Наш НАТК рожден романтикой тридцатых….
статья по истории на тему

Нижегородский авиационный технический колледж является правопреемником Горьковского авиационного техникума имени П.И.Баранова. 

 История колледжа неразрывно связана с историей страны и родного города. Во-второй  половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития  СССР стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование  всего народного хозяйства. В декабре 1925г. XIV съезд  ВКП (б) провозгласил курс на индустриализацию. На съезде  шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_natka1.doc655.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наш НАТК рожден романтикой тридцатых…

Наш НАТК рожден романтикой тридцатых….

Нижегородский авиационный технический колледж является правопреемником Горьковского авиационного техникума имени П.И.Баранова.  

 История колледжа неразрывно связана с историей страны и родного города. Во-второй  половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития  СССР стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование  всего народного хозяйства. В декабре 1925г. XIV съезд  ВКП (б) провозгласил курс на индустриализацию. На съезде  шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их.

Важнейшим звеном социальной индустриализации была модернизация Вооруженных сил и развитие их экономической базы – военнопромышленного комплекса (ВПК) страны. Приоритеты в модернизации и структуре ВПК в 1930-е годы отдавалось сухопутным войскам и авиации.

И поэтому, в годы первых пятилеток, большое внимание уделялось развитию самой молодой отрасли промышленности, навеянной юношеской романтикой и задором – авиационной. В эти годы было намечено строительство самолетостроительных  заводов в Москве, Воронеже, городах Сибири, а также в Нижнем Новгороде.

Избрание Нижнего Новгорода местом строительства крупнейшего авиационного предприятия  было обусловлено стратегическими выгодами его географического положения, а также возможностями относительно быстрого обеспечения нового завода кадрами.

Строительство завода официально было начато 2мая 1930 года под руководством А.М.Муратова и проходило в сложнейших условиях, работы были до предела форсированы. Ускоренное строительство потребовало колоссальных усилий. Но задача была решена.

Один из первых заводских корпусов.

В дальнейшем опыт создания завода №21 использовали при строительстве других предприятий авиационной промышленности страны.

Завод проектировался на годовой выпуск двух тысяч самолетов в условиях мирного времени. Предлагаемые к постройке одноместный истребитель И-3, разведчик Р-5 и пассажирский К-5 имели смешанную конструкцию с преобладанием в ней дерева, частичным применением стали и алюминия. Согласно календарному плану строительства  и финансирования завода первостепенной задачей было возведение всех заготовительных и подготовительных цехов. Ко второй очереди относились сборочные цеха, аэродромные сооружения,  вспомогательные и обслуживающие здания.

4мая 1930 года в торжественной обстановке заложили фундамент главного производственного корпуса. Одновременно со строительством завода была  утверждена программа застройки рабочего поселка.

Поселок авиастроителей, ныне улица Чаадаева.

Для работы на предприятии нужны были квалифицированные кадры.

Решением Президиума Нижегородского крайисполкома от 16 мая 1930 года за № 33 был создан Авиационный техникум  путем преобразования самолетного отделения Нижегородского Индустриального техникума в два самостоятельных техникума: Нижегородский авиатехникум и Нижегородский техникум гражданского воздушного флота.

В 1932 году оба техникума были объединены в один, и он был размещен в корпусе рядом с авиационном заводом.

Педагогический коллектив колледжа 1932 год

На базе техникума были открыты две специальности: производство летательных аппаратов и технология машиностроения.

        

Первые выпускники 1930 год.

Такие свидетельства получали первые выпускники техникума.                         

                        

Первым директором техникума был Штиллер А.И. – до 10 сентября 1931 года. Затем у руководства стояли:

Курыленко К.З. (1931-1932)

Андронов М.В. (1932-1934)

Андреев Ф.В. (1934)

Иорданов О.С. (1934-1936)

Окороков В.С. (1937-1938)

Волгин А.И. (1938-1956)

Соколов О.А. (1957-1985)

Гончаров В.М. (1985-2004)

Федоров А.А. (2004-2007)

Жильникова Г.Н. возглавляет колледж с 2007 года.

Каждый из руководителей сумел вложить в дело становления учебного заведения не только свой труд, но и свою душу.

Соколов О.А., Гончаров В.М., Жильникова Г.Н.

В 1935 техникуму было присвоено имя Петра Ионовича Баранова.

Баранов П.И. (1892-1933г. г) – советский военный и государственный деятель. Участник первой мировой войны. Во время гражданской войны командовал армией, член Реввоенсовета армий, группы войск и туркестанского фронта. В 1923г. – начальник и комиссар бронесил РККА, с августа 1923г. – заместитель, а с декабря 1924г. – начальник ВВС РККА, одновременно с 1925-1931 – член реввоенсовета СССР. С 1931г. он был членом Президиума ВСХН СССР; начальник Всесоюзного авиационного объединения; с января 1932г. – заместитель наркома тяжелой промышленности и начальник главного управления авиационной промышленности при наркомате тяжелой промышленности. Он руководил авиационным сектором Осоавихима; был инициатором развития планеризма и легкомоторной авиации в СССР, зам. председателя комитета по дирижаблестроению. Баранов П.И. – один из организаторов среднетехнического и высшего авиационного образования в СССР: по его инициативе были созданы авиационные институты, такие как МАИ и ХАИ. Он был членом ВЦИК СССР. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, а также другими военными орденами. Погиб в авиационной катастрофе 1933 году. Урна с прахом находится в Кремлевской стене. Сегодня, кроме Нижегородского Авиационного технического колледжа, его имя носят Центральный институт авиационного моторостроения и Омское моторостроительное производственное объединение.

 1 сентября 1940 года техникум был переведен в прекрасное новое здание на площади Горького.

Описание: университет.jpg

Здание техникума на Большой Покровке

Мастерские техникума имели слесарно-сварочный, механический, штамповочный деревообрабатывающий, моторный, кузнечный цехи и цех общей сборки самолета. В них проводили ремонт и изготовление самолетов У-2 и УТ-2 для аэроклубов СССР. Кроме штатных 300 работников, работающих в УПМ в  мастерских проходили все виды практик учащиеся техникума всех специальностей.

Студенты 2-х групп на производственной практике 1933 год, 2 ряд 4-ый слева- директор техникума Андронов М.В.

     22 июня 1941 войска Германии и её союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии) вторглись на территорию Советского Союза, и перешли в наступление на фронте, протянувшемся от Северного Ледовитого океана до Черного моря. Сразу же после нападения Советское правительство провело крупные военно-политические и экономические мероприятия для отражения агрессии. Директивой от 29 июня Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) поставили перед всей страной задачу мобилизовать все силы и средства на борьбу с врагом. Крупномасштабные мероприятия были проведены по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизация населения в армию и на строительство оборонительных рубежей. Главный политический лозунг «Все для фронта, все для победы!» имел конкретное и практическое значение.

В начале Великой Отечественной войны  многие преподаватели и учащиеся техникума, добровольно ушли на фронт.                                                

Поднимая полк в атаку, смертью героя погиб полковой комиссар – преподаватель истории Рябзин А.С. При обороне Сталинграда погиб учащийся техникума Черногуб Николай; на Курской дуге -  Сенаторов Владимир, Бровкин Михаил, Ленский Игорь и многие другие. Звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено выпускнику техникума командиру роты, капитану Астраханцеву С.В.

В борьбу с врагом внесли свой вклад все учащиеся и преподаватели техникума.

Они участвовали в строительстве оборонительных  рубежей вокруг города  Горького, за что техникум в 1941 году был награжден Почетной Грамотой Комитета Обороны СССР; работали на заготовке торфа для отопления города, на лесозаготовках, участвовали в выпуске для фронта боевых самолетов. В конце 1941 года на территории УПМ техникума, где уже производилась продукция для фронта, был размещен эвакуированный из Москвы авиаагрегатный завод.

Производственный инструктаж студентов 2 курса 1941 год.

За годы войны техникум подготовил более 500 молодых специалистов для авиационной промышленности.

Герои войны и труда (Волгин А.И., Шеховцов Г.Н., Голубчик И.М., Локтионов М.А.,Бурина Х.А., Чистов Г.Н., Вербловская М.М.).

Работа коллектива техникума в годы войны получили высокую оценку правительства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года семь человек были награждены орденами и медалями СССР. Среди них: Волгин А.И. награжден орденом Трудового Красного Знамени; преподаватели Чистогов Г.Н., Локтионов М.А., Бурина Х.А. – орденом «Знак Почета»; Верболовская М.А. – медалью «За трудовую доблесть»; большая группа преподавателей и сотрудников была награждена значками «Отличник Народного Комиссариата авиационной промышленности".

 С завершением войны страна постепенно переходила на мирный путь развития. В марте 1946 года Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства., который предусматривал первоочередное развитии тяжелой и оборонной промышленности. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса. Начался новый виток развития промышленности. Стране нужны были квалифицированные рабочие. В техникуме открываются новые специальности: «Обработка металлов давлением» и «Сварочное производство».  В 1958 году техникум вернулся в старый корпус у завода им. С. Орджоникидзе, а в 1970 году отпраздновал новоселье в новом здании, построенном по типовому проекту для учебных заведений недалеко от старого корпуса.

Открытие нового здания техникума на улице Чаадаева.

Позднее, в 1974 году, к первому корпусу присоединился второй, соединенный с первым  переходом.

Наступили шестидесятые…

В  стране возрождались экономика и сельское хозяйство, велось огромное строительство. В это время особо необходимы были молодые рабочие руки. В учебных заведениях начали создаваться студенческие строительные отряды. Такой стройотряд существовал и в Горьковском авиационном техникуме.

Студенческий отряд 1973г.

Студенты и преподаватели трудились на стройках Горьковской области, Красноярского края, Якутии, на полях Астрахани и Краснодарского края.  

Среди выпускников техникума немало Героев Социалистического Труда, ученых, общественных деятелей, руководителей крупных промышленных предприятий и даже артистов.

Техникум по право гордится своими выпускниками, такими как Мюрисеп Василий Александрович – Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии, талантливый инженер-технолог и крупный организатор производства, Почетный авиастроитель

В.А. Мюрисеп.

В.А. Мюрисеп начал работать на Горьковском авиационном заводе в 1932 году, практически с момента ввода предприятия в строй действующих. Василий Александрович прошел путь от конструктора до главного технолога. Он был в числе создателей уникальной в масштабе мирового авиастроения организационно-технической разработки, позволившей в годы Великой Отечественной войны обеспечить поточный выпуск прославленных истребителей Ла-5, когда каждый час с заводского конвейера сходил новый самолет. В.А. Мюрисеп является создателем горьковской школы технологов-авиастроителей. В период его работы главным технологом завода (1956 – 1985) предприятие приступило к выпуску первых в мире стальных цельносварных самолетов МиГ-25, МиГ-31. При их создании были использованы новые в авиастроении материалы, требующие иных способов обработки с применением новейших технологий, что потребовало коренных изменений в производственном процессе и на предприятии в целом. Под руководством Василия Александровича было проведено техническое перевооружение завода, разработаны и внедрены принципиально новые оригинальные технологии и уникальное оборудование по всем видам работ. Впоследствии многие из этих технологий и оборудование были использованы на других отечественных предприятиях самолетостроения. Технологические идеи В.А. Мюрисепа работают и сегодня при создании новейшей авиационной техники.

В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание "Герой Социалистического Труда" с вручением ордена Ленина и золотой звезды "Серп и Молот".

Награды: орден Ленина, два ордена «Знак Почета» и медали.

Память: в 2005 году на доме № 20 по улице Чаадаева (Московский район Нижнего Новгорода) была установлена мемориальная доска со следующим текстом: "В этом доме с 1943 по 1995 год жил Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, Почетный авиастроитель Мюрисеп Василий Александрович".

 Видный организатор нижегородского оборонного производства. Лузянин Владимир Ильич, получил техническое образование в Горьковском авиационном техникуме, затем в Горьковском политехническом институте.

В.И. Лузянин.

Президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, Председатель совета директоров Нижегородского открытого акционерного общества «Гидромаш», Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии, академик Международной академии Информатизации, почетный доктор Нижегородского технического Университета, Почетный авиастроитель, Почетный гражданин Нижегородской области.

Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и другими орденами и медалями.

После окончания авиационного техникума в 1950 году пришел работать на завод «Гидромаш» в качестве помощника мастера. Затем работал мастером, начальником эксплуатационно-ремонтного отдела, начальником цеха, начальником отдела технического контроля.

В 1964 году Владимир Лузянин стал главным инженером завода, в начале 70-х генеральным директором предприятия.

На протяжении последних пятидесяти лет НОАО «Гидромаш», которым руководит В.И. Лузянин, производит взлетно-посадочные устройства для гражданской и военной авиации. Авиационные шасси, выпускаемые заводом, установлены на различных модификациях самолетов Яковлева, пассажирских Илов и военных ТУ, практически на всех МиГах и истребителях КБ Сухого. Результатом сотрудничества с фирмой антонова стали уникальные шасси для тяжелых транспортных самолетов «Руслан», «Мария» и Ан-70. Вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ка-26. Ка-50 и другие комплектуются гидроагрегатами ОАО "Гидромаш". Здесь были спроектированы и изготовлены уникальные шасси для космического корабля «Буран».

В конце 90-х, благодаря активности В.И. Лузянина, была решена проблема выхода предприятия на международный рынок. В этой трудной ситуации Владимир Ильич проявил себя не только как выдающийся руководитель, но и как дипломат, сумевший найти общий язык с самыми сложными партнерами. В настоящий момент предприятие поставляет продукцию ведущим фирмам Германии, Франции, Италии, продолжает сотрудничать с Индией и Китаем.

В 2000 году НОАО «Гидромаш» вручен Штандарт губернатора Нижегородской области «Лидер года».

По результатам независимого исследования журнала «Эксперт» В.И. Лузянин вошел в сотню ведущих топ - менеджеров страны.

Но «Гидромаш» – только часть работы и часть жизни Владимира Ильича. У него есть и другая, очень важная зона ответственности – Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей, которой он руководит более 15 лет.

При нем ассоциация обрела мощь и силу. Без ее участия, без консультаций с ней не принимается ни одно сколько-нибудь серьезное решение по промышленной или социальной политике. Предложения НАПП всегда учитываются и в администрации области, и в администрации Нижнего Новгорода. Директорский корпус активно работает в областном Законодательном собрании. Активные позиции ассоциации, ее стратегия деятельности вырабатываются при самом прямом участии Владимира Ильича. Он сам отстаивает интересы нижегородских промышленников перед исполнительной и законодательной властями.

30 марта 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев своим Распоряжением № 199-рп наградил В.И. Лузянина Почетной грамотой.

В Распоряжении говорится: «За большой вклад в развитие отечественной промышленности и многолетнюю добросовестную работу наградить Почетной грамотой Президента Российской Федерации Лузянина Владимира Ильича – президента Нижегородского открытого акционерного общества «Гидромаш».

Награждение Почетной грамотой Президента Российской Федерации является формой поощрения за заслуги в защите Отечества и обеспечении безопасности государства, укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, спорте, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством.

К Почетной грамоте Президента Российской Федерации прилагается нагрудный знак, имеющий порядковый номер.

 Среди выпускников нашего техникума есть и деятели культуры.    Владимир Валентинович Вихров родился 11 декабря 1926 года в семье военнослужащего в городе Владимир. Окончил среднюю школу, затем учился в авиационном техникуме. По окончании техникума работал на Горьковском авиационном заводе и параллельно занимался в театральной студии.

В.В. Вихров.

 В 1951 году Владимир Вихров закончил Горьковское театральное  училище, и этот выбор оказался на всю жизнь. Не только нижегородское, но и российское театральное искусство приобрело в его лице преданного служителя, человека разносторонне одаренного, и, главное, сумевшего реализовать весь многогранный творческий потенциал Артиста с большой буквы, незаурядного организатора, прекрасного педагога.

В 1960 году был принят в труппу Горьковского театра драмы. Дважды Вихров был директором Горьковского академического театра драмы — с 1971 по 1973г. и с 1988 по 2003 год.

Свою творческую деятельность Вихров сочетал с общественной. С 1952 года Владимир Валентинович — член Союза театральных деятелей РСФСР. С 1952 года он делегат всех съездов Союза театральных деятелей, Постоянно избирался в руководящие органы СТД, был заместителем председателя, секретарём СТД РФ. В 1975 году В. В. Вихров возглавил Нижегородскую организацию СТД РФ. При активном участии Владимира Валентиновича Вихрова в Н. Новгороде был построен Дом Актёра. В 1996 году Вихрову было присвоено звание Почётного гражданина Нижнего Новгорода.

Заслуги В.В. Вихрова перед родным городом отмечены присвоением званий Почетного гражданина Нижнего Новгорода, лауреата премии Нижнего Новгорода и областной театральной премии имени Н.И. Собольщикова-Самарина. А за многолетний вклад в развитие отечественного театрального искусства он удостоен высоких званий заслуженного, а затем и народного артиста России, награжден орденом Дружбы народов и многими медалями.

Умер Вихров 17 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде. Имя Владимира Вихрова носит Нижегородский Дом актера.  

Наш колледж сегодня

В 1991 году Горьковский авиационный техникум им. П.И. Баранова переименован в Нижегородский авиационный технический колледж.

В настоящее время колледж ведет многопрофильную подготовку специалистов на двух уровнях по специальностям:

-Обработка металлов давлением;

-Технология машиностроения;

-Производство летательных аппаратов;

-Сварочное производство;

-Экономика и бухгалтерский учет;

-Производственный менеджмент;

-Социальная работа.

При обучении используются инновационные педагогические технологии и технические средства обучения: аудио- и видеотехника, светопроекционная аппаратура, мультимедийные проекторы, интерактивные доски.

В колледже работают высококвалифицированные педагогические кадры, 80% преподавателей имеют высшую категорию. Педагогический коллектив колледжа неустанно совершенствует своё педагогическое мастерство, используя современные педагогические технологии.

Педагогический коллектив колледжа 2000год.

Производственная практика проводится на базовом заводе ОАО НАЗ “Сокол” и в коммерческих структурах г. Нижнего Новгорода. Студенты, обучающиеся по специальности « Социальная работа» проходят практику в Комплексном центре социального обслуживания, в Управлении социальной защиты населения.

  НАТК поддерживает деловые контакты с высшими учебными заведениями Н.Новгорода:

-Нижегородским техническим университетом;

-Государственным педагогическим университетом;

-Академией труда и социальных отношений и др.;

-Нижегородским государственным университетом  им.  Н.И.Лобачевского.

За 80 лет колледж выпустил более 24 тысяч квалифицированных специалистов, коллектив колледжа успешно продолжает деятельность по обучению и воспитанию молодежи, уверенно смотрит в будущее.

.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Математика и романтика"

Разработана программа элективного курса для старшеклассников...

"Нам открывать романтику дорог!"

Програииа классного руководителя в старшей школе...

Нам открывать романтику дорог

Программа классного руководителя в старшей школе....

Социальный проект "Тридцатый творческий полёт"

Отчётный концерт ансамбля скрипачей "Созвучие"...

Эти непростые тридцатые годы

Литературное исследование по роману А. Рыбакова «Дети Арбата»...

Катка Натка (англань кельстэ ютавтозь ёвтнема)

Цикл рассказов, переведенных с английскиго языка....

Катка Натка а валгови (англань кельстэ ютавтозь ёвтнема)

Цикл рассказов, переведенных с английскиго языка....