Начальный период Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Сафин Азамат Радикович

Цель урока: Рассмотреть начальный период Великой Отечественной войны. Вы научитесь выявлять основные этапы Великой Отечественной войны;

  • Рассмотрите начальный этап войны;
  • Сможете определять  причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны;
  • Определите
  • Поймёте  историческое значение Московской битвы.

 

Задачи урока:

Образовательные:

  • Рассмотреть начальный этап Великой Отечественной войны;
  • Определить причины неудач Красной Армии на начальном этапе

войны;

  • Определить причины провала фашистского плана «Барбаросса»;
  • Объяснить историческое значение Московской битвы.

Развивающие:

·      продолжить приобщение к процессу  изучения истории своего государства;

·      развитие эмоций у  учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу трагичности 1941-1941 гг.

 Воспитательные:

·      содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;

·      продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево

                                             

                                               

Урок-презентация по истории России

в 11классе

по   теме

«Начальный период Великой Отечественной  войны»

учитель   истории

Сафин Азамат Радикович

Курс: история России

Раздел: Великая Отечественная война

Тема: Начальный период Великой Отечественной  войны

Класс: 11

Учебно-методическое обеспечение: Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ - начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Начальный период Великой Отечественной войны»

Цель урока: Рассмотреть начальный период Великой Отечественной войны. Вы научитесь выявлять основные этапы Великой Отечественной войны;

  • Рассмотрите начальный этап войны;
  • Сможете определять  причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны;
  • Определите
  • Поймёте  историческое значение Московской битвы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Рассмотреть начальный этап Великой Отечественной войны;
  • Определить причины неудач Красной Армии на начальном этапе

войны;

  • Определить причины провала фашистского плана «Барбаросса»;
  • Объяснить историческое значение Московской битвы.

Развивающие:

  • продолжить приобщение к процессу  изучения истории своего государства;
  • развитие эмоций у  учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу трагичности 1941-1941 гг.

 Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;
  • продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания.

Проблемные вопросы:

  1. Какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе войны?
  2. Каковы причины сложившейся ситуации в СССР?
  3. Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний

Форма урока: постановка проблемы

Формы обучения:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа
  • групповая работа

Оборудование:

  • ПК и видеопроектор
  • Раздаточный материал (Приложение № 1, 2, 3, 4, 5)
  • оборудование для экспериментальных работ

Методы: проблемно-эвристические

  • Мозговой штурм
  • Эвристическая беседа

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

2 минута

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация)

4 минуты

Постановка познавательной задачи № 1

«Какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе Великой Отечественной  войны?»

1 минута

Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента «Мозгового штурма»

  • Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению.
  • Коллективное обсуждение в форме беседы.
  • Общие выводы.

 7 минут

3 минуты

      2 минуты

      2минуты

Постановка познавательной задачи № 2

«Каковы причины сложившейся ситуации в СССР на начальном этапе войны?»

1 минута

Решение познавательной задачи 2 с помощью инструмента «Мозгового штурма»

  • Работа в группах,  учащиеся работают с историческими документами.
  • Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение таблицы (приложение № )

7 минут

3минуты

      4минуты

Постановка познавательной задачи № 3

«Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

1 минута

Решение познавательной задачи № 3 «Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

  • Работа в группах с историческими документами.
  • Эвристическая беседа.
  • Историческая справка. Информация учителя.

10 минут

5 минут

      3минуты

      2 минуты

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Обобщение изученного материала.
  • Рефлексия.

10 минут

5 минут

5 минут

Домашнее задание

2 минуты

Карта урока:

Название этапа

Время (мин)

Развитие личностных качеств и психологических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент

2

Внимание

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового (мотивация)

4

Внимание, память

Любознательность

Культура эмоций

Постановка познавательной задачи № 1

«Какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе Великой Отечественной  войны?»

1

Внимание

Память

Активность

Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента «Мозгового штурма»

  • Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению.
  • Коллективное обсуждение в форме беседы., работа с интерактивной доской.
  • Общие выводы.

7 минут

3 минуты

     

2минуты

   

2минуты

Внимание

Память

Точность, выразительность речи,

Умение работать в группе.

Активность

Аргументированность

Глубина рассуждений

Множество причинно-следственных факторов

Умение слушать и слышать

Постановка познавательной задачи № 2

«Каковы причины сложившейся ситуации в СССР на начальном этапе войны?»

1 минута

Внимание

Память

Активность

Решение познавательной задачи 2 с помощью инструмента «Мозгового штурма»

  • Работа в группах,  учащиеся работают с историческими документами.
  • Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение таблицы (приложение № 5)

7 минут

3минуты

4минуты

Внимание

Память

Точность, выразительность речи,

Умение работать в группе.

Активность

Аргументированность

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Самостоятельность

Постановка познавательной задачи № 3

«Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

1 минута

Внимание

Память

Активность

Решение познавательной задачи № 3 «Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

  • Работа в группах с историческими документами.
  • Эвристическая беседа.
  • Историческая справка. Информация учителя.

10 минут

5 минут

      3минуты

2 минуты

Память

Точность, выразительность речи

Активность

Аргументированность

Активное слушание

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Обобщение изученного материала.
  • Рефлексия.

10 минут

5 минут

5 минут

Внимание

Память

Активность

Активное слушание

Способность выделять причинно-следственные связи

Рефлексивность

Домашнее задание

2 минуты

Внимание

Ход урока:

1. Организационный этап.

  Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Мотивация)

СЛАЙД №1, звучит первый куплет песни «Священная война».

Учитель   Ребята, как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока? (Учащиеся отвечают.)

 Учитель  Кто помнит годы Великой Отечественной войны? (Учащиеся отвечают.)   Учитель Каждую войну принято делить на периоды, тем более такую продолжительную. Великая Отечественная война делится на три периода. СЛАЙД №2  Мы с вами рассмотрим Начальный период войны. СЛАЙД № 3

Давайте вспомним, какие основные события Великой Отечественной войны относятся к данному периоду. СЛАЙД № 4 

Результатом нашего с вами сотрудничества должно стать: СЛАЙД № 5

  • Вы научитесь выявлять основные этапы Великой Отечественной войны;
  • Рассмотрите начальный этап войны;
  • Сможете определять  причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны;
  • Определите причины провала фашистского плана «Барбаросса»;
  • Поймёте  историческое значение Московской битвы.

3. Постановка познавательной задачи № 1

«Какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе Великой Отечественной  войны?»

  Учитель: Ребята, сегодня мы изучаем начальный период Великой Отечественной войны. Это событие оставило глубокий след в истории нашей страны. Давайте выясним, какая ситуация сложилась в СССР на начальном этапе Великой Отечественной войны?

Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах находится необходимый материал под знаком 1. (Приложение № 1-1, 1-2 2,3)

Первая группа, при помощи  документов и карты( Приложение № 1-1, 1-2):

  1. Определите союзников Германии?
  2. Когда числа был подписан данный план?
    3.  Определите основные направления  ударов, направленных на СССР  фашистской Германией  по плану «Барбаросса».

Вторая группа,  при помощи карты определите ( Приложение № 2):

  1. Территории, захваченные фашистами на начальном этапе войны, назовите эти территории.
  2. Назовите моря, выходы в которые были заблокированы фашистскими войсками.

