Разработка урока истории в 7 классе «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Бережная Наталья Алексеевна

УМК «История России» 7 класс, под редакцией А.В. Торкунова.

Цель: познакомить с повседневной жизнью народов России в XVII в., характеризовать ее особенности.

Планируемые результаты:

Предметные: давать определения понятия аул; называть народы, проживающие на территории Российского государства; описывать отличия быта кочевых и оседлых народов; определять влияние климатических условий на постройки и одежду народов России; характеризовать Россию как многонациональную страну, народы которой бережно сохраняли традиции своих предков; доказывать, что для многих народов России были характерны обычаи дружбы и гостеприимства; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия народов России;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_7_klass.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока истории в 7 классе «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII»

УМК «История России» 7 класс, под редакцией А.В. Торкунова.

Цель: познакомить с повседневной жизнью народов России в XVII в., характеризовать ее особенности.

Планируемые результаты: 

Предметные: давать определения понятия аул; называть народы, проживающие на территории Российского государства; описывать отличия быта кочевых и оседлых народов; определять влияние климатических условий на постройки и одежду народов России; характеризовать Россию как многонациональную страну, народы которой бережно сохраняли традиции своих предков; доказывать, что для многих народов России были характерны обычаи дружбы и гостеприимства; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия народов России;

Метапредметные УУД

1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью;

2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения, российскую гражданскую идентичность; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; оценивать значение истории малой Родины в жизни человека; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

  1. Мотивационно-целевой этап.

Учитель демонстрирует карту «Россия в XVII веке», показывая территории, вошедшие в состав государства в указанном столетии и называя проживающие на них народы.

Слайд 1. Ребята, нам с вами уже известно, что в XVI-XVII веке происходит формирование многонационального Российского государства.

К началу XVII века завершилось вхождение народов, живших в Поволжье, в состав России. На данной территории проживали: татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры.

После вхождения в состав России Левобережной Украины 15 % населения России составляли украинцы.

 В 17 веке российское подданство приняли народы Северного Кавказа - осетины, черкесы, калмыки; Сибири- ненцы, эвенки, буряты, якуты, чукчи, дауры и др.

Каждый из этих народов имел свой уклад жизни, свои обычаи и традиции.

Как вы думаете в чем они проявлялись? (в повседневной жизни)

Слайд 2. Тема нашего урока сегодня «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII». Наш урок будет не совсем обычным вы поработаете над учебным проектом по данной теме и ответить на проблемный вопрос Слайд 3: «В чем проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков?»

  1. Работа по теме урока
  1. Работа над проектом.

Сегодня вы выступите в роли ученых этнографов, самостоятельно изучите материал учебника и представите нам свои этнографические обзоры. Результатом работы будет сравнительная таблица по данной теме.

Для начала вспомним этапы работы над проектом

Слайд 4.

№ п\п

Этап

Содержание

1

Плановый

Определение целей и задач проекта. Составление плана работы

2

Поисковый

Сбор и анализ информации, работа с источниками.

3

Обобщающий

Структурирование информации, систематизация данных.

4

Защита проекта

Представление проекта

5

Аналитический

Анализ результатов

Учебный проект всегда предполагает формулирование основной цели, поэтому давайте попробуем определить цель нашего проекта.

Слайд 4. Цель проекта: познакомиться с повседневной жизнью народов России в XVII веке.

Какие задачи необходимо решить для реализации поставленной цели?

Задачи (анимация слайда):

  1. Изучить жилище и особенности внутреннего убранства.
  2. Выяснить особенности народного костюма.
  3. Узнать особенности семейного уклада народов России.
  4. Выяснить какие блюда входили в рацион питания.
  5. Составить кластер «Повседневная жизнь народов России в XVII веке».

Слайд 5. Работать будем по следующему плану этнографического обзора –

  1. Жилища и особенности внутреннего убранства.
  2. Народный костюм.
  3. Рацион питания
  4. Семейный уклад

Работать над проектом вам предстоит в трех группах.

Каждая группа получает задание и  изучит  по одному пункту  этнографического плана.

Задание для первой группы.

  1. Изучив материалы учебника заполните таблицу «Жилище народов России в XVII веке».

Название народа

Название жилища и его характеристика

Особенности внутреннего убранства

Украинцы

Хата-мазанка. Стены беленые мелом или глиной. Четырехскатная крыша, покрытая камышом или соломой.

Печь, расписанная цветными глинами. Украшение рушниками.

Народы Поволжья

Четырехстенная срубная изба с двускатной крышей из коры, соломы или дранки.

Кочевые народы – переносные юрты.

Стены украшали яркими матерчатыми панно или вышитыми полотенцами.

Деление жилища на две половины: мужскую - парадную и женскую-кухонную.

Народы Сибири

Разнообразные, приспособленные к природным условиям и типу хозяйства.

Сибирские татары – прямоугольные полуземлянки, срубные избы с плоскими крышами.

У скотоводческих народов – шалаши, юрты.

Балаган – зимнее жилище якутов.

Чувал – пристенный очаг с нависающим дымоходом.

Нары – большие настилы для сна и трапезы.

Народы Северного Кавказа

Одно-двухэтажные строения с толстыми стенами, плоскими крышами, располагающиеся на склонах гор.

Главным украшением дома считалось оружие.

  1. Используя заполненную таблицу и предложенные иллюстрации, составьте схему-коллаж.
  2. Расскажите о жилище народов России в XVII веке с помощью схемы-коллажа.
  3. Составьте словарь исторических терминов по  

Рушник – вышитое полотенце.

Чувал – пристенный очаг с нависающим дымоходом у народов Сибири.

Нары - большие настилы для сна и трапезы у народов Сибири.

Балаган – зимнее жилище якутов.

Аул – горное селение на Северном Кавказе.

2 группа

  1. Изучив материалы учебника заполните  таблицу «Одежда народов России в XVII веке».

Название народа

Основные элементы мужской и женской одежды.

Украинцы

Мужская одежда. Рубаха с яркой вышивкой, широкие штаны, брыль. Казаки были с бритой головой и длинным чубом, намотанным на ухо. Длинные вислые усы.

Народы Поволжья

Нательной одеждой и у мужчин, и у женщин были холщовые рубахи и широкие свободные штаны. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол, поверх него — так называемое верхнее платье. Рубахи и кафтан подпоясывались. Одним из элементов женской одежды у некоторых народов был передник.

Народы Сибири

Длинные шубы из рысьего, лисьего, волчьего меха. Часто шубы подпоясывали кожаными или пёстрыми шерстяными поясами.

Обязательный элемент одежды- шапка.

У сибирских татар шапочка-тюбетейка. Якуты носили островерхую шапку, с удлинёнными в виде наушников сторонами, с оторочкой из меха. Шапка бурят была с острой тульей и расширенным кверху околышем.. Обувь делали в основном из меха и кожи. Зимой носили валенки из овечьей шерсти.

Народы Северного Кавказа

Бешмет (черкеска) – кафтан с воротом-стойкой, застегнутый до верха на крючки.

Газыри – специальные кармана на груди черкески для патронов.

Бурка – безрукавный плащ.

Папаха – меховая шапка.

Башлык – суконный остроконечный капюшон.

Чухта- женский головной убор Народов Северного Кавказа.

Важнейшей принадлежностью мужского костюма было оружие.

Примерное содержание сообщения.

Украинцы:

Основу мужской повседневной одежды, как и у других восточнославянских народов, составляла рубаха. Её шили из конопляного или льняного полотна домашнего изготовления. Рубаха имела узкий стоячий ворот с разрезом на горловине и завязывалась с помощью тесёмок. Украшением рубахи была яркая вышивка, обрамлявшая стойку ворота и разрез. Украинцы в отличие от русских заправляли подол рубахи в штаны, которые шились из холста или сукна. Украинские штаны, особенно те, которые носили казаки, отличались очень большой шириной. Головным убором летом служили соломенные широкополые шляпы — брыли. В холодное время года украинцы надевали шапки разнообразной формы из меха (овчины), шерсти, сукна.

Характерной приметой запорожского казака была гладко бритая голова, на которой красовался длинный чуб. Отросшие чубы, как правило, наматывались на ухо. Бороду казаки брили, но оставляли длинные вислые усы.

Украинская женская одежда состояла из длинной рубашки-сорочки с широкими рукавами, которые заканчивались манжетом у запястья. Ворот собирался в мелкие сборки и сверху обшивался. Сорочку подпоясывали шерстяным пёстрым пояском. Рубашку богато вышивали по подолу, рукавам, горловине.

Народы Поволжья

У разных народов Поволжья основные элементы мужской и женской одежды практически совпадали, различаясь лишь в деталях. Нательной одеждой и у мужчин, и у женщин были холщовые рубахи и широкие свободные штаны. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол, поверх него — так называемое верхнее платье. Оно отличалось от камзола длинными рукавами. Татары носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. Рубахи и кафтан подпоясывались. Одним из элементов женской одежды у некоторых народов был передник.

Народы Сибири

Суровые климатические условия и традиционные занятия народов Сибири определяли основные особенности их одежды. Как правило, это были длинные шубы из рысьего, лисьего, волчьего меха. Часто шубы подпоясывали кожаными или пёстрыми шерстяными поясами. Особенно богатыми были собольи шубы сибирских татар. Повседневную мужскую и женскую одежду шили из шерстяной ткани. Бедняки использовали крапивное полотно.

Обязательным элементом одежды народов Сибири были самые разнообразные шапки. Сибирские татары предпочитали круглую, с плоским околышем шапочку-тюбетейку. Якуты носили островерхую шапку, с удлинёнными в виде наушников сторонами, с оторочкой из меха. Часто она украшалась металлическим кругом с рогами. Шапка бурят была с острой тульей и расширенным кверху околышем. Она изготавливалась из лисьих или волчьих лап, из шкуры кабарги, косули, соболя. Обувь делали в основном из меха и кожи. Зимой носили валенки из овечьей шерсти.

Народы Северного Кавказа

Самым распространённым видом мужской одежды был бешмет — кафтан с воротом-стойкой, застёгнутый доверху на крючки. Этот кафтан русские называли черкеской. В XVI—XVII вв. черкески шили из домотканого неокрашенного сукна. С появлением огнестрельного оружия на груди черкески (слева и справа) стали нашивать специальные карманы — газыри, в которых хранились патроны. Зимой носили бурки — безрукавные плащи, чаще всего чёрного цвета, сделанные из войлока, а также овчинные шубы. Черкески и бурки белого цвета носили представители только знатных родов.

Самым главным элементом мужской одежды был головной убор. Летом носили войлочные шляпы. В холодное время года надевали меховые шапки — папахи. Поверх шапки очень часто надевали суконный остроконечный капюшон — башлык. Наряду с шапкой важнейшей принадлежностью мужского костюма было оружие. Без кинжала и ножа ходили лишь мальчики или глубокие старики.

Важной частью женского костюма было платье, которое по своему покрою очень походило на черкеску. Праздничное платье украшали золотым или серебряным шитьём, узорной тесьмой. Зимой женщины также носили овчинные шубы.

Женские головные уборы отличались оригинальностью и разнообразием. Самым распространённым из них была чухта — своеобразный чепчик, затылочная часть которого представляла собой длинный мешочек, куда укладывались косы, либо просто полоску ткани, прикрывающую косы сверху.

2. Используя заполненную таблицу и предложенные иллюстрации, составьте схему-коллаж.

3. Расскажите об одежде народов России в XVII веке с помощью схемы-коллажа.

4. Составьте словарь исторических терминов.

Брыль – широкополая соломенная шляпа.        

Бешмет (черкеска) – кафтан с воротом-стойкой, застегнутый до верха на крючки.

Газыри – специальные кармана на груди черкески для патронов.

Бурка – безрукавный плащ.

Папаха – меховая шапка.

Башлык – суконный остроконечный капюшон.

Чухта- женский головной убор Народов Северного Кавказа.

3 группа.

  1. Изучив материалы учебника заполните таблицу «Рацион питания народов России в XVII веке».

Название народа

Особенности кухни

Традиционные блюда

Украинцы

Готовили в печи, варили тушили и запекали. Распространённой едой было свиное сало. Важное место занимали изделия из теста (хлеб).

Юшки, галушки, вареники.

Народы Поволжья

Основу питания составляли жидкие горячие блюда. Широко использовали молочные продукты. С особым почтением относились к хлебу.

Пельмени, бешбармак. казылык, шыд

Кумыс

Народы Сибири

Питались скромно. Основу питания составляли рыба, молочные и мясные блюда.

Кумыс, вареное мясо.

Народы Северного Кавказа

Были сдержаны и умерены в еде. Основу питания составляли молочные продукты, изделия из теста, овощи и фрукты. Мясо не являлось основным продуктом. Предпочтение отдавали баранине.

Хинкал, айран

  1. Какие из этих блюд готовят в вашей семье.
  2. Используя текст докажите, что для многих народов были характерны обычаи гостеприимства.
  1. Представление проекта Слушайте ученых-этнографов и фиксируйте результаты их исследования в таблице. Заполнение сравнительной таблицы. Слайд 6

Название народа

Жилище

Одежда

Рацион питания

Семейный уклад

  1. Подведение итогов.

Какой проблемный вопрос у нас возник в начале урока?

Слайд 7

«В чем проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков?»

Как мы можем ответить на него в конце нашего урока?

Ответ: в XVII веке Россия была многонациональной страной, народы которой бережно сохраняли традиции своих предков. Это наиболее отчётливо проявлялось в особенностях повседневной жизни народов России.

Д\з. Используя материалы учебника, дополнительной литературы и интернета заполнить пятый столбец таблицы «Семейный уклад».

  1. Рефлексия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"

Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...

Презентация к уроку истории 11 класс "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг."

презентация к уроки истории в 11 классе на тему "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 г.г."...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории по теме " Власть и народ в период Смутного времени" с презентацией

Урок построен на основе использования компьютерной презентации. Данный методический прием позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, делает урок более эффективным...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Урок истории 5 класс тема «Жизнь египетского вельможи»

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественны...