Место России в мире к началу 20 века
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Место России в мире к началу 20 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 УРОК-ЛЕКЦИЯ

                                                        (вводно-обощающая)

                                                            ИСТОРИЯ. 10 класс.

                                                      Учитель Герасимова  Н.Г.

Тема: «Место России в мире к началу 20 века».

Цель: 1. Обучающая: обобщить знания учащихся по новой истории (2 часть) и истории Отечества; вспомнить закономерности и особенности развития капитализма разных стран.

            2. Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать факты, сопоставлять их, делать выводы, слушать, выделять главное, записывать.

            3. Воспитательная: пробуждать интерес к историческому прошлому Отечества.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки с текстами документов.

ПЛАН: 1. ЭШЕШЛОНЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

а) Страны первого эшелона…………………………………………….

б) Страны второго эшелона…………………………………………….

в) Страны третьего эшелона…………………………………………..

2. КУДА ЖЕ ОТНЕСТИ РОССИЮ?

                                                                         ХОД УРОКА

Вводное слова учителя: Учитель называет задачи урока, обращает внимание, что эта лекция одновременно и водная в новый курс (истории Отечества), и обобщающая по новой истории. Четко оговаривает учебную деятельность учащихся на уроке и оценку этой деятельности.

  1. История любой страны уникальна, неповторима. Но возможно ли тогда понять историю той или иной страны? Не остается ли нам только описание и знакомство с различными фактами? Не воскликнуть ли вслед за русским поэтом Тютчевым:

                                               Умом Россию не понять,

                                              Аршином общим не измерить,

                                              У ней особенная стать,

                                              В Россию можно только верить.

Ну почему же только России такая честь? Нисколько не хуже звучит, например «умом Канаду не понять…», или «умом таджиков не понять…» Подумай, может быть, разница между «понять» и «верить» не столь существенна на первый взгляд? Да, каждая страна имеет свои особенности. Но, возможно, есть и что-то общее у разных стран. Попробуем разобраться, тем более, что мы уже кое-что знаем из курсов всеобщей истории о других странах. Поскольку речь будет идти об эпохе капитализма, то присмотримся к его развитию в разных странах давно замечено, что можно выделит несколько групп стран в зависимости от особенностей развития в них капитализма. Ученые назвали такие группы эшелонами.

Учитель строит лекцию, используя метод эвристической беседы.

а) ЗАДАНИЕ: «Определите, какие страны относятся к первому эшелону?»

Первая группа стран (эшелон) находилась на более высоком уровне развития капитализма. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что облегчало развитие капитализма в 17-19 вв., уничтожало самым решительным образом феодальные препятствия на его пути. Ответ очевиден – буржуазные революции.

Но почему буржуазные революции произошли именно в этих странах? Первый эшелон вступил на путь капиталистического развития достаточно рано. Капитализм вызревал в этих странах долго и медленно в недрах феодального общества, стихийно,  «снизу». Постепенно изменялись производительные силы, развивалась экономика, становились другими быт и нравы, созревали все или большинство предпосылок для перехода к буржуазному обществу. Именно в странах первого эшелона мы сталкиваемся с классической ситуацией конфликта производительных сил и производственных отношений, который разрешается через революцию. Для нее все созрело и она не могла не произойти ввиду зрелости большинства предпосылок.

После буржуазной революции идет свободное развитие капитализма, который проходит без пропусков и деформаций через определенные фазы:

  1. свободной конкуренции
  2. монополистического капитализма
  3. государственно-монополистического капитализма.

В ходе длительного развития формировалось правовое государство, т.е. такое, в котором главенствует Закон, существует правовая независимость человека от власти, сама власть подчинена Закону. В таком обществе действуют нормы демократии, а граждане получают доступ к власти через систему выборов.

Вам, конечно, понятно, что представленное здесь – обобщенная схема, но нам как раз и важно определить наиболее общие черты и различи между странами. Что это даст, мы скоро увидим, а пока выделим основные характерные черты стран 1 эшелона капиталистического развития.

Вывод учитель диктует, выделяя опорные слова:

Время вступления на путь капиталистического развития – раннее, направление развития капитализма – изнутри, снизу, характер развития к началу 20 в. – эволюционный, уровень развития – высокий.

                                                                Проверка задания

Учащиеся записывают в конспект и в план: «США, Англия, Франция».

б) ЗАДАНИЕ: «Определите, какие страны относятся ко второму эшелону, и сделайте вывод».

Эти страны сравнительно поздно вступили на капиталистические рельсы. В Германии и Италии объединение страны, а следовательно, и условия для свободного развития капитализма, завершились в 60-70 годы прошлого века, тогда же произошел и резкий перелом в развитии Японии. Но тот, кто позже начал, неизбежно отстает. В капиталистическом мире отстаивание грозит обернуться превращением во второстепенную державу по сравнению с теми, кто ушел вперед. Значит, речь идет о большом влиянии внешнего фактора на ход и характер капиталистического развития стран 2-го эшелона. Давление внешнего фактора заставляет догонять ушедших ранее и ускорять свое развитие.