Третья группа, проанализируйте статистические данные в материале №1 и в учебнике, данные представьте в таблице. (Приложение № 3)

Население

Территории добычи угля

Территории выплавки чугуна

Территории выплавки стали

Сельскохозяйственные  территории

ВОПРОС:  Какая из воюющих сторон была более готова к войне, ответ обоснуйте?

4.Решение познавательной задачи 1 с помощью                                        инструмента «Мозгового штурма»

  1. Работа в группах: обсуждение, подготовка к выступлению.
  2. Коллективное обсуждение в форме беседы.

Первая группа, СЛАЙД № 6 

Учитель Ребята, на доске маркером определите города, на которые были направлены основные удары фашистов в 1941 году. (Учащиеся  отмечают города  МОСКВА  - ЛЕНИНГРАД  - КИЕВ).

Учитель: Какой исторический факт объединяет эти города?

(Учащиеся отвечают, что все три города являлись столицами Руси – Российской империи – СССР.)

 Вторая группа, СЛАЙД № 7

Учитель: На доске маркером очертите линию фронта к исходу 18 ноября 1942 г.,

Перечислите захваченные фашистами территории.

Третья группа, СЛАЙД № 8

На доске запишите статистические данные в таблицу. (Ученики фиксируют данные в таблице на интерактивой доске).

Население

40%

Территории добычи угля

60 %

Территории выплавки чугуна

70 %

Территории выплавки стали

60 %

Сельскохозяйственные  территории

  1. %

  1. Общие выводы

Учитель: Дайте общую оценку положению СССР на начальном этапе войны. СЛАЙД № 9, первый вопрос (Учащиеся отвечают)

Учитель: В 1941 году ситуация сложилась сложнейшая. СССР потерял огромные территории, которые являлись крупными промышленными и сельскохозяйственными центрами.

5.Постановка познавательной задачи № 2

«Каковы причины сложившейся ситуации в СССР на начальном этапе войны?»

Учитель: Ребята,  У вас на столах находится материал (Приложение № 4)  и (Приложение № 5 -рабочие листы), через 4 минуты перечислите основные: Первая группа – экономические причины, Вторая группа – политические причины, Третья группа – внешнеполитические причины.

6.Решение познавательной задачи 2 с помощью инструмента

«Мозгового штурма»

  1. Работа в группах,  учащиеся работают с историческими документами.
  2. Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение таблицы (приложение № 5) и на интерактивной доске  СЛАЙД  № 10

Первая группа: Экономические:  превосходство Германии в экономическом и военно-стратегическом планах, тяжёлое экономическое положение в СССР , вызванное событиями 30-х годов.

Вторая группа: Политические: внезапность нападения, ошибочная военная доктрина Сталина, высшее политическое руководство страны на какое-то время утратило контроль над ходом событий, нарушение постоянной связи войска со штабами, сказались массовые репрессии в армии конца 1930-х гг. Создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, которому передавалась вся полнота власти в стране.

       Третья группа: Внешнеполитические: Отсутствие  антигитлеровской коалиции,

       исключение из Внешнеполитические: Отсутствие  антигитлеровской коалиции,

       исключение из Лиги Наций СССР.

Учитель: Молодцы. Ситуация действительно сложная. Тогда возникает вопрос, Фашистам   удалось реализовать план «Барбаросса» в полном объёме?   (Учащиеся отвечают).

7.Постановка познавательной задачи № 3

«Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали с документами, в таблице привели причины неудач Красной Армии. Почему данная ситуация не стала катастрофической для СССР? СЛАЙД № 11  На столах у вас  материалы  (Приложение № 6), Всеобщая мобилизация сил.

Первая группа: выделите меры руководства СССР, направленные на  переход промышленности на военные нужды.

Вторая группа: выделите вклад деятелей науки и образования.

Третья группа: вклад деятелей культуры в преодоление тяжёлого первого периода войны.

8.Решение познавательной задачи № 3 «Почему ситуация, сложившаяся на начальном этапе не стала катастрофической для СССР?»

  1. Работа в группах с историческими документами.
  2. Эвристическая беседа.
  3. Историческая справка. Информация учителя.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что СССР не был готов к ведению широкомасштабных военных действий на начальном этапе войны. Руководство не приняло во внимание сообщение разведки, армия не была готова и многие другие факты стали причина поражений Красной Армии в 1941-1942 гг. Но факты доказывают, что данная ситуация не стала критической для СССР. В целом это благодаря самоотверженности советских граждан.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Подведем итоги.

Что вы сегодня нового узнали на уроке?    После выводов учащимся предлагается просмотреть эпизод художественного фильма «В шесть часов вечера после войны», последние кадры фильма с Парадом Победы в Москве.

 Учитель:  Как вы думаете, в каком году был снят этот фильм? (Учащиеся предлагают версии ответов) 

Учитель: Ребята, этот фильм был снят в 1944 году. Ещё не было встречи на Эльбе, не был открыт Второй фронт, не было  битвы за Берлин,  а фильм с точными кадрами Победы, и такими нужными слова « С нашей Победой» уже был. Так могли ли мы проиграть войну с таким народом, с такой верой.

 Рефлексия. Составьте синквейн на тему «Начальный этап Великой Отечественной войны» СЛАЙД № 12

  • Напишите 3 прилагательных;
  • Напишите 2 глагола;
  • Напишите 1 предложение по теме: «Моё отношение …»

Учитель: Ребята, действительно начальный период войны был тяжёлым для СССР. Огромные территориальные и людские потери, ошибки руководства страны, но ведь это история этого уже не вернуть, скажите, зачем мы изучаем данный период? (Учащиеся предлагают версии ответов) 

Учитель: Для того, чтоб вы смогли передать своим детям точную историю, которую сегодня пытаются переписывать некоторые политические лидеры; Для того чтоб понять, что признав ошибки и  просчёты вовремя, начав их исправлять, можно избежать страшной катастрофы; для того чтоб не допускать таких мировых войн.

10.Домашнее задание.

Напишите эссе на тему «Почему на начальном этапе войны популярным жанром в кинематографе становится комедия».

Список использованной литературы:

  1. Курт Типпельскирх «История Второй Мировой войны 1939-1945гг.» - М.: Аст, 2003.
  2. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История государства и народов России. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ - начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
  4. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1-2

C:\Documents and Settings\DNS\Рабочий стол\материалы для Томска\урок в Томске\план фашистов.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение № 1-1           Группа № 1

 ПЛАН "БАРБАРОССА"

Фюрер и верховный главнокомандующий вооруженными силами
Верховное главнокомандование вооруженных сил
Штаб оперативного руководства.
Отдел обороны страны
№ 33408/40. Сов. секретно.

Ставка фюрера
18.12.40 г.
9 экземпляров
9-й экземпляр

ДИРЕКТИВА №21
ПЛАН "БАРБАРОССА"

(Перевод с немецкого)

Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. (Вариант "Барбаросса").

Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения, за исключением тех, которые необходимы для защиты оккупированных территорий от всяких неожиданностей.

