рАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ "РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв."
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Васильева Галина Владимировна

Повторительно-обобщающий урокок по теме "Россия на рубеже XVI - XVII вв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka_istorii_rossii_7_kl.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Учитель истории и обществознания Васильева Галина Владимировна МБОУ Балаганская СОШ № 2

Тема: Россия на рубеже XVI – XVII вв., в   XVII веке, 7 класс

Цели по линиям развития личности:

  1. Картина мира в фактах и понятиях: На основе фактов обобщить представления о событиях Российской истории рубежа XVI – XVII,  XVII веков.
  2. Историческое мышление: Закрепить понимание влияния патриотического движения на сохранение Российской государственности в Смутное время, выявить взаимосвязь и черты различия в церковной и мирской культуре  XVII века.
  3. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение: Создать условия для определения роли отдельных личностей в истории нашего государства, как образцов гражданского служения; искусства в жизни русских людей; формирование толерантного отношения в различиях оценок и позиций при работе в группах, отработка навыков и умений работы с интернетом и применение программы «Раver paint».
  4. Планируемые результаты:

1.Личностные  Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, групповой работе со случайным принципом комплектования групп; воспитание интереса к истории как к науке.

        2. Метапредметные Развитие речи; развитие умений сравнивать, обобщать факты и понятия, развитие у учащихся самостоятельности, развитие умения искать информацию в источниках различных вида и творчески перерабатывать её.

       3. Предметные Развитие умений работать с учебником, отрабатывать ключевые понятия мануфактура, бобыль, черносошный крестьянин, волость, гетман

Методы обучения: Проблемный, эвристический, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, коллективная, групповая, в парах.

Средства обучения: Учебник «История России 7 класс» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, поурочное планирование тех же авторов, рабочая тетрадь, атласы, настенные карты «Смутное время и интервенция польских и шведских феодалов в Россию», Формирование Всероссийского рынка», Россия во второй половине XVII века», индивидуальные технологические карты, компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, проекты – презнтации.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

  1. Оргмомент: при входе в класс предложить учащимся для жеребьёвки выбрать цветные фигурки для дальнейшего формирования групп.
  2. Личностная рефлексия

Показывает на доске таблицу готовности

5 баллов

(хочу знать,

делать, решать)

4 балла

(я готов к работе)

3 балла

(я не очень хорошо себя чувствую, я не

понимаю материал, мне нужна помощь)

На партах у каждого по три  по числу учащихся стикеры. Распределить их в соответствии со своим состоянием в таблицу: 5 баллов – зеленый

4 балла – жёлтый

3 балла – оранжевый.

  1. Актуализация знаний

  1. Повторение и закрепление изученного материала

А) Повторение хронологии

Б) Работа с картами настенными и с картами атласа, представление учебных проектов по теме вопросов.

  • Игра «ДА –НЕТКА» Вопросы к учащимся:
  • Соборное уложение принято в 1578 году?
  • Лжедмитрий I – это Борис Годунов?
  • Лжедмитрий I – это Григорий Отрепьев?
  • Вы учитесь в 11 классе?
  • У вас хорошее настроение?
  • Угличский царевич Дмитрий – это последний представитель династии Рюриковичей?
  • В 17 веке начал складываться Всероссийский рынок и специализация отдельных экономических районов?
  • В 1662 начался церковный раскол?
  • Михаила Романова избрали на царство в 1612 году?
  • Барщина – это обязательная работа крестьян на барина?
  • 2. Исходя из прозвучавших вопросов определите тему урока

1.В моих вопросах было много ошибок в датах. Проверим, как знаете даты по нашей теме вы.

2. В начале XVII века наше государство оказалось на краю гибели? Верно ли это? На какой карте изображены эти события? Какой государственный праздник в современном календаре связан с этими событиями?

3. Представление проекта о государственном празднике – Дне народного единства.

3. У девочек было задание по краеведению – определить, какие сведения о Балаганске, относящиеся к XVII веку они узнали в районном музее? Как выполняли задание? Приготовьте словесную оценку работы девочек.

3.Мы с вами знаем, как называется в Отечественной истории XVII век. С помощью каких карт мы можем доказать, что это действительно верное название?

1.Активное участие всех учащихся в игре: при утвердительном ответе на вопрос хлопают в ладоши, при отрицательном – топают ногами.

2.При затруднении учитель помогает сформулировать тему урока.

Какие, по вашему мнению, виды работы мы будем выполнять на уроке?

3.Один учащийся (по желанию) отвечает на вопросы (сформулированные с места или «Молчаливые» - ответить по карточке графической. Затем отобрать по 5 заданий для соседа и опросить друг друга (на скорость выполнения задания, поставить себе оценку в оценочный лист)

Один учащийся работает у настенной карты, остальные по картам настольных атласов, анализируют ответ и при необходимости исправляют и дополняют.

