Древняя Греция. Хронология
консультация по истории на тему

Губанова Любовь Анатольевна

От Минойской цивилизации до А. Македонского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_gretsiya_khronologiya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

6000 г. до н.э.  

Заселение о-ва Крит выходцами из Анатолии. Возникновение Минойской цивилизации (по имени критского царя Миноса).

2000-1450 гг. до н.э.

Расцвет Минойской культуры на Крите. Возводятся роскошные дворцы, процветают наука и искусство, складывается письменность.

Минойская эра. Крит. 2800-1500 до н.э.

История греческих цивилизаций начинается на Крите около 6000 г. до н.э. в эпоху неолита. В Каменный век для изготовления орудий использовались камень, кость и рог. Поражает мастерство, с которым древние изготавливали глиняные сосуды, фигурки мужчин и женщин.

Выгодное географическое положение на перекрестке морских путей, сила, религия и право послужили основой для развития торговли и создания цивилизации, до сих пор поражающей нас свои изяществом и могуществом.

А такого высокого положения как на Крите 4 тысячи лет назад женщина не занимает и по сей день. Именно женское начало обеспечило рост и процветание культуры Крита в минойскую эпоху в отличие от последующих патриархальных цивилизаций.

Крит развивал связи с Кикладскими островами, материковой Грецией, Сирией, Египтом и Месопотамией. Расширялось мореплавание и торговля, а значит, усиливалось влияние других культур.

Жизнь на материке в этот период была менее развита, чем на Крите. Центрами культуры являлись Микены и Тиринф, расположенные на Пелопоннесе. Они во многом копировали достижения минойского Крита.

Вся история Греции связана с морем и пронизана влиянием стихий. Около 1500 г. до н.э. недалеко от Крита (в районе о-ва Санторини) произошло ужасное землетрясение, подтолкнувшее цветущую критскую цивилизацию к распаду.

Около 1900 г. до н.э.

Вторжение на территорию Греции с севера ахейских племен, затем эолийцев и ионийцев. Возникновение Микенской цивилизации. Укрепление городов Микены и Тиринфа.

1200-1100 гг. до н.э.

Троянская война.

Вторжение с севера дорийских племен, вытеснение ахейцев и ионийцев.

1100-800 гг. до н.э.

Сближение дорийцев, ионийцев и эолийцев в единую культуру. Создание общегреческой письменности. Возникновение колоний на островах и в Малой Азии. Формирование рабовладельческих городов-государств - полисов.

Гомеровский период.1100-800 до н.э.

Скорее всего, дорийцев привели потомки Геракла. Сейчас уже трудно установить истину.

Этот смутный период в истории Греции называют Гомеровским. Несмотря на то что, первое время после дорийского вторжения страна деградировала, постепенно культура начала развиваться, синтезируя новую цивилизацию из остатков критской, микенской, ахейской, азиатской и зачатков дорийской культур.

Первоначально утраченный, к 1000 до н.э. формируется греческий язык и создается новое мировоззрение греков, включающее все многообразие религиозных представлений, отраженное в мифах, культах и мистериях. В этот период Гомер создавал свои бессмертные поэмы, наполненные духом своего времени.

776 г. до н.э. Первые Олимпийские игры.

621 г. до н.э.

Афинский законодатель Дракон составляет свод законов, отличающихся крайней суровостью ("драконовские законы").

594 г. до н.э

Законы Солона - основа афинской демократии.

560 г. до н.э.

Захват власти и тирания Писистрата в Афинах. Город превращается в экономический центр. Строятся знаменитые храмы: Парфенон на Акрополе, Храм Деметре в Элевсине и др.

Около 550 г. до н.э.

Создание Пелопоннесского союза под гегемонией Спарты

509 г. до н.э.

Демократические реформы Клисфена.

Архаический период. 800-500 до н.э.

Архаический период не выделяется большими потрясениями. Это время интенсивного роста экономики, культуры и искусства, роста городов-полисов на территории Греции и колоний по всему Средиземноморью. Значительным изменениям в этот период подверглась политическая система. Был сформирован полис как институт власти свободных граждан.

Ярким примером этого времени является Пелопоннесский союз во главе со Спартой. Всем известны строгие законы спартанской жизни, обеспечившие ей лидирующее положение среди городов-полисов.

Также большое значение для демократии и расцвета Афин (и всей Греции) в последующую эпоху имели законы Солона, закрепленные благодаря диктатуре Писистрата и продолженные во время демократического правления Клисфена.

Соперничество Афин и Спарты получило дальнейшее развитие в классическую эпоху.

VI-V вв. до н.э.

Греко-персидские войны: 490 г. до н.э. - битва при Марафоне. 480 г. до н.э. - битва при Саламине. 479 г. до н.э. - битва при Платеях.

443-429 гг. до н.э.

Правление Перикла - "Золотой век" Афин.

Середина IV в. до н.э.

Победа царя Македонии Филиппа II над коалицией южных греческих городов.

336-323 гг. до н.э.

Убийство Филиппа II, провозглашение царем его сына Александра. Александр Великий завоевывает Переднюю Азию, Египет, Персию, Среднюю Азию и часть Индии.

Классический период. 500-300 до н.э.

Классический период начинается с войны с персами в 500 г. до н.э. Эта война длилась более 20 лет. Греции удалось одержать окончательную победу благодаря Афинам, создавшим морской союз и возглавившим борьбу с персами.

Постепенно из равноправного морской союз превратился в инструмент возвышения Афин, что позволило афинянам использовать значительные ресурсы для создания впечатляющих шедевров. Лучшие архитекторы, скульпторы и художники были приглашены в Афины и осуществляли планы Перикла по украшению Акрополя и всего города.

Развивались науки, искусства и философия.

Свобода соседствовала с тиранией, демократические идеалы сталкивались с коррупцией, развивалось искусство убеждать и побуждать.

Одним словом это был "Золотой Век" Афин.

Естественно такая сильная власть не устраивала Спарту, и в 431 г. до н.э. разгорелась Пелопоннесская война, закончившаяся только через 27 лет победой Спарты и низложением Афин. С этого времени Спарта стала ведущим полисом Греции, насаждая свои военные порядки во многих городах, и междоусобные войны не утихали до нового объединения Греции под гегемонией Македонии.

Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом II, который был мудрым политиком и дальновидным реформатором. На фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела.

В 337 г. до н.э. Греция была объединена под властью Македонии. После убийства Филиппа II его место занял сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов и создавший новую империю в течение 9 лет. Он побывал в Гималаях и дошел до берегов Ганга.

Его идеей было положить конец вековым распрям между Персией и Грецией. Он женился на дочерях персидских царей, надеясь на мирное смешение двух культур. Он провозгласил себя богом Зевсом-Амонном, надеясь на поклонение простого народа завоеванных земель. Однако Александр не был понят своей армией и ближайшим окружением. Он умер, когда ему шел 33 год, не оставив преемника.

Эллинистический период. 300 год. До н.э. - 30

Смерть Александра ускорила распад Великой Империи, который к тому моменту уже начался.

Каждое из эллинистических государств представляет отдельный интерес для исследователя. По сравнению с идеалами демократии предшествующего периода, это время показывает нам как могут править государством военачальники армии Александра Македонского, которые поделили империю между собой: Антипатр взял Македонию и Грецию, Лисимах - Фракию, Антигон - Малую Азию, Селевк - Вавилонию, Птолемей - Египет.

Душой эллинизма является дух предприимчивости и коммерции, связанный с экспансией греческой цивилизации в азиатский мир. В течение нескольких веков эллинистические государства сохраняли свою власть, но упадок, предопределивший римское завоевание, не обошел их стороной.

Перед лицом римского агрессора первыми пали Македония и Греция в 148 году до н.э. Дольше всех до 30 г. до н.э. просуществовало Царство Птолемеев в Египте.

146 г. до н.э.

Подчинение Греции Риму

27 г. до н.э.

Образование римской провинции Ахая на территории Греции.

49-58 гг.

Проповедь апостола Павла в Салониках, Коринфе и Афинах. Становление раннего христианства.

324-337 гг.

Победа христианства при императоре Константине Великом.

326 г.

Византий становится столицей Империи (в 330 переименовывается в Константинополь).

Римский период. 146-395

Как бы это ни казалось странным, за несколько десятелетий до прихода Рима-Завоевателя, сами греки пригласили Рим-Освободитель.

Подобно тому, как русские князья использовали Орду в качестве военной силы в своих междоусобных войнах, греческие города обращались за помощью к римским легионерам. За что и поплатились свободой, когда в 148 г. до н.э. римские войска заняли Македонию и Грецию и объявили о создании на их территориях провинции, под управлением римского наместника.

Римляне стали приемниками греческой культуры и донесли ее до современного мира. Традиции искусства, литературы и философии римской империи основывались на ценностях порабощенной Греции. Во многом благодаря римским копиям мы можем познакомиться с ярчайшими образцами работы греческих мастеров. Элементы римской архитектуры повторяют традиции греческих мастеров древности.

Как и многие цивилизации до нее, так и многие после, Римская империя пала, разрушенная изнутри богатством, праздностью и корыстью. Юная христианская религия завоевала умы римских граждан и подтолкнула к созданию нового мировоззрения, пришедшего на смену многобожию и язычеству.

Окончательный раздел Римской империи на две составные части: Западную и Восточную (Византийскую) утвердил Феодосий Великий, распределив ее между своими сыновьями.

До распада Римской Империи Греция входила в ее состав и затем отошла к Византийской империи.

395-1453 гг.

Раздел Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую).

Греция является частью Византийской империи.

Расцвет Византийской империи.

Захват крестоносцами Константинополя и создание Латинской империи (1204-1261 гг.)

Византийский период. 395-1453

Византийский период характеризуется формированием христианских традиций. По всей стране строятся церкви и монастыри. Церковь начинает оказывать сильное влияние на общественную жизнь. Значительные средства направляются на социальные нужды, принимаются законы, гарантирующие права женщин и детей.

Своего расцвета Византийская империя достигает при Юстиниане I, создавшем свод законов, в котором был закреплен союз церковной и светской власти. В этот же период Византийская империя становится могущественной державой на всем Средиземноморье, распространяющей свое влияние от арабского востока до славянского севера.

Первое поражение от рыцарей-крестоносцев византийская империя потерпела в 1204 году. Участники 4-го крестового похода основали на ее территории Латинскую империю, но ненадолго. Через полвека византийские императоры вернули себе Константинополь.

Византийская империя окончательно пала под натиском турок и в 1453 г. перешла к Османской империи.

Аполлон. – Музы:

Урания – астрономия, Клио – история,

Терпсихора – танцы,

Мельпомена – трагедия, Талия – комедия,

Музы поэзии: Каллиопа – эпическая,  

Эвтерпа – лирическая, Эрато – любовная,

Полигимния – гимническая поэзия

6. Система классического рабства.

Античный мир был построен на рабстве. Рабы трудились на земельных участках, в ремесленных мастерских, в рудниках, на строительстве. Они были воспитателями детей, врачами, актерами, курьерами и др.

Первая форма рабства называется патриархальное рабство. рабами становились военнопленные. Личность раба защищало обычное право. никто неимел права жестоко с ним обращаться. Но его жизнью распоряжался глава семейства – патриарх. Убийство раба было исключительным случаем. Рабу могли дать свободу. Эвмей – раб Одиссея описан в «Одиссее».

Иная система рабства появилась в Греции в 5-4 веках после побед над персами. Рабов было огромное число рабов. Возникло 2 типа рабства.

1. классическое рабство – на раба смотрели как на человека, члена семьи, и собственность своего господина. Он не имел имени, ему давали кличку по местности откуда он, – Скиф, Фракиец… или по роду его занятий, – Садовник,  Лопата… Господин мог назначить ему любую работу, продать, наказать и даже убить. Он давал рабу крышу, кормил, одевал, лечил.  Раба берегли, чтобы он приносил дольше доход. Поощрял трудолюбие похвалой, едой, подарками. Раб не имел собственности, все плоды его труда принадлежали господину.

Число рабов превышало число свободных людей. Содержать большое количество рабов могли только богатые люди, люди среднего достатка имели 10-15 рабов. Аристотель  имел 13 рабов. Дети  рабов  (даже от свободных) были рабами.

Были и государственные рабы, которые получали плату из казны. Они жили лучше – имели семью, дом.

2. илотия – тип рабства в Спарте. Все рабы - илоты считались коллективной собственностью граждан.илоты – часто те местные жители, которых захватили . они продолжали трудиться на той же земле, но она уже не была их. У илотов не было прав. На них часто устраивали «криптии» – облавы на илотов – воинские развлечения.

9. Олигархия, тирания и демократия в истории греческой цивилизации.

Аристократия – потомки родо-племенной знати. (происхождение часто от мифологического героя, божества). Общинная власть – старейшины родов. Аристократ должен обладать хорошими внешними данными, высокими моральными качествами, военной доблестью, он должен быть БОГАТ!, должен быть щедрым (пиры, подарки).

Демос – Вначале примитивная сельская община. Вначале это были просто крестьяне, затем стали заниматься ремеслом, торговлей. Позднее демос стал означать гражданский коллектив.

Олигархия. Власть принадлежит наиболее зажиточному меньшинству демоса.

Аристократам принадлежала реальная власть в полисах. Они занимали государственные должности, принимали политические решения. Им принадлежала и судебная власть. Аристократы выполняли и жреческие функции.  

Тирания. Власть принадлежит тирану – человеку, захватившему власть. Некоторые из аристократов опираясь на поддержку демоса устанавливал режим личной власти – тиранию. И потому самыми активными борцами с тиранами были сами аристократы.

Демократия. Власть принадлежит демосу – демократия. В процессе развития полиса устанавливаются принципы организации общества, гед значение имеет не происхождение , а гражданский статус. Демос не ликвидировал аристократию, а поднимался до ее уровня. Демос почти всех полисов добился отмены долгового рабства и законодательной, письменной фиксации своих прав. После устранения тиранического режима, власть переходит к демосу, в котором равные права имеют аристократы и люди простого происхождения.  И демос стал означать гражданский коллектив. Власть принадлежит демосу – демократия.

Источник правовых норм – сам народ и Народное собрание – высший законодательный орган.

13. Армия, флот.

У ахейцев было бронзовое оружие

У дорийцев уже железное – они умели плавить железо.

Первое  право каждого гражданина – право на земельную собственность.

Другое право и обязанность гражданина – личное участие в защите полиса. Каждый гражданин был воином!. Постоянной армии не было и защищать родину должно было все мужское население.

Главная фигура в греческом войске – гоплит – воин имеющий комплект оборонительного и наступательного вооружения.

Оборонительное вооружение – панцирь, шлем, поножи, щит.

Наступательное вооружение – копье и меч.

В период архаики (8-6 век) греки создали фалангу. Связано это с изменением формы щита.

Великие битвы: Марафон, Термопилы, Саламин, Платеи.

17. Театр.

Драма от греческого слова «дромена» – означает церемония. Драма родилась из праздников в честь Диониса. Жрецы устраивали церемонии, в которых представляли сцены из жизни божеств, с переодеваниями, масками.

Хор пел религиозные песни – дифирамбы, играла флейта или кифара. В песнях славили Бога. «Петь дифирамбы – славословить».

На Дионисиях устраивали веселые игры (н-р устоять на смазанном жиром козьем мехе – кто удержится дольше получал такой же мех но с вином), пили вино с водой, катались на качелях. Театральные представления – Великие Диониссии шли 3 дня.

Из праздников Дионисия родилась греческая драма, позднее появляется трагедия, сатировская драма и комедия.

Первый театр появился в Афинах, рядом с храмом Диониса – каменный театр на склоне Акрополя. – на 17 тыс. зрителей.

Театр – школа для взрослых. Билеты для неимущих выкупала городская власть. Актеры освобождались от воинской повинности и уплаты налогов. Посещать могли все свободные граждане и женщины, но на комедии женщин не пускали. Публика реагировала бурно.

Котурны – обувь. Маски героев. Все актеры мужчины. Акустика. Орхистра, скена. 

Эсхил, Софокл, Эврипид. Аристофан.

19. Империя А. Македонского. 

Период Эллинизма  – рождение нового мира.

Филипп 2 – царь древней Македонии занял трон в 359г. до н.э. Он объединил всю Элладу.

Филипп сформировал хорошо организованную, дисциплинированную армию, свой флот из 160 кораблей. Он провел денежную реформу, ввел свою монету. Стал командующим объединенных сил всех греков. Филиппа убили в 336г.

Александр . (356-323)– воспитанник Аристотеля. Прожил 33 года. Мать – Олимпиада из рода Ахилла. В 20 лет стал царем.

Осуществил поход против Персии, осуществил греко-македонскую колонизацию Востока. Его империя простиралась от Адриатического моря до Индии, от Македонии до верховий Нила. От пустынь Средней Азии до Индийского океана.

Распространил эллинскую культуру на Восток. И произошло взаимное обогащение культур многих народов Запада и Востока

22. Взаимодействие культуры Греции и Востока.

Основывая новые города, греки переносили в них социально-политическую структуру метрополий, свою высокую культуру, искусство, миропонимание.

Культура и быт местных племен (варваров) оказывал большое влияние на эллинов. И это привело к образованию своеобразной греко-варварской культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

Древний мир. Хронология

Презентация "Древний. Хронология" предназначена для учащихся 5 класса. Русурс можно использовать на итоговом и обобщающих уроках по истории Древнего мира (для любого УМК).Хронология  традиционно ...

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...