Методическая разработка "Внешняя политика Николая I"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Дубровская Елена Евгеньевна

Цели урока:

образовательные  :

изучить основные направления внешней политики России второй чет­верти XIX века;

выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны;

называть основные направления ( и показывать на карте)внешней политики

развивающие :

 развивать умения коллективной  и индивидуальной работы ,умения по работе с текстом,

с картой, аналитические способности учащихся, мышление

воспитательные:

 развивать чувство  патриотизма у учащихся ,поощрять интерес к страницам боевой  славы России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дубровская Елена Евгеньевна, учитель истории и обществознания ГБОУ

школа № 643 Московского района  Санкт-Петербурга

   8 класс   История России 19 век

Тема :  Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

Тип  урока : урок изучения нового материала.

Цели урока:

образовательные  :

изучить основные направления внешней политики России второй четверти XIX века;

выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны;

называть основные направления ( и показывать на карте)внешней политики

развивающие :

 развивать умения коллективной  и индивидуальной работы ,умения по работе с текстом,

с картой, аналитические способности учащихся, мышление

воспитательные:

 развивать чувство  патриотизма у учащихся ,поощрять интерес к страницам боевой  славы России

Оборудование:

1.  мультимедийный проектор

2. экран

3. карта «Внешняя политика России в первой половине XIX в.»

4 .Презентация к уроку

Литература:

1.Данилова А.А., Косулина Л.Г. Учебник по Истории России 8 класс .-М.Просвещение,2013г.

2.Рабочая тетрадь к учебнику часть 1.   Авторы А.А.Данилов и др.М.,»Просвещение»,2014 г.

 3.Атлас «Россия в 19 веке»

Компоненты деятельности:

Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.

Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.

Воспитание культуры речи и поведения.

Ход урока:

1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)

2. Повторение:

Опрос  учащихся :

1. Вспомните основные события внешней политики Александра I (война со Швецией, война с Ираном, война с Турцией, война 4 антифранцузской коалиции), соотнесите дату, событие и итоги.

2. Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы? Для этого ответьте на вопросы:

В каком году был созван конгресс?

С какой целью был созван конгресс?

Какие страны участвовали в его работе?

Какие решения были приняты?

Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене.

3. Какова роль Священного союза для России и Европы?Для этого ответьте на вопросы:

Когда был создан Священный союз?

Какие страны вошли в союз?

С какой целью он был создан?

Какую роль в союзе играла Россия

Сделайте вывод о том, как Священный союз изменил положение России на мировой арене.

3. Изучение нового материала:

1) Направления и цели внешней политики Николая I.

(Слайд1)

Портрет Николая Первого(копия с оригинала  Ф.Крюгера)

Памятник Николаю Первому у  Мариинского дворца (скульптор Клодт)

Запишите в тетрадь: определите направления внешней политики, основные события и цели.

 2) Россия и революции в Европе.

(Слайд 2)

Портрет Нессельроде К.В. (1780-1862 )канцлер,министр иностранных  дел

Изучаемые даты  1848 революция во Франции

1848-1849 национально-освободительное движение в Европе

1849 г Франкфурт-на- Майне парламент для воссоединяемой

Германии

Прочитайте текст параграфа  ( стр.79-80) и ответьте на вопрос:

Почему Россию называли» Международным жандармом "?

Какие события об этом свидетельствуют?

Как это связано с внутренней политикой Николая I?

(Слайд 3)

Основные направления :

1.Борьба с революционном движением в Европе

2.Присоединение к России Каспийского побережья

3.Стремление захватить средневосточные рынки

4.Решение восточного вопроса

(Слайд  4)

3) «Восточный вопрос.»Борьба  за решение в пользу  России

Что такое "Восточный вопрос"?

Какие цели в этом вопросе преследовала Россия?

Как Россия участвовала в решении этого вопроса при Александре I?

Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?

(Слайд 5)

4)Три  кризиса в «Восточном вопросе»

1.Освободительное движениев Греции против османского ига

2.Восстание в Египте,угроза   распада  Османской империи

3.Спор о « палестинских святынях» между Россией и Францией

(Слайд 6)

1826-1828 –Война России с Ираном

1828- Туркманчайский мирный договор

1828-1829 –Война России с Османской империей

1829-Андрианопольский мирный договор

 (Слайд  7)

4 .Индивидуальная работа с текстом учебника .

Заполните таблицу:

Критерий сравнения

Русско-иранская война

Русско-турецкая война

Кавказская война

Хронологические рамки

 

 

 

Причины войны

 

 

 

 

 

Страны участницы

 

 

 

 

 

Итоги войны

 

 

 

(Слайд 8 )

Борьба с польским освободительным движением:

1.Подавление восстания в Польше 1830-1831  гг.

2.Упразднение Конституции 1815 г.Королевство Польское

Часть  Российской империи

(Слайд 9)

1833 г- Союзный договор между Россией иТурцией о взаимной военной  помощи

Секретная статья об исключительном праве России пользоваться

черноморскими проливами в случае войны

(Слайд 10)

1841 г- Лондонская  конвенция: Судоходство в проливах ставилось

под международный контроль ,проливы оставались закрытыми

для военных кораблей всех европейских держав в мирное время

(Слайд  11)

 Кавказская война-   1817-1864гг.

Портрет   имама  Шамиля.

Дайте  определение понятий  и   запишите в рабочей тетради  стр.45:

 горцы ,имам, газават, мюридизм.

Закрепление:

Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:

А) Чего добилась Россия на международной арене?

Б) Как это отразилось на ее авторитете?

В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?

Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.

5. Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы 1-6 (устно), учить записи в тетради, заполнить  рабочую тетрадь

Часть 1 пар.12  стр.45-47 ,выполнить контурную карту стр.46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Внутренняя политика Николая 1"

тест предназначен для текущей проверки знаний учащихся в 8,10 классах и охватывает все стороны внутренней политики николая 1. Можно распечатывать и давать учащимся на решение...

Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая Первого.

Презентация к уроку: Внутренняя политика Николая I. Материал подготовле в соответствии с содержанием учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. Москва. Просвещение. 2009 г....

" СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I"

Интегрированный урок с литературой. Позволяет создать условия для рационального и эмоционального восприятия эпохи Николая 1, в частности её социального аспекта через знакомство учащихся с историческим...

Тест "Внешняя политика Николая I"

тест содержит два варианта...

тест "Внутрення политика Николая I"

тест содержит два варианта...

Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"

Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...

Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого".

Задания для проверки читательской грамотности.Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого"....