Задача военно-воздушных сил - высвободить такие силы для поддержки сухопутных войск при проведении восточной кампании, чтобы можно было рассчитывать на быстрое завершение наземных операций и вместе с тем ограничить до минимума разрушения восточных областей Германии вражеской авиацией. Однако эта концентрация усилий ВВС на Востоке должна быть ограничена требованием, чтобы все театры боевых действий и районы размещения нашей военной промышленности были надежно прикрыты от налетов авиации противника и наступательные действия против Англии и особенно против ее морских коммуникаций отнюдь не ослабевали.

Основные усилия военно-морского флота должны также и во время восточной кампании, безусловно, сосредоточиваться против Англии.

Приказ о стратегическом развертывании вооруженных Сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операций.

Приготовления, требующие более продолжительного времени, поскольку они еще не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15.05.41 г.

Решающее значение должно принадлежать тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны.

Подготовительные мероприятия высших командных инстанций должны проводиться, исходя из следующих основных положений.

  1. Общий замысел 

Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.

Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на имперскую территорию Германия.

Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга, Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.

В ходе этих операций русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, не способным продолжать борьбу.

Эффективные действия русских военно-воздушных сил должны быть предотвращены нашими мощными ударами уже в самом начале операций.

  1. Предполагаемые союзники и их задачи 
  1. В войне против Советской России на флангах нашего фронта мы можем рассчитывать на активное участие Румынии и Финляндии.

Верховное главнокомандование вооруженных сил в соответствующее время согласует и установит, в какой форме вооруженные силы обеих стран при вступлении в войну будут подчинены германскому командованию.

  1. Задача Румынии будет заключаться в том, чтобы отборными войсками поддержать наступление южного фланга германских войск, хотя бы в начале операции, сковать противника там, где не будут действовать германские силы, и в остальном нести вспомогательную службу в тыловых районах.
  2. Финляндия должна прикрывать сосредоточение и развертывание отдельной немецкой северной группы войск (части 21-й группы), следующей из Норвегии. Финская армия будет вести боевые действия совместно с этими войсками.

Кроме того, Финляндия будет ответственна за захват полуострова Ханко.

  1. Следует считать возможным, что к началу операции шведские железные и шоссейные дороги будут предоставлены для использования немецкой группе войск, предназначаемой для действий на Севере.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ К ДИРЕКТИВЕ №21
(план "Барбаросса")

  1. Район боевых действий и исполнительная власть 
  1. Не позднее чем за 4 недели до начала операций в Восточной Пруссии и в генерал-губернаторстве ** вступают в силу все приказы и распоряжения по боевому обеспечению, изданные верховным главнокомандованием вооруженных сил. После согласования с главным командованием ВВС главнокомандующий сухопутными войсками должен представить свои соображения по этому вопросу.

Включение Восточной Пруссии и генерал-губернаторства в район боевых действий сухопутных войск не предусмотрено. Но на основании неопубликованных распоряжений фюрера от 19 и 21.10.1939 г. главнокомандующий сухопутными войсками имеет право проводить в жизнь все мероприятия, необходимые для выполнения военных задач и для обеспечения безопасности армии. Он может также передать эти полномочия командующим армиями и группами армий. Подобные мероприятия должны проводиться в жизнь раньше всех распоряжений, исходящих от гражданских властей.

  1. Занимаемая в ходе военных действий русская территория должна быть, как только позволит обстановка, разделена согласно специальным указаниям на отдельные государства с самостоятельными правительствами.

Для этого следует:

а)По возможности ограничить глубину района боевых действий, который будет намечен, как только сухопутные войска перейдут имперскую границу и границы соседних с нею государств.

Главнокомандующий сухопутными войсками имеет право осуществлять свою власть на этой территории и уполномочивать на это командующих армиями и группами армий.

б)Для подготовки политического управления в районе боевых действий сухопутных войск рейхсфюрер СС получает специальное задание, которое вытекает из идеи борьбы двух диаметрально противоположных политических систем. В рамках этого задания рейхсфюрер действует самостоятельно и на свою ответственность. В остальном исполнительная власть главнокомандующего сухопутными войсками и подчиненных ему инстанций затронута не будет. Рейхсфюрер СС отвечает за то, чтобы выполнение его задач не нарушало хода боевых операций. Более подробно этот вопрос будет разработан главнокомандующим сухопутными войсками при согласовании с рейхсфюрером СС.

в)Как только район боевых действий достигнет достаточной глубины, он должен быть ограничен с тыла. На оккупированной территории, находящейся за районом боевых действий, будет организовано собственное политическое управление. Эта территория с учетом национальности ее народонаселения и в приблизительном соответствии с границами групп армий будет разделена вначале на области: Северную (Прибалтика), Центральную (Белоруссия) и Южную (Украина).

В этих областях политическая власть переходит к рейхскомиссарам, которые получают указания лично от фюрера.

  1. Для проведения военных мероприятий в областях, находящихся вне района боевых действий, будут назначены командующие оккупационными войсками, подчиняющиеся непосредственно начальнику штаба верховного главнокомандования вооруженных сил.

Командующий является высшим представителем вооруженных сил и исполнителем военной власти в данной области. Он выполняет задачи командующего на данной территории и имеет права командующего армией или командира корпуса. На него возлагаются следующие задачи:

а) тесное взаимодействие с рейхскомиссаром) оказание последнему поддержки в решений его политических задач;

б) использование и охрана хозяйственных ресурсов страны для нужд немецкого хозяйства (см. пункт 4);

в) использование ресурсов страны для снабжения германских войск по требованию главного командования сухопутных войск;

г) вооруженная охрана всей территории, и прежде всего аэродромов, коммуникаций и складов, от попыток диверсии и на случай появления десантов противника или восстания населения;

д) регулирование движения по дорогам;

е) разрешение вопроса размещения и расквартирования войск, полиции, различных организаций и военно-полевых учреждений, если они остаются на данной территории.

По отношению к гражданским учреждениям командующий имеет право требовать проведения мероприятий, необходимых для выполнения военных задач. Его распоряжения в этой области должны быть выполнены прежде любых распоряжений других инстанций, в том числе и распоряжений рейхскомиссара.

Служебные указания, приказ на организацию соответствующих инстанций и распоряжение о выделении необходимого количества войск последуют особо.

Время передачи власти командующим оккупационными войсками будет указано особо, как только военная обстановка позволит провести это мероприятие без ущерба для хода боевых операций. До этого момента все инстанции, руководимые главным командованием сухопутных войск, осуществляют свою деятельность на основе указаний, данных для командующих оккупационными войсками.

  1. Единое руководство хозяйственными инстанциями в районе боевых действий на оккупированной территории фюрер поручил рейхсмаршалу, который перепоручил эту задачу начальнику управления военной экономики и промышленности. Особые распоряжения по этому вопросу будут изданы управлением военной экономики и промышленности верховного главнокомандования вооруженных сил. …
  1. Указания для Румынии, Словакии, Венгрии и Финляндии 
  1. Верховное главнокомандование вооруженных сил, координируя свои действия с министерством иностранных дел, достигнет необходимого соглашения с этими государствами. Если в ходе операций возникнет необходимость расширения прав командующих немецкими войсками в этих странах, то последние должны обращаться по этому вопросу к верховному главнокомандованию вооруженных сил.
  2. Разрешается применять полицейские меры, необходимые для обеспечения безопасности войск, не испрашивая на то особых полномочий.

