«Современные педагогические
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_doklad_2.docx75.93 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Г. СЕВАСТОПОЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Курсы повышения квалификации учителей истории

«Обновление содержания школьного исторического образования в соответствии с требованиями ФГОС»

Курсовая работа слушателя курсов 2014-2015г.

Акинфиевой Галины Владимировны

Учителя истории ГБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №29»

По теме «Современные педагогические

технологии на уроках истории»

Научный руководитель

Лазарева Людмила Павловна

методист Методического

центра ГПИ СГУ

Севастополь 2015

Содержание:

  1. Вступление. Основные цели и задачи исторического образования
  2. Основная часть. Современные педагогические технологии
  1. Технологии модульного обучения
  2. Технология интерактивного обучения
  3. Технология критического мышления
  1. Приложения. Разработки уроков по Гражданской войне 1918-1920г. В России 9 класс.
  2. Литература.

  1. Вступление. Основные цели и задачи исторического образования

Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования историческое образование призвано служить важнейшим ресурсом социально-экономического, политического, культурного, духовно-нравственного воспитания общества и граждан. Россия, как и весь мир, вступила в этап постиндустриального развития, которое характеризуется динамизмом социальных процессов, формированием информационной среды, глобализацией в различных сферах жизни, феноменом поликультурного, полиэтнического и поликонфессионального общества. Все эти факторы и условия диктуют новые требования историческому образованию в основной школе.


            Выпускники должны ориентироваться в потоке социальной информации: должны уметь выделять, формулировать и творчески решать возникающие проблемы социально-гуманитарного характера, используя полученные в школе знания и приобретенные умения, компетенции, которые становятся инструментом познания мира и развития личности молодых людей.
Изучение истории ориентирует на развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивных,гражданско-патриотических,когнитивных(познавательных), информационно-технологических, коммуникативных.

             Своей целью, как учителя истории, считаю необходимым работать над формированием у учащихся исторического мышления, целостного представления об историческом пути России, ее основных этапах, событиях и деятелях отечественной истории. Считаю, что должна ориентировать своих учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории России, сформировать у них собственную позицию при оценке ключевых и исторических проблем. Разрешить эти сложные задачи можно только опираясь на современные педагогические технологии.

 Изучая и используя передовые и педагогические технологии, я убеждена в том, что «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-то тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно всё охватить, усвоить, переработать.»  Ф.А.Дистервег

В своей педагогической деятельности я креативно использую следующие педагогические технологии:

-модульную технологию;

-технологию критического мышления;

-интерактивную технологию;

-развивающую технологию;

-технологию проблемного обучения и другие.

II.    Основная часть. Современные педагогические технологии

  1. Технологии модульного обучения: « … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…»  К. Д. Ушинский

Модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Особенно эффективно модульная технология применима в профильных классах, где необходимо изучить и усвоить большие объёмы учебного материала.   Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);

• учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;

• каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. активизация учебного процесса;
  2. повышение уровня усвоения изучаемого материала;
  3. мотивация учеников
  4. развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке
  5. развитие навыков сотрудничества и делового общения.

 Ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.

 Модульная технология позволяет изменить темпы прохождения учебного материала, его структуру в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля.

Что включает в себя система действий учителя?

Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели, поставленной перед каждым модулем.

          Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

1. Четкая организация всего учебного процесса;

2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;

3. Сочетание словесных, наглядных методов;

4.Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;

5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;

6. Вера учителя в способности ученика.

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;

3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

           Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.

Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель , где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов, указав время, отводимое на каждый учебный элемент и вид работы.

В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.

Общий план проведения модульного урока.    

     

    1) Урок разбит на несколько учебных этапов. На работу с каждым учебным этапом отводится определенное время. Учащиеся должны помнить о времени, ценить время.

2) К каждому этапу урока поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материла, даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала (виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).

         3) Уровень знаний по каждому этапу урока учащиеся оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, учащиеся объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому этапу учащиеся выставляют в лист учета знаний.

