Представление профессионального педагогического опыта
методическая разработка по истории по теме

Бриллиантова Маргарита Михайловна

Педагогическая тема – «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, как одно из средств активизации мыслительной деятельности учащихся», является основополагающей в моей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №5,

город Белогорск.

Представление педагогического опыта работы,

учителя истории и обществознания

Бриллиантовой Маргариты Михайловны.

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, как одно из средств активизации мыслительной деятельности учащихся».

21090305.jpg

2014-2015 учебный год

        Педагогическая тема, над которой я работаю – «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, как одно из средств активизации мыслительной деятельности учащихся», является основополагающей в моей работе.

             Важность этой работы была подчеркнута еще президентом  РФ В.В.Путиным,  на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, где он отметил: «В современном, быстро развивающемся мире человек должен учиться всю жизнь». К этому молодого человека необходимо готовить. Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

        Переход на ФГОС в основе которых лежит  системно – деятельностный подход в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования, в его направленности, целях, содержании, на выявление и развитие творческих способностей обучающихся, на инициативу самостоятельных учеников, конкурентоспособность и мобильность будущих выпускников. Поэтому современному педагогу нужно учитывать и создавать такие условия на уроке, которые могли бы способствовать реализации поставленных задач.

        В условиях модернизации российского образования значительно усиливается роль учебных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию школьников. К ним, в первую очередь, относятся обществознание и история. Их содержание дает богатые возможности для развития интеллектуальных способностей и мыслительной деятельности обучающихся. Уроки истории и обществознания способствуют развития мышления, которое формируется в процессе самостоятельной умственной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Немаловажно грамотно работать с информацией. Кроме того активизация мыслительной деятельности школьников является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.

         Педагогическая практика показала, что  использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, как одно из средств активизации мыслительной деятельности обучающихся,  направленно на решение ряда проблем, без  которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка, что считаю и обеспечило актуальность ее выбора.

         Во-первых, наблюдения, проведенные среди школьников, показали, низкий уровень мотивации обучающихся к исторической науке. На чтение домашнего параграфа у многих учеников уходит до 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса к истории как к предмету.

         Во–вторых, многие обучающиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией.

         В-третьих, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, обучающиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи.

        В- четвертых в большинстве случаев ученики, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе «Природа древнего Египта, если поставить перед обучающимися эти вопросы так, как они звучат в учебнике, проблем не возникнет. Ученики перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, например: «Как природа Древнего Египта влияла на занятия египтян?»,  у них возникают затруднения.

        Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, решить задачи, поставленные в новых стандартах может использование приемов технологии критического мышления, разработанной  американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом.

Цель педагогической работы – развитие интеллектуальных способностей  обучающихся, через использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.  

В соответствии с поставленной целью определены задачи работы:

  1. рассмотреть методы ,  формы работы по развитию критического мышления и возможности применения данного опыта работы на уроках  истории и обществознания;
  2.  содействовать формированию культуры чтения и стимулировать самостоятельную поисковую и творческую деятельность обучающихся;
  3. внедрять в практику приемы ТРКМ, способствующие самопознанию и самооценке исторических, обществоведческих знаний и раскрыть возможности использования приёмов данной технологии во внеурочной деятельности.

На данный момент  накоплен значительный теоретический опыт, позволяющий эффективно применять приемы развития критического мышления  на уроках истории и обществознания.

Критическое мышление направлено на  анализ информации с позиции логики, умении выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

  Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни.

Учитывая  основную идею технологии развития критического мышления - создаю такую атмосферу учения, при которой ученики активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

  Занятия строю таким образом, что каждый обучающийся формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных, в соответствии с представленными ниже этапами урока:

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Вызов

направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ)

  1. Осмысление содержания

направлена  на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому

ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях,  или ведет записи по мере осмысления новой информации

  1. Рефлексия

учитель возвращает обучающихся к первоначальным записям - предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

обучающиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

С позиции традиционного урока в этапах урока нет ничего нового (вызов – актуализация; осмысление -  изучение; рефлексия - закрепление ). Элементы  новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока использую  свои методические приемы.

Стадии

Приемы,

используемые на каждой стадии в соответствии с ТРКМ

Вызов

Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, перепутанные логические цепочки.

Осмысление

Чтение с остановками и пометками, работа в парах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений, заполнение  второй колонки.

Рефлексия

Карта познания, эссе, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка,  

синквейн, обсуждение, оценка работы на уроке, заполнение третьей колонки.

Мой опыт  работы по использованию приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания направлен на развитие  критического мышления  и осуществляется, с учетом возраста и багажа знаний обучающихся.  Я работаю с учениками 5, 6, 7 и 8 классов. Приведу ряд примеров, как на уроках истории и обществознания развиваю критическое мышление.

 Так как основу технологии развития критического мышления составляет процесс, состоящий из трех фаз: «ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РЕФЛЕКСИЯ», то на этапе «ВЫЗОВА» использую   следующие методические приемы:

  • Прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали».

 Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали».  Затем называю тему и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся  сведения, в справедливости которых обучающиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока ученики самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.

               Например: на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом

Что знали

Фараоны – правители Египта

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

Что хотим узнать

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

Узнали

               Прием «ЗХУ» можно использовать  в любом классе в зависимости от темы урока. Использование этого приема создает условия для развития у школьников мышления (анализ, сравнение, сопоставление).

  • Прием «корзина идей» (понятий, имен…).

 Это  прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что знают все ученики вместе по изучаемой теме.

Например, урок истории в 8 классе,  по теме «Предпосылки отмены крепостного права» интересуюсь, что знают ребята о положении крестьян в стране, что им известно о крепостном праве, истории его формирования, как оно влияло на развитие экономики страны, что такое барщина, оброк, почему его необходимо было отменять.

  • Прием «Кластер».

Опыт работы показывает, что одним из наиболее интересных для обучающиеся является прием «Составления кластеров». Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей»,  конкретизирую направления развития темы.

Например, при изучении темы «Типы обществ»  на уроке обществознания в 8 классе, можно подобрать слова к этому понятию. В результате получается примерная схема.                         (Приложение №1)

  • Прием «Дерево предсказаний»

Этот прием, использую на уроках при изучении актуальных проблем, требующих разностороннего анализа и  аргументации. Важно, чтобы в  качестве аргументов ученики использовали разнообразную информацию (собственные наблюдения, материал учебника, СМИ, Интернет и т.д.), дети взвешивают все «за» и «против» при прогнозировании того или иного решения. После изучения нового материала, выясняем, какие предсказания подтвердились, какие нет и  почему.

                                                                                 (Приложение№2)
На этапе «ОСМЫСЛЕНИЕ», применяю такие  методические приемы как:

  • Прием «пометки на полях», известный как Инсерт.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. В пояснительной записке к программе по истории России говорится, что школьники «…должны уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их…». Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Данный прием требует от обучающегося вдумчивого чтения, осмысления, а не простое чтение глазами. Прием «Пометки на полях» эффективен при выполнении домашнего задания, работы в группах (пометки могут быть различного рода). Этот прием применяю как в средних, так и в старших классах на уроках и истории и обществознания.

  • Прием «тонких и толстых вопросов» .

Этот прием является способом активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении и демонстрирует понимание обучающимися пройденного материала.

         Например урок истории , 6 класс, тема  « Куликовская битва» , где ученики составляют таблицу «тонких»  вопросов( Кто принял участие в сражении? Когда и где оно произошло? Каковы итоги сражения? ) и «толстых» вопросов (В  чем заключался полководческий талант Дмитрия Донского?).

  • Прием «перепутанные логические цепочки» .

Этот прием использую при проверке знаний. Предлагаю ученикам записанные на доске или карточках от 3 до 6-7 событий (даты и события, понятия и определения). Обучающимся  требуется восстановить порядок и объяснить его.

Например, урок обществознания в 6 классе по теме «Виды деятельности».                                                                       (Приложение № 3)

На стадии ОСМЫСЛЕНИЕ также провожу работу с картой. Используя название карты и условные обозначения, обучающиеся читают карту, отвечая на поставленные вопросы.  

                                                                                       (Приложение №4)

 В средних и старших классах в данной  работе опираюсь на знания учеников по географии.

  • Прием «Текст с ошибками» -  исторический диктант.

Этот метод позволяет обучающимся глубже и внимательнее изучать темы, разбираться в событиях, сопоставлять их.  Анализируя информационный материал по теме урока, ученики находят недостоверные данные в тексте и сопоставляют их с реальными фактами. Например, урок истории в 5 классе по теме «Древний Египет».  

                                                                                  (Приложение №5)

  • Прием “Фишбоун” .

Данный прием позволяет выявить причинно–  следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Например, урок истории в 5 классе по теме “Индийские касты”. Схему фишбоуна заранее раздаю ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняем шаблон фишбоуна. При необходимости корректирую высказывания детей, помогаю сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.  

                                                                               (Приложение №2-1)

На этапе «РЕФЛЕКСИЯ», применяю такие   методические приемы:

  • Прием «написание синквейна». 

Составление синквейна требует от обучающихся в кратких выражениях резюмировать учебный материал, синтезировать информацию (если ребятам трудно написать в стихотворной форме, можно высказаться,  просто подобрав слова). Он позволяет научить школьников излагать субъективное мнение об историческом событии, личное отношение к тому или иному историческому деятелю, проводить рефлексию  по затронутой проблеме.

Пример синквейна на уроке история в 8 классе по теме «Отмена крепостного права»:

 РЕФОРМА

ЗНАЧИМАЯ    БУРЖУАЗНАЯ
НАДЕЛИЛА    ОТМЕНИЛА    ОСВОБОДИЛА
ОТМЕНИЛА КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ
СВОБОДА

  • Прием «крестики -нолики».

Этот прием способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки учеников, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).  Обучающиеся отвечают на  мои предположения по пройденной теме, ответы в виде «да-нет» заносят в таблицу в виде «х-о».  После выясняем, какие предположения подтвердились, а какие нет и  почему. 

                                                                            (Приложение №2-2)

 В своей работе я использую как отдельные приёмы, так и технологию в целом. Предлагаю рассмотреть  пример конкретного урока, который наглядно показывает продуктивность технологии развития критического мышления. Данный урок был проведен в рамках городского конкурса «Педагогический олимп-2015» на конкурсном задании «Педагогическое занятие с детьми».  

                                                            (Приложение №6)        

           (Приложение№2, №2-1;№2-2).

 Приемы технологии развития критического мышления мною применяются и во внеурочной деятельности, которая строится на организации исследовательских  работ обучающихся в рамках:  работы кружка «Я исследователь»,  для учеников  6 классов,  и  подготовки школьников к участию в  муниципальных  мероприятиях разной направленности. Это и олимпиады, как муниципального, так и международного уровня,  конференции.                                                                                            

Кроме этого, работа классного руководителя, которая требует сил и времени не меньше, а иногда и больше, чем преподавательская деятельность. Приёмы технологии развития критического мышления помогают добиться в этих сферах хороших результатов.   Как заинтересовать 12-13  летних девочек и мальчиков в запланированных внеурочных мероприятиях?  Вызов - заинтересовать выбранной темой, мероприятием воспитанников, показать насколько важно и актуально, осмысление - дать возможность самим проявить себя, подобрать нужную информацию к классному часу или подготовиться к мероприятию, не исключая помощи родителей, а дальше  рефлексия – переосмысление.

Например, внеклассное мероприятие к  конкурсному заданию «Не только учить», подготовленное в рамках проведения городского конкурса «Педагогический олимп- 2015».

                                                                                      (Приложение №7)

После проведения таких классных часов и мероприятий, у ребят формируются коллективистские мотивы, своя гражданская позиция, они активно участвуют в делах класса и школы.

Незаменимы  были и некоторые приёмы ТРКМ  при работе над докладом для муниципальной  конференции  VI«Ельчениновские чтения». На конференции  Русецкая Виктория, обучающаяся 7 класса представила мультимедийную презентацию и доклад, который вошел в книгу-сборник музея, что является хорошим результатом.

Кроме того, обучающиеся активно участвуют в самостоятельном добывании знаний, формулируют цели, высказывают свои мысли, логически строят ответы на вопросы, творчески подходят к построению кластера, написанию синквейна.  Мнения учеников об уроках истории и обществознания выстроенных по  ТРКМ.  

                                                                                 (Приложение №8)

О результативности данной методики свидетельствует и позитивная динамика уровня обученности и  качество знаний  школьников.

                                                                                   (Приложение №9-12)

Однако есть и  затруднения, с которыми я столкнулась, работая в данной технологии:

1. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.

2. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).

3.  В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

 4. Большие моральные, временные и материальные затраты. 

Следовательно, в дальнейшем предполагаю изучение и применение в практике своей педагогической работы методики проблемного обучения, которая позволит решить вышеобозначенные проблемы.



