Фрагмент урока обществознания по теме "Труд и творчество"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Щемилкина Людмила Александровна

Предмет – обществознание

Класс – 5

Тема  - «Труд и творчество»

 

Историческое образование в основной и средней школе играет   важную роль в образовательно-воспитательном процессе. 

В рамках гуманистической парадигмы учение должно быть не только умственным, но и эмоциональным процессом. Основная цель модернизации образования состоит в создании условий для более эффективного развития личности школьников. Учителя взывают к разуму учеников, забывая о том, что последние живут чувствами и эмоциями. В таких условиях знания, полученные учениками, являются «мертвыми» и не способствуют развитию познавательной мотивации школьников.

Все большее значение в педагогическом процессе приобретают образно-эмоциональные методы обучения. Обращение к образно-эмоциональной сфере не менее важно, так как только взаимодействие разума и чувств может обеспечить целостное развитие личности.  

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Ведь, что такое образование?  Образование - это производное от древнерусского понимания этой деятельности как создание образа – духовного облика человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Оно представляет единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развитие и саморазвитие, взросление и социализация. Метафорически образование определяется как творение образа человека в индивиде.

 Образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения истории ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.      Современный учитель, ежедневно входящий в школьный класс, твердо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому педагогу.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Ее значи­мость обусловлена тем, что именно мотивация является источником активности человека, побудительных сил его де­ятельности, поведения, именно поэтому мотивация, так важна в учебной деятельности школьников.

Общеизвестно, что любая деятельность проходит тем более эффективно и дает качественные результаты, чем более она мотивирована. Формирование позитивной мотивации школьников и поддержание её высокого уровня крайне важно в школе.

Педагогу   необходимо искать способы формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы субъекта учения к упорной, систематической учебной работе, формировала внутреннюю мотивацию к учению. Как писала А.К. Маркова: «Необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания».

Многочисленные исследования показывают, что эффективность обучения повышается, если будет изменена форма подачи учебного материала. Есть множество способов обратить «побочные» интересы на мощный стимул учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность детей и подростков к яркому образу, красивой форме. Интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями.

Образно – эмоциональная   основа,   являясь исходным основанием для учебной деятельности, предполагает  переход к принципам,   содержанию, методам, формам организации обучения, дидактическим средствам, опирающимся на знания особенностей  смыслообразования и формирования эмоциональных образов в субъектном сознании; служит внутренней опорой для контроля предметных знаний, умений и навыков, оценки на диагностической основе результатов развития образно-эмоциональной и  личностно-смысловой сфер учащихся; мотивирует  личность ученика на результативную учебную деятельность.

Сущность  заключается в повышении у школьников мотивации на уроках, путем включения в структуру урока учебных ситуаций на образно-эмоциональной основе.

Важную роль в раскрытии личностных смыслов играют образы как элементарные единицы всякого познания и эмоции, присутствующие в структуре сознания любого человека. Что такое «эмоциональный образ»?  Эмоциональный образ предстает как феномен сознания, способствующий открытию человеком собственного личностного смысла в той или иной деятельности.

 Э М О Ц И И  как внутреннее чувство человека подразделяются

ОБЩИЕ

Характерны для любого вида деятельности

УЧЕБНЫЕ

Ведущие – удивление, любопытство, любознательность, увлечение. Поскольку они являются положительными, именно на них должен опираться учитель.

Производные – удовольствие, скука, недоумение, сомнение, безразличие, разочарование, злость, боязнь.

 

Как показали экспериментальные исследования, эмоциональный образ может служить эффективным средством развития личности и индивидуальности учащихся. Его применение в процессе обучения, адаптируя учебный материал для понимания и усвоения школьников, делает изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивирует их на более качественный уровень учебной деятельности, позволяет организовать психологически сообразный детской природе процесс обучения.

Эмоции и образы - это то, что позволяет нам найти подход к детям, заглянуть им в душу, найти нужные струнки и затронуть их, что приведёт к музыке, наполненной неповторимым звучанием. Сегодня, как никогда необходимо развитие творческого мышления ребёнка, которое позволит ему подходить к решению задач и проблем с позиций всестороннего творческого подхода, он будет с уважением относиться к окружающим, ценить достигнутое, чувствовать, переживать и проживать происходящие события. А это возможно только в результате соединения эмоций, чувств и логики. То есть рациональное и эмоционально-чувственное содержание объекта соединяются и создают целостный образ. Это в наибольшей степени возможно в процессе преподавания истории и обществознания. 

Под учебной ситуацией понимается совокупность дидактических, логических, психологических компонентов, посредством которых происходит раскрытие содержания предметного материала.

Образно-эмоциональная педагогическая ситуация может быть создана в начале, в середине, в конце урока, пронизывать содержание теоретического материала и исследовательской деятельности учащихся.  

Учебные ситуации  с   образно-эмоциональной основой выполняют следующие функции:

- познавательную   (воздействует  на умственную  работу школьни­ков, осознание ими процесса работы и пони­мание  собственных знаний),

- мотивационную  (воздействует  на эмо­ционально-волевую  сферу учеников через переживание ими успеха или неуспеха),

- развивающую (развивает психические процессы, свойства и качества личности, умения школь­ников к самоконтролю, анализу и правиль­ной оценке результатов своей дея­тельности),

- регулирующую (состо­ит в том, что деятельность носит  разносторонний характер),

- информационную (подразумевает пла­нирование и прогнозирование результатов обучения школьников, дает возможность проана­лизировать причины неудач),

- воспитательную  (приучает школьни­ков к систематической работе, дисциплини­рованности, ответственности, формирует положи­тельные нравственные каче­ства личности и мотивы уче­ния).

Моя педагогическая деятельность направлена на то, как организовать учебную деятельность  с применением учебных ситуаций, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_i_tvorchestvo_5.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

Добрый день, ребята. Мы начинаем наш творческий урок.

Что такое труд и насколько он важен, почему люди трудятся вообще,  все знают.

Но сегодня у нас другая,  не менее, а может и более увлекательная трудовая тема. И  для начала я вас попрошу внимательно послушать притчу и понять,  о  чем она повествует?

слайд 1.  «Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды».

 Подошли они к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок. Да это же и есть та красота, которую мы ищем». «Где ты видишь этот цветок?» – удивился человек с холодным сердцем, – это же серый камень. Вот и трещины в нем, вот и пылью покрыт он, камень». «Да, камень, но там внутри цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо только добраться, освободить его из каменного плена».

слайд 2. Человек с горячим сердцем много дней долбил,  резал серый камень и сотворил, о,  настоящее чудо.

слайд 3. Наконец из-под осколков камня показался цветок удивительной красоты, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало. А человек с холодным сердцем сидел на берегу,  с тоской смотрел на море и  ничего, ничего не увидел. Он прислонился пальцем к чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек».

О чем повествует притча?

  1. Вы смогли понять, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

2. Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне? Какие качества необходимо было проявить  человеку с добрым сердцем? ( Упорство,      настойчивость,    доброе  сердце,   трудолюбие.   Эти  же    качества  нам  понадобятся   нам сегодня  на уроке).

Ребята, а кто слушал внимательно и может перечислить   слова-глаголы, в которых   в притче спрятана, зашифрована тема  урока? Итак, кто постарается расшифровать  тему урока.   Труд и творчество.

3. Но вот проблема: Любой ли труд является творческим? Может ли человек научиться работать творчески?

Сейчас мы будем заниматься творчеством, т.е. создавать  что-то новое, необычное, неповторимое. Сейчас мы с вами постараемся разглядеть красоту  и тайну того удивительного цветка, который был замурован в сером камне.  Если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной. Работать вы будете в парах, но не забывайте, что вы в одной лодке, или выплывете вместе, или утонете вместе. Поэтому работайте сообща и прислушивайтесь к мнению друг друга.  

слайд 4.  Какое слово лишнее? Фантазия +шаблон +мастерство +воображение?

Сейчас я вам предлагаю взять цветные листы, на этих листах клеем и кисточкой наносите какой-либо рисунок, а потом посыпаете клеевые линии манкой, все у вас есть на партах. В любой момент вы можете обратиться за помощью. Но прежде чем приступить к работе, обменяйтесь добрыми взглядами. Работа в парах.

Вы славно потрудились! Вы достигли цели, которую мы ставили в начале урока – осознали процесс творчества через создание образа удивительного цветка, название которому придумаете сами.

Сейчас мы вспомним то, о чем вели разговор на уроке и сделаем это в виде игры. Пока  звучит музыка, если музыка перестанет звучать,   то вам предстоит ответить на мой вопрос!

1.Что такое труд?    

 2.Что такое творчество?

  3. Что тебе больше всего понравилось на уроке?

В заключении урока учащимся предлагается показать результаты работы с помощью приема «Пантомима».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы»....

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей.

в данных презентациях даны сведения для ознакомления детей с творчеством и биографией писателей. можно использовать в начальной школе....

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей. часть 2

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей....

Нетрадиционные уроки и фрагменты уроков. Новогодний урок в 10 классе

Урок в нетрадиционной форме в 10 классе посвящён повторению грамматического материала первого полугодия....

Методическая разработка фрагмента урока в 7 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной " Образы мужества и победы в творчестве Людвига ван Бетховена"

Данная методическая разработка представляет фрагмент урока и направлена на  ознакомление учащимися с творчеством Л. Бетховена, а именно, симфонией №5. Обращаясь к биографическим фактам  жизн...

Фрагмент урока немецкого языка по теме Творчество И.В. Гёте

Фрагмент урока демонстрирует метапредметные связи на уроках немецкого языка в 9 классе.Путешествие в мир немецкой классической литературы...