рекомендации по выполнению самостоятельной работы по истории ОГСЭ 02
методическая разработка по истории на тему

самостоятельная работа история огсэ 02

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx98.92 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Урайский политехнический колледж»

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

История ОГСЭ 0.2

Разработчики:

Бикушев Евгений Витальевич – преподаватель истории

Урай 2014г

                                                         СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.………………………………..………………………..

3

1.

Подготовка студентов к участию в семинаре……….…………………………

6

2.

Организация самостоятельной работы студентов……………………………..

7

3.

Темы семинаров по дисциплине «История» ОГСЭ. 02……………………………

8

Тема семинара № 1.  ООН ведущая международная организация………..

8

Тема семинара № 2. Сверхдержавы США и СССР. Противостояние……..

9

Тема семинара № 3.  Наиболее развитые страны Азии и  Латинской Америки.……………………

11

Тема семинара № 4 Экономические реформы 1960-х годов, причины их неудач

12

Тема семинара № 5.  СССР в системе международных отношений. Окончание «холодной войны»………………………………………………………..

14

Тема семинара № 6.  Результаты сотрудничества России с ближним зарубежьем

15

Темы практических работ……………………………………………………….

17

Используемая литература……………………………………………………….

18


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ разработана на основе современных образованных технологий: проектно-исследовательской работы, проблемно-диалогического обучения, развития критического мышления. При подготовке к семинару, студент может воспользоваться планом самостоятельной работы. Темы семинаров в данной методической рекомендации для студентов  разработаны в соответствии с требованиями  рабочей программой учебной дисциплины «История» по реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) полного общего образования. Форма отчета может быть в виде доклада, , деловой игры или презентации.

Для выполнения самостоятельных работ студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты, интернет - ресурсы и другую дополнительную информацию по истории России, по эпохе новейшее время. При выполнении самостоятельной работы студенты должны внимательно ознакомиться с заданиями и бальной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки самостоятельной работы №__». На основании изученной информации студенты  определяют набор заданий, составляют план своей самостоятельной работы. Самостоятельные работы содержат открытые вопросы. Структура предложения вопросов по конкретной теме практической работы содержит основные вопросы и дополнительные. Основные вопросы необходимо выполнить на 70-100 %:  оценка самостоятельной работы студента производиться за качество выполненной работы с учетом мотивационных баллов. Дополнительные вопросы определяют интерес обучающегося к историческому факту и могут восполнить недостающие 40-30% для выполнения полностью задания практической работы.

 

Цель составления данной методической рекомендации для студентов по подготовке к семинарам и выполнению практических работ:

Сформировать целостное представление о теоретических проблемах исторических процессов развития России во второй половине  ХХ и начале ХХ1 веков.

Задачи, с помощью которых происходит достижение поставленной цели:

  1. Обеспечение возможностей совместной работы преподавателя и студентов по освоению учебного материала, работу с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и ориентированными заданиями.
  2. Организация самостоятельной работы студентов по выполнению комплекса заданий из предложенных преподавателем в аудитории и за ее пределами.
  3. Формирование у обучающихся активной личности, гражданской позиции в интересах общества и государства.
  4. Определение у обучающихся возможностей представлять интеллектуальный труд аудитории на семинаре.
  5. Определение причинно-следственные связей и раскрытие закономерности в содержании тематического материала.

Конструирование процесса обучения по программе по общеобразовательной дисциплины ОГСЭ. 02. История предполагает формирование у студентов ключевых компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

В процессе обучения преподавателем определены следующие формы организации обучения:

  1. классно-урочная (лекции, наглядно-иллюстрационная беседа, консультация, практическая работа, комбинированный);
  2. индивидуальная и индивидуально-групповая (триада или квартет выполняет подготовку семинара или презентации темы практической, определение проблемных зон);
  3. дистанционное обучение (консультация и выполнение заданий по графику на основе самостоятельной работы через интенет-коммуникации);
  4. дальтон-план (система занятий по индивидуальному заданию в режиме свободного графика на основе самостоятельной работы).

В процессе обучения по дисциплине ОГСЭ. 02. История я использую следующие общепринятые дидактические принципы:

  • Сознательность (предоставлены методические материалы и шаблоны, учебная литература, определено время на консультацию и возможности (согласование работы в кабинете информатики и тестирования с интернет-ресурсами).
  • Активность  (организация учебного процесса в кабинете 301 позволяет создать условия работы в интернете, представить презентации по вопросам тем практических работ, предложены задания, побуждающие студентов рассуждать, делать выводы, проверять их в практике).
  • Наглядность (представлены в методической литературе по каждой теме и в презентациях).  
  • Систематичность и последовательность - принципы используется мною с целью закрепления у студентов ранее усвоенных знаний, умений и навыков, их последовательное развитие и совершенствование.
  • Прочность – принцип способствует организации специальной работы со студентами по усвоению и запоминанию материала.
  • Научность. Данный принцип в обучении используется мною с целью представить исторические факты за период 2011-2014 для формирования у студентов объективной картины окружающего мира.
  • Доступность. Данный принцип в обучении используется мною с целью предоставления возможностей для студентов согласовать наилучшие условия для выполнения практических работ, с опорой на их личный опыт, знания и умения.
  • Связь теории с практикой. Данный принцип в обучении используется мною с целью подкрепления теоретических положений практическими примерами, использования полученных знаний в практической деятельности.
  • Быстрый темп в изучении материала. Данный принцип в обучении используется мною с целью в короткие сроки всесторонне рассмотреть темы данной программы и планирования резервного времени для студентов с низкой мотивацией.
  • Принцип ведущей роли теоретических знаний. Данный принцип в обучении используется мною с целью всесторонне рассмотреть исторические факты истории России за период сер..ХХ – н.ХХI века.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в современной  экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
  • выявлять    взаимосвязь    отечественных,    региональных,    мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
  • назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
  • о   роли   науки,   культуры   и   религии   в   сохранении   и   укреплении национальных и государственных традиций;
  • содержание и  назначение  важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

  Оценка индивидуальных образовательных достижений студентов производится в соответствии с универсальной шкалой и специально разработанными количественным критериями оценки по каждому заданию в практической работе. Качественная оценка самостоятельной работы обучающихся указывается в примечании таблицы «Критерии оценки». Уровень качественной оценки самостоятельной работы обучающихся мотивируется дополнительными баллами и оценивается по следующим качественным критериям:

  1. Рассмотрение вопросов и  выделение основных аспектов, определение актуальных зон.
  2. Уровень выполнения практической работы (научный, социальный, философский).
  3. Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем.
  4. Планирование и своевременное выполнение отчета.
  5. Представления отчета по практической работе на семинаре.
  6. Аргументированный вывод о проделанной работе.

Основные принципы организации выполнения самостоятельной работы являются:

  • активность, что определяет  необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией с преподавателем;
  • индивидуализация обучения, что проявляется в учете преподавателем индивидуальных особенностей студентов при оценке выполненной работы;
  • регламентация обучения, что обеспечивает необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студентов;
  • научность, что определяет уровни решения для достижения поставленных задач на основе научных знаний;
  • наглядность, что обеспечивает представление информации в доступном виде;
  • учет трудоемкости, что дифференцирует уровень сложности и объема предложенных заданий.

Отчеты по пройденным темам, выполненные вне учебной аудитории, обязательно оформляются в соответствии со стандартом: титульный лист, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники. Отчет может  быть оформлен в виде электронной презентации. Допускается выполнение отчета в рабочей тетради при выполнении заданий в аудитории на практическом занятии, согласно календарно-тематическому плану. Как альтернативная форма выполнения работы по теме будет являться структурно-логическая схема, логическая сетка, таблица.

1.ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В СЕМИНАРЕ

Семинарское занятие - это такой вид учебных занятий, на котором в результате предварительной работы преподавателя и студента над содержанием рассматриваемых вопросов, в обстановке их непосредственного и активного общения и творческой дискуссии решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются навыки использования научной методологии в будущей профессиональной деятельности. Семинары способствуют развитию познавательных умений, повышению культуры общения. Формы проведения семинара:  

1. Повторительно-обобщающий:

  • дискуссия;
  • развернутая беседа;
  • доклады;
  • деловая или ситуационная игра.

2. Сочетание обобщения с изучением нового материала:

  • сообщения;
  • доклады;
  • презентации

Распределение времени часового семинара может быть примерно следующим:

  • вступительное слово - 5 минут;
  • выступления студентов по основным вопросам и их обсуждение - 35 минут;
  • заключительное слово – 5 минут.

План помогает студенту организовать свою работу над темой, делает его ответы более целенаправленными, логичными, последовательными, доказательными. План работы учащегося при подготовке к семинару:

  1. Составить план рассмотрения актуальных вопросов по теме.
  2. Провести работу с учебниками, интернет - ресурсами, статьями и конспектом.
  3. Сделать выписки по плану в электронном виде или письменном.
  4. Составляется план выступления, тезисы.

При оценке отчета по теме учитывается ряд критериев:

  • способность выделить основные аспекты рассматриваемой темы;
  • определение актуальных (проблемных, стратегических) зон темы;
  • самостоятельность студента в изложении доклада (организации дискуссии, деловой игры, «круглого» стола)

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа проводится с целью систематизации знаний, развития критического и креативного мышления и закрепления умений использовать нормативную. Ведущими методами самостоятельной работы студентов являются репродуктивный, самостоятельный и поисковый. Мотивы самообразования и самореализации:

  • любознательность, интерес к предмету, ко всему окружающему;
  • познавательные (рост самообразования);
  • социально - значимые (связанные с реализацией идеалов и жизненных планов).

