Методическая разрабока урока по теме Древний Рим
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Асриева Дина Ашотовна


Материал представляет собой методическую разработку урока -игры  по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему:  Древний Рим

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

Вид урока:  урок-игра

 Цель: повторить и обобщить знания учащихся по изученному периоду истории  «Древний Рим».

Задачи:

  обучающая – обобщение и систематизация знаний по теме, упрочение в памяти основных понятий, усовершенствование полученных ранее знаний.

   развивающая – развивать познавательные способности, навыки работы в группе, желание упрочить имеющиеся знания и приобрести новые.

   воспитательные – воспитание исторического и культурологического  интереса к  Древнему Риму как источнику европейской цивилизации.

   Ход игры:

         Предварительно выбирается жюри 3 человека, они  наблюдают за ходом игры, оценивают каждый этап по установленной ими системе и оглашают свои результаты как после каждого конкурса, так и непосредственно в заключении. Остальная часть класса делится на две команды, самостоятельно придумывают  себе название, готовят эмблемы, выбирают капитана. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Команды представляются друг другу, озвучивают свои названия,  называют имя капитана, и игра начинается.

  1. Конкурс. Разминка.

Выходят по одному  человеку от каждой команды и называют по очереди известных деятелей древнеримской науки, культуры и искусства. Побеждает тот, кто назвал большее количество. Победа оценивается в 2 балла.

Например: Цицерон, Катон, Тит Ливий, Тацит, Катулл, Гораций, Вергилий, Овидий,  Ювенал, Сенека, Марк Аврелий и др.

2 конкурс.  Блиц-опрос:

Каждой команде  нужно дать как можно больше верных ответов на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

Вопросы для первой команды:

  1. Дата основания Рима?  753 г. до н.э.
  2. Кто был основателем и первым царём Рима?  Ромул.
  3. Какое государственное устройство заложил Ромул? Учредил Сенат (Совет старейшин) из 100 самых достойных граждан.
  4. В каком году после изгнания Тарквиния была провозглашена республика?  509г. до н. э.
  5. Какова была роль народных трибунов? Защищать народ от произвола патрициев.
  6. Как называлась основная войсковая единица в римской республике?  Легион.
  7. Почему войны Рима и Карфагена назывались пуническими? Римляне называли карфагенян пунами.
  8. Кто победил в первой пунической войне?  Рим.
  9. Назвать крупнейшую битву 2 пунической войны – образец полководческого искусства?  Битва при Каннах.
  10.  Кто и когда победил в битве при Заме?  в 202 г. до н. э. римляне во главе со Сципионом.
  11.  Год восстания Спартака?  74-71 гг до н.э.
  12.  Кто принял пожизненный титул диктатора? Гай Юлий Цезарь.
  13.  Что такое принципат?  Эпоха ранней Римской империи правления Октавиана Августа до конца 2 века.
  14.  Чем отличалось положение женщины в Древнем Риме от положения в обществе греческой женщины?  Более свободным образом жизни.
  15. Кто получил титул «наилучший принцепс»?  Император Траян.

Вопросы для второй  команды:

  1. Сколько веков длилась эпоха Древнего  Рима? 13 веков, с 8в. до н.э. до 5 в. н.э.
  2. Почему волчица является символом Рима? Она выкормила Ромула и рема. Ромул впоследствии основал Рим.
  3. Как делилось римское общество? Патриции – полноправные граждане, плебеи – большинство населения, не имеющие гражданских прав.
  4. Кому принадлежала высшая власть в Риме в эпоху ранней республики?  Двум консулам.
  5. Где были выставлены  Законы Римского государства (Законы 12 таблиц)?  На Форуме.
  6. В каком году и из-за чего началась война Рима и Карфагена?  В 264 г. до н.э,  из-за  богатого острова Сицилия.
  7. В каком году и кто победил в битве при Каннах?  В 216 г. до н.э. карфагеняне во главе с Ганнибалом.
  8. Итоги 2 пунической войны? Потеря Карфагеном своего влияния, флота и армии.
  9. Кто все свои фразы в Сенате заканчивал фразой: «Карфаген должен быть разрушен»? Марк Порций Катон.
  10.  Судьба Карфагена? Полностью уничтожен в 3 пунической войне.
  11.  Кто такие гладиаторы?  Рабы, обученные для битвы на смерть.
  12.  Знаменитая фраза Цезаря перед  убийством? «И ты, Брут?»
  13.  Кто стал единовластным правителем после смерти Цезаря? Император Октавиан Август.
  14.  Имя самого кровавого императора Рима? Нерон.
  15.  Год гибели Римской империи? 476г.

3 Конкурс.  «Римский пантеон»

       Назвать имена богов римской мифологии и  назвать греческий аналог.                

Соответственно даётся 1 или 2 очка.

Для первой команды:

  1. Веховный бог? Юпитер (Зевс)
  2. Бог света и музыки? Аполлон (Аполлон)
  3. Богиня любви и красоты? Венера (Афродита)
  4. Богиня наук и искусства? Миневра (Афина)
  5. Бог в царстве мёртвых? Плутон (Аид)

Для второй команды:

  1. Бог войны? Марс (Арес)
  2.  Бог морей? Нептун (Посейдон)
  3. Богиня охоты? Диана (Артемида)
  4. Богиня земледелия? Церера (Деметра)
  5. Вестник богов, покровитель путников и торговли? Меркурий (Гермес)

4 Конкурс. Памятники древнеримской культуры.

Приготовить заранее изображения знаменитых памятников древнеримской культуры. За каждый правильный ответ 1 балл.

Картинки: Колизей, Пантеон, статуя Марка Аврелия на коне, колонна Траяна, Триумфальная арка, римский Форум.

5  Конкурс капитанов

Капитан от каждой команды должен вспомнить и назвать как можно больше древнеримских слов и словосочетаний, пришедших  в список русских слов. Победа оценивается в 2 балла.

Например: провинция, дисциплина, акведук, оратор, август, республика, аргумент, консул, форум, атриум и др.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:Древний Египет в 5 классе

Итоговое занятие по теме: Древний