Статья: "Формирование ключевых компетенций на урока- истории и обществознания, посредством применения кейс-метода"
статья по истории по теме

Парахина Светлана Владимировна

Кейс-метод выступает практическим методом организации учебного процесса. Будучи интерактивным методом обучения  очень нравится учащимся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретическими положениями  и овладение  практическим использованием материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_keys_metod_.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

                        Парахина  Светлана Владимировна                                                                                                  E-mail:  Parahina_sv@mail.ru

Формирование  ключевых  компетенций  на уроках истории  и  обществознания, посредством применения кейс-метода.

В условиях реформ  российского  образования  и  введением  новых стандартов  перед современной  школой  стоит сложная  задача – вывод системы  образования  на  качественно  новый  уровень,  соответствующий  требованиям  времени.  На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей  ценности  демократического  общества.  Преподавание,  ориентированное  исключительно  на  академические  и  энциклопедические  познания  выпускника,  с  точки  зрения  новых  запросов  рынка  труда  сегодня  устарело.  Новые  стандарты  ориентируют  деятельность  учителя  на  выявление  и развитие  способностей  каждого  ученика,  достижение  ими  не только предметных, но  и  метапредметных,  личностных  результатов;  на  усиление  информатизации  учебного  процесса,  создание  новых  форм  и  методов  работы  по  освоению  учащимися  исторического  материала;  предлагают  строить  педагогический  процесс  на  основе  повышения  активной  самостоятельной  деятельности  учащихся,  формирование  у  них  умений   поиска,  критического  осмысления  и  практического  использования   необходимой    информации;  формирование  ценностных  ориентиров.    Стандарт  ориентирует  педагогов  на  формирование  у  ученика  ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и  адаптивность  по отношению к быстро изменяющемуся миру.   Наиболее  полно  реализовать  данные  требования  поможет  использование  на  уроке  активных и  интерактивных   методов  преподавания.  Большие  возможности  для  формирования  у  учащихся  таких  ключевых  компетенций,  как  готовность  к  разрешению проблем;  технологическая  компетенция;  готовность  к  самообразованию;  готовность  к использованию информационных  ресурсов;  готовность  к  социальному  взаимодействию;  коммуникативная  компетенция,  даёт  кейс – метод.   Содержание  перечисленных ключевых компетенций раскрывается  следующим  образом:

Готовность  к  разрешению  проблем – это готовность анализировать  нестандартные  ситуации,  ставить  цели,  планировать результат своей  деятельности и  разрабатывать  алгоритм  его  достижения.  

Технологическая  компетенция – готовность  к  пониманию  инструкции,  алгоритма  деятельности,  что  позволяет  осваивать  и  грамотно  применять  новые  технологии,  технологически  мыслить  в  тех  или  иных  жизненных  ситуациях.

Готовность  к  самообразованию   позволяет  учащемуся  выявлять  пробелы  в  своих  знаниях,  оценивать необходимость  той  или  иной  информации,  формирует  возможность  самостоятельно  осваивать  знания  и  умения,  необходимые  для  решения  поставленных  задач.

Готовность  к  использованию  информационных  ресурсов  даёт  возможность  учащемуся  принимать  осознанные  решения  на  основе  критически  осмысленной  информации.  

Готовность  к  социальному  взаимодействию  формирует  способность  соотносить  свои  устремления  с  интересами  других  людей,  продуктивно  взаимодействовать  с  членами  группы   решающей  общую  задачу.

Коммуникативная  компетенция – готовность  получать  в  диалоге  необходимую  информацию,  представлять  и  отстаивать  свою  точку  зрения,  признавать  разнообразие  точек  зрения  и  уважительно  относится  к  мнениям  других  людей.  

Компетентностный  подход  призван  ликвидировать  разрыв  между теоретическими  знаниями  и  практической способностью  применять знания на практике для решения конкретных жизненных задач.    Кейс – метод  не  просто  методическое  нововведение  (дань  моде),  его  применение  делает  возможным    практическое  применение  полученных  теоретических  знаний  сразу  же  в  режиме  урока.   Иначе  данный  метод  можно  назвать  методом  анализа  конкретных  ситуаций.  Своими  корнями  кейс-метод  уходит  в  гарвардскую  бизнес  школу (HBS) в  Бостоне. Уже  в  1908 г.  преподаватели  этого  вуза  отказались  от  традиционных лекций  и  вместо  них  поместили в  центр  обучения  обсуждение  конкретных  случаев  из  экономической  практики.  В мировой образовательной практике  кейс-метод  широко распространился  лишь в 1970-1980-е годы. О возможностях применения кейс метода  при  преподавании экономики  известно  достаточно  много,  использование  его  при  преподавании истории  и  обществознания  пока  большая  редкость.  В  общеобразовательной  школе  метод  только    начинает  распространяться,  это  обусловлено  недостатком  методической  литературы,  небольшим  количеством  учителей средней  школы  использующих данный метод, трудоёмкой  работой при  подготовке  к  уроку  со стороны  учителя.  При  этом,  кейс-метод  вызывает  большой  интерес  со  стороны  учителей  истории  и обществознания,  желающих большее  его  использование  и  применение  в  своей школьной  практике.  

Базовая  структура  кейс-метода  основывается  на  том,  что  школьники  сталкиваются  с  кейсом  (набором  исторических документов),  характеризующими  какое-либо  событие,  имеющее  неоднозначную  оценку  в  истории  и  требующее  анализа большого количества первоисточников. Обсуждают  данное  событие,  ищут  альтернативы  для  его  решения,  предлагают  собственные  варианты  решения,  а  потом  сравнивают  его  с  решением,  которое  было  принято  в  действительности.  При  работе  с   кейсом,  может  быть  недостаточно  предложенного  учителем  материала,  тогда  учащиеся  сами  учатся  добывать  и  анализировать  необходимую  информацию.  Работа  с кейсом  организованна  интерактивно.  Что бы  обеспечить  эффективную  работу  на  уроке  с кейсом  должна  соблюдаться  определённая  методика  его  применения.   Процесс  поиска  и  принятия  решения  можно  представить  шестью  стадиями.  Учащиеся  разбиваются  на  активные  рабочие  группы  по 4 – 6  человек.  В  этих  маленьких  группах  изучаются  материалы  предлагаемого  кейса,  разрабатываются  предложения  для  решения  проблемы,  которые  потом  обсуждаются  всем  классом.  Одна  из  основных   целей  на  подобном   занятии – развитие  способностей  учащихся  к  принятию  решений,  что  требует  организации  процесса  обучения  как  процесса  поиска.   Следуя  этой  цели  учебный  процесс  можно  поделить  на  несколько  стадий:

Стадии

Задача

1.  Деление  на  группы,  чёткое  распределение  ролей  при  групповой  работе.

Организационный  момент.

2.  Знакомство  с  предложенными  документами  или  конкретным  случаем,  кейсом.

Понять  проблемную  ситуацию  и ситуацию  принятия  решения

3.  Получение  информации,  из  предложенных учителем материалов  или  добытую  самостоятельно

Научиться  добывать  и  оценивать  информацию,  необходимую  для  поиска  решения (у  учащихся должны быть развиты  навыки  критического  мышления).  

4. Групповое  обсуждение.  Обсуждение  возможностей  альтернативных   решений.

Развитие  альтернативного  мышления

5.  Резолюция.  Презентация принятого    группой  решения.

Сопоставить  и  оценить   варианты  решений.

6.  Диспут. Отдельные группы  защищают  своё  решение.

Аргументировано  защищать  собственную  точку  зрения,  позицию  своей  группы

7.  Рефлексия.  Сравнение  решений  принятых  в  группах,  подведение  итогов.