Уровни организации самостоятельной работы и оценка результата студентов можно рассмотреть в таблице «Характеристика уровней выполненной самостоятельной работы студентами»:

Основные

характеристики

Деятельность студентов

Критерии оценки

Ожидаемый результат

1Уровень

Цель выполнения самостоятельной работы

  • понимает и принимает цель самостоятельной работы как личностно значимую;
  • знакомится с требованиями к самостоятельной работе
  • выбирает структурно-логическую карту образоват. технологии

Содержание плана соответствует заданному вопросу в методической рекомендации для  выполнения самостоятельной работы

Рассмотрение вопросов в полном объеме с использованием учебной литературы, структурно-логических схем обр.технологий и интернет-ресурсов

1Уровень

Цель выполнения самостоятельной работы

  • понимает и принимает цель самостоятельной работы как личностно значимую;
  • знакомится с требованиями к самостоятельной работе

Содержание плана соответствует заданному вопросу в методической рекомендации для  выполнения самостоятельной работы

Рассмотрение вопросов в полном объеме с использованием учебной литературы и интернет-ресурсов

Деятельность преподавателя:

  • объясняет цель и смысл выполнения самостоятельной работы;
  • дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к самостоятельной работе и способах ее выполнения;
  • демонстрирует образец самостоятельной работы, разъясняет структурно-логические схемы образовательных технологий.

1 Уровень

Мотивация

  • формирует собственную познавательную потребность в выполнении самостоятельной работы;
  • формирует установку и принимает решение о выполнении самостоятельной работы

Консультации, дополнительные вопросы к преподавателю, предложение своей библиографии, выбор альтернативного способа отчета

Сотрудничество с сокурсниками, преподавателем, образование рабочих групп

Деятельность преподавателя:

  • раскрывает теоретическую и практическую значимость выполнения самостоятельной работы, формирует у студента познавательную потребность и готовность к выполнению самостоятельной работы;
  • мотивирует студента на достижение успеха

2Уровень

Управление

на основе владения

обобщенным приемом сам осуществляет управление самостоятельной работой

(проектирует, планирует,

рационально распределяет время и т.д.)

Составление плана работы группой и управление ресурсами

Своевременное выполнение отчета по проделанной работе и вариант представления доклада (реферата, проекта) аудитории

Деятельность преподавателя:

  • осуществляет управление путем целенаправленного воздействия на процесс выполнения самостоятельной работы;
  • дает общие ориентиры выполнения самостоятельной работы

3 Уровень

Контроль и коррекция

выполнения самостоятельной работы

  • выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу;
  • ведет поиск оптимальных способов выполнения самостоятельной работы;
  • осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности;
  • осуществляет итоговый самоконтроль результата самостоятельной работы

Выявление ошибок и противоречий, определение проблемных зон и путей решения

Выводы о проделанной работе

Деятельность преподавателя:

  • осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению самостоятельной работы;
  • осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения самостоятельной работы

4 Уровень

Оценка

на основе соотнесения результата с целью дает самооценку СР, своим познавательным возможностям, способностям и качествам

Основания для получения дополнительных (поощрительных) баллов

Аргументированная самооценка качества выполненной работы

Деятельность преподавателя:

  • на основе заданными критериями дает оценку самостоятельной работе;
  • выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны, дает методические советы по выполнению самостоятельной работы;
  • устанавливает уровень и определяет качество продвижения учащимися и тем самым формирует у них мотивацию достижения успеха в учебной деятельности

Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов:

  • уровень освоения учебного материала;
  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения материала;
  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта;
  • уровень умения четко сформулировать проблемную зону, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.


3.Темы семинаров по общеобразовательному модулю «История» ОГСЭ 02.

Тема семинара № 1 ООН ведущая международная организация

Критерии оценки самостоятельной  работы №1:

Вопросы

Баллы

Примечание

Основные вопросы темы семинара

+10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов

Объективные условия создания ООН

30

Цели и принципы деятельности ООН. Членство в ООН

30

Главные органы ООН, их состав, компетенция, порядок применения актов

30

Проблема повышения эффективности деятельности ООН и пересмотра ее Устава.

30

Дополнительные вопросы

Роль Совета Безопасности ООН в урегулировании войны в Ираке (2003-2011 годы).

20

Основные этапы создания ООН

20

Качественные критерии

Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем

30

 Мотивационные баллы

Планирование и своевременное выполнение отчета

30

Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола»

20

Аргументированный вывод о проделанной работе

20

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Рекомендации по изучению темы «ООН ведущая международная организация»

Для рассмотрения данного вопроса необходимо ознакомится с исторической справкой:

Идея создания глобальной международной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира возникла достаточно давно и подпитывалась военными лишениями. За период первой мировой войны было составлено более полусотни подобных проектов. Один из таких проектов лёг в основу Лиги Наций (1919 г.), так и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания безопасности государств.  Вторая мировая война, в силу её всеобщности, разрушительности для мировой цивилизации показала необходимость защиты общечеловеческих ценностей глобальной консолидации миролюбивых сил для создания послевоенной организации мира и безопасности. Вопрос о создании организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать, что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции уделяли немалое внимание и вопросу послевоенного устройства мира, занимались разработкой принципов и планов будущей глобальной международной организации. В декабре 1942 года в Москве в беседах между представителями советского правительства и министром иностранных дел Великобритании имел место обмен мнениями по вопросам послевоенной организации мира и безопасности. Важным этапом на пути создания международной организации безопасности явилась конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации – от 30 октября 1943 года, подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства большие и малые. В этих документах была заложена принципиальная основа новой универсальной межправительственной организации. Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, направленный на решение вопросов мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Этим она отличается от ранее существовавших межправительственных организаций.
Важнейшими этапом создания ООН стала конференция в Думбартон-Оксе в 1944 году, на которой были согласованы основные принципы и параметры деятельности будущей организации. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года главы правительств трёх государств – советского, британского и американского обсудили пакет документов, принятый на конференции в Думбартон-Оксе, дополнили его в ряде пунктов, и приняли решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года. На конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года были приняты учредительные документы Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года пять постоянных членов Совета Безопасности и большинство других государств сдали на хранение ратификационные грамоты. С этого момента был утверждён и вступил в силу Устав ООН.
В настоящее время ООН является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании и поддержании которого ей принадлежит важная роль. Она представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Её Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка и придавшим им императивную силу.

Тема семинара № 2.  Сверхдержавы США и СССР. Противостояние

Критерии оценки самостоятельной работы №2:

Вопросы

Баллы

Примечание

Основные вопросы темы семинара

+10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов

Истоки и сущность «холодной войны»

30

 Ядерное противостояние 

30

Биполярный мир.

30

Почему «холодная война»  не переросла в «горячую»

30

Дополнительные вопросы

Доктрина Трумена ее сущность

20

План Маршалла и СЭВ

20

Идеологические споры между СССР и США

20

Качественные критерии

Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем

20

 Мотивационные баллы

Планирование и своевременное выполнение отчета

20

Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола»

20

Аргументированный вывод о проделанной работе

20

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Рекомендации по изучению темы «Сверхдержавы США и СССР. Противостояние»

Для рассмотрения данного вопроса необходимо ознакомиться с исторической справкой:

Предпосылки к возникновению «Холодной войны» можно найти еще в годы второй мировой войны, когда страны, союзники СССР по антигитлеровской коалиции, в самый решающий момент отказали СССР в создании второго фронта в Европе и отвлечении части сил противника на себя. Американская же верхушка полагала, что две крупнейшие континентальные державы, борясь и ослабляя друг друга, действуют - с точки зрения интересов Запада - в «нужном направлении» и предлагала позволить немцам и русским использовать друг против друга свои лучшие силы. Широко известно высказывание Гарри Трумэна: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях». Америка не опасалась военной угрозы со стороны СССР. Угрозой была потеря потенциальных рынков для американской промышленности, резвившейся за период войны: прежде всего - рынка европейского, а за ним - и рынков в периферийных странах, освобождающихся от колониальной зависимости. Каждая страна действовала в своих собственных интересах, что порождало начало отчуждения. Следующим «этапом» на подходе к «Холодной войне» стало обсуждение репараций, которые должна была уплатить Германия по итогам войны. СССР считал, что необходимо заставить Германию платить репарации, а делить их между странами участницами коалиции соответственно размерам понесенных в ходе войны убытков. Репарации СССР предполагал получать в виде продуктов немецкого производства и перевести часть ее заводов в СССР. Советская делегация предлагала лишить Германию четырех пятых ее индустрии, полностью ликвидировать военную промышленность и установить контроль над германским производством на продолжительный исторический период. американцы и англичане считали недопустимым и размер репараций, по их мнению, ведущий к голоду в Германии и принцип их распределения.На данном этапе появляется огромное противоречие, многое объясняющее в возникновении причин холодной войны. США и Англии, странам свободной капиталистической экономики репарации были не нужны, и даже мешали развитию их национальной экономики. Западные союзники не проявили сочувствия к разоренной войной России, их черствость порождала в России чувство, что она может полагаться только на себя.Также после окончания второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР значительно выросли. СССР имел дипломатические отношения с большим количеством стран, его влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма, к власти в которых пришли представители коммунистических и рабочих партий, была проведена национализация промышленности, аграрные преобразования, установлены демократические свободы.СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация.Растущее влияние СССР беспокоило лидеров ведущих мировых держав. Их отношение к СССР, вчерашнему союзнику по антигитлеровской коалиции, резко изменилось. Они решили ограничить влияние СССР, используя ядерный фактор. В отношениях между СССР и ведущими западноевропейскими стала проводиться политика "холодной войны".  В качестве глобального позитивного итога войны можно отметить, что «Холодная война» так и не переросла в «Горячую», несмотря на реальность Третьей мировой войны, например во время Карибского кризиса 1962 года. Было вовремя понято и осознано, что глобальный конфликт с использованием ядерного оружия может повлечь за собой губительные последствия, вплоть до гибели всей планеты  Также окончание противостояния представляло собой окончание идеологического разделения мира по принципу «свой-чужой» и снимало психологический пресс, под которым находились люди все это время.Гонка вооружений породила невиданные научные открытия, стимулировала космических исследований, развитие ядерной физики, создала условия для мощного роста электроники. Кроме того, окончание «Холодной войны» дало импульс экономическому развитию мировой экономики, так как материальные, финансовые, трудовые ресурсы, научные и технологические разработки, которые раньше шли на гонку вооружений и на военные нужды, превратились в инвестиции и стали использоваться для повышения уровня жизни населения.Соперничество СССР и США облегчило народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость, но как негативный итог было превращение этого зарождающегося "третьего мира" в арену бесконечных региональных и локальных конфликтов за сферы влияния.