Предварительный просмотр:

Приложение №13

Наименование конкурса

Учебный год

Кол-во участников

Результат

IX Международная Олимпиада по основам наук по предмету история

2014-2015

1

Диплом

2 степени

IX Международная Олимпиада по основам наук по предмету обществознание

2014-2015

1

Диплом     1степени

IV Всероссийский конкурс детских рисунков «Страна безопасности»

2014-2015

2

Участие, диплом участника

Муниципальная конференция  VI«Ельчениновские чтения»

2014-2015

1

Участие, работа вошла в сборник

VI«Ельчениновские чтения»

Приложение № 1

        

Приложение №3

Виды деятельности:                                                            

1. игра                                                    

2. труд                                                    

3. учеба                                                  

4. общение                                              

Определения:

А) освоение опыта предыдущих поколений;

Б) преобразование предметов окружающего мира;

В) преобразование информации в процессе взаимодействия;

Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами.

Приложение №4

 

Дать характеристику Греции (местоположение, природные, климатические условия). В итоге работы с картой и ее легендой в тетрадях учащихся появляется запись.

- юг Балканского полуострова;

- с трех сторон окружено морем→ морская торговля, рыболовство;

- большая часть страны – горы → затруднено земледелие и разведение крупного скота;

- полноводных рек нет;

- плодородной земли нет;

- климат засушливый, но создать оросительную систему невозможно, так как нет рек → земледелие не развито;

- полезные ископаемые: золото, серебро, медь, свинец, мрамор.

Приложение №5

Исторический диктант.

В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался древний Египет.

Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500 г. до н.э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий долину Царей. Много тайн хранит история Египта. Так, в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона-Ра, обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны древнего Египта еще ждут своих исследователей!

Инструкция. В тексте диктанта допущено шесть исторических  ошибок. Задача пятиклассников подчеркнуть их после того, как будет записан весь текст, а после текста написать правильный вариант.

Приложение №7

Внеклассное мероприятие

к конкурсному заданию «Не только учить».

       Цель: формирование основ патриотизма (уважение к истории государства, к историческому прошлому, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества).

Задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма;
  • воспитывать интерес к историческому прошлому;
  • расширять знания детей о войне;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

1. Компьютер, проектор.

2. Полевые письма-треугольники (оригиналы), тетрадные листы.

3. Ножницы, клей, салфетки, нитки.

Ход мероприятия:

Слово учителя:

Солдат погибает дважды:
От штыка или от пули вражьей.
И спустя много лет, в грядущем,
От забывчивости живущих
.

У времени есть своя память – история, и потому, мир никогда не забывает о тех трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи и в том числе жестокие войны, уносившие миллионы жизней. Течет река времени. Минуло 70 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны.

Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей  войны. О какой войне я сейчас говорю ребята? А кто и что знает об этой войне?

Слово родителям и детям.

Слово учителя. Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния! Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ !

 В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. Ребята, а что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке, может быть, последней? Любовь матери, жены и детей, невесты. И на передовую из дома приходили письма, такие желанные для солдат. И солдаты писали о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, мечтали о победе.

 Война не уничтожила способности любить, тонко чувствовать, добро, любоваться прекрасным. Воспоминания о днях, проведенных с любимыми, родными о том, ради чего они выносят неимоверные трудности войны, очень нужны были нашим воинам.

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой,
Любовь свою видишь и Родину слышишь
Как голос за тонкой стеной.

Мы скоро вернемся – я знаю, я верю.
И время такое придет:
Останутся боль и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою
К плечу, прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств перечтем.

В 1941 г. в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник"- полевое письмо. А как вы думаете, почему письма войны  были в виде треугольников? 

Слово родителям и детям.

Слово учителя .При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток.  И люди стали складывать написанные письма в треугольники, на которых писали адрес назначения и летели эти письма на попутном транспорте в тыл или на войну  (учитель показывает, как сложить письмо-треугольник)

А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему?

Слово родителям и детям.