Дальнейшие распоряжения по этому вопросу последуют позже.

  1. Особые распоряжения по вопросам: доставки продовольствия и фуража, размещения войск и материальной части, закупки и отправки товаров, денежного обеспечения и выплаты содержания, возмещения убытков, почтово-телеграфной связи, железнодорожного сообщения и юрисдикции в этих странах - будут изданы позже.

Все требования воинских частей и инстанций, предъявляемые к правительствам этих стран, должны быть направлены в отдел обороны страны верховного главнокомандования вооруженных сил (штаб оперативного руководства) не позднее 27 марта 1941 года.

  1. Указания относительно Швеции 
  1. Так как Швеция может быть использована только для прохождения войск, никаких особых прав на этой территории для командующего немецкими войсками не предусмотрено. Но тем не менее он имеет право и обязан обеспечить охрану железных дорог от актов диверсий.

Начальник штаба
верховного главнокомандования
вооруженных сил
Подписал: Кейтель
Верно: майор генштаба (подпись)

ВОПРОСЫ  (свой ответ выстраивайте исходя из заданных вопросов)

  1. Определите союзников Германии?
  2. Кого числа был издан данный план?
    3.  Определите основные направления  ударов, направленных на СССР  фашистской Германией  по плану «Барбаросса».

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  Приложение № 3                           Статистика потерь СССР в начале войны

Прочитайте стр.  199 -201 учебника  и запишите статистические данные в таблицу №1

Таблица № 1

Население  захваченных территорий

Территории добычи угля

Территории выплавки чугуна

Территории выплавки стали

Сельскохозяйственные   территории

        



Предварительный просмотр:

Приложение № 4

Начальный период Великой Отечественной войны
(22 июня 1941 - 18 ноября 1942 гг.)

На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны после артиллерийской и авиационной подготовки главные силы вермахта и войска сателлитов (около 190 дивизий) внезапно начали мощное наступление по всей западной границе СССР от Черного до Балтийского моря. Вражеская авиация нанесла удар по всей приграничной полосе на глубину более 400 км. Воздушным бомбардировкам подверглись Мурманск, Рига, Брест, Смоленск, Киев, Севастополь и др. Только через полтора часа после начала наступления посол Германии в Советском Союзе граф В. фон Шуленбург сделал заявление об объявлении войны СССР.

Упорное сопротивление фашистские войска встретили в боях под Минском, Смоленском, Владимиром-Волынским, Перемышлем, Луцком, Дубно, Ровно, Могилевом и др. Несмотря на превосходящие силы противника, более месяца держалась Брестская крепость. Гарнизон ее почти весь погиб, но не сдался. И все же за первые три недели войны войска Красной Армии оставили Латвию, Литву, Белоруссию, значительную часть Украины и Молдавии. Немецкая армия продвинулась в различных направлениях от 350 до 600 км. Красная Армия потеряла почти 800 тыс. человек, тогда как потери вермахта составили 100 тыс. человек.

Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны прежде видели во внезапности нападения Германии на Советский Союз и незавершенности подготовительных мероприятий накануне войны. Эти причины, несомненно, имели место. Правда, преувеличивать фактор внезапности не стоит, поскольку Сталину поступало около двухсот донесений о возможности и сроках нападения. Правильнее говорить о его самоуверенности и нежелании прислушаться к мнению осведомленных людей, в том числе военных. Несмотря на прилагаемые в годы третьей пятилетки усилия, Советский Союз не завершил подготовку к войне. Перевооружение Красной Армии и укрепление новых границ к июню 1941 г. не было доведено до конца. Ошибочной была также военная доктрина советского руководства: война предполагалась малой кровью на чужой территории, считалось также, что первостепенное значение будет иметь место тактика боя времен гражданской войны.

В 1939г, исключение СССР из Лиги Наций из –за войны с Финляндией. Отсутствие  антигитлеровской коалиции, Германия имела союзников, СССР не смог накануне войны наладить отношения со странами Западной Европы.

Огромное отрицательное воздействие на боеспособность оказали массовые репрессии в армии конца 1930-х гг., когда в результате «раскрытия военного заговора» было уничтожено более 40 тыс. человек среднего и высшего комсостава. Из 733 высших военных командиров оказались репрессированными 579. В результате к июню 1941 г. 75% офицеров имели стаж работы на той должности, на которой их застала война, менее года. Овладевать навыками ведения современной войны молодым командирам приходилось на поле боя, неся огромные потери в живой силе и технике. Репрессии повлияли также на моральную атмосферу в армии (подозрительность, доносительство, боязнь ответственности за самостоятельно принимаемое решение).

Нарушение постоянной связи войска со штабами в первые дни войны, общая дезорганизация и неразбериха не позволяли командованию правильно оценивать ситуацию. Не представляя истинных размеров катастрофы, высшее политическое руководство страны на какое-то время утратило контроль над ходом событий. В первые часы войны фронтовой и армейской авиации был дан приказ: границ ни в коем случае не пересекать, уничтожать врага только над своей территорией. Сосредоточение большей части советской военной авиации у западных границ СССР привело к тому, что значительная ее часть (около 1200 самолетов) была уничтожена прямо на аэродромах. И только 25 июня Ставка разрешила перейти к стратегической обороне на рубеже рек Западная Двина и Днепр. Приказ о необходимости удерживать занимаемые позиции при любых обстоятельствах нередко приводил к тому, что целые дивизии и армии попадали в окружение, а затем в плен. За всю историю Великой Отечественной войны в плен попало 5,4 млн советских воинов, из них в первые полгода войны - 4,9 млн чел. Снижению эффективности военного руководства способствовал отказ от единоначалия в армии. На основе решения Политбюро ЦК партии, возрождавшего опыт гражданской войны, Президиум ВС СССР 16 июля принимает постановление «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче-Крестьянской Красной Армии», действие которого было распространено и на флот. Комиссары и политруки контролировали действия военных. Институт военкомов и политруков просуществовал в армии и на флоте до октября 1942 г. и был упразднен с введением полного единоначалия.

Следует учитывать также превосходство Германии в экономическом и военно-стратегическом планах. Она использовала не только свои ресурсы, но и ресурсы зависимых и оккупированных стран Европы.  Тяжёлое экономическое положение в СССР , вызванное событиями 30-х годов.

С началом войны предпринимается ряд мер, направленных на организацию отпора агрессору. В полдень 22 июня по радио с обращением к народу выступил В.М. Молотов. Заканчивалось обращение словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Показательно, что И.В. Сталин, боясь сделать опрометчивое публичное выступление, не рискнул выступить в этот день перед народом. Он это сделал только 3 июля. Обращаясь к советским людям, как к «братьям» и «сестрам», он определил войну как «всенародную отечественную», в которой речь идет «о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР».

22 июня Президиум Верховного Совета принял Указ о мобилизации с 23 июня военнообязанных на территории 14 военных округов и введении военного положения в ряде западных областей страны. 23 июня была образована Ставка Главного командования во главе с наркомом обороны Маршалом Советского Союза С.К. Тимошенко. Директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня перед партийными и советскими органами прифронтовых областей была поставлена задача мобилизовать все силы и средства на отпор врагу, «в беспощадной борьбе отстаивать каждую пядь советской земли», крепить тыл Красной Армии, отгонять при ее вынужденном отходе подвижной железнодорожный транспорт, создавать партизанские отряды и диверсионные группы, передавать суду военного трибунала паникеров и трусов. 30 июня создается Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, которому передавалась вся полнота власти в стране. 10 июля Ставка Главного командования была преобразована в Ставку Верховного командования, возглавил которую также И.В. Сталин. В августе 1941 г. он был объявлен Верховным Главнокомандующим (с 16 июля - нарком обороны), а Ставка стала именоваться Ставкой Верховного Главнокомандования (ВГК). Таким образом, Сталин сосредоточил в своих руках всю партийную, государственную и военную власть в стране, что не могло не сказаться на оперативности решения вопросов и свидетельствовало об отказе от коллегиальности в работе государственных и военных органов.

В целях улучшения материального снабжения действующей армии 28 июля 1941 г. с созданием Главного управления тыла была учреждена должность начальника тыла РККА во главе с генералом А.В. Хрулевым. 18 июля ЦК ВКП(б) принял постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск», в соответствии с которым предусматривалось формирование подпольных партийных и комсомольских организаций, диверсионных групп и партизанских отрядов с целью уничтожения «захватчиков и их пособников».

В армии началось дезертирство.

Наряду с политико-воспитательной работой широко использовались репрессивные методы. Так, согласно приказу Ставки ВГК № 270 от 16 августа 1941 г., все военнослужащие, попавшие в плен, объявлялись изменниками Родины, а директива НКО от 12 сентября 1941 г. санкционировала создание в каждой стрелковой дивизии заградительных отрядов. Им вменялось в обязанность применять оружие против «одержимых паникой военнослужащих» и расстреливать дезертиров как предателей. Еще более бесчеловечным был приказ НКО от 21 сентября, приравнявший взятых в качестве заложников мирных советских граждан к «пособникам врага», которые подлежали уничтожению как предатели. В первые недели войны Сталин и его окружение не могли еще отчетливо представить степень поразившей страну катастрофы. Казалось, что достаточно жесткой директивы, приказа, окрика или замены командующего армией или фронтом и перевес в борьбе с агрессором будет достигнут. Осознание того, что борьба с фашистской агрессией будет длительной, напряженной и сложной, что она потребует консолидации всего общества, мобилизации всех его физических и духовных сил, происходило постепенно и с большим трудом.

В первые месяцы войны проводились крупномасштабные мероприятия по переводу промышленности на военные рельсы. В указе Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июля 1941 г. предусматривалось введение трудовой повинности и регулирование работы промышленных предприятий. На следующий день начал действовать мобилизационный план по производству боеприпасов. 24 июня при СНК создается Совет по эвакуации (А.Н. Косыгин, Н.М. Шверник). Из районов, которым грозила опасность, на Урал, в Поволжье, Сибирь и Среднюю Азию с июля по декабрь 1941 г. было эвакуировано 2 593 промышленных предприятий, а также более 12 млн человек. Кроме того, были привезены значительные запасы продовольствия, сельскохозяйственная техника, культурные ценности и др.

26 июня 1941 г. Верховный Совет СССР принимает указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», вводивший сверхурочные работы. В декабре 1941 г. вступил в действие указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий», а 13 февраля 1942 г. - «О мобилизации для работы на производстве и в строительстве». В соответствии с этими указами рабочие и служащие считались мобилизованными на период войны. В апреле 1942 г. мобилизация коснулась и сельских жителей. Основную часть мобилизованных составляли женщины.

Утверждаются мобилизационные народнохозяйственные планы, ориентированные на увеличение выпуска военной продукции. 30 июня 1941 г. создается Комитет по распределению рабочей силы. Для обеспечения перевода экономики страны на военные рельсы в крупные промышленные центры и на оборонные предприятия направлялись уполномоченные ГКО и Госплана СССР. В целях ускорения ввода в действие объектов индустрии 11 сентября принимается постановление «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени».

Ценой титанических усилий тружеников тыла к декабрю 1941 г. удалось остановить падение объема производства, а с марта 1942 г. началось его наращивание. На восток было эвакуировано 1,3 тыс. промышленных предприятий. В 1942 г. по сравнению с 1940 г. в этих районах производство электроэнергии возросло более чем в 2 раза, угля - почти в 2,3, стали - в 2,4 раза. Выпуск военной продукции в марте 1942 г. в восточных районах достиг общесоюзного уровня начала войны. В июне того же года США и СССР подписали соглашение о поставках по ленд-лизу. Согласно ему за годы войны Советский Союз получил около 14,8 тыс. самолетов, 7,1 тыс. танков, 8,2 тыс. зенитных орудий, большое количество автомобилей, тракторов и др.



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Рабочий лист

Фамилия _____________________ Имя __________________  

Задание №1

 ПРИЧИНЫ ВРЕМЕННЫХ НЕУДАЧ КРАССНОЙ АРМИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПРИЧИНЫ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ПРИЧИНЫ

ВНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ

ПРИЧИНЫ

Задание № 2

Составьте синквейн на тему «Начальный этап Великой Отечественной войны»

  1. Напишите 2 прилагательных;
  2. Напишите 2 глагола;
  3. Напишите 1 предложение по теме;
  4. «Моё отношение …»



Предварительный просмотр:

Приложение № 6

Медицина времён Великой Отечественной войны

Хирургия

Хирургия – божественное искусство

Иоган Вольфганг Гёте

Вторая мировая война одно из самых страшных событий не только ХХ века, но и всей истории в целом. Именно на Вторую мировую войну приходится подавляющее число погибших за весь ХХ век, а именно около 70 млн. человек! За время войны наибольшие потери понесла Россия-СССР – 51,5 млн. человек, что составляет более половины от их общего числа. Но эти страшные цифры были бы намного более ужасающими, если бы не было людей боровшихся за жизни советских солдат и отдававших на это все свои силы, знания и умения.

Одна из самых важных специальностей медицины всегда была хирургия! Врачи-хирурги издавна пользуются особым доверием и расположением. Их деятельность окружена ореолом святости и геройства. Имена искусных хирургов передаются из поколения в поколение. Так было. Так есть и сегодня. В период войны спасать людям жизнь стало для них ежедневной работой.

Запоминающуюся картину работы хирургов медсанбата нарисовал Михаил Шолохов в романе "Они сражались за Родину ": "…а хирург тем временем стоял, вцепившись обеими руками в край белого, будто красным вином залитого стола, и качался, переступая с носков на каблуки. Он спал… и только когда товарищ его – большой чернобородый доктор, только что закончил за соседним столом сложную полостную операцию, – стянув с рук мягко всхлипнувшие, мокрые от крови перчатки, негромко сказал ему: "Ну, как ваш богатырь, Николай Петрович? Выживет?" – молодой хирург очнулся, разжал руки, сжимавшие край стола, привычным жестом поправил очки и таким же деловым, но немного охрипшим голосом ответил: "Безусловно. Пока ничего страшного нет. Этот должен не только жить, но и воевать. Черт знает, до чего здоров, знаете ли, даже завидно… Но сейчас отправлять его нельзя: рана одна у него мне что-то не нравится… Надо немного выждать ".

"Он замолчал, еще несколько раз качнулся, переступая с носков на каблуки, всеми силами борясь с чрезмерной усталостью и сном, а когда к нему вернулись и сознание, и воля, он опять стал лицом к завешенной защитным пологом двери палатки, глядя такими же, как и полчаса тому назад, внимательными, воспаленными и бесконечно усталыми глазами, сухо сказал: "Евстигнеев, следующего!"" Коридор санитарного вагона

Писатель фронтового поколения Евгений Носов в рассказе "Красное вино победы "по собственным воспоминаниям передает обстановку медсанбата: "Оперировали меня в сосновой рощице, куда долетала канонада близкого фронта. Роща была начинена повозками и грузовиками, беспрестанно подвозившими раненых… В первую очередь пропускали тяжелораненых… Под пологом просторной палатки, с пологом и жестяной трубой над брезентовой крышей, стояли сдвинутые в один ряд столы, накрытые клеенкой. Раздетые до нижнего белья раненые лежали поперек столов с интервалом железнодорожных шпал. Это была внутренняя очередь – непосредственно к хирургическому ножу… Среди толпы сестер горбилась высокая фигура хирурга, начинали мелькать его оголенные острые локти, слышались отрывисто-резкие слова каких-то его команд, которые нельзя было разобрать за шумом примуса, непрестанно кипятившего воду. Время от времени раздавался звонкий металлический шлепок: это хирург выбрасывал в цинковый тазик извлеченный осколок или пулю к подножию стола … Наконец хирург распрямлялся и, как-то мученически, неприязненно, красноватыми от бессонницы глазами взглянув на остальных, дожидавшихся своей очереди, шел в угол мыть руки ".

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал, что "… в условиях большой войны достижение победы над врагом зависит в немалой степени и от успешной работы военно-медицинской службы, особенно военно-полевых хирургов". Опыт войны подтвердил справедливость этих слов.

В обслуживании раненых и больных во время войны участвовала не только медицинская служба вооружённых сил, но и органы здравоохранения на местах, а с ними вместе десятки тысяч людей, далёких от медицины. Матери, жёны, младшие братья и сёстры воинов, работая в промышленности, сельском хозяйстве, находили время и силы для заботливого ухода зав ранеными и больными в госпиталях. Испытывая большие лишения в питании, одежде, они отдавали всё, и в том числе свою кровь, чтобы быстрее восстановить здоровье воинов.

Труд работников медсанбата так изобразил поэт С. Баруздин: Военный санитарный вагон

И хлопочут сестрички,
Хлопочут умело и споро,
И потеют шоферы,
Стараясь, чтоб меньше трясло.
А седые врачи
С руками заправских саперов
Почему-то считают,
Что попросту нам повезло...

Вся система оказания медицинской помощи в бою и последующего лечения раненых до выздоровления была построена у нас во время Отечественной войны на принципах этапного лечения с эвакуацией по назначению. Это значит – рассредоточить весь лечебный процесс в отношении раненого между специальными подразделениями и учреждениями, представляющими собой отдельные этапы на его пути с места ранения в тыл, и проводить эвакуацию по назначению туда, где каждому раненому будет обеспечено квалифицированное и специализированное лечение, диктуемое требованиями современной хирургии и медицины в целом. Смена этапов на эвакуационном пути и медицинского персонала, оказывающего помощь и обеспечивающего уход на этих этапах, не повредят лечебному процессу, если между всеми этапами существует крепкая связь и установлено заранее взаимопонимание и взаимозависимость. Но первое, что требуется, – это единое понимание всеми медиками основ, на которых организационно базируется военно-полевая хирургия. Речь идет о единой военно-полевой медицинской доктрине.

Содержание этой доктрины было сформулировано начальником Главвоенсанупра Е. И. Смирновым. Он говорил в годы войны, что «современное этапное лечение и единая военно-полевая медицинская доктрина в области полевой хирургии основываются на следующих положениях:

1) все огнестрельные раны являются первично-инфицированными;

2) единственно надежным методом борьбы с инфекцией огнестрельных ран является первичная обработка ран;

3) большая часть раненых нуждается в ранней хирургической обработке;

4) раненые, подвергнутые в первые часы ранения хирургический обработке, дают наилучший прогноз».

В выступлениях Е. И. Смирнов неоднократно подчеркивал, что в условиях полевой санитарной службы объем работы и выбор методов хирургического вмешательства и лечения чаще всего определяются не столько медицинскими показаниями, сколько положением дела на фронте, количеством поступающих больных и раненых и их состоянием, количеством и квалификацией врачей, особенно хирургов, на данном этапе, а также наличием автотранспортных средств, полевых и санитарных учреждений и медицинского оснащения, временем года и состоянием погоды. Успехи в оказании хирургической помощи и последующем лечении раненых на этапах медицинской эвакуации в значительной мере обеспечивались работой передовых этапов и в первую очередь организацией первой помощи в бою, выноса раненых с поля боя и доставки их на батальонный медицинский пункт и далее в полковой медицинский пункт (БМП и ПМП).

ВОПРОСЫ:

  1. Какая область медецины была более востребованна в годы войны?
  2. Подумайте, какие науки ещё развивались в годы войны?
  3. В годы войны продолжали работать учебные заведения, как вы думаете, зачем?

Приложение № 6

Литература в годы Великой Отечественной войны

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в пыли,
С "лейкой" и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.

К. Симонов

В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны деятели советской культуры – писатели и поэты, художники и композиторы, работники кино и радио – весь свой талант отдавали победе над врагом. Более тысячи членов Союза писателей создавали свои произведения непосредственно на фронте и в партизанских отрядах. Почти половина из них пала в боях за свободу родины, была ранена. Военный корреспондент газеты Красная Звезда К. Симонов

Программа борьбы советского народа и государства была намечена в речи Сталина по радио 3 июля 1941 г. Сталин призвал народы Советского Союза подняться на отечественную освободительную войну против фашистских поработителей, перестроить всю работу на военный лад, всемерно помогать Красной Армии, а в случае вынужденного отступления вывозить или уничтожать все ценное имущество, горючее, продовольствие; создавать в занятых врагом районах партизанские отряды. Главным лозунгом советских людей стали слова Сталина: "Все для фронта, все для победы".

Советская печать и радио развернули широкую патриотическую пропаганду, обратились к историческим традициям России и русской армии; создавали, порой не слишком заботясь о правдивости деталей, образы новых героев: Николая Гастелло, который обрушил свой подбитый самолет на колонну вражеских танков; юных партизан Зои Космодемьянской и Саши Чекалина, повешенных оккупантами; бойцов дивизии генерала И.В. Панфилова, ценой собственной жизни не пропустивших немецкие танки к Москве; Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского блиндажа. В средствах массовой информации постоянно выступали самые известные советские писатели и поэты: К.М. Симонов, А.Н. Толстой, М.И. Шолохов, А.Т Твардовский, А.А. Фадеев, Б.Л. Горбатов и многие другие. На всю страну прогремела и стала символом времени песня "Священная война" (слова В.И.Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова). Огромную популярность приобрели стихотворения А.А.Суркова "Землянка" и "Жди меня" К.М. Симонова; поэма "Василий Теркин" А.Т. Твардовского.

Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу. Все это определило преобладание в советской литературе тяжелых лет войны таких специфических жанров, оперативно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы также создавались нашими писателями в годы войны.

Публицистика А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова, В. Вишневского, К. Симонова, И. Эренбурга стала еще одним видом оружия, разящим врага. Вместе с тем создавались повести, романы, поэтические произведения, главными героями и темой которых был народ, его стойкость и героизм в борьбе с врагом. "Народ бессмертен" В. Гроссмана, "У стен Ленинграда" В. Вишневского, "Пулковский меридиан" В. Инбер, "Волоколамское шоссе" А. Бека, "Дни и ночи" К. Симонова, "Урал в обороне" М. Шагинян, "В окопах Сталинграда" В. Некрасова – эти и другие литературные произведения, созданные в годы войны, охватывали фронт, тыл, партизанское движение. Как своих однополчан воспринимали фронтовики героев поэмы А.Твардовского "Василий Теркин", романа М. Шолохова "Они сражались за Родину".

Важное место в литературе военных лет занимали произведения о героическом революционном и боевом прошлом русского народа. Традиции борьбы народов России против иноземных захватчиков умножали боевой дух сражающейся Красной Армии, трудящихся советского тыла.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. В первый день войны А. Сурков обратился к стране со стихотворением "Присягаем победой". К. Симонов в грозные предвоенные годы писал, что перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки. А когда ранним июньским утром в родной дом вломилась коричневая чума, писатели одели военные гимнастерки и стали армейскими корреспондентами. На страницах "Правды", рядом с военными сводками и фронтовыми корреспонденциями стали появляться такие стихотворения, как "Мужество" А. Ахматовой и многие другие.

"Как ни приходилось мокнуть, дрогнуть и чертыхаться на дорогах нашему брату – военному корреспонденту, все его жалобы на то, что ему чаще приходится тащить машину на себе, чем ехать на ней, в конце концов, просто смешны перед лицом того, что делает сейчас самый обыкновенный рядовой пехотинец, один из миллионов, идущих по этим дорогам, иногда совершая переходы по сорок километров в сутки... ", – писал К. Симонов.

Литература о войне началась 22 июня 1941 г. с обращений известных писателей к народу, с публицистических статей, со стихов. То, что рождалось в стихии войны, было разнообразно в жанровом отношении – это были баллады, лирические стихи, песни, яркие эмоциональные очерки. М. Шолохов "Наука ненависти", "Они сражались за Родину". К. Симонов, стихи: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Синий платочек", "Жди меня и я вернусь". Стихи А. Суркова, М. Исаковского, поэма А. Твардовского "Василий Теркин", стихи О. Бергольц, очерки И. Эренбурга, повесть Э. Казакевича "Звезда" – далеко не полный перечень имен и произведений, написанных во время войны.

Музыка времён Великой Отечественной Войны

"Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах."

М. Дудин

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых артистов выступала и мама одного из наших преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех незабываемых концертах.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко. Л. Русланова на фронтовом концерте

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

Седьмая симфония Д. Шостаковича

Начало формыД. Шостакович за работой

Конец формы

События 1936–1937 гг. на долгое время отбили у композитора желание сочинять музыку на словесный текст. “Леди Макбет” стала последней оперой Шостаковича; лишь в годы хрущевской “оттепели” он получит возможность создавать вокально-инструментальные произведения не “по случаю”, не в угоду властям. Буквально лишенный слова, композитор концентрирует творческие усилия в области инструментальной музыки, открывая для себя, в частности, жанры камерно-инструментального музицирования: 1-й струнный квартет (1938; всего в этом жанре будет создано 15 сочинений), фортепианный квинтет (1940). Все самые глубокие, личные чувства и мысли он старается высказать в жанре симфонии.

Появление каждой симфонии Шостаковича становилось огромным событием в жизни советской интеллигенции, ожидавшей этих произведений как подлинного духовного откровения на фоне убогой, задавленной идеологическим гнетом официозной культуры. Широкая масса советских людей, советский народ знал музыку Шостаковича конечно же гораздо хуже и едва ли вполне был в состоянии понять многие сочинения композитора (вот и “прорабатывали” Шостаковича на многочисленных собраниях, пленумах и заседаниях за “переусложненность” музыкального языка) – и это при том, что размышления об исторической трагедии русского народа были одной из центральных тем в творчестве художника. Тем не менее кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою, как Шостакович в своей Седьмой симфонии.

Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.

7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала. Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия.

9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. С тех пор, как оркестром Радиокомитета дирижировал К.И.Элиасберг, минуло 60 лет. Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.

Военная живопись 1941-1945гг.

А.А. Пластов    С.В. Герасимов    А.А. Дейнека    П.Д. Корин
Окна ТАСС

Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. Когда разразилась вторая мировая война, история мирогого искусства пережмла чрезвычайные события. Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественного творчества. Национальные движения возбуждают новые идеи и формы искусства. Высокоразвитая художественная культура сталкивается в эти годы с элементарным идеологизмом и грубым популизмом. В этот период государственная власть и политические партии все с большей настойчивостью проявляют свою заинтересованность в искусстве.

Все чаще эта заинтересованность выражалась в культурной политике, в духе которой провозглашаются права на национальное и класическое наследие и получают идеологическую, политическую квалификацию современные художественные движения, из чего проистекают и практические выводы. Накал яростной борьбы народа пытались отразить живописцы того времени через изображение русской природы, для которой чуждо присутствие пришельцев-захватчиков, раскрывалось многое из событий войны. Летопись скорбных утрат навечно запечатлела русская живопись. События Великой Отечественной войни никогда не сотруться в памяти людской. К ней еще не раз обратяться художники.

Глубочайшая драма, пережитая человечеством за истекшие десятилетия 20-го века, – нашествие фашизма и вторая мировая война – поставила историко-художественные процессы в самую прямую связь и зависимость от нее. Эмиграция архитекторов и художников из стран, захваченных фашизмом, внесла немалые изменения в демографию художественной культуры мира. Бегство от фашизма, неприятие его художниками, замкнувшимися в своем внутреннем мире, сберегающем образы и идеалы их творчества, явилось актом духовного сопротивления фашистской агрессии.С. Набалдян. Крымская конференцияЛ. Карташев. Москва, 1941-й г.

В СССР создаются также капитальные произведения станкового искусства. В странах, захваченных фашизмом, образуется искусство Сопротивления – художественное движениеполитической действенностью и вырабатывающее свои собственные свойства содержания и стиля. Это искусство содержит острый отклик трагедии войны, воплощает в аллегорических и конкретно событийных композициях кошмары фашизма.

В 1945 году завершился большой период истории искусства 20-го века. Победа демократических сил над фашизмом и последовавшие за ней грандиозные социально-политические, национальные и международные перемены решиттельным образом перестроили художественную географию мира, внесли серьезные изменения в состав и ход развития мирового искусства. С новыми своими проблемами искусство вступает в послевоенное время, когда определяющие его развитие три основных фактора – социально-политический, национальный и интернациональный, идейно-художественный – создают новую историко-художественную ситуацию.

Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годы войны получили широкое распространение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению советских людей плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и многие другие. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС».

Юрий Левитан - диктор, голос которого был равносилен целой дивизии

"Победа будет за нами"

Вопреки широко распространенному мнению, первым сообщение о начале войны с фашистской Германией прочел не Юрий Левитан, а министр иностранных дел Вячеслав Молотов. Левитан зачитал этот текст через некоторое время.

"Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами". Он говорил с такой уверенностью и силой, что эти слова как заклинание запомнили миллионы людей, собравшихся у громкоговорителей в тот роковой день.

На протяжении всех лет войны Левитан каждый день зачитывал фронтовые сводки и приказы Верховного Главнокомандующего. Как писал впоследствии генерал Черняховский, голос Левитана был равносилен целой дивизии.

По-своему "оценил" мастерство диктора Адольф Гитлер. Он объявил Левитана своим личным врагом №1 и обещал "повесить, как только вермахт войдет в Москву". За голову первого диктора Советского Союза было обещано вознаграждение - 250 тысяч марок.

ВОПРОСЫ:

  1. Каков вклад деятелей культуры и искусства в общее дело победы ?
  2. Почему  в годы войны особенно развивался киниматограф?
  3. Прочитайте отрывок стихотворения О. Берггольц «Лененградская поэма»

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

   и вдруг соседка мне навстречу.

— Сменяй на платье,— говорит,—

менять не хочешь — дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...—

И я сказала: — Не отдам.—

И бедный ломоть крепче сжала.

— Отдай,— она просила,— ты

сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу.—

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило — привести

ее к себе, шепнув угрюмо:

— На,  съешь  кусочек,  съешь...  прости!

Мне для живых не жаль — не думай.— ....

              Перестройка промышленности

Одним из наиболее крупных мероприятий в деле централизации политического, государственного и военного руководства, обусловленных требованиями военного времени, явилось создание еще одного чрезвычайного органа управления страной – Государственного комитета обороны (ГКО) под председательством И.В. Сталина. Этот орган образовался ввиду создавшегося чрезвычайного положения – в целях мобилизации сил всех народов СССР для проведения отпора врагу к перестройки всей экономики страны на военный лад.

В руках ГКО сосредотачивалась вся полнота власти в государстве, причем все государственные органы, все граждане были обязаны беспрекословно выполнять все его решения и распоряжения. На ГКО возлагалось все партийное и советское руководство в государстве, в его руках сосредоточилась вся полнота власти на период военного времени, его постановления имели силу закона. Для оперативного решения ряда вопросов, и прежде всего вопросов, связанных с организацией и развитием военного производства, был учрежден специальный институт уполномоченных ГКО.

Образование Государственного комитета обороны способствовало необходимой централизации в руководстве страной, давало возможность быстро добиваться наиболее полной мобилизации материальных и людских ресурсов государства и их использования в условиях военного времени в целях разгрома врага. 10 июля 1941 года для приближения стратегического руководства к войскам действующей армии были созданы их главные командования на трех стратегических направлениях советско-германского фронта – северо-западном (главком маршал К.Е. Ворошилов), западном (маршал С.К. Тимошенко), юго-западном (маршал С.М. Буденный). Одновременно произошли некоторые изменения и в составе Ставки, которая с 10 июля стала называться ставкой Верховного главнокомандования. Председателем Ставки стал И.В. Сталин, который 19 июля был назначен наркомом обороны СССР, а с 8 августа одновременно и Верховным главнокомандующим. Одновременно были осуществлены конкретные мероприятия по перестройке народного хозяйства на военные рельсы, нашедшие свое отражение в мобилизационных и народнохозяйственных планах.

23 июня 1941 года был введен мобилизационный план по производству боеприпасов, а Госплану СССР давалось указание подготовить общий мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 года, основы которого были разработаны еще до войны. С 24 июня на железных дорогах страны вводился особый график, обеспечивавший первоочередное и скорейшее продвижение воинских эшелонов. Пассажирские перевозки были максимально сокращены. 25 июня принимается решение об увеличении выпуска средних и тяжелых танков, а 27 июня – об ускоренном строительстве новых авиационных заводов. 30 июня Политбюро ЦК партии и Совнарком СССР утвердили представленный Госпланом проект "Общего мобилизационного народнохозяйственного плана на третий квартал 1941 года", охватившего все сферы народного хозяйства. Планом предусматривалось увеличение производства военной продукции по сравнению с довоенным уровнем на 20%. Заводы и фабрики, выпускавшие до войны гражданскую продукцию, переключались на производство боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего для танков и самолетов, специальных тканей для парашютов, обмундирования, снаряжения и других предметов военного снабжения. Имевшиеся ресурсы продовольствия, направлялись прежде всего для обеспечения армии и населения, занятого в военной промышленности. Максимум денежных средств направлялся на военно-промышленное строительство.

В развертывании военного производства важное значение имело централизованное перераспределение трудовых, ресурсов страны. В связи с мобилизацией в Красную Армию к 1 июля 5,3 млн. человек, а также из-за оккупации части советских территорий врагом численность рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР заметно уменьшилась. Чтобы обеспечить рабочими руками военную промышленность, уже в июне 1941 года был образован Комитет по распределению рабочей силы, который привлек в военную промышленность и связанные с ней отрасли рабочих из легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, управленческого аппарата. Для работы на заводах, транспорте, стройках мобилизовалось городское и сельское население. Был увеличен рабочий день, отменялись очередные и дополнительные отпуска, вводились обязательные сверхурочные работы.

Для руководства эвакуацией создается Совет по эвакуации, а 27 июня 1941 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР вынесли постановление, в котором перечислялись материальные ценности, вывозимые в первую очередь. 4 июля ГКО отдает директиву по вопросам хозяйственной политики в условиях вынужденной эвакуации производительных сил, в которой давалась установка специальной комиссии разработать новый план всемерного развития военного производства, имея в виду использование ресурсов и предприятий, существовавших на Волге, в Западной Сибири и на Урале, а также ресурсов и предприятий, вывозимых в указанные районы в порядке эвакуации. Все эти мероприятия, осуществленные в первые дни войны, стали важнейшей составной частью общей программы советского руководства по превращению страны в единый военный лагерь, по организации всенародного отпора немецко-фашистским захватчикам.

ВОПРОСЫ

  1. Какие действия по превращению страны в единый военный лагерь были предприняты советским руководством в условиях начавшейся войны?
  2. Расскажите о мерах по мобилизации всех ресурсов страны на нужды войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"...

Проектная работа Проблемы начального периода Великой Отечественной войны.

Проектная работа о начальном этапе Великой отечественной войны...

Проектная работа Проблемы начального периода Великой Отечественной войны.

Проектная работа о начальном этапе Великой отечественной войны...

Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)

Запомните:От этого порогаВ лавине дыма, крови и невзгод,Здесь в 41 началась дорогаВ победоносный 45 год…Р. РождественскийУрок на тему «Начальный период  Великой Отечественной войны (ле...

Урок-презентация "Начальный период Великой Отечественной войны"

Презентация иллюстрирует программный материал по теме....

методическая разработка по истории на тему "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 г.г.

Методическая разработка включает в себя программный материал по истории России для 11-го класса начального периода Великой Отечественной войны в расширенном объеме. Он рассчитан на 2 урока по 45 минут...

Урок по истории для 11 класса "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 годов"

Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея....Защитники держали оборону Севастопол...