4) Мотивационная беседа.

 Формулировка интегрирующей цели.  Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию.

5) Перед изучением модуля проводится входной контроль знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся. Ученикам предлагается выполнить одно из трёх заданий А – 3 балла, Б – 4 балла, В – 5 баллов.

6) Далее идет основной этап урока – изучение темы модуля (работа с новым материалом).  

Учащимся сообщается цель работы, формулируются задания. Сначала они выполняют задания самостоятельно, затем эти задания они обсуждают в учебных парах, группах. Ученики, выслушав своих товарищей, оценивают ответы и выставляют оценки, а оценочные листы. Возможно выполнение задания самостоятельно в тетрадях. В этом случае можно организовать самопроверку по образцу. В конце урока учащиеся сдают тетради учителю.  

7) После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.

8) Последний этап – подведение итогов и рефлексия.

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы;  

-- как я усвоил учебный материал?

- как я работал?

- Где допустил ошибки?

- доволен ли своей работой на уроке?

- как работала подгруппа, пара?

          Далее, дается разноуровневая информация о домашнем задании.

  1. Технология интерактивного обучения

Среди современных педагогических технологий одной из наиболее эффективных мне представляется технология, при которой у учащихся формируется активный подход к процессу обучения, т.е. умение самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать полученные знания, ставить и решать проблемные вопросы, создавая при этом ситуацию успеха.

Таковым является интерактивное обучение. Интерактивность – способность находиться в режиме взаимодействия, диалога с кем-то

Существует большое многообразие интерактивных методик. Одной из самых распространённых форм интерактивного обучения является работа в группах.  

 

Данная технология:

  • Способствует активизации учебного процесса.
  • Позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагает:

  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного процесса;
  • распределение действий и операций;
  • коммуникацию, общение;
  • взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию.

Главными особенностями организации групповой формы работы учащихся на уроке являются:

  • класс делится на группы для решения конкретных задач;
  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, поскольку подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы.

В своей деятельности я стараюсь подбирать группы по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, совместимости, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Индивидуальное выполнение задания. 
ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
з) Обсуждение общего задания в группе.
и) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

к) сообщение о результатах работы в группах.
л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
м) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся и владения ими умениями и навыками самостоятельной работы. Впоследствии, как показывает практика, учащиеся без труда распределяют между собой задания. Каждый член группы выполняет часть общего задания. После взаимной информации складывается коллективный результат.

Практика показала, что наиболее целесообразна групповая работа на уроках обобщения. Вместе с тем, она может быть использована и при изучении нового материала достаточно большого объема.

В условиях групповой работы возникает благоприятная для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

  1. Технология критического мышления.

Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией - чтение и письмо. Что означает понятие «критическое мышление?»

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.     Также мы можем сказать, что это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Выделяются три основных стадии:

•   вызов,

•   осмысление,

•   рефлексия

Задача первой стадии: заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его, вызвать уже имеющиеся знания.

На второй стадии идет работа непосредственно с информацией.  Ученик должен воспринять информацию, усвоить ее. Приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение осмысленным.

На третьей стадии - рефлексии, информация анализируется, творчески перерабатывается.

Стадия вызова

Деятельность учителя.

Вызвать знания. Активизировать учащихся.

Мотивировать для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся.

Ученик вспоминает, систематизирует, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

Приемы и методы.

«Корзина идей»

Кластер

Таблицы

«Мозговой штурм».

Стадия осмысления

Учитель.

Организует работу с новой информацией.

Ученик.

Активное чтение.

Приемы и методы.

Активное чтение, маркировка текста разными значками, составление таблиц.

Выписывают то, что совпало с представлениями учащегося.

               V

Выписывают    новое содержание.

              +

Выписывают то, что не совпало с их представлениями.

          -----

Выписывают    то, что         вызывает сомнение         или непонимание.

         ?