Однако не все экономические и иные предпосылки созрели для необходимого скачка. Поэтому в странах второго эшелона буржуазные революции в 19 в. либо потерпели поражение (вспомните, какие и когда), либо остались пораженными. Поэтому буржуазия к началу 20 в. не сумела установить здесь свое господство и делила власть с дворянством, занимая подчиненное положение. Она была еще не в состоянии контролировать общество с многоукладной экономикой (уклад – система хозяйства, отличающаяся от других формой собственности на средства производства, а значит, и особой системой производственных отношений). Раз буржуазия еще не может, а дворянство уже не в состоянии выполнять роль цементирующего фактора и контролировать всю жизнь общества, то эту функцию выполняет государство. Оно проводит революция сверху (Бисмарк), сознательно насаждая недостающие элементы капитализма, чтобы компенсировать недостаток стихийного развития снизу. В итоге рождается капитализм прусского типа, характерные черты которого вы помните самостоятельно.

Из-за того, что приходится ускоренно догонять, в странах второго эшелона нарушается обычная последовательность фаз капиталистического развития. Еще не успев расцвести, капитализм свободной конкуренции уступает место монополистическому капитализму с мощными тенденциями к ГМК. Нарушение последовательности приводит к тому, что на старые, еще не решенные, противоречия накладываются новые. В итоге весь комплекс противоречий превращается в узел проблем. Все это ведет к обострению противоречий, длительному кризису.

               Стремясь решить этот кризис, правящие классы стран второго эшелона заимствуют у первого выработанные там веками формы парламентаризма и насаждают их у себя при отсутствии правовых институтов, демократических традиций и т.д. В результате ситуация еще более обостряется, и в 20 веке выходом из нее становится либо пролетарская революция, либо диктатура крайних реакционеров вплоть до фашизма. Реформистских возможностей уже нет.

                                                Проверка задания.    

Учащиеся записывают в конспекты и в план лекции «Германия, Италия, Япония, Испания, страны Центральной и Юго-Восточной Европы», самостоятельно делают вывод и подчеркивают в нем опорные слова.

Вывод: Итак, время вступления на путь капиталистического развития – позднее, направление развития капитализма – в основном изнутри, сверху и снизу, характер развития – догоняющий, революционный; уровень – средний. Следует отметить, что ко второму  эшелону можно отнести страны Центральной и Юго-Восточной Европы, Испанию, Японию, Италию. Учтем, что к началу века Германия уже превзошла средний уровень, но по остальным показателям оставалась во втором эшелоне.

В) ЗАДАНИЕ (то же).

Страны третьего эшелона начинают отсчет истории капитализма с 19 – первой половины 20 века. Это страны позднейшего развития капиталистического общества. Они безнадежно отстают не только от первого, но и от второго эшелона. Поэтому характер их развития не только догоняющий, но и зависимый.

Что это значит? Капитализм в этих регионах, как правило, не вызревает на собственной основе и приносится извне. Это процесс начинается еще в период Великих географических открытий. Извне – из центров империализма – внедряются производительные силы и соответствующие им производственные отношения, следовательно, и более высокие формы капитализма. Но такое «развитие» не уничтожает зависимости, а постепенно воспроизводит ее. Речь идет не о политической или экономической зависимости, хотя и они присутствуют как внешние проявления более глубокой, всепроникающей зависимости. Суть ее вот в чем. Все сдвиги, которые происходят в странах третьего эшелона, являются результатом  изменений в центрах империализма, из которых поступают все импульсы развития. Поэтому все внутренние закономерности развития стран третьего эшелона деформируются, зависимость выступает в качестве силового поля, консервирующего докапиталистические уклады, воспроизводящего отсталость и зависимость. Разрыв между центрами и эшелонами с середины 19 века растет стремительно.

Множество укладов оказываются изолированными друг от друга, между ними практически отсутствуют всякие связи. Местные правящие классы, вступая в сотрудничество с империалистическими державами, не только облегчают проникновение извне капиталистических отношений, но и способствуют их насаждению сверху. В итоге время их капиталистического развития – позднейшее,  направление – извне,  характер – догоняющий,  уровень - низкий.

                                                      Проверка задания

  1. Еще раз напоминаю, что это – схема. Некоторые страны могут в нее не укладываться. Вы легко определите недостатки схемы. Но наша задача сейчас иная – куда же поместить Россию? Или она-то и будет за рамками эшелонов?

Чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся с фактами. Попробуйте на основе их анализа определить место, которые занимала Россия к началу 20 века в системе капиталистических стран, и само главное – объясните свой выбор. Вспомните, как и почему проводились реформы 60-70гг. прошлого века в России, может быть, это поможет вам?