Тема семинара № 3. Наиболее развитые страны Азии и  Латинской Америки

Критерии оценки самостоятельной работы №3:

Вопросы

Баллы

Примечание

Основные вопросы темы семинара

+10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов

Японское «чудо» причины, результат

30

Индустриальный взлет и кризис Восточной Азии

30

Латинская Америка: неолиберальный  вариант модернизации

30

Китай региональная держава?

30

Турция оплот стабильности в регионе?

30

Дополнительные вопросы

«Арабская весна» сущность и причины

20

Стратегические партнеры России

20

Причины бразильского «экономического чуда».

20

Качественные критерии

Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем

30

 

Мотивационные баллы

Планирование и своевременное выполнение отчета

30

Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола»

20

Аргументированный вывод о проделанной работе

20

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Для рассмотрения данного вопроса необходимо ознакомиться с исторической справкой:

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана. Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960—1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970—1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.
В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС). Еще в 1960-е гг. производство валового национального продукта на душу населения в Гане и Южной Корее было одинаковым (230 долл.). В 1990-е гг. Южная Корея превзошла Гану более чем в 10 раз, войдя в группу стран с высоким уровнем дохода.
Тем не менее, даже государства, демонстрировавшие устойчивые высокие темпы роста в последние полтора-два десятилетия (такие как Китай, Индия), все еще в 10—15 раз уступают странам развитой зоны мира по уровню дохода на душу населения. Выделилась группа государств, которые столкнулись с трудноразрешимыми сложностями. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары; в 2 из 16 арабских стран; в 12 из 34 государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Причины сложностей в решении проблем развития, особенно усугубившихся к концу века, весьма многообразны. 
Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами-»донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.
В современной ситуации интерес ведущих стран мира к поиску партнеров по военным блокам понизился. Теперь они исходят прежде всего из соображений экономической выгоды.

Тема семинара № 4.  Экономические реформы 1960-х годов, причины их неудач

Критерии оценки самостоятельной работы №4

Вопросы

Баллы

Примечание

Основные вопросы темы семинара

+10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов

Суть реформы в промышленности

30

Суть реформы в сельском хозяйстве

30

Результат реформы 8 пятилетка

30

причина неудачи реформы 

30

СССР в середине 1960х-1980х застой или социальная стабильность

30

Дополнительные вопросы

Роль ВПК в экономике страны

30

Развитие ТЭК Западной Сибири

30

«Теневая экономика» причины роста

30

Качественные критерии

Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем

30

 

Мотивационные баллы

Планирование и своевременное выполнение отчета

30

Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола»

20

Аргументированный вывод о проделанной работе

20

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Рекомендации по изучению темы «Экономические реформы 1960-х годов, причины их неудач»

Для рассмотрения данного вопроса необходимо ознакомиться с исторической справкой:

Н. С. Хрущев, ставший осенью 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС. С его именем связаны новые подходы к народнохозяйственным проблемам, экономические реформы, призванные решить проблему управления, децентрализовав его, повысить благосостояние народа. Учитывая сложное положение, в котором оказалось сельское хозяйство страны, были приняты меры по его подъему. В 3 раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, снижен налог с личного приусадебного хозяйства, колхозам передана техника МТС. Была предпринята попытка перейти от административных к экономическим методам хозяйствования на селе. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако не было сделано главное — крестьянство не получило право выбора форм хозяйствования. В 1954—1956 гг. было освоено 3.6 млн га целинных и залежных земель с целью решить зерновую проблему. К сожалению, эта мера дала лишь кратковременный успех. Вместо ликвидированных отраслевых министерств и ведомств появились совнархозы — территориальные управления. Организация совнархозов сыграла некоторую положительную роль, но кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. В рамках государственных программ в эти годы решались проблемы освоения космоса, химизации народного хозяйства, развития электроники, жилищного строительства, многие другие важные народнохозяйственные задачи. В начале 1960-х гг. темпы экономического развития замедлились. Из-за непродуманной аграрной политики возникли продовольственные трудности. СССР начал закупать зерно за границей.  сельхозпродукции стали устанавливаться на пятилетку; закупочные цены повысились; за сверхплановую продукцию платили полторы цены; сократились налоги; поощрялось развитие личного подсобного хозяйства. Намеченные меры дали результаты: темпы роста легкой промышленности, базирующейся на сельскохозяйственном сырье, и пищевой промышленности удвоились. На следующем пленуме ЦК партии (сентябрь 1965 г.) было принято решение о проведении экономической реформы в промышленности. Суть ее: расширение хозрасчета на предприятиях И в отраслях; сокращение числа плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; недопущение изменения плановых заданий без согласования с предприятиями; изменение принципов деятельности предприятий — вместо “вала” вводился показатель реализованной продукции. В подготовке и реализации реформы активную роль играл А. Н. Косыгин, тогдашний Председатель Совета Министров СССР. Первые ее итоги были обнадеживающими. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили свою работу. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, по ряду плановых показателей оказалась почти выполненной. Однако в ходе реализации реформы в нее стали вносить корректировки, дополнения, до неузнаваемости исказившие ее сущность. К началу 1970-х гг. реформа фактически сошла на нет. Причина неудачи в том, что реформы не пошли вглубь, не затронули основ хозяйственного механизма. И в сельском хозяйстве и в промышленности сохранялась прежняя система экономических и общественных отношений. Административный аппарат (прежде всего сам Брежнев) увидел в реформах посягательство на его права и власть, и с помощью подзаконных постановлений и актов их свернули. Основная причина провала реформ 1965 г. в том, что невозможно было продвинуться вперед экономическом развитии при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере. На неудаче реформ сказалось и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата не смогла отказаться от административно-командных методов управления.

Тема семинара № 5.  СССР в системе международных отношений. Окончание «холодной войны»

Критерии оценки самостоятельной работы №5

Вопросы

Баллы

Примечание

Основные вопросы темы семинара

+10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов

Советско-американских отношения в 1985—1991 гг

30

Европа в 80-90-х гг. ХХ в

30

Международные общественные движения во второй половине ХХ в

30

Война в Персидском заливе (вторая половина 80-х ХХ в.)

30

Экономические отношения СССР с Африкой и Азией

30

Дополнительные вопросы

Война в  Афганистане

20

Объединение Германии

20

Вывод войск из Чехословакии

20

Политика с Кубой

20

Качественные критерии

Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем

30

 

Мотивационные баллы

Планирование и своевременное выполнение отчета

30

Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола»

20

Аргументированный вывод о проделанной работе

20

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Рекомендации по изучению темы «СССР в системе международных отношений. Окончание «холодной войны»

При ответе на вопросы темы самостоятельной работы необходимо описать политику СССР  во второй половине 80-х годов ХХ века в отношении государств Европы и США. Желательно обратить внимание на тенденции распада социалистического лагеря в Европе и попытке утвердиться СССР в Азии и Африке.

Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй — обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций.

На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

В 1989-1990 г. во всех восточноевропейских государствах произошли радикальные перемены, в результате которых коммунистические партии были отстранены от власти. Они получили два названия: а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии).

Существует несколько точек зрения на характер событий 1989-1990 г. Наиболее аргументированная и общепринятая заключается в том, что это были массовые народно-демократические революции. В итоге массовых выступлений (особенно в ГДР, Чехословакии, Румынии) к власти пришли новые политические силы, которые и начали осуществлять перемены революционного содержания. В Польше, Венгрии, Югославии они хотя и не сопровождались массовыми движениями именно в это время, но явились результатом длительных эволюционных процессов 80-х годов. Эта эволюция произошла под давлением масс и привела к революционным политическим переменам.

Тема семинара № 6.  Результаты сотрудничества России с ближним зарубежьем  в конце ХХ века.

Критерии оценки самостоятельной работы №6

Вопросы

Баллы

Примечание

Основные вопросы темы семинара

+10 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов

Общие интересы СНГ и России

30

Концепции внешней политики РФ в развитии отношений со странами ближнего зарубежья

30

Договоры сотрудничества России с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и другими странами ближнего зарубежья

30

Проблемы русскоязычного населения в СНГ

30

Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве

30

Дополнительные вопросы

Программа репатриации соотечественников

20

«Ближний круг» России в к.ХХ века

20

Таможенный союз СНГ и интересы России

20

Качественные критерии

Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем

30

 

Мотивационные баллы

Планирование и своевременное выполнение отчета

30

Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола»

20

Аргументированный вывод о проделанной работе

20

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Рекомендации по изучению темы «Результаты сотрудничества России с ближним зарубежьем  в конце ХХ в»

В Рассмотрении вопросов по теме необходимо рассмотреть альтернативы сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Создание максимально благоприятных условий международной коммерческой деятельности для национальных компаний путем заключения различного рода преференциальных торговых соглашений, образования торговых блоков и интеграционных объединений – главный вектор мировой торговой политики в конце ХХ века для России. В результате сейчас бóльшая часть международной торговли осуществляется в рамках региональных торговых соглашений.

В начале 90-х в отраслевой структуре промышленности всех стран СНГ продолжала возрастать доля продукции топливно-энергетических и других сырьевых отраслей и уменьшаться доля продукции обрабатывающих отраслей, особенно машиностроения и легкой промышленности. В такой ситуации в качестве практически единственного интеграционного фактора остались льготные цены для стран СНГ на российские энергоресурсы. При этом интересы энергоэкспортирующих и энергоимпортирующих стран, входящих в СНГ, стали значительно расходиться. Процессы приватизации и восстановительного развития в странах Содружества проходили в существенно различающихся формах и с различной динамикой. И если в рамках общей организации Содружества Независимых Государств удавалось сохранять общее наследие, которое оставалось от Советского Союза, то общие для всех стран интеграционные модели хотя и принимались, но оказывались неработоспособными.

       Поэтому в середине 1990-х гг. была принята модель не одновременной, а разноскоростной интеграции. Начали формироваться новые объединения, которые создавали страны, имевшие политические и экономические предпосылки для более тесного взаимодействия. В 1995 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия приняли договор о создании Таможенного союза, а в 1996 г. подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к Договору присоединился Таджикистан, а в 2000 г. он был преобразован в полноценную международную организацию — Евразийское экономическое сообщество (ЕЭС).

Почти все постсоветские республики не имели в своей истории опыта и традиций государственного строительства. С этим были связаны многие проблемы, которые в некоторых странах более-менее успешно решены, а в других до сих пор вызывают очень серьезные межнациональные конфликты.

       В Советском Союзе границы между союзными республиками проводились зачастую произвольно, без учета исторических обстоятельств и реального расселения народов. Кроме того, в рамках политики «подтягивания окраин», в ходе индустриализации экономики первых пятилеток и промышленного строительства в послевоенный период в СССР производилось массовое переселение людей различных национальностей, в основном из центральных областей России. Большинство союзных республик стали, по сути, многонациональными образованиями. Но после обретения независимости во всех постсоветских государствах, за исключением России, стали формироваться моноэтнические государства титульных наций. А любые попытки введения федеративных отношений стали рассматриваться как сепаратизм.

       Наиболее уродливые формы эти тенденции приняли в таких странах Прибалтики, как Латвия и Эстония, где сотни тысяч этнических русских до сих пор имеют статус «неграждан».

       В Закавказье Армения и Азербайджан в начале 90-х гг. вели кровопролитную войну из-за Нагорного Карабаха, населенного преимущественно армянами. Конфликт не урегулирован до сих пор. Грузия, приняв конституцию, которая не предусматривает никаких прав автономий, вступила в вооруженный конфликт с Абхазией и Южной Осетией, который практически продолжается и сейчас. Его сдерживают российские миротворческие Вооруженные силы, действующие по мандату СНГ и других международных организаций.

       С нежеланием кишиневских властей создать реальное федеративное государство связан и конфликт между Молдовой и Приднестровьем.

       В странах Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан) межнациональные конфликты не приобретали столь острого характера и выливались в основном в массовый отъезд в Россию и другие страны Европы русских и русскоязычных граждан.

       После распада Советского Союза, в отличие от России, которая унаследовала столицу и кадры распавшегося общего государства, в новых независимых государствах формирование структуры власти, государственной элиты, национальной внутренней и внешней политики шло практически с чистого листа. В результате под внешней демократической оболочкой (всеобщая выборность президентов, политические партии, выборный парламент на альтернативной основе) часто возникали слабые и коррумпированные режимы, далекие от демократии. На постсоветском пространстве так и не была решена проблема легитимной передачи власти между элитными группами. Именно это является главной причиной того, что обновление власти проходит зачастую в форме «разноцветных» революций.

4.ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

  1. Практическая работа №1 «Международные организации ХХ - ХХI века (ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ВТО, НАТО)»

Критерии оценки практической работы №1

Вопросы

Баллы

Примечание

Основные вопросы

+10 баллов при выделении основных аспектов, определение актуальных зон темы

История возникновения международных организаций ХХ века:  ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ВТО,НАТО.

25

Влияние международных организаций на экономику России в ХХ - ХХI веке

25

Влияние международных организаций на внешнюю политику России в ХХ - ХХI веке

25

Политические отношения США и России в ХХ - ХХI веке

25

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

                                                          Основные источники:

1.    Левандовский А.А. История России ХХ-начало ХХI века. Учебник для 11 кл. – М.:   Просвещение, 2012.

 2.   Улунян А.А. Всеобщая история новейшая

Дополнительные источники

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России, ХХ век: учебник для старших классов общеобразовательных школ и учреждений – М-1998 год.
  2. Карамзин Н.М История государства Российского – М., 1998 г.
  3. Сороко-Цюпа О. С. и др.  Мир в XX веке: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений, — М.: Просвещение, 1999 г.
  4. Левандовский А.А. Щетинов Ю. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение, 1997.

Интернет-ресурс

  1. История России, (Б. Личман) // Режим доступа: http://lichm.narod.ru/index.html
  2. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: http://www.openclass.ru/sub/
  3. Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: http://www.edu.ru/
  4. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/
  6. Зеленков М. Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «общественные науки» Учебно-методическое пособие/режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-386230.html?page=3
  7. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям: темы и вопросы http://www.studfiles.ru/
  8. Московский государственный лингвистический университет http://econom.mslu.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
  9. Шарыкин Б.В.. Древний мир. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий по древней истории 2006http://uchebnikfree.com/istoriya-drevnego-mira/rekomendatsii-studentam-dlya-podgotovki.html
  10. Формы организации обучения http://ryabov-kozel.narod.ru/html/second35.htm
  11. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг. http://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-online/istoriya-rossii-s-drevnejshix/glava-40/
  12. Кризис системы http://diplomy.narod.ru/doc/historryUssr.html
  13. Общество и власть на переломе (1965-1985) http://ucheba-legko.ru/lections/viewlection/otechestvennaya_istoriya/9_klass/sssr_v_seredine_60-h_-_seredine_80-h_gg__XX_v_/lec_obschestvo_i_vlast_na_perelome_1965-1985
  14. Кризисные явления в СССР http://studopedia.ru/1_30030_i-razmishleniya.html
  15. Социально-экономическое развитие СССР http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr.html
  16. Шевченко Н. И., Петрович В. Г. Отечественная история XX — начала XXI века. 11 класс http://www.prosv.ru/ebooks/Shevchenko_Istoria_XX-XXI/1.html
  17. Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы) http://www.bibliotekar.ru/culturologia/76.htm
  18. СССР в 60-80-х гг. http://ppt4web.ru/istorija/cccr-v-kh-kh-gg-veka.html
  19. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики /школьный справочник 5-11 классы/ Режим доступа: http://clickclean.ru/problemy-i-pomoshh/istoriya/vnutrennyaya-politika-gosudarstvennoj-vlasti-v-sssr-k-nachalu-1980-x-gg-osobennosti-ideologii-nacionalnoj-i-socialno-ekonomicheskoj-politiki.html
  1. Железный занавес. Тайное и явное. http://wites.ru/zhurnalist-i-burzhua/8-progress-i-mir-/93-zheleznyj-zanaves
  2. Тоталитаризм как исторический и политический феномен. http://kulturoznanie.ru/politology/totalitarizm-kak-istoricheskij-i-politicheskij-fenomen/
  3. Этническая культура, ее сущность и функции. http://www.coolreferat.com/Этническая_культура_ее_сущность_и_функции
  4. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1964-1984 годах http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/hist24.html
  5. Внешняя политика 60, 70, 80 гг. http://www.histerl.ru/lectures/65+/vneshnia_politika.htm
  6. СССР. Внешняя политика http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/СССР.%20Внешняя%20политика/
  7. Внешняя политика СССР в 70-е — начале 80-х гг. http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/vneshnyaya-politika-sssr-v-70-e.html
  8. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг http://rgrtu-640.narod.ru/istoria/istoria99.html
  9. Проблемы экономической интеграции капиталистических стран. http://rudocs.exdat.com/docs/index-92550.html?page=3
  10. Страны Западной Европы и США  после Второй мировой войны. http://www.tsput.ru/res/hist/rodovitch/Rod01.htm
  11. Международные отношения во второй половине 20 - начале 21 века http://www.histerl.ru/kurs_sssp/podrobno/megdunarodnie_otnoshenia_vo_vtoroi_polovine_20_veka.htm
  12. Международные отношения во второй половине ХХ в. http://www.protown.ru/information/hide/3728.html
  13. Международные отношения во второй половине ХХ в. http://bookucheba.com/novaya-istoriya/mejdunarodnyie-otnosheniya-vtoroy.html
  14. Европа в 80-90-х гг. ХХ в. http://bookucheba.com/novaya-istoriya/stranyi-tsentralnoy-yugo-vostochnoy-evropyi1925.html
  15. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994 http://www.portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1149105914&archive=&start_from=&ucat=7&
  16. Отношения СССР со странами Африки в 1985-1990-е годы http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats1/a42.htm

  1. Россия в 90-е годы XX в. http://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-online/istoriya-rossii-s-drevnejshix/glava-42/
  2. Распад СССР и образование СНГ http://rudocs.exdat.com/docs/index-64859.html?page=22
  3. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств http://www.protown.ru/information/hide/3710.html
  4. Путч 1991 года http://www.opoccuu.com/190811.htm
  5. Социальная стратификация России http://www.razlib.ru/istorija/rossija_dvizhenie_vspjat_ot_gosudarstvennogo_socializma_k_periferiinomu_kapitalizmu/p3.php
  1. Россия — «ближний круг» и «русский мир» http://www.prosv.ru/umk/obshestvoznanie/13.html
  2. Политика России в отношениях со странами СНГ http://www.coolreferat.com/Россия_и_СНГ
  3. Таможенный союз СНГ и интересы России http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/11_2_97.htm
  4. Экономические интересы России в регионе СНГ и их динамика в ближайшие годы http://www.km.ru/news/ekonomicheskie_interesy_rossii_v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРАМ И ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ. МОДУЛЬ ИСТОРИЯ ОГСЭ 0.2

Цель составления данной методической рекомендации для студентов по подготовке к семинарам и выполнению практических работ: Сформировать целостное представление о теоретических проблемах исторических п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению самостоятельной работы студента по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В данной работе представлены методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2-4 курсов специальности 23.02.03 "Техническое ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ. 04 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43. 02. 13. «ТЕХ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающимися по учебной дисциплине ОГСЭ 02 История

Данные методические рекомендации носят практико-ориентированный характер и призваны оказать помощь обучающимся при самостоятельной подготовке к занятиям по учебной дисциплине ОГСЭ 02 «История&ra...