Учащиеся дают оценку проекту.

Две девочки рассказывают сведения, остальные учащиеся готовят рецензию на сообщение.

Учащиеся определяют по картам восстание И.И. Болотникова, говорят, что Смуту можно сравнить с Гражданской войной. Показывают районы, охваченные восстанием под предводительством С.Т. Разина, говорят о городских восстаниях и о церковном расколе, как о протестном движении. (Работа в парах, показать друг другу)

В) Определение архитектурного стиля колокольни Новодевичьего монастыря (Широкоформатная иллюстрация из церковного календаря)

4. У нас осталась ещё одна карта. Какую информацию вы можете почерпнуть из неё, как озаглавить?

(показывает учитель карту-картину «Формирование единого всероссийского рынка с закрытым заглавием)

5.Почему на уроке присутствует именно эта фотография? К какому архитектурному стилю относится колокольня? Назовите его и  черты этого стиля. ( Проверка домашнего задания – определение черт, присущих московскому (нарышкинскому ) барокко.

Учащиеся определяют значение карты.

Фронтальная работа с тетрадями, устные ответы.

Динамическая пауза

Упражнения для эмоциональной разрядки.

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

Работа по поиску и отбору материала в Интернете, в учебниках и документах.

1.Продолжая тему культуры Руси XVII века я предлагаю вам следующее задание: Разделимся на 4 группы, каждая получит задание. Прочтите задания, распределите между собой. Время выполнения – 6-7 минут, после этого вы представляете свою работу классу.

Формируется кибер-зона для работы в интернете (8 человек), 8 человек – работа с текстами – составление меню по сословиям.

1.Выполняют работу на основе технологических карт. Групповое представление работы. Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».

www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.

www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси; работа с текстом учебника, с дополнительными источниками.

2. Представление работ

Представление работ группами

Слушает, уточняет

Оценивают, задают вопросы.

Контрольные задания для работы в парах на основе тестовых заданий к главам I-II учебника

Дополнительно:

проект «Современники»

Контроль, вопросы по содержании. Проекта

Заслушивают проект, проверяют, нет ли ошибок, приводят в доказательство исторические факты и возможность встречи фигурантов проекта.

Итоги урока

Личностная и познавательная самооценка

Оцените, как вы работали на уроке. Поставьте стикер нужного цвета в соответствующий раздел таблицы

5 баллов

(я знаю,

делаю, отвечаю)

4 балла

(я готов к работе, но не всегда решаюсь на ответ)

3 балла

(я не очень хорошо себя чувствую, я не

понимаю материал, мне нужна помощь)

Дают оценку: для чего знания, полученные на уроке могут пригодиться вам в дальнейшем?

Домашнее задание:

По выбору учащихся, разного уровня сложности

Творческие: написать эссе по теме «XVII век - переходное, переломное время в истории русской истории», нарисовать иллюстрацию к любому событию истории 17 века, комментарий к ней; найти в литературе материал о детстве Петра I (опережающее задание)

Фронтально: продолжить отработку хронологии.

Дать заявку учителю.

Задания для группы № 1:Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде царя в 16-17 веках. Составьте меню обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением  царского наряда и с помощью флэш-памяти      перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения.  Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».

www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.

www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси

Задания для группы № 2: Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде бояр и дворян в 16-17 веках. Составьте меню их обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением  боярского (дворянского) наряда и с помощью флэш-памяти      перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения.  

Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».

www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.

www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси

Задания для группы № 3:Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и  об одежде крестьян в 16-17 веках. Составьте меню их обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением  крестьянского наряда и с помощью флэш-памяти      перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения.  

Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».

www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.

www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси

Задания для группы № 4:Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде посадских жителей в 16-17 веках. Составьте меню их обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением  наряда горожан и с помощью флэш-памяти      перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения.  Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».

www.top-antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.

www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме " Россия на рубеже XX – XXI вв. Курсом реформ: социально – экономические аспекты."

     Данный урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий...

Разработка урока истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке"

Публикация представляет собой разработку  урока совершенствования и углубления знаний с использованием технологии критического мышления и педагогики сотрудничества...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Разработка урока истории в 7 классе «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII»

УМК «История России» 7 класс, под редакцией А.В. Торкунова.Цель: познакомить с повседневной жизнью народов России в XVII в., характеризовать ее особенности.Планируемые результаты:Пред...

Методическая разработка урока истории по теме: "Народные движения в XVII веке". Формы и методы обучения на современном занятии по предмету.

Методическая разработка, даст возможность провести урок по теме: "Народные движения в XVII веке" в рамкак требований ФГОС последнего поколения, основная технология - Критичческого мышления....