  1. Удельный вес основных капиталистических стран в мировом промышленном производстве в %%:

                                                 1870  1900  1913

США                                          23       31       36

Англия                                     32       18        14

Франция                                  10        7          6

Германия                                 13       16       16

Россия                                       4          5         6

  1. В  1913 году из общего числа рабочих было занято в (%%)

                                                                                                     Россия       Германия

в текстильной, пищевой промышленности                         43                  23

в горной, металлургической, машиностроении                 35                  45

  1. 70% железных дорог и около четверти крупнейших предприятий в России принадлежало государству.
  2. Если принять среднюю мировую урожайность 6 главных сельскохозяйственных культур за 100, то накануне первой мировой войны она была в: Бельгии – 221, Германии – 179, Франции – 123, США – 108, России – 75.
  3. Доля иностранного капитала в фондах российской промышленности к началу 20 века составляла  36%, три четверти фондов российских банков контролировал иностранный капитал, на заграничную технику приходилось свыше 60% стоимости всего промышленного оборудования.
  4. Иностранные капиталы направлялись на развитие промышленности, работавшей на внутренний рынок и удовлетворявшей потребности страны.
  5. В США, Англии, Франции, Германии к началу века имелись конституции, в 1980 году она появилась в Японии, в России конституции не было.

                                                Проверка задания

Вот несколько качественных характеристик:

  1. Россия и Германия переживают в начале 20 века «принципиально иные эпохи капитализма: эпоха до окончательного утверждения национального пути капитализма и эпоха после такого утверждения».
  2. Время с 1861 по 1905 год было «периодом усиленного роста капитализма снизу и насаждения его сверху».
  3. К.Маркс полагал, что в России формировался «род капитализма, вскормленный за счет крестьян при посредстве государства».
  4. Можно ли согласиться с этими оценками? Ответ подтвердите фактами. И не забудьте главное – вопрос о месте России. Из приведенных фактов очевидно отставание России, а следовательно, необходимость ускоренного развития страны. На первый взгляд, к началу века темпы роста были превосходны: прирост промышленной продукции на душу населения – около 3% в год, а прирост населения – 1,8%. Для сравнения, у Германии эти показатели 2,5 и 1,4, а у США – 3,2 и 1,9 соответственно. Некоторые российские экономисты того времени и современные публицисты полагают, что перед страной открывались блестящие перспективы экономического развития. Можно ли согласиться с этим оптимистическим прогнозом?  Достаточно ли данных только о темпах роста? Может быть, какие-то факторы и факты не учитываются? Есть ведь еще одна сторона проблемы развития, пожалуй, не менее важная. Речь идет о качестве роста и направлении развития, о возможных путях развития и выборе того или иного пути.

                                                           Проверка задания

Конечно, спустя десятилетия после описываемых событий, зная, что и как произошло, мы не можем говорить, что все «тогда было ясно, но это не так. Хотя сила исторического развития толкала страну на капиталистический путь, большинство тех, от кого зависел выбор того или иного варианта этого пути, верило в самобытность и исключительность России. Лишь отдельные представители правящих кругов сознавали закономерность развития в стране капиталистического строя. Среди них был С.Ю.Витте, министр финансов, а позднее – премьер-министр царского правительства. «Многие, - отмечал он, - склонны смотреть неблагоприятно на переход к капиталистическому строю, но устранить факты нельзя. Они – мировой закон». Витте считал, что Россия должна продвигаться, как по рельсам, след за Западной Европой, не отступая ни на шаг в сторону: сойти с капиталистического пути – значит потерпеть крушение. Но так полагало меньшинство администрации.

Один из высших сановников империи, гос. Секретарь, позже министр внутренних дел, В.К.Плеве, возражая Витте, заявил: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий.

Задание:

Подумайте, можно ли согласиться с Витте? Так ли уж не прав Плеве? Что могло послужить основанием для его точки зрения? Как вы знаете, внутри капиталистического пути возможны различные варианты. К какому из них и почему близка Россия?

Домашнее задание: параграф 1 «Спор о судьбах России», дополнить конспекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.

Здесь мозно найти материал о независимых государствах. Познакомиться с политико-государствееным устройством, с символикой России. Ознакомиться с ветвями федеральной власти....

Разработка урока по географии 9 класс по теме "Место России в мире"

Урок разработан в технологии деятельностного метода и по программе под редакцией В. П. Максакова, В. Я. Рома, В.П. Дронова, И.В. Душиной "География 6-9 классы", МОсква , "Просвещение", 2005 год. НА ур...

контрольная работа по географии 9 класса по теме "Место России в мире"

Контрольная работа по географии 9 класса по теме "Место России в мире " представлена в виде теста...

контрольная работа по географии 9 класса по теме "Место России в мире"

Контрольная работа по географии 9 класса по теме "Место России в мире " представлена в виде теста...

9 класс. Презентация на тему "Место России в мире"

Данная презентация позволит активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроках географии в 9 классе...

Презентация "Место России в мире"

Материал с новыми данными 2016 года...

Тест "Место России в мире" 9 класс

Итоговый тест по теме "Место России в мире" 9 класс...