Знаю

Хочу Узнать

Узнал

Стадия рефлексии

Учитель.

Вернуть ученика к первоначальным записям, внести дополнения, дать задание на основе изученной информации.

Ученики.

Соотносят «новую» информацию со «старой», используя полученные при чтении знания.

Приемы и методы.

Заполнение кластеров, установление связей между блоками информации, заполнение таблиц, синквейн.

Кластеры(гроздья)

  • выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

  • Кластеры могут стать ведущим приемом как на
  • стадии вызова, рефлексии, так и стратегий урока в целом.  Кластеры - это графический прием систематизации материала.

  • Схема может примерно так выглядеть. В центре – главное понятие, а вокруг – смысловые единицы. Их может быть и гораздо больше.  Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником – текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
  • На этой стадии желательно составить таблицу «Тонких и Толстых вопросов».
  • Толстые вопросы требуют простого, односложного ответа.
  • Тонкие подробного, развернутого.
  • Толстые вопросы
  • Где... Когда... Кто... Что, и т.д.
  • Тонкие вопросы
  • Как вы думаете, почему... Каковы последствия... В чем различия... Предположите, что будет, если.

Пример:

Тема. Образование единого государства и княжение Ивана III.

  • На первой стадии составляем кластер (гроздья), т.е. выделяем смысловые единицы темы и графически их оформляем. Это применяется на первой стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с текстом. Это могу быть заголовки смысловых блоков.

Новгород

Тверь

Орда

Иван III

Литва

Софья

Палеолог

Государь всея Руси

Дума

Кремль

Судебник

Казна

Уезд

Наместник

  • Вторая стадия предполагает работу с текстом учебника и распаковку кластера.
  • Групповая форма работы. Каждая группа получает свой материал в параграфе.   В результате выделяются основные направления деятельности Ивана Ш.
  •  Иван III и власть.  Объединение Северо-Восточной Руси. Свержение ордынского ига. Преобразования в области государственного управления.
  • На стадии рефлексии — тонкие и толстые вопросы, Аргументированный ответ по теме «Итоги правления Ивана III».

  • Синквейн (пятистишие).
  • Например:
  • Единое государство.
  • Образование, свержение, изменения.
  • Управлять, строить.
  • Единое, но не централизованное.
  • Княжеская власть приобретает деспотический характер

  1. Приложения. Разработки уроков по Гражданской войне 1918-1920г.

 В России (9 класс)

Предлагаются конспекты уроков с использованием модульных и интерактивных   технологий при   изучении темы:» Гражданская война в России в 1918-1920 гг.» в 9 классе.

Урок 2. На фронтах Гражданской войны.

Цели:

  1. Сформировать четкое представление о “белой”, “красной” и третьей силе,” противостоявшей белым и красным; показать эволюцию тактической линии меньшевиков и эсеров в гражданской войне;
  2. Развитие умения анализировать, систематизировать и обобщать исторические факты; выдвигать свою точку зрения на события и аргументировано ее отстаивать.
  3. Воспитание патриотизма и чувства уважения к историческому прошлому нашей страны.

Тип урока: изучение нового материала с использованием модульной технологии, практическое занятие с использованием технологии группового обучения с элементами уровневой дифференциации.

Ключевые знания: роль чехословацкого корпуса во вступлении Гражданской войны во фронтовой этап; позиция меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; специфика войны Советской России с Польшей.

Внутрипредметные и межпредметные связи: курс всеобщей истории

Ключевые понятия: белый террор, демократическая контрреволюция, интервенция, красный террор

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных событиях Гражданской войны;

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

Работа с исторической картой: показать на карте район дислокации частей чехословацкого корпуса; пункты высадки войск стран Антанты; территорию Советской республики к концу лета 1918 года.

Работа с историческими источниками:

  • Из постановления СНК о красном терроре. 5 сентября 1918 г.
  • Из воззвания «Ко всем бывшим офицерам генерала А.А.Брусилова

Основные персоналии: А.В. Колчак, М.В. Фрунзе, М.Н.Тухачевский.

Основные даты: 25 мая 1918 года – начало восстания чехословацкого корпуса; с 16-17 июля 1918 года – расстрел царской семьи в Екатеринбурге; сентябрь – образование Уфимской Директории; 18 ноября – свержение Уфимской директории и передача всей полноты власти адмиралу Колчаку; 1920 – апрель – октябрь – советско – польская война.

Образовательная среда:

  1. Карта « Гражданская война в России «
  2. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд «История России  20 –начало 21 века», Москва, Просвещение, 2014
  3. Презентации по теме

Ключевые вопросы:

  1. Выступление чехословацкого корпуса.
  2. «Демократическая контрреволюция».
  3. Красный и белый террор.
  4. Южный фронт.
  5. Наступление Юденича на Петроград.
  6. Интервенция.
  7. Война с Польшей. Разгром Врангеля.

 Ход урока:

  1. Блиц- опрос по домашнему заданию.
  2. Рассказ учителя:

2.1.  Выступление Чехословацкого корпуса.

По ходу объяснения, учащиеся продолжают заполнение таблицы» Этапы и события Гражданской войны»

  1. «Демократическая контрреволюция» Восточный фронт.

Эвристическая беседа:

- каковы особенности формирования Восточного фронта?

- какие события и почему способствовали переходу правых эсеров и меньшевиков на путь вооружённой борьбы с большевиками?

- какую политику заняли эсеры по отношению к Декрету о земле?

- какой путь выбрали эсеры для борьбы с большевиками?

Изучение отрывка из документа:

 Совета партии эсеров «О прекращении вооружённой борьбы против большевиков»:

- почему социалистические партии приняли решение о прекращении вооружённой борьбы против большевиков?

- изменилось ли их отношение к большевистской власти?

Рассказ о событиях на Восточном фронте.

Учащиеся продолжают заполнять таблицу «Этапы Гражданской войны в России».

Презентация о личности адмирала А.В.Колчака.

2.3.Красный террор.

Работа с документом «Из постановления СНК о красном терроре «

- в чём суть красного террора? какими методами он осуществлялся?  

Убийство царской семьи.

- согласны ли вы с точкой зрения, что смерть Николая была выгодна всем политическим силам: и красным, и белым, и Антанте?

2.4 Южный фронт. Самостоятельное заполнение таблицы Этапы и события Гражданской войны».

2.5 Иностранная интервенция.  

- Работа в тетрадях: каковы цели и особенности вмешательства иностранных государств во внутренние дела России?

2.6 Война с Польшей.

- проблемный вопрос? каковы причины войны 1920 ГОДА С Польшей?

- почему В.И.Ленин назвал войну с Польшей политической ошибкой?

Презентация о личности М.Н.Тухачевского.

2.7 Разгром Врангеля.

Презентация о личности М.И.Врангеля

Домашнее задание: параграф 15, вопросы стр. 118.

 

Урок 3: Экономическая политика красных и белых.

Цель урока: повторить основные события Гражданской войны;

Изучить содержание экономической политики красных и белых.

Ключевые знания: основные мероприятия и суть политики военного коммунизма; экономические программы белого движения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: курс всеобщей истории

Ключевые понятия: военный коммунизм, продразвёрстка.

Характеристика основных видов деятельности: объяснять значение понятия политики военного коммунизма. Характеризовать эволюцию политики большевиков в отношении крестьянства; сравнивать политику красных и белых.

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные.

Работа с историческими источниками:

Чтение и комментирование отрывков:

  • из Декрета СНК «О порядке всеобщей трудовой повинности», учебник стр.119;
  • из письма Н.К.Крупской наркому Внутренних дел Г.И.Петровскому, учебник стр.120
  • Сообщения по земельному вопросу правительства Врангеля, учебник стр.122

Образовательная среда:

  1. Учебник для 9 класса А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI вв. – М.: Просвещение, 2014;
  2. карта “Гражданская война и интервенция в России”.