Оценить  взаимосвязь  интересов,  в  которых  находятся  отдельные  решения

Подготовка  к  проведению  подобного  урока  потребует   от  учителя  много  времени,  и  работы  по   привлечению  дополнительного  материала.  Это  могут  быть  официальные  документы  изучаемого  периода,  воспоминания  современников,  схемы,  таблицы,  статистические  данные,   документальные  видеофрагменты.  Подходить  к  отбору  материала  для  кейса  необходимо  очень  тщательно.  Казалось  бы,  что  проще,  скачал  из  Интернета  побольше  иллюстраций,  документов,  выложил  учащимся  на  уроке – работайте.   Но  очень  большой  объём  кейса  тяжело  воспринимается  учащимися,  учеба  в  этом  случае,  станет  похожа  на  питьё  из  пожарного  шланга – «станешь  мокрым,  но  жажду  не  утолишь».  Недостаточная  проработка  материала  со  стороны  учителя,   так  же  не  приведёт  к  формированию  необходимых  знаний.   При  подготовке  к  уроку  можно  воспользоваться  обучающими   мультимедиа  программами,  которых   предлагается  сейчас  достаточно  много,  большинство  из  них   построены  в  виде  кейса,  но  и  здесь  будет  нужна  большая  предварительная  подготовка  со  стороны  учителя.     Ситуации,  предлагаемые  кейсом  должны  выбираться  и  демонстрироваться  таким  образом,  чтобы  учащиеся  стремились  к  изучению  данного случая  и  изложению  своей  оценки,  своего  мнения  и  своих  взглядов.  

Методическая  литература  предлагает  4  варианта  работы  учащихся  с  кейсом:  метод анализа  ситуации, проблемный метод,  метод – инцидент  и  метод  постановки  проблемы.  Если  разбирать  возможности  применения  каждого из  вариантов  кейс-метода  в изучении  истории  и  обществознания,  то  работа  на  уроке  может  быть  построенная  таким  образом  (в  таблице  приведены  примеры  возможных  уроков  для  учащихся  старшей  школы):  

Определение проблемы

Получение  дополнительной информации

Определение различных вариантов решения проблемы

Цели и задачи

Пример возможного  урока

 Метод  ситуационного  анализа.

Проблема  чётко  не  названа. Главная  задача – анализ  скрытых проблем

Материал  кейса  не  должен  содержать  анализ  проблемы  и  объяснять  её  причины.  

Изучая  предлагаемую ситуацию учащиеся  сами ставят  проблему. 

На стадии  диспута  предлагается вариант решения проблемы имевшей место

С помощью  предоставленной  информации,  учащимися ставится  проблема,  вырабатывается  собственная  точка  зрения на  решение  проблемы.  На стадии  диспута  сравнение  собственных решений  с решением принятым  в  действительности.

Главная  задача  работы  с кейсом – выявление  проблемы,  анализ,  поиск  путей  выхода.

Возможно сравнение  собственного  решения  с  решением  принятым  в  действительности

Метод  ситуационного  анализа  получил  наибольшее  распространение в организации уроков истории. Урок истории  «Внешняя  политика  СССР в 30 –ее гг.  Пакт  Молотова-Рибентроппа».

«НЭП» - «Альтернативы 1917 г.» Экономическая  политика  Хрущёва, реформы 1861 г. и т.п.

Проблемный метод.  

Основное отличие  от методом ситуационного  анализа,  что  здесь  проблемы  названы  и  больше  времени  предоставляется  для  принятии  собственного  варианта решения. (сходство с проектным методом)

Необходимая  текущая  информация  предоставляется

С  помощью  названных  проблем   и предоставляемой  информации  разрабатываются  варианты,  и  принимается  решение

Практическое обсуждение  результатов. Возможно  сравнение  собственного  решения  с  решением,  которое  было  принято  в  действительности.

Большее  использование  на  уроках обществознания, экономики, права – Глобальные  проблемы  современности (возможность  обсуждение  предложений  по  разрешению  глобальных  проблем,  на примере региона). Обсуждение  системы  государственных мер по борьбе  с  безработицей,  инфляцией.

Метод  инцидент.

Информация  предоставляется  с  пробелами  (возможно   организовать  в качестве  домашнего  задания).

Основная цель - самостоятельное  получение  информации (учитель должен  предоставить  список необходимой  литературы  или  ссылок  на интернет ресурсы,  чтобы  не  только  облегчить работу  учащихся,  но  и  сделать  её  более  результативной).

