урок разработанный на курсах повышения при ИПКРО РА
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Мусанова Алмагуль Балтабаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

      Ф.И.О.      Мусанова Алмагуль Балтабаевна,

      ОУ: МБОУ Кош-Агачская СОШ им В. И. Чаптынова учитель истории

 

 

               

      Ф.И.О.      Мусанова Алмагуль Балтабаевна, учитель истории

      ОУ: МБОУ Кош-Агачская СОШ им В. И. Чаптынова

      Предмет:    история

      Класс:         10

Тип урока:  урок рефлексии  

Форма урока:   комбинированный урок с элементами практической работы;

Тема урока: «Эпоха Петра I»;

Цель урока: обобщение и систематизирование накопленных знаний по главе «Эпоха Петра I» для понимания роли Петра I в истории нашей сраны.

Задачи урока:

  1. Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний о Петре I;
  2. Создать условия для развития у учащихся   умений, связанных с целеполаганием;
  3. Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;
  4. Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;
  5. Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование:    энциклопедии, мультимедийный проектор, , портреты Петра I, Г.К. Жукова, М.И. Кутузова, Е. Пугачева, патриарха Никона, презентация по теме «Эпоха Петра I».

Цитаты-эпиграфы:

  • История государства сам Петр, и все историки …завещали нам – размышлять, потому что так мы размышляем о наших днях.” (Н. Я. Эйдельман.)
  • “Почва для истории великого человека есть история народа.” (С. М Соловьев.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познава-тельная

Коммуни-кативная

Регулятив-ная

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(5 мин.)

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

 На доске вывешены портреты исторических личностей. Вы их узнали? Кто это? Мы на протяжении нескольких уроков говорили с вами о Петре I. Давайте поставим себе цель на сегодняшний урок. Какую?  (5мин).

Называют исторические личности.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Учащиеся называют задачи:

1. Повторить и обобщить знания  о Петре I.

2.Дать оценку деятельности Петра I

3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

(10 мин)

 

 

 

 

 

 

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

(15 мин.)

Поиск решения учебной задачи. Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

 

 

 

 

 

 

Отработки способа.

Для того чтобы вести разговор о Петре I нам необходимо вспомнить всё что мы знаем о нем. Для этого вам необходимо составить кластер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите, сколько всего сделал Петр I во время своего правления. Но, деятельность Петра I оценивается неоднозначно. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже.  Умер Петр. «Закатилось солнце земли русской»- эти слова произнес Феофан  Прокопович, один из самых  преданных сподвижников Петра. Вот такие разные оценки.  Эти споры продолжаются и по сей день.

В чем же суть спора?

  Существуют 2 точки зрения

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

        А.С. Пушкин    

 Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.

Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперед, -

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ

Н.Ф. Щербина.

обратите внимание на  слайд

Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.

Ребята, давайте сейчас разобьёмся на два группы соответствующие этим позициям. Предлагаю вам присоединиться к тому или иному группе в соответствии с вашей точкой зрения.

 

 Сегодня мы рассмотрели 2 совершенно разные, спорные  точки зрения о петровской эпохе, существующие в истории.  Споры продолжаются и по сей день. Предлагаю закончить дискуссию. Петр и его реформы  - один из интереснейших и спорных периодов истории нашей страны. Писатель Д.С. Мережковский писал: «Что такое Петр, чудо или чудовище? Я опять – таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно»

 Отделяют главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом. Заполняют кластер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят коллективное исследование;

Приводят как можно больше аргументов в защиту своей точки зрения.

Презентуют свой кластер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в обсуждении содержания материала

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Класс делится на три группы. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы использует в своем поиске отобранные книги, справочники и энциклопедии.  Отстаивают свою точку зрения.

 

6.Контроль усвоения (3мин.)

Коррекция отработки способа.

А теперь для закрепления знаний выполним небольшое тестовое задание. (Приложение №1)

Выполняют тест, оценивают результат.

 

Самопроверка.

7.Рефлексия

 

(подведение итогов занятия) (5мин)

     Анализ и содержа-ние итогов работы, форми-рование выводов по изучен-ному мате-риалу

Предлагаю вам ответить на вопрос: « Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке?»

 Предлагаю вам подвести итоги нашего занятия: выставить оценки самому себе в дневник и сдать его мне для того чтобы я переставила их в журнал.  

Пригодятся. Мы не будем столь категоричны в оценке проводимых реформ в нашу современность.

 Это учит нас, что любое событие или явление следует рассматривать с разных сторон и пытаться оценить объективно.

Мы поняли, что у каждого из нас также есть право на свою оценку исторических деятелей, тех или иных событий при условии, что мы, как и наши ученые, сможем ее доказать.

Ученики выбирают жетоны соответствующие их эмоциональному состоянию. Зеленый- урок прошел удачно. Я легко справился с заданиям.

Желтый –сегодня на уроке не все задания были легкими.

 

Красный- задания а уроке оказались слишком трудыми!

Домашнее задание

(2 мин)

 

Дает

комментарий к домашнему заданию. (Приложение №2)

Записывают домашнее задание в тетрадь

 

 

 

 

Приложение №1.

Тест.

1.Орган церковного управления, созданный Петром Первым ?

а) Сенат

б) приказ

в) Синод

2.Петербург был основан

а) в 1700 г.

б) в 1703 г.

в) в 1714 г.

3.Правление Петра Первого

а) 1700-1725 г.г.

б) 1682-1725 г.г.

в) 1700-1721 г.г.

4.Крупное промышленное предприятие

а) мануфактура

б) цех

в) ремесленная мастерская

5.Дочь Петра Первого, занявшая престол в результате переворота

а) Анна

б) Елизавета

в) Екатерина Первая

6. Что экспортировала Россия в первой четверти XVIII в.?

а) краски, вина, шелк, сукно;

б) лес, кожу, лен, пеньку;

в) пряности, сахар, предметы роскоши.

Ответы: 1-в; 2-б; 3-б; 4-а; 5-б; 6-б

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№2

Рабочий лист

группы, отстаивающей позицию: « Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав».

Аргументы:

1. Долговечность институтов, созданных Петром I (Сенат просуществовал с 1711г. по 1917г., Синод с 1721г. по 1918г., последний рекрутский набор  состоялся в 1874г.)

2._______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Рабочий лист

группы, отстаивающей позицию: «Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому».

Аргументы:

1.По подсчетам Милюкова население России при Петре сократилось на 14%.Это седьмая часть населения страны, а население составляло 14-17 миллионов.

2._______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Приложеие№3

Домашнее задание.

 

Из труда историка В.Н. Балязина.

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль — при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и  могущественной стране.

Век закончился победоносным Итальянским и Швейцарскими походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

 

С2. Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания курса истории? Назовите не менее трёх итогов развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos_2.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

     

   

      Ф.И.О.      Мусанова Алмагуль Балтабаевна,

      ОУ: МБОУ Кош-Агачская СОШ им В. И. Чаптынова учитель истории

               

      Ф.И.О.      Мусанова Алмагуль Балтабаевна, учитель истории

      ОУ: МБОУ Кош-Агачская СОШ им В. И. Чаптынова

      Предмет:    история

      Класс:         10

Тип урока:  урок рефлексии 

Форма урока:   комбинированный урок с элементами практической работы;

Тема урока: «Эпоха Петра I»;

Цель урока: обобщение и систематизирование накопленных знаний по главе «Эпоха Петра I» для понимания роли Петра I в истории нашей сраны.

Задачи урока:

  1. Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний о Петре I;
  2. Создать условия для развития у учащихся   умений, связанных с целеполаганием;
  3. Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;
  4. Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;
  5. Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование:    энциклопедии, мультимедийный проектор, , портреты Петра I, Г.К. Жукова, М.И. Кутузова, Е. Пугачева, патриарха Никона, презентация по теме «Эпоха Петра I».

Цитаты-эпиграфы:

  • История государства сам Петр, и все историки …завещали нам – размышлять, потому что так мы размышляем о наших днях.” (Н. Я. Эйдельман.)
  • “Почва для истории великого человека есть история народа.” (С. М Соловьев.)

 

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познава-тельная

Коммуни-кативная

Регулятив-ная

1. Организационный этап. 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(5 мин.)

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

 На доске вывешены портреты исторических личностей. Вы их узнали? Кто это? Мы на протяжении нескольких уроков говорили с вами о Петре I. Давайте поставим себе цель на сегодняшний урок. Какую?  (5мин).

Называют исторические личности. 

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Учащиеся называют задачи:

1. Повторить и обобщить знания  о Петре I.

2.Дать оценку деятельности Петра I

3. Актуализация знаний. 

4. Обобщение и систематизация знаний.

(10 мин)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

(15 мин.)

Поиск решения учебной задачи. Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Отработки способа.

Для того чтобы вести разговор о Петре I нам необходимо вспомнить всё что мы знаем о нем. Для этого вам необходимо составить кластер.

Посмотрите, сколько всего сделал Петр I во время своего правления. Но, деятельность Петра I оценивается неоднозначно. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже.  Умер Петр. «Закатилось солнце земли русской»- эти слова произнес Феофан  Прокопович, один из самых  преданных сподвижников Петра. Вот такие разные оценки.  Эти споры продолжаются и по сей день.

В чем же суть спора?

  Существуют 2 точки зрения

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

        А.С. Пушкин    

 Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.

Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперед, -

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ

Н.Ф. Щербина.

обратите внимание на  слайд

Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.

Ребята, давайте сейчас разобьёмся на два группы соответствующие этим позициям. Предлагаю вам присоединиться к тому или иному группе в соответствии с вашей точкой зрения.

 Сегодня мы рассмотрели 2 совершенно разные, спорные  точки зрения о петровской эпохе, существующие в истории.  Споры продолжаются и по сей день. Предлагаю закончить дискуссию. Петр и его реформы  - один из интереснейших и спорных периодов истории нашей страны. Писатель Д.С. Мережковский писал: «Что такое Петр, чудо или чудовище? Я опять – таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно»

 Отделяют главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом. Заполняют кластер.

Проводят коллективное исследование;

Приводят как можно больше аргументов в защиту своей точки зрения.

Презентуют свой кластер.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Класс делится на три группы. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой.

Группы использует в своем поиске отобранные книги, справочники и энциклопедии.  Отстаивают свою точку зрения.

6.Контроль усвоения (3мин.)

Коррекция отработки способа.

А теперь для закрепления знаний выполним небольшое тестовое задание. (Приложение №1) 

Выполняют тест, оценивают результат.

Самопроверка.

7.Рефлексия

(подведение итогов занятия) (5мин)

     Анализ и содержа-ние итогов работы, форми-рование выводов по изучен-ному мате-риалу

Предлагаю вам ответить на вопрос: « Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке?»

 Предлагаю вам подвести итоги нашего занятия: выставить оценки самому себе в дневник и сдать его мне для того чтобы я переставила их в журнал.  

Пригодятся. Мы не будем столь категоричны в оценке проводимых реформ в нашу современность.

 Это учит нас, что любое событие или явление следует рассматривать с разных сторон и пытаться оценить объективно.

Мы поняли, что у каждого из нас также есть право на свою оценку исторических деятелей, тех или иных событий при условии, что мы, как и наши ученые, сможем ее доказать.

Ученики выбирают жетоны соответствующие их эмоциональному состоянию. Зеленый- урок прошел удачно. Я легко справился с заданиям.

Желтый –сегодня на уроке не все задания были легкими.

Красный- задания а уроке оказались слишком трудыми!

Домашнее задание

(2 мин)

Дает

комментарий к домашнему заданию. (Приложение №2)

Записывают домашнее задание в тетрадь

Приложение №1.

Тест.

1.Орган церковного управления, созданный Петром Первым ?

а) Сенат

б) приказ

в) Синод

2.Петербург был основан

а) в 1700 г.

б) в 1703 г.

в) в 1714 г.

3.Правление Петра Первого

а) 1700-1725 г.г.

б) 1682-1725 г.г.

в) 1700-1721 г.г.

4.Крупное промышленное предприятие

а) мануфактура

б) цех

в) ремесленная мастерская

5.Дочь Петра Первого, занявшая престол в результате переворота

а) Анна

б) Елизавета

в) Екатерина Первая

6. Что экспортировала Россия в первой четверти XVIII в.?

а) краски, вина, шелк, сукно;

б) лес, кожу, лен, пеньку;

в) пряности, сахар, предметы роскоши.

Ответы: 1-в; 2-б; 3-б; 4-а; 5-б; 6-б

Приложение№2

Рабочий лист

группы, отстаивающей позицию: « Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав».

Аргументы:

1. Долговечность институтов, созданных Петром I (Сенат просуществовал с 1711г. по 1917г., Синод с 1721г. по 1918г., последний рекрутский набор  состоялся в 1874г.)

2._______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист

группы, отстаивающей позицию: «Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому».

Аргументы:

1.По подсчетам Милюкова население России при Петре сократилось на 14%.Это седьмая часть населения страны, а население составляло 14-17 миллионов.

2._______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложеие№3

Домашнее задание.

 

Из труда историка В.Н. Балязина.

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль — при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и  могущественной стране.

Век закончился победоносным Итальянским и Швейцарскими походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

С2. Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания курса истории? Назовите не менее трёх итогов развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и результаты эксперимента по разработанной методике курса «Алгоритмы и алгоритмические структуры»

3.1 Цель и гипотеза экспериментаЦель эксперимента: проверка эффективности предполагаемого содержания и разработанной педагогической методике в экспериментальном курсе «Алгоритмы и алгоритмически...

Урок на английском и татарском языках на тему: “Английский язык-международный язык”. Презентация проектов”, урок разработан преп. англ. яз Амуровой А.Г. и преп. тат.яз Ахметзановой К.Р. МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ" для 7 кл."

Урок разработан: преп. англ.яз. Амуровой А.Г. и преп. тат. яз. Ахметзановой  К.Р., МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ»  к муниципальному семинару «Интеграция учебных предметов как основа формирования уни...

1) курсы повышения квалификации 2) рабочие программы, календарно-тематическое планирование 5-11 классы, элективный курс 3) разработки уроков, презентации

Предоставленны материалы по географии, биологии,Элективные курсы( авторские программы):   "Уникумы природы" 8 класс ,"микромир" 8 класс, " Клетки. Ткани" 11 класс, "Обжора долго не живет" 8 класс...

Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы  О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока:  «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...

Открытый урок для слушателей курсов повышения квалификации.

Открытый урок  для слушателей курсов повышения квалификации в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования "Мордовский республиканский институт образова...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...