Рабочая программа по истории 5 класс 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа по истории (5 класс)

Самсонова Оксана Александровна

Рабочая программа по истории 5 класс 2020 - 2021 учебный год. УМК Вигасина А.А, Годера Г.И. История Древнего мира. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5_klass.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №51 г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО учителей

предметов обществоведческого цикла

от 26.08.2014 протокол № 1

Руководитель МО

________/ Шержукова Л.В./

Согласовано

на заседании методического совета

от 28.08. 2014 протокол №1

Руководитель МС

________/Н. Д. Покачалова/

Утверждено

Приказ от _________ №_____

Директор МАОУ СШ №51

________/С. В. Бедрова/

Рабочая программа

истории

по________________________________________________________________

(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)

основное общее образование 5 класс

__________________________________________________________________

(уровень образования/класс)

2014 – 2015 учебный год

__________________________________________________________________

(срок реализации программы)

Программу составил (а)

Самсонова Оксана Александровна, стаж 13 лет, высшая категория

__________________________________________________________________

            (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж,  квалификационная категория)

Липецк

2014г.

Пояснительная записка

 Изучение Истории Древнего мира в 5 –м классе направлено на достижение следующих целей  и задач:

Цели:

 - освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

 - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с разными источниками исторической информации;

 - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

 - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других наров и стран;

 Задачи:

- изучать источники знаний о прошлом; формировать историческое мышление;

- изучать историческое летоисчисление; изучать историческую карту;

- изучать всемирную историю, чем отличается Древний мир от мира современного;

- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ,

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

 Настоящая рабочая программа по истории для 5 класса разработана на основании следующих документов:

- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);

- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год;

- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г.Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).

- На основе примерной Программы основного общего образования по истории и  авторской программы Вигасина А.А, Годера Г.И. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.

  Выбор программы связан с тем, что она базируется на федеральном компоненте государственного стандарта и соответствует программам авторов рекомендованных учебников. Программа охватывает все основные разделы и темы, изучаемые на уроках истории в 5 классе. Содержание данной программы нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их консолидации и самоидентификации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополнятся знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальном опыту и культурному наследию человечества.        Преемственность соблюдается с курсом «Введение в историю» и курсом «Окружающий мир», изучаемыми в начальной школе. Изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учётом этого рабочая программа на ступени основного общего образования предполагает ввод  пропедевтического модуля «Что изучает история».

Межпредметные связи осуществляются с курсами литературы, изобразительного искусства, математики.

       Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 70 учебных часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю, в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком). Из них первые 10 часов отводятся на вводный пропедевтический курс, рассказывающий о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников.

Организация учебного процесса: классно-урочная, урок – игра, урок – соревнование, урок – повторение.

 Виды и формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, исторические диктанты по терминам и датам, работа с контурной картой, работа с текстами исторических документов, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника:

Вигасин А.А, Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.

  Учебник  красочный, яркий, привлекающий внимание. Содержит большое количество фотографий, схем и других иллюстраций. Материал, представленный в данном учебнике, соответствует стандартам. Учебный материал представлен доступным и понятным языком для учащихся. Все выстроено последовательно и взаимосвязано,  с дополнительными вопросами и заданиями,  помогающими изучать материал быстро и легко. Учебник позволяет успешно работать с учащимися разного уровня подготовки. В конце параграфов имеются вопросы для закрепления разной сложности. Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике,  достаточны для каждого урока, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации. Данный учебник помогает достигать высоких образовательных результатов.

Содержание рабочей программы

Часть 1.История. Введение.(Пропедевтический курс) – 10 часов

Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. Деятельность археологов, этнография. Архивы и музеи. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. Историческая карта. Легенда карт. Время. Способы измерения времени в разные эпохи. Летоисчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Историческое развитие. Деление истории на периоды. Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя. Государственные символы. История становления гербов. Гербы в европейских странах. История Российского герба. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Знамена. Флаги. Национальные цвета. Гимны. Курсы «Всеобщая история» и «История России». Как работать с учебным материалом по истории.

Часть 2. История Древнего мира (60 часов)

Раздел 1. Первобытное общество. – 3 часа

Появление человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Изменение климата на земле. От человеческого стада к родовой общине. Племя. Знания первобытных людей о окружающем мире. Религиозные представления и зарождение искусства. Быт первобытного человека. Первые земледельцы и скотоводы. Появление ремесла. Использование металлов. Соседская община. Возникновение имущественного и социального неравенства.

Раздел 2. Древний Восток – 16 часов

 Тема 1. Древний Египет – 6

Местоположение и природа Древнего Египта. Хозяйственная жизнь египтян в древности. Река Нил в жизни древних Египтян. Ирригационная система. Образование «номов». Возникновение единого государства. Религиозные верования. Культ фараона. Строительство пирамид. Жители Древнего Египта. Быт древних египтян. Культура Древнего Египта. Значение культурных достижений Древнего Египта для современного человека.

 Тема 2. Древняя Азия – 12 часов

Двуречье . Природные условия и население Двуречья. Шумер. Города – государства. Древний Аркад. Хозяйственная жизнь. Религиозные верования. Научные знания: астрономия, математика. Клинопись. Поэма о Гильгамеше.

Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. Хозяйство и быт вавилонян. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы древней Месопотамии.

Ассирия. Природа Северной Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Царь и его армия. Завоевательные походы. Отношение ассирийцев  к коренным народам. Управление державой. Ниневия – столица Ассирийской державы. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

 Финикия. Местоположение, хозяйственная жизнь, города государства на территории Финикии. Общественное устройство и управление страной. Морские путешествия финикийцев. Изобретения финикийцев. Особенности религиозных верований.

Палестина. Местоположение, природа, Ветхий Завет, Моисей и его заповеди. Ветхозаветные сказания. Древнееврейское царство. Знаменитые правители.

Персидская держава. Возникновение Персидской державы. Завоевательные походы. Кир Великий. Дарий I. Государственное устройство. Империи. Сатрапии. Культура и религия.

Древняя Индия. Местоположение, природа и население. Занятия, нравы, обычаи. Племена ариев. Варны и касты. Эпические произведения древних индийцев. Религиозные верования. Будда. Буддизм.

Древний Китай. Местоположение, природа и население. Семь царств, объединение Китая, Империя Цинь, Учение Конфуция. Нормы поведения человека в отношениях с государством, в семье. Повседневная жизнь. Изобретения и открытия.

Раздел 3. Древняя Греция - 16 часов

Тема 1. Древнейшая Греция – 4 часа

Природа и население Древней Греции. Значение моря и гор в жизни древних греков. Особенности хозяйственной деятельности. Крит и Микены – древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Микенское царство. Дорийское завоевание. Пантеон греческих богов. Мифы о богах и героях. Микенв и Троя правда и вымысел. «Иллиада» и «Одиссея».

Тема 2. Государства – полисы Древней Греции – 6 часов

 Развитие земледелия и ремесел. Возникновение греческих полисов. Организация жизни в полисе. Великая греческая колонизация. Ее причины и основные направления. Колонии и метрополии. Греки и скифы. Афины и Спарта. Борьба демоса и аристократии. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Образ жизни  спартанцев. Илоты. Спартанские войны. Причины войны персов с греками. Организация греческого и персидского войск.  Марафонская битва. Поход персидского царя Ксеркса на Элладу. Фемистокл. Саламинское сражение. Битва при Платеях. Афинский морской союз. Итоги и последствия греко – персидских войн.

Тема 3. Расцвет Греции и величие Афин – 5 часа

Афины при Перикле. Народное собрание. Идеалы и общественные нормы. Афинский гражданин. Должностные лица. Афинские граждане, переселенцы, рабы. Изменения в организации управления Афин. Строительство в Афинах при Перикле. Олимпийские игры. Повседневная жизнь древних греков. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврепид, Софокл. Аристофан. Памятники греческого искусства.

Тема 4. Упадок Греции и возвышение Македонии – 3 часа

Пелопонесская война. Возвышение Македонии при Филиппе. Организация Македонского войска. Демосфен в борьбе за свободу греческих полисов. Битва при Херонее и ее последствия. Греция под властью Македонии.

Вступление Александра на престол.. Первая военная победа. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Держава Александра Македонского и ее распад. Распространение греческой культуры на восток. Эллинистический мир. Вклад культуры эпохи эллинизма в мировую культуру. Знаменитые греческие ученые.

Раздел 4. Древний Рим – 19 часов

Тема 1. Ранний Рим – 3 часа

Природа и население древней Италии. Занятия и население. Легенда о основании Рима. Эпоха царей. Рим под властью этрусков. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Рим и соседние народы. Нашествие галлов. Война с Пирром. Завоевание Рима Италии.

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья– 3 часа

Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Причины Пунических войн. Ганнибал. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Публий Сципион. Битва при Заме. Третья Пуническая война. Разрушение Карфагена. Завоевания Рима на Востоке. Македонские войны. Сирийская война. Римляне в Азии. Покорение Греции. Разрушение Коринфа. Управление провинциями. Своеобразие римской религии, ее связь с греческой. Пантеон римских богов. Жрецы. Римские праздники. Быт римлян. Римский дом. Одежда. Семья. Упадок нравов.

Тема 3. Кризис и падение Римской республики – 3 часа

Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республики. Реформы братьев Гракхов. Усиление роли полководцев. Реформа армии. Гай Марий и Корнелий Сулла. Установление диктатуры Суллы. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Первый триумвират. Галльские войны. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Второй триумвират. Октавиан Август, Марк Антоний. Установление римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы.

Тема 4. Римская империя (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.) – 7 часов

Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актер на троне». «Золотой век» Римской империи. Император Траян. Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи. Возникновение христианства. Иудея. Иисус Христос. Первые христиане и гонения на них. Распространение христианства. Император Константин. Новые явления в хозяйственной жизни. Варварские  племена и их взаимоотношения с Римом. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Требования к уровню подготовки учащихся

 В результате изучения предмета «История» ученик 5 класса должен:

Знать и понимать:

  1. Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
  2. Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации;

Уметь:

  1. Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
  2. Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
  3. Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
  4. Оперировать историческими понятиями и датами.
  5. Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
  6. Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  2. Предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  3. Участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Литература:

1. Вигасин А.А, Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.

2.  Годер Г. И.  Рабочая тетрадь по истории Древнего мира» в 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

3. Атлас с комплектом контурных карт. История Древнего мира. – М.: Роскартография, 2014.

4. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой – Волгоград: Учитель, 2007г.

5. Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 класс. % к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера. – М.: Экзамен, 2006г.

Календарно – тематический план

урока

Тема урока

Количество

часов

Дата прохождения темы

по плану

фактически

Часть 1. История. Введение.(Пропедевтический курс)

10

1

Что изучает история

1

4.09

2.09

2

Источники знаний о прошлом

1

5.09

5.09

3

Измерение времени

1

11.09.

9.09

4

Историческая карта

1

12.09

12.09

5

Археология – помощница истории

1

18.09

16.09

6

Наука о народах – наука о прошлом

1

19.09

19.09

7

Знать своих предков – знать историю

1

25.09

23.09

8

Географические названия – свидетели прошлого

1

26.09

26.09

9

О чем могут поведать герб, флаг, гимн.

1

2.10

30.09

10

Как работать с учебными материалами по истории

1

3.10

3.10

Часть 2. История Древнего мира

Раздел 1. Первобытное общество

60

3

11

Возникновение человека. Родовые общины охотников и собирателей

1

16.10

7.10

12

Возникновение искусства и религиозных верований

1

17.10

14.10

13

Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.

1

23.10

17.10

Раздел 2. Древний Восток

 Тема 1. Древний Египет

16

6

14

Образование государств в долине Нила

1

24.10

21.10

15

Повседневная жизнь древних египтян

1

30.10

24.10

16

Жизнь египетского вельможи

1

31.10

28.10

17

Военные походы фараона

1

6.11

31.10

18

Религиозные верования древних египтян

1

7.11

4.11

19

Культура Древнего Египта

1

13.11

7.11

Тема 2. Древняя Азия

12

20

Древнее Двуречье

1

14.11

11.11

21

Древний Вавилон и законы Хаммурапи

1

27.11

14.11

22

Финикийская военная держава

1

28.11

18.11

23

Древняя Палестина. Библейские сказания

1

4.12

25.11

24

Ассирийская военная держава

1

5.12

28.11

25

Древняя Персия

1

11.12

2.12

26

Древняя Индия

1

12.12

5.12

27

Природа и люди Древней Индии

1

18.12

9.12

28

Индийские касты

1

19.12

12.12

29

Учение Конфуция

1

25.12

16.12

30

Первый властелин единого Китая

1

26.12

19.12

31

Повторение

1

9.01

23.12

Раздел 3. Древняя Греция

Тема 1. Древнейшая Греция

16

4

32

Природа Греции и занятия древних греков

1

15.01

26.12

33

Древнейшие государства Греции: Крит и Микены  

1

16.01

30.12

34

«Илиада» и «Одиссея»  Гомера

1

22.01

9.01

35

Верования древних греков

1

23.01

13.01

Тема 2. Государства – полисы Древней Греции

6

36

Земледельцы Аттики теряют землю и свобод

1

29.01

16.01

37

Законодатели в жизни Афин

1

30.01

20.01

38

Спарта

1

29.01

23.01

39

Греческая колонизация

1

5.02

27.01

40-41

Греко – персидские войны

2

6.02

12.02

30.01

3.02

Тема 3. Расцвет Греции и величие Афин

5

42

В гаванях афинского порта Перей

1

13.02

6.02

43

В городе богини Афины

1

26.02

10.02

44

Афинская школа

1

27.02

13.02

45

Рождение театра

1

5.03

17.02

46

Афинская демократия при Перикле

1

6.03

24.02

Тема 4. Упадок Греции и возвышение Македонии

3

47

Греция и Македония в 4 в. до н.э.

1

12.03

3.03

48

Завоевания Александра Македонского  и их последствия. Основание Александрии

1

13.03

6.03

49

Основание Александрии

1

19.03

10.03

50

Повторение  по разделу  « Древняя Греция»

1

20.03

13.03

Раздел 4. Древний Рим

Тема 1. Ранний Рим

19

3

51

Древнейший Рим

1

26.03

17.03

52

Завоевание Римом Италии

1

27.03

20.03

53

Устройство Римской республики

1

09.04

24.03

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

54

Пунические войны

1

10.04

27.03

55

Завоевания Рима на востоке

1

16.04

31.03

56

Рабство в Древнем Риме

1

17.04

7.04

Тема 3. Кризис и падение Римской республики

4

57

Земельный закон братьев Гракхов

1

23.04

10.04

58

Восстание Спартака

1

24.04

14.04

59

Гай Юлий Цезарь

1

30.04

17.04

60

Октавиан Август и рождение Римской империи

1

7.05

21.04

Тема 4. Римская империя (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

7

61

Соседи Римской империи

1

8.05

24.04

62

Рим при императоре Нероне

1

14.05

28.04

63

Возникновение христианства

1

15.05

5.05

64

Римская империя в 2 веке

1

21.05

8.05

65

Вечный город и его жители

1

22.05

12.05

66

Римская империя при Константине

1

28.05

15.05

67

Взятие Рима варварами

1

29.05

19.05

68– 70

Резерв

3

22.05

26.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Рабочая программа кружка "Искусство оригами" 2020 - 2021 учебный год

Актуальность кружка «Искусство оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение д...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...