Слово учителя. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести

Победителей, наших дорогих ветеранов, мы будем чествовать в День Победы цветами, добрыми словами. Люди никогда не забудут подвиг русского солдата, и передавая из поколение в поколение мы должны сохранить память об  этих событиях .   В России осталось 457 тыс. участников войны, самому старейшему 117лет и живет он в Дагестане, в нашем городе их осталось  Сегодня собрались два поколения это родители и их дети и я предлагаю вам выразить благодарность ветеранам,  и создать своими руками то, что на фронте особенно ценилось защитниками –полевые письма треугольники в которых вы напишите свои пожелания ветеранам, и на праздник вручите эти письма, а родители вам помогут справиться с этой работой . Перед вами листы бумаги и заготовки гвоздик- цветов символов победы. Ребята вы напишите поздравления и пожелания ветеранам и вместе с родителями оформите эти письма треугольники. Складывают письмо в треугольник, пишут адресата- ветерану. (Родители вырезают бумажные гвоздики, дети пишут пожелания)

Слово учителя .Мы поставили перед собой цель: написать письмо ветерану, для того, чтобы ветераны, взяв в руки письма, вспомнили свою молодость, боевых товарищей и те волнующие чувства, которые дарила людям в суровые годы войны фронтовая почта. У вас получились замечательные творческие работы.  Ветеранам будет приятно получить в подарок эти письма. 9 мая положите письмо в почтовый ящик или вручите лично и  это будет самый дорогой подарок в этот день, потому что ни что так не ценится как внимание.

Письма из дома летят и плывут
Письма из дома новость несут
Важнее наград, орденов и медалей
Мы чуть ли не плачем, если их нам не дали
Письма из дома летят и плывут
Письма из дома новость несут
И воин готов хоть пол жизни отдать
Лишь бы из дома письмо прочитать.

Я надеюсь, что письма, которые вы сегодня написали, найдут своих адресатов. Спасибо за внимание!


Приложение №6

Тема урока : Индийские касты

Класс :    5

Предмет: история

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цели :

Предметные:

  • познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
  • выяснить в чём значение деления общества на касты;
  • определить в чьих интересах было деление на касты.
  • подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;

Метапредметные

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
  • развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
  • способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.

Личностные

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
  • воспитывать чувство уважения  к истории;
  • вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Посвящение в касты. На лбу у ребят рисуется капля – бинди зеленого, желтого и красного цвета, вручаются информационные карты, заготовки –улыбки.

Добрый день, ребята!

Прозвенел уже звонок,

Все готовы начать урок?

Проверьте все ль на месте

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Присаживайтесь!

Меня зовут Маргарита Михайловна и я проведу у вас урок истории, на котором познакомлюсь с вами и надеюсь мы станем друзьями. Ну а дружба наша начнется с улыбки, которую я вам подарила вначале урока. Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в ту страну, которую вы изучали на предыдущем занятии. О какой стране вы говорили? Правильно об Индии и сегодня мы продолжим это увлекательное путешествие. Кто готов показать на карте где расположена Индия?

Молодцы!

Индия

Выходят, показывают на карте Индию

Самоопределение(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К)

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Индия – страна, которая поражает всех, кто ее увидит. «Волшебная земля», «край чудес и несметных богатств» – так говорили об Индии путешественники.

Путешествуя по стране Индия, странники оставили вам записки и  свои очерки об этой стране. Их содержание в информационных  картах , которые лежат у вас на столах .Запишите пожалуйста в графе фамилия и имя ваши инициалы.

Часть записок  попала под дождь, и  некоторые слова стерлись, я предлагаю вам самостоятельно заполнить пропуски в тексте карты в задании номер один. Приступаем к работе:

Индия расположена на полуострове _____________.  

В долине реки Ганг произрастают непроходимые леса - __________.

Индийцы занимались _______________.

Индийцы верили  в _____________ душ.

У индийцев священной считалась_____.

Взаимопроверка – сверка с экраном.

Оцените себя.  Все правильно знак +, не верный ответ знак –

Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии.

Что мы знаем +

  • географическое расположение;
  • природные и климатические условия;
  • занятия индийцев;
  • религия индийцев.

Вставляют нужные  слова, показывают знание карты, знания учебного материала по теме, дают оценку ответам по памятке с критериями.

Осуществляют самопроверку по ключам и критериям

Индия расположена на полуострове Индостан.

В долине реки Ганг произрастают непроходимые леса - джунгли

Индийцы занимались земледелием.

Индийцы верили  в _перерождение душ.

У индийцев священной считалась корова.

Высказывают версии, что они знают, а что надо узнать.

Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П).

Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).

Оценка результатов собственной и чужой деятельности, умение работать с критериями (Р)

  1. Целеполагание

Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.

Мы продолжаем свое путешествие по Индии, представьте, что мы с вами познакомились с семьёй земледельца, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать его сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и он, работать на земле.

Какой вопрос у вас возник к крестьянину. Почему его дети не могут стать воинами?

- Так мы не из той касты, - ответил он.

Какое новое слово?  

Помогите мне определить тему урока

Индийские касты. Запишем тему урока в тетрадь.

Каста определение стр.100

Скажите, какова будет цель нашего урока?

Предполагаемые ответы учащихся:

Почему его дети не могут стать воинами?

Каста определение стр. 100

Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству.

Индийские касты

Предполагаемые ответы ребят:

Знакомство с индийскими кастами и различиями между ними?

Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи(Р).

Владение диалоговой, устной формой речи(К).

Ориентация в учебнике, в полученной информации.

  1. Открытие новых знаний, развитие имеющихся умений.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний

Путешественники также нам передали очерки об Индии, давайте внимательно  в парах их изучим, это задание номер два в информационной карте.

Слово учителя , эти очерки нам говорят о социальной иерархии  в Индии–делении общества на касты , о происхождении каст. (Слово сопровождается слайдами из презентации).

Сколько было каст в Индии?

Кастовую принадлежность можно было узнать по цвету одежды либо  цвету бинди-капельки на лбу, символа ума и мудрости. Белый цвет-это цвет жрецов, красный- воинов, желтый-земледельцев, а черный -слуг. У вас тоже на лбу есть капельки посмотрите в кого  я вас сегодня посвятила?Цвет информационных карт также символизирует кастовую принадлежность.  Красный цвет- это воины, поднимите руки представители этой касты ,вы у нас самые смелые и ловкие. Белый цвет-жрецы, поднимите руки представители этой касты , вы самые мудрые. Желтый-земледельцы, поднимите руки представители касты, вы самые трудолюбивые.

Какие религии говорили о кастовом делении? Какая религия говорила о том, что люди произошли из частей тела бога Брахмы и кастовая принадлежность передается по наследству?

 А чему учил буддизм?

Молодцы, а сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка

Ребята, прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?)Представьте, что мы в Индии:

  1. заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим – зажмуриваем глаза, открываем и закрываем их несколько раз.
  2. Идем по тропинке – ходьба на месте.
  3. Увидели птицу слева, справа – повороты головой влево вправо.
  4. Разводим лианы на пути (разводим руками).
  5. И вот, наконец, вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему, потянулись и сели.

А сейчас я вам предлагаю в парах, выполнить третье задание в информационной карте, а несколько ребят,  я приглашая поработать с таким же заданиями у доски.

Дети получают задания:

  • Составляют фишбоун (дают ответ на проблемный вопрос через понятия и их содержание)

http://gigabaza.ru/images/1/635/m4ac87daf.gif

  • Перечисленные слова, приведите в систему, через заполнения дерева предсказаний и дайте пояснение.

Cartoon Tree Drawing Lesson

  • Выполняют задание «Оставьте за нами последнее слово», анализируют текст и отвечают на вопрос:

  Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении жизни людей в обществе вам кажется более справедливым с современной точки зрения ?

А теперь давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием, посмотрим на доску, сверяют ответы.

Записывают в тетрадь определение социальная иерархия –деление общества от высшего к низшему.

Каст было четыре

Брахманизм и буддизм

Брахманизм

Буддизм учил, что главное не происхождение человека, а его достоинства.

1.представители касты  воинов - кшатрии  составляют фишбоун (почему дети индийского воина, никогда не станут земледельцами),отчитываются по нему.

Предполагаемый ответ:

Брахманы-жрецы, кшатрии-воины, вайшью-земледельцы, шудры-слуги, неприкасаемые- вне каст ;потому что кастовая принадлежность передавалась по наследству.

2.представители касты жрецов –брахманы, приводят слова в систему , составляют дерево предсказаний (брахма- ствол, ветви- касты и объяснение их занятий)

Предполагаемый ответ:

жрецы-брахманы они знают, как произносить молитвы. Воины– они умеют сражаться. Земледельцы обрабатывают землю, пасут скот .Слуги, служат жрецам и воинам.

Предполагаемый ответы:  буддизм, так как это учение не ограничивает свободы и права людей.

Ориентация в документе, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П).

Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение  обязанностей, планирование  своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К).

Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р).

  1. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию

У вас  в информационных картах  под цифрой 4 изображены шаблоны для игры в «Крестики -нолики». Я читаю предложение, а вы самостоятельно отвечаете, если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Всё население Индии делилось на 5 каст.

2.Высшей кастой была каста воинов.

3.Только брахманы могли разговаривать с богом.

4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.

5. По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей тела – Брахма

 6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.

7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.

8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.

9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.

Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).

0

0

Х

х

х

0

0

х

0

Нет ни одной ошибки знак +,  ошиблись значит знак -.

Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, считают баллы, оценивают работу других

Владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств , для решения коммуникативных задач (К).

Умение делать выводы, перерабатывать информацию, перерабатывать ее (П).

Умение соотносить информацию и факты. (Р)

  1. Итог урока (Рефлексия деятельности).

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса

  1. Подсчитайте сколько плюсов за урок вы набрали?

Опросить кто сколько набрал ( три+ отметка 5, два + отметка 4, а те, у кого меньше двух+ подготовят домашнее задание и на следующий урок обязательно получат хорошую отметку)

, выставление оценок, задать вопрос классу «Что нового узнали о великой стране Индии?»

2.Рефлексия деятельности  «Для меня сегодняшний урок…»

  1. В информационной карте задания номер 5 выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашим полученным знаниям на уроке, поставьте напротив строчки знак +

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Предполагаемые ответы учащихся:

В Индии общество было разделено на касты. Каждая каста обладала своими правами и обязанностями. Переход из одной касты в другую, по учению брахманизм был практически невозможен.

Буддизм учил, что перерождение  в другую касту возможно, если вести себя достойно.

Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.(Р)

Домашнее задание

Параграф 21 подробный пересказ,  с 105   вопрос 1 письменно,  по желанию – составить кроссворд по теме «Индийские касты» , или выполнить творческое задание на с 105 «Подготовьте сообщение». Ребята я рада была с Вами сотрудничать, надеюсь, что сегодня я приобрела много друзей и если вы считаете также выходя из класса подарите мне свои улыбки!

Записывают домашнее задание, дарят улыбки.

Планирование собственной деятельности в соответствии с полученными знаниями на уроке (Р)




Общая схема педагогического опыта работы

по теме:

 « Использованию технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, как одно из средств активизации мыслительной деятельности учащихся».

        




Предварительный просмотр:

Приложение №9

Динамика качества знаний по обществознанию

за 1 четверть 2014-2015 учебного года.

Динамика качества знаний по обществознанию

 за 2 четверть 2014-2015 учебного года.

        На диаграмме очень хорошо видна положительная динамика качества знаний обучающихся по предмету обществознание практически во всех параллелях. Стабильное качество знаний в 5 «в», 6 «в», 7 «а», 7 «б», 8 «а» и 8 «б» классах.

Приложение №10

Динамика уровня обученности по обществознанию  за 1 четверть 2014 -2015 учебного года.

Динамика уровня обученности по обществознанию  

за 2 четверть 2014 -2015 учебного года.

На диаграмме видна положительная динамика уровня обученности  по предмету обществознание в 5 «а», 5 «б», 6 «а» и 7 «в» классах. Стабильное качество знаний в  5 «в» , 6 «б»,  6 «в» ,7 «а», 7 «б» и в 8-х  классах.

Приложение №11

Динамика уровня обученности по истории

  за 1 четверть 2014 -2015 учебного года.

Динамика уровня обученности по истории

  за 2 четверть 2014 -2015 учебного года.

На диаграмме видна положительная динамика качества обучения по предмету история, практически, во всех параллелях. Стабильное качество знаний в 5 -х  и в 8 «б»  классах.

Приложение №12

Динамика качества знаний по истории

 за 1 четверть 2014-2015 учебного года.

Динамика качества знаний по истории

 за 2 четверть 2014-2015 учебного года.

Анализируя данные диаграммы можно сделать вывод о том, что практически во всех параллелях   повысилось качество знаний по  предмету история. В  5 «а» и 5 «б»  классе качество знаний стабильное. 

Приложение №8

Мнения обучающихся об уроках истории и обществознания выстроенных по  ТРКМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление инновационного педагогического опыта

Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики  МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Представление инновационного педагогического опыта

"Творческие работы малой формы (мини - изложения, мини - сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...