Тема урока "Опыты" великого гуманиста Мишеля Монтеня"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Ополовникова Тамара Николаевна

Урок с применением кейс-технологии. Метод ситуационного анализа (cese study method) состоит в том, что учащийся, ознакомившись с описанием представленной проблемы, «самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими учащимися»

«…учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений»./Савинова О. «О кейсах»/

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод ситуационного анализа (cese study method) состоит в том, что учащийся, ознакомившись с описанием представленной проблемы, «самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими учащимися»

«…учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений»./Савинова О. «О кейсах»/

Тема урока: «Опыты» великого гуманиста Мишеля Монтеня»

Цели урока: 

учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций;

«добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа  материалов кейса;

вырабатывать коллективные решения,

предлагать альтернативные пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения,

развивать самостоятельность мышления,

учиться ставить цели и достигать их

формировать собственную жизненную позицию,

 учиться работать в команде, адекватно оценивать свою работу.

Используемая технология: кейс-стади.

Методы познания в процессе обучения, интегрированные в кейс-стади:

- Приём «яркое пятно»

- «Мозговой штурм» (при работе в группах)

- Дискуссия (при обсуждении принимаемых и принятых решений)

- Беседа

Оборудование: кейсы с подборкой материалов, лист ватмана, маркеры.

№ этапа

Название этапа урока и используемые методы

Действия учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент

Учитель организует работу в группах, распределяет роли,  раздает кейсы, карточки с алгоритмом ответа для спикеров, карточки оценивания

Учащиеся занимают места в группах

2.

Проверка домашнего задания

3.

Подведение к определению и осмыслению проблемы

Побуждающая беседа

Вопросы учителя:

Что означает

Что характерно для философии гуманизма?

Предполагаемые ответы учащихся:

-гуманизм

 -человеческая жизнь

3.

Знакомство с конкретной ситуацией

Приём «яркое пятно»

Учитель предлагает обсудить стихотворения В.Маяковского «История Власа, лентяя и лоботряса»

-Вам встречались подобные ситуации в жизни? В чем проблемность этой ситуации?

Чтобы чего –то добиться, надо не только хорошо учиться, но и уметь претворять планы в жизнь, соблюдая определённые правила, об этом говорил великий гуманист Мишель Монтень в своей книге.

Как называется книга?/ на экране-

Тыыоп

Уточните тему урока

Что вы ждёте от сегодняшнего урока

Дети представляют реальную ситуацию:

-Милый мальчик Влас любил читать, но ничего в жизни не добился, потому что всё делал не вовремя

-Опыты

Мишель Монтень «Опыты»

Учащиеся называют цели урока

4.

Работа  в группах с материалами  кейс

Метод «мозгового штурма»

Учитель переходя от группы к группе, направляет в нужное русло обсуждение.

Учащиеся знакомятся с материалами кейса, изучают, обсуждают, обмениваются мнениями. Записывают основные мысли  для общего ответа, проговаривают.

Итоговый вывод записывают на лист ватмана А3.

5.

Презентация  результатов работы групп  на общей дискуссии

Методы дискуссии и обобщающей беседы

Учитель предлагает каждой группе представить результаты работы. Предлагает высказать свою точку зрения других учащихся на рассматриваемую проблему.

Вопросы:

-В чём выражаются колебания человека?

 Согласны ли вы с тем, что выбор за человеком.

Отчего выбор бывает разным?

- А нужно ли  руководствоваться в жизни «золотым правилом нравственности»?

Все группы объясняли разные ситуации, но все пришли к выводу:

Всё в руках каждого, всё зависит от тебя самого, выбор за тобой

/у всех трёх групп- один вывод/

6.

Подведение итогов работы. Рефлексия. Самооценка

Какое правило мы сегодня вывели?

Актуальна ли сегодня книга Монтеня «Опыты»?

Можете привести примеры из жизни?

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу товарищей в группах.

Учитель на основании своих наблюдений и мнения учащихся

выставляет отметки за работу на уроке.

Приводят примеры из своей жизни

Учащиеся дают словесную оценку и выставляют баллы членам группы

7.

Творческое домашнее задание.

Задание на выбор:

1.Составить презентацию «Великие гуманисты»/

Э. Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле/

2.Сочинение-эссе «Моя Утопия»

3. Прочитать и пересказать параграф

Предлагаю домашнее задание,

 а выбор за вами

Кейс № 1 Мишель Монтень «Опыты»

Различными способами можно достичь одного и того же.

Сердце властителя можно смягчить покорностью. Но известны примеры, когда прямо противоположные качества — отвага и твердость — приводили к такому же результату. Так, Эдуард, принц Уэльский, захватив Лимож, остался глух к мольбам женщин и детей, но пощадил город, восхитившись мужеством трех французских дворян. Император Конрад III простил побежденного герцога Баварского, когда благородные дамы вынесли из осажденной крепости на своих плечах собственных мужей.

Прочитайте название и текст

Какими способами можно покорить сердце и ум властителя?

Какова ваша точка зрения?

Объясните слова Мишеля Монтеня: «Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо — человек».

Что должны понять люди?

Какой совет вы хотите дать другу?

Всё в руках каждого, всё зависит от тебя самого

Кейс № 2 Мишель Монтень «Опыты»

О том, что наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представления, которое мы имеем о них

Страдания порождаются рассудком. Люди считают смерть и нищету своими злейшими врагами; между тем есть масса примеров, когда смерть представала высшим благом и единственным прибежищем. Не раз бывало, что человек сохранял величайшее присутствие духа перед лицом смерти и, подобно Сократу, пил за здоровье своих друзей. Когда Людовик XI захватил Аррас, многие были повешены за то, что отказывались кричать «Да здравствует король!». Даже такие низкие душонки, как шуты, не отказываются от балагурства перед казнью. А уж если речь заходит об убеждениях, то их нередко отстаивают ценой жизни, и каждая религия имеет своих мучеников, — так, во время греко-турецких войн многие предпочли умереть мучительной смертью, лишь бы не подвергнуться обряду крещения. Смерти страшится именно рассудок, ибо от жизни ее отделяет лишь мгновение. Легко видеть, что сила действия ума обостряет страдания, — надрез бритвой хирурга ощущается сильнее, нежели удар шпагой, полученный в пылу сражения. А женщины готовы терпеть невероятные муки, если уверены, что это пойдет на пользу их красоте, — все слышали об одной парижской особе, которая приказала содрать с лица кожу в надежде, что новая обретет более свежий вид. Представление о вещах — великая сила. Александр Великий и Цезарь стремились к опасностям с гораздо большим рвением, нежели другие — к безопасности и покою.

Прочитайте название и текст

Что обостряет страдания или радость человека?

Какие люди чаще идут на страдания?

Чего они ждут от страданий и собственных жертв?

Какова ваша точка зрения

Объясните, как вы понимаете слова Мишеля Монтеня:«Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам».

Что должны понять люди?

Какой совет вы хотите дать другу?

Всё в руках каждого, всё зависит от тебя самого

Кейс № 2 Мишель Монтень «Опыты»

Не нужда, а изобилие порождает в людях жадность.

В справедливости этого утверждения Монтень убедился на собственном опыте. Примерно до двадцати лет он прожил, имея лишь случайные средства, — но тратил деньги весело и беззаботно. Потом у него завелись сбережения, и он стал откладывать излишки, утратив взамен душевное спокойствие. К счастью, некий добрый гений вышиб из его головы весь этот вздор, и он начисто забыл о скопидомстве — и живет теперь приятным, упорядоченным образом, соразмеряя доходы свои с расходами. Любой может поступить так же, ибо каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам об этом думает. И ничем нельзя помочь человеку, если у него нет мужества, вытерпеть смерть и вытерпеть жизнь.

Прочитайте название и текст

Как Монтень стал жадным?

Кто приобрёл он душевное спокойствие?

Согласны ли вы с утверждением автора, что каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам об этом думает

Можно ли помочь таким людям?

Что должны понять люди?

Какой совет вы хотите дать другу?

Всё в руках каждого, всё зависит от тебя самого

АЛГОРИТМ ОТВЕТА

Подготовьте свой ответ по плану:

- Из представленных в кейсе материалов можно сделать вывод:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Опыты» Мишеля Монтеня мы понимаем так:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поэтому  люди должны понять: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы хотим дать совет своим друзьям:

____________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе«Мишель Монтень - мастер анализа человеческих душ».

Вопреки некоторым средневековым утверждениям, что человек – есть существо Божие, и от природы наделено готовым от Бога характером,  Монтень считает,  что человек воплощает в себе человеческу...

"Великий гуманист эпохи просвещения"

Интегрированный урок, посвященный М.В. Ломоносову...

Презентация:"Ф.Рабле - писатель-гуманист XVI века"

Цель презентации - знакомство учащихся 6 класса с биографией и творчеством писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле....

Урок музыки (7 класс) Тема: Бах - великий гуманист и "провидец тайн и глубин человеческой души" (Стасов)

Цели урока:          1. Раскрыть гуманизм  И.-С.Баха. Показать, что Бах - великий гуманист музыки.         2. Закре...

Тесты по истории, 7 класс Тема: Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. (По параграфам 6,7,8-9 – А.Я.Юдовская, П.А.Баранов)

Тесты по истории, 7 классТема: Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. (По параграфам 6,7,8-9 – А.Я.Юдовская, П.А.Баранов)Время проведения 15-20 минут...

Тестовое задание по теме: "Великие гуманисты Европы"

Тест предназначен для проверки знаний по всеобщей истории 7-классников...