Каждая  из  групп  предоставляет  результат  своей  деятельности,  если  это было домашнее   задание то, возможно с помощью ИКТ (презентация)

Основная цель - самостоятельное  получение  информации. Защита  результатов групповой  самостоятельной  работы

Урок истории – «Экономическое  положение  России  в начале  XXI  века». Описание ситуации Россия – самые большие запасы полезных ископаемых, высокий образовательный уровень, очень низкий уровень жизни (2/3 за чертой бедности). Почему?  

 Метод  постановки проблемы.

(Проблемы  чётко  названы).

Большая  часть  времени  уделяется критической обработки  предлагаемой  информации

Информация  предоставляется.

Цель – критическая  оценка  изучаемого  материала.

Критическое  обсуждение  предлагаемого  материала  возможность  поиска  собственного  решения,   поиска дополнительных  альтернатив,  

Цель:  обсуждение  и  критическая  оценка  предлагаемых  решений,  

Оценка  реформ,  – «Развития  страны после  1917 г.»; «Оценка  преобразований предлагаемых  декабристами» (На основе  анализа их программ - возможные  последствия  для развития  страны).  

По-моему  мнению  возможности  кейс – метода  не  должны  быть  ограниченны  только  предлагаемыми  вариантами,  он может  легко  сочетаться  с другими  интерактивными  методами.  Абсолютно  новым  в  рамках  методического  использования  и  необычно  интересным  для  учащихся  станет  сочетание  игровой  формы  урока  с  кейс-методом.  Изучение  кейса  может  проходить  в  игровой  форме – деловая  игра.  «Урок – совещание  у  губернатора»,  где  учащимися  решаются  конкретные  задачи  и  предлагаются  способы  разрешения  предложенных  проблем – ограничение  роста  цен  в  регионе,  разработка   мер  по  борьбе  с  инфляцией, безработицей  и  т.п. (обществознание).  Как  правило,  урок  построенный  подобным  образом,  вызывает  у  школьников  больший  интерес,  не  выглядит  со  стороны  сложным  и  даёт  возможность  даже  слабым  ученикам  проявить  себя.   Учащиеся  на  уроке  могут  предложить  свой  вариант  решения  проблемы,  и  сравнить  его  с  решением,  которое  было  принято  в действительности.  Как  показывает  опыт,  используемые  в  кейсе  статистические  данные  и  другие  материалы,  иллюстрирующие  экономическое  положение  нашего  региона    и  затрагивающие  реальные  события  сегодняшнего  дня  вызывают  больший  интерес  и  заинтересованность  со стороны  школьников.  Обычная  работа  с  историческими  документами  в  рамках  традиционного  урока  так  же может  стать  значительно  интереснее,  если  применить  кейс-метод.  Критическое  обсуждение   и  оценка  письменного  источника,  содержащего  проблемную  ситуацию, может  стать  толчком  для  дальнейших  дебатов  с  формированием  и  защитой  учащимися  собственной  точки  зрения.

Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный её недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, оценивать активность обучающихся, их  групповую  работу. Здесь особое значение приобретает оценочное творчество преподавателя, которое должно носить обоснованный и  справедливый  характер. Обучающиеся должны понимать не только правила работы с кейсом, но и систему оценивания их работы преподавателем.  Будет  неверно,  если  работали  в  группе  активно  только один или  два  ученика,  а  хорошие  оценки  за  результат  получат  все  участники  группы.  Эту  проблему  можно  легко  разрешить,  предложив  учащимся  самим  оценить  результат  своей   деятельности.  Для  этого  учителем, лучше совместно  с  учащимися, заранее  разрабатываются  правила  оценивания  результатов  подобной  групповой  работы.  

Ниже  предлагается  лист  самопроверки,  который  заполняют  каждый  из  учеников  на  окончательном этапе  работы  (рефлексии).

Лист  самопроверки  (______________________),  _____ кл.

