Статья " Формирование толерантного мировозрения на уроках истории"
статья по истории на тему

Дубровская Елена Евгеньевна

Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам. Это видно из работ учащихся. Как правило, говоря о толерантности в истории, учащиеся, в основном, стремятся рассмотреть проявление толерантности в экстремальных условиях. Противостояние толерантности и интолерантности - основная проблема, волнующая школьников.

Вся предлагаемая  система  направлена на осмысление изучаемого в средней

школе исторического материала  под углом формирования этнонациональной

толерантности , на выработку осознанной  личностной позиции. Вряд ли стоит

доказывать, насколько это важно для ориентации в современном мире .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_tolerantnosti.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя - постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.

Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Успех возможен только при постоянной и кропотливой работе в этом направлении. Отдельный урок по толерантности не с может сформировать толерантного сознания.

Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи : терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при появлении внешней опасности.

На конкретном историческом материале учитель показывает, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов. При изучении греко-персидских войн необходимо обратить внимание учащихся, что противоречия между греческими полисами оставались по-прежнему очень сильными. Их союз представлял своеобразный компромисс, на который они были вынуждены пойти перед угрозой потери независимости. Он полностью оправдал себя. В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости греческих полисов и их подчинению Македонии. Таким образом, у учащихся формируется представление о терпимости как средстве, ведущем к стабильности.

Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков. Материал курса дает возможность закрепления понятий и представлений о толерантности, сформированных при изучении истории древнего мира. Приведем только два примера. Так, говоря об истоках современной европейской цивилизации, учитель вводит такое важное понятие, как допуск. Не сформировав понимания сущности допуска, невозможно формирование понятия толерантности в целом. Варварское нашествие разрушило Римскую империю. Учитель подчеркивает объективные причины, сформировавшие у варварских народов ненависть к Риму. В тоже время, строительство новой цивилизации было бы невозможным без допуска элементов античности в новый государственный и социально-экономический порядок. Только подобный синтез элементов нового и старого разрушенного строя смог привести к созданию варварских государств.

 Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы "Нидерландская буржуазная революция", события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи. Таким образом, учащиеся усваивают положение о конструктивной роли толерантности в историческом процессе.

 Богатый  материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.

При изучении темы "Образование государства Киевская Русь" учитель, говоря о призвании варягов, указывает на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, проведенные в районе Новгорода и Ладоги, где сложился целый комплекс славяно-скандинавских, а также финно-угорских находок.

Для формирования толерантного сознания учитель использует и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа "око за око, зуб за зуб", свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса. Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя "погосты" и "уроки". Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений княжеской власти с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой.

Развитие темы находит свое продолжение на занятии, посвященном правлению Ярослава Мудрого. Говоря об усобице между сыновьями князя Владимира, преподаватель проводит мысль о том, что поступок князей Бориса и Глеба является – в какой-то мере – проявлением терпимости, которая стала потом "нормой жизни" среди Рюриковичей. Их пример стал основой поведения будущих поколений князей, которые, хотя и вели между собой войны, всё же воздерживались от политических убийств. Одной из причин такого самоограничения была, несомненно, боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба – Святополком Окаянным.

Большое  значение  для формирования толерантного сознания имеет изучение темы "Русь под властью Золотой Орды". Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, учитель отмечает, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам. Рассмотрение этого вопроса обычно вызывает бурную полемику среди школьников. Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов и конформизм, но в данном случае сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа.

Толерантная политика привела к сохранению русских земель, их населения. В этой связи учитель проводит сопоставление поведения двух русских князей - Александра Невского и Михаила Черниговского (некоторое совмещение временных рамок в данном случае вполне допустимо). Рассказ о пребывании князей в Золотой Орде вызывает у учащихся восхищение поведением князя Михаила. После этого учитель предлагает учащимся спрогнозировать результаты компромиссов и нетерпимости в княжеской политике по отношению к монгольским ханам. Анализ полученных результатов позволяет прийти к самостоятельному выводу о пагубности политики нетерпимости и результативности компромиссов.

Вопрос о "монголо-татарском иге" подводит преподавателя и его аудиторию к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.

Рассматривая процессы колонизации восточных окраин Руси в XVI-XVII вв., следует назвать отношения вновь пришедшего русского и местного населения толерантными. Их характер способствовало передаче друг другу навыков ведения хозяйства. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.

 Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.

Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям.

При изучении материала о войнах и конфликтах необходимо продолжить работу над формированием толерантного сознания. Для этого учитель акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Учитель знакомит учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.
Аналогичные примеры дают нам и сюжеты, относящиеся к истории  мировых войн.

Материал школьного курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм и толерантность. Задача учителя показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает (или крайне затрудняет) возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса. Террор изначально приводит к определенной неустойчивости институтов государственной власти, какими бы несокрушимыми ни казались они со стороны.

Изучение проявлений терроризма в политической борьбе должно убедить учащихся, что достижение долгосрочных политических целей невозможно на пути насилия; они реализуются там, где присутствуют уважение к партнерам и понимание их позиций. Разумеется, толерантного отношения к террору быть не может, однако ответ на такой вызов должен быть не симметричным, но адекватным.

Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам. Это видно из работ учащихся. Как правило, говоря о толерантности в истории, учащиеся, в основном, стремятся рассмотреть проявление толерантности в экстремальных условиях. Противостояние толерантности и интолерантности - основная проблема, волнующая школьников.

Вся предлагаемая  система  направлена на осмысление изучаемого в средней

школе исторического материала  под углом формирования этнонациональной

толерантности , на выработку осознанной  личностной позиции. Вряд ли стоит

доказывать, насколько это важно для ориентации в современном мире .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...

Формирование толерантности школьников на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.

Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно одним из первых документов, подписанных...

статья Формирование читательской культуры на уроках истории

Формирование читательской культуры - одно изтребований  метапредметных результатов основного образования в соответствии с ФГОС...

Статья "Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся на уроках географии"

Статья знакомит с темами  уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы толерантности и понимания того, что   Россия – многонациональное государство и многонациональность – специ...

Статья: "Формирование ключевых компетенций на урока- истории и обществознания, посредством применения кейс-метода"

Кейс-метод выступает практическим методом организации учебного процесса. Будучи интерактивным методом обучения  очень нравится учащимся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретич...

Статья "Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания"

Данная статья поможет в организации учебного процесса основанного на внутренне мотивированной деятельности обучающихся....

Статья «Формирование ключевых компетенций на уроках истории средствами социогуманитарных дисциплин»

Цель образования в современном мире стала соотноситься с формированием ключевых компетенций/компетентностей. Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от пр...