Учащиеся заранее разделены на группы и получали задание подготовить исторические портреты А.В. Колчака, А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе.

Ключевые вопросы:

  1. Политика военного коммунизма.
  2. Сельское хозяйство в период военного коммунизма.
  3. Экономическая политика белых.
  4. Реформаторская деятельность Врангеля.

Подготовка урока: класс предварительно делится на группы.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами выяснили причины, дали характеристику основным этапам гражданской войны.

  • Изучили основные события на фронтах гражданской войны, рассмотрели альтернативы развития России;

Цель урока:

Повторить основные события Гражданской войны;

  • проанализировать и сравнить экономические программы основных участников Гражданской войны;
  • раскрыть причины поражения белых и победы красных.
  1. Повторение изученного материала.

Учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания, а затем представляют их всему классу.

Далее учитель дает инструкцию по выполнению заданий на карточках. Время работы – 20 минут. Учащиеся выполняют работу на листах ватмана формата А-2 и защищают её.

Карточка № 1 “Восточный фронт”.

1. Расскажите о А.В. Колчаке. Какова судьба “верховного правителя России”?

2. Составьте хронологию военных действий на Восточном фронте.

Карточка № 2. “Южный фронт. Разгром Врангеля”.

1. Расскажите о А.И. Деникине, П.Н. Врангеле.

2. Составьте хронологию событий на Южном фронте.

Карточка №3. “Поход на Петроград. Война с Польшей”.

1. Расскажите Н.Н. Юдениче.

2. Составьте хронологию событий.

Чем закончились выступления Н.Н. Юденича и война с Польшей?

Карточка № 4. “Красные”.

1. Расскажите о М.Ф. Фрунзе и М.В. Тухачевском.

2. Расскажите о наиболее крупных победах Красной армии на фронтах гражданской войны.

Сделайте общий вывод: Каковы итоги военных действий на фронтах гражданской войны? История не любит сослагательных наклонений, тем не менее предположите, как развивалась Россия, если бы победили “белые”

1.        Изучение нового материала.

Задание классу: по ходу объяснения нового материала заполнить схемы.

  1. “Экономическая политика: красные”

Заполнить схему: “Политика военного коммунизма”.

2) “Экономическая политика: белые”.

1. Заполнить схему.

После проверки результатов работы учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • Сравните экономическую политику белых и красных. Какой политике вы отдали бы предпочтение? Объясните почему.

III. Закрепление нового материала: в форме тестирования

IV. Домашнее задание: §§14-17, написать эссе на тему: “Гражданская война – это героическая страница истории или трагедия народа”.

        

Литература

  1. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) - М., 1974
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М.,1955
  3. Леви В.Л. Искусство быть собой - М., 1977
  4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1993
  5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М., 1986
  6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения - М., 1986
  7. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения - М., 1984
  8. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) - М.,1996
  9. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) - М.,1995
  10. Политехнический словарь - М.,1989
  11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников - М., 1992
  12. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми - Калуга.1997
  13. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.
  14. Иоффе А.И.  Методические материалы по гражданскому образованию. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004г.
  15. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта.- М.: Фонд «Сивитас», 2005г.
  16. Толерантность. Мир без конфронтации. Под редакцией  Хромченко М.С. и Хасан Б.И.- М.: Изд. «Бонфи», 2001г.
  17. Заир-Бек С.И., Муштафинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Изд-во «Просвещение», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Здоровьесберегающие технологии как современные методы в профессиональном образовании.

Аннотация. Статья раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", объясняет необходимость применения их в образовательном процессе. Основное внимание в работе акцентируется  на непреры...

Методология использования современных педагогических технологий. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС

Современный урок как образовательная технология. Алгоритм современных педагогических технологий. Урок как основа реализации стандарта....

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...