                            фамилия учащегося

№ п/п

Критерии  самооценки при  групповой  работе

Кол-во баллов

1

Вами  предлагались  аргументы,   но  они были  отклонены  другими  участниками  вашей  группы

1 б

2

Вами  предлагались  аргументы,  которые  вошли  в  итоговое  выступление  вашей  группы

2 б

3

Вы  знакомили  аудиторию  с  результатами  вашей  групповой  работы

2 б

4

Вы  принимали  активное  участие   в  художественном  оформлении  результатов  работы  вашей  группы  (оформление  плаката или  работа  с подготовкой презентации).

2 б

5

Вами  задавались  вопросы  оппонентам

1 б

6

Вы  отвечали  на  вопросы  оппонентов,  защищая   результаты  групповой  работы

2 б

Перевод количество баллов  в  оценку

7 б – «5»

5 б – «4»

3 б – «3»

Оценка

«______»

Знакомство  заранее  с  критериями  оценивания  вызывает  хорошую  мотивацию  у  учащихся  при  работе  внутри  группы  на  каждом  этапе  работы  с  кейсом.  Самостоятельно  оценивая  свою  работу  и  работу  своих  товарищей,  каждый учащийся  получает точное  представление  о  том,  какие  виды  деятельности  он  освоил,  а  в  каких  ему  предстоит  немало  потрудиться,  т.е.  осуществлении  рефлексии  на  разных  этапах  работы  на  уроке.

 Таким образом, применение  кейс  метода  позволяет  проиллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий,  стимулирует познавательную активность учащихся,  способствует  развитию  практических навыков и   развитию необходимых компетенций,  а  также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.  Работа  с  кейсом  даёт  возможность  сформировать  у  учащихся  навыки  социального  поведения,  воспитывает  толерантность,  позволяет  понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,  даёт  возможность  выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента, cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

В  условиях  перехода  к  новым  образовательным  стандартам  к  учителю  предъявляются  более  высокие  требования  повышения  уровня  образовательной  компетенции.  Современный  педагог  в  своей  профессии  поставлен  в  жёсткие  рамки,  он  должен  не только  следить  за  развитием  исторической  науки,  но  и  постоянно  учиться  преподавать  свой  предмет,  отслеживать  и  опробовать  новые  методические  приёмы.  Уже  недостаточно  использовать  традиционные  способы  обучения,  учитель  озадачен  поиском  новых  эффективных  форм  и  методов  преподавания,  соответствующих  всем  требованиям  государственного   стандарта.  Освоение  и  использование  новых подходов  и  методов  обучения  позволяет  учителю  развиваться  в  профессиональном отношении и оставаться на высоком уровне компетенции  в условиях  изменяющейся  образовательной  среды.     Именно поэтому  свою  статью  мне хотелось  бы  закончить  старой  латинской  поговоркой:  «Пока  мы  учим – мы учимся  сами».  

Список  используемой литературы

1. Кайзер Ф.- Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы концепции, направленной на активизацию процесса  обучения. – М. Вита – Пресс, 2007.

2. Справочник учителя истории. 5 – 11 классы / сост. М.Н.  Чернова. – М. «Экзамен», 2008

3. История. 10 – 11 классы:  проектная  деятельность учащихся/ состав. О.А. Северина. – Волгоград: «Учитель»;  2012.

4. Дорожкина  Н.И.  Современный урок истории:  использование  мультимедийных  презентаций: 5 – 11 классы. – М.  ВАКО, 2009.  

5. Обществознание.  Формирование  учебных  компетенций:  деятельностный  подход / автор-составитель Р.Я. Молодецкий, – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Формирование толерантного мировозрения на уроках истории"

Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам. Это видно из работ учащихся. Как правило, говоря о толерантности в истории, учащиеся, в ос...

статья Формирование читательской культуры на уроках истории

Формирование читательской культуры - одно изтребований  метапредметных результатов основного образования в соответствии с ФГОС...

Особенности применения кейс-метода на уроках обществознания в 9 классах

В статье раскрывается сущность метода кейс-технологии, освещаюются основные алгоритмы работы с кейсами, дается краткая историческая справка....

Статья "Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания"

Данная статья поможет в организации учебного процесса основанного на внутренне мотивированной деятельности обучающихся....