М. Сперанский В.А. Жуковский

Слайд 6

Председатель секретного комитета по крестьянскому делу

Слайд 7

Николай I Александр II “ Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот ” , - говорил умирая сыну Александру Николай I

Слайд 8

А.Н. Радищев Екатерина II “ Бунтовщик похуже Пугачева ” « Путешествие из Петербурга в Москву »

Слайд 9

Западники – Т.Н.Грановский, С.М. Соловьев Славянофилы –А.С. Хомяков, братья Киреевские Революционеры –А.И. Герцен, В.Г. Белинский

Слайд 10

Предпосылки отмены крепостного права

Слайд 11

Причины отмены крепостного права Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства тормозило развитие промышленности тормозило развитие торговли привело к росту крестьянских протестов привело к экономической и военно-технической отсталости от европейских государств

Слайд 12

Выводы Крепостное право: препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав привело к росту социального протеста

Слайд 13

Взгляды Николая I и Александра II на отмену крепостного права “ Нет сомнения, что крепостное право… есть зло, но прикасаться к оному было бы злом, еще более гибельным ” (из выступления Николая I на заседании Государственного совета, 1842 г.) “ Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо… (Но) лучше, чтобы уничтожение крепостного права произошло свыше, нежели снизу ” (из речи Александра II на приеме московских предводителей дворянства, 1856 г.) Сравните взгляды двух императоров на отмену крепостного права

Слайд 14

Домашнее задание Параграф 19, вопросы к параграфу устно. 2. Историческое моделирование: Как вы считаете, в случае победы России в Крымской войне, власть пошла бы на отмену крепостного права? Свой ответ аргументируйте. 3. Как связаны приведённые ниже пословицы о труде и крепостное право? На труды праведные не наживёшь палаты каменные На чужой работе и солнце не движется. Господские работы не переработаешь. Работа не волк - в лес не убежит. Через силу и конь не везёт.

Слайд 15

Из отчета III отделения Как вы понимаете слова из отчёта III отделения? «Крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же» 1831 1840 1850 1860



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Накануне отмены крепостного права».

Цели урока:

Сформировать представление о причинах кризиса феодально-крепостнической системы и выявить цивилизационную закономерность падения крепостного права в России.

Планируемые результаты работы ученика:

  1. Предметные: характеризовать предпосылки и причины отмены крепостного права.
  2. Метапредметные:анализировать исторические источники, обобщать факты, выделятьпричинно-следственные связи по проблеме отмены крепостного права.
  3. Личностные: воспитывать уважение к истории России, формировать коммуникативную культуру.

План урока:

  1. Личность Александра II.
  2. Предпосылки отмены крепостного права.
  3. Причины отмены крепостного права.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, рабочие листы, тесты.

Предварительная подготовка:

  • Информационный проект  «Александр II – сын царя, воспитанник поэта».
  • Повторение темы «Социально – экономическое развитие России в первой половине XIX века.
  • Повторение темы «Крымская война».
  • Пословицы и поговорки о труде.

Слайд 1. Тема урока.

Посмотрим сюжет о крепостном праве и подумаем, что мы можем сегодня узнать на уроке.

Видео.

Ответ (кто отменил крепостное право, когда, почему?)

Учитель совместно с учащимися выделяет главную цель урока – выяснить причины кризиса феодально-крепостнической системы, обосновать неизбежность падения крепостного права.

Слайд 2. Цели урока.

Учитель подчёркивает значение этого урока в понимании дальнейшего хода развития России: этот урок поможет нам понять – почему и как было отменено крепостное право.

Слайд 3.План урока.

  1. Личность Александра II.

В феврале 1855 г. умирает Николай I, на престол вступает его сын Александр Николаевич.

Слайд 4. Портрет Александра II. Годы жизни и правления.

Слайд5.Вопрос к презентации:

Как воспитание Александра II повлияло на формирование его личности?

Презентация учащихся «Александр II – сын царя, воспитанник поэта».

Слайды 6 – 9.

Ответ на вопрос к презентации. (Александр II воспитывался в духе либеральных идей, но не надо забывать, что жил он в николаевской России. Новый император был милосердным – просил отца освободить декабристов, но в то же время, как человек военный, обладал жёсткостью характера).

Николай I умирает в самый разгар  Крымской войны, при весьма загадочных обстоятельствах. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей.

Слайд 10. Портреты двух императоров и слова Николая I о трудах и заботах.

Вопрос. Так какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Ответ:

  • Проигранная Крымская война и достойный выход из неё.
  • Отмена крепостного права.
  • Необходимость проведения реформ в стране.

Промежуточный итог:  т. о. назрел вопрос об отмене крепостного права.

 Наша цель выяснить - сложились ли в стране предпосылки для его отмены.

  1. Предпосылки отмены крепостного права.

Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Посмотрим в документах «Какое было отношение к крепостному праву»?

Рабочий лист. Документы №1,2,3 и вопросы к ним. (Работа в парах).

Ответы учащихся.

Но была и другая точка зрения.

Вспомните, кто из русских писателей XVIII века, обличал ужасы крепостного права и его безнравственность?

Ответ учащихся.

Слайд 11.Портрет Екатерины II и Радищева. Слова Екатерины II о писателе« бунтовщик похуже Пугачёва».

Давайте посмотрим, как в параллельном классе ответили на вопрос: «Представители каких общественных течений были сторонниками и противниками крепостного права?» и попробуем исправить допущенные ошибки. Слайд 12.Видео «Найди ошибку».

Слайд 13. Картина Кустодиева.  В московской гостиной 40-х гг.XIX в.  Западники, славянофилы, революционеры.

Т.о. отношение к крепостному праву было двойственным, но все понимали, что проблема требует решения.Для этого нужны были определённые действия власти. Вспомним, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос.

Слайд 14. Указы императоров. Задание на интерактивной доске: соотнеси правителей и указы. Объяснить содержание указов.

Вопросы к слайду:

  • Эти меры привели к массовому освобождению крестьян? (нет)
  • Почему?(позиция помещиков – недовольство, сопротивление. Самодержавие учитывало интересы дворянства, составлявшего его социальную опору).
  • Какое значение имели эти законы? (в обществе утверждалась мысль о неизбежности отмены крепостного права).

Т.о. Александр I и Николай Iпобоялись решить эту проблему из-за позиции дворянства. Они только несколько ослабили власть помещиков над крестьянами. Это были первые шаги.

Вывод. Сложились ли в стране предпосылки отмены крепостного права?

Нам необходимо выяснить не только сложившиеся предпосылки, но и причины отмены крепостного права. Ведь аграрный вопрос к середине века стал самой острой и болезненной проблемой в российском обществе. Россия оставалась единственной страной в Европе, где сохранилось крепостное право.

  1. Причины отмены крепостного права.

Слайд 15. Причины отмены крепостного права.

  1. Выясним, о какой причине говорится в документе.

Рабочий лист. Документ  №4 (в паре).  Вопросы к документу:

  1. Какое отношение у крестьян к барщине?
  2. Объясните такое отношение (крестьяне не заинтересованы в результатах своего труда, весь урожай с барщинной запашки принадлежал помещику).
  3. Какая будет производительность подневольного труда (низкая).
  4. К чему это приводит? (крепостное право тормозило развитие с/х).

Слайд 15 – открывается первая причина.

  1. Мы говорили, что крепостное право тормозило развитие не только с/х, но и других отраслей экономики.

Каких? (промышленность).

Почему? (нехватка наёмных рабочих).

Слайд 15 – открывается вторая причина.

  1. Почему торговля не могла быстро развиваться?

(Бедность крестьян ---- низкая покупательная способность ----узость внутреннего рынка----- тормоз в развитии торговли).

Слайд 15 – открывается третья причина 

Т.о. крепостное право тормозило экономическое развитие.

  1. Слайд 15, ссылка.

Проанализируйте диаграмму и отчёт III отделения. Какой вывод можно сделать?

Слайд 15 – открывается четвёртая причина.

  1. Вспомните причины поражения России в Крымской войне.

Главная из них? (экономическая и военно-техническая отсталость России от европейских государств).

К чему могло привести это отставание? (Россия могла потерять статус великой державы, стать второстепенным государством).

Слайд 15 – открывается пятая причина.

Слайд 16 – Подведём итог- выводы.

Слайд 17 –Сравним взгляды двух императоров на отмену крепостного права(общее – против отмены крепостного права, отличие – позиция АII).

Почему Александр II в отличие от своего отца решается на проведение крестьянской реформы? (медлить больше нельзя, необходимость развития капитализма).

Вывод – что мы узнали сегодня на уроке?

На следующем уроке поговорим о том, как готовилась реформа отмены крепостного права, каково её содержание, итоги и последствия.

Закрепление  изученного: тест, взаимопроверка.

Слайд 18 – ответы на тест.

Слайд 19 –д/з

Оценки.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку «Накануне отмены крепостного права».

1.  Отношение дворянства и власти к отмене крепостного права.

1. Определите отношение дворянства и власти к отмене крепостного права.

2. Какие аргументы выдвигались против отмены крепостного права?

Документ 1

Из выступления Николая I на заседании Государственного совета, 1842 г.

Император Александр I, в намерениях коего в начале его царствования было даровать свободу крепостным людям, впоследствии сам отклонился от сей мысли как еще совершенно преждевременной и невозможной в исполнении. Я так же на сие никогда не решусь: если время, когда можно будет к тому приступить, вообще еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о сем был бы лишь преступным посягательством на общественное спокойствие и благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может достигнуть буйство черни…

Документ 2

"Издание закона об освобождении крестьян может произвесть превратные толки, и многие помещики, пораженные слухами, усмотрят в нем первое потрясение их собственности, а крестьяне возмечтают о неограниченной свободе..."

Из журналов Непременного совета.

Документ 3

"Что значит освободить у нас крестьян? Дать им волю жить где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо. Но сии земледельцы не будут иметь земли, которая есть собственность дворянская. Они останутся у помещиков с условием платить им оброк, обрабатывать господские поля, доставлять хлеб куда надобно, одним словом, на них работать, как и прежде. Тогда господа не предпишут ли им самых тягостных условий. А буде  крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей? Не останутся ли многие поля необработанными, многие житницы пустыми? Не вольные земледельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уж не завися от суда помещиков, крестьяне начнут ссориться между собою, станут пьянствовать, злодействовать -  как худо для нравов и государственной безопасности! "

Н. М. Карамзин. Из "Записки о древней и новой России".

2. Отношение крестьян к подневольному труду.

  1. Какое отношение у крестьян к барщине?
  2. Объясни такое отношение к труду.
  3. Какая будет производительность подневольного труда?
  4. К чему это приводит?

Документ 4

Из статьи помещика А. И. Кошелева 1847 г.

...Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель изучения курса «История России» Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности. «История России» изучается с 6 по 9 класс. Курс обучения в год составляет 44 часа (22 недели по 2 часа). Общий объём учебного времени составляет 176часов (4года по 44 часа). Цель учебного курса «История России» 8 класс : Формирование представления об истории России XIX века.

Слайд 2

Тема: Реформы 1860-1870-х гг. Требования ФГОС Предметные Метапредметные Личностные Характеризовать предпосылки и причины отмены крепостного права. Называть основные положения Крестьянской реформы, земской, судебной, военной реформ, даты жизни и правления Александра II Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870-х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Анализировать, сравнивать исторические источники, выделять главное, определять причинно-следственные связи Должны овладеть умением работы в мини группе: слышать, слушать и понимать партнёра (сотрудничество) Цель темы: Уяснить причины проведения, содержание и значение реформ 60-70-х гг. XIX века.

Слайд 3

Тема урока«Россия накануне отмены крепостного права» Тип урока: ознакомление с новыми знаниями

Слайд 4

Цель урока Сформировать представление о причинах кризиса феодально-крепостнической системы и выявить цивилизационные закономерности падения крепостного права

Слайд 5

Требования к знаниям, умениям, полученным на уроке. Предметные Должны знать I Предпосылки отмены крепостного права: Отсталость экономики России Противодействие дворянства отмене крепостного права Россия как отстающая цивилизация Положение крепостного крестьянства Появление ростков капитализма Общественная мысль противников крепостничества II Причины отмены крепостного права: Крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны Грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав Привело к социальному взрыву III Цивилизационные закономерности падения крепостного права: В Западной Европе в это время развивался капитализм Несоответствие требований цивилизационного развития той эпохи и уровня развития страны

Слайд 6

Требования к знаниям, умениям, полученным на уроке. Метапредметные Должны Анализировать документы , обобщать факты из выступления Николая I на заседании ГС, «Записок» Карамзина, журналов того времени, сравнивать взгляды Н I и А II на отмену кр.права , сравнивать исторические источники, определять причинно-следственные связи между уровнем развития России и необходимостью отмены крепостного права , представлять результаты своей деятельности в форме презентации, эссе

Слайд 7

Требования к знаниям, умениям, полученным на уроке. Личностные Должны овладеть умением работы в паре: слышать, слушать и понимать партнёра (сотрудничество) во время работы с документами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории "Отмена крепостного права"

Презентация подготовлена к уроку истории в 8 классе и является иллюстрацией к материалу учителя. Она позволяет оживить урок, помогает учащимся вспомнить основные вехи закрепощения крестьян, лучше поня...

Урок истории :"Отмена крепостного права"

Методическая разработка и презентация к уроку истории в 10 классе....

Конспект урока "Накануне отмены крепостного права"

Цели урока: выяснить причины отмены крепостного праваразвивать навыки анализа документов, умения сравнивать обобщать, определять и объяснять понятия....

Дидактические материалы к уроку "Предпосылки отмены крепостного права в России".

КОЗ  (классического типа) по истории России8класс: ДаниловА.А., Косулин П.Г. «История России XIX век».         Тема  «Предпосылки  отмены крепост...

Разработка урока "Накануне отмены крепостного права "

Накануне отмены крепостного праваТип урока: комбинированныйМетоды обучения: частично-поисковыйЦель урока:Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного п...

Урок "Накануне отмены крепостного права"

Урок по истории России в 8 классе...

Урок истории "Отмена крепостного права в России"

Урок- исследование с постановкой и решением проблемы "Отмена крепостного права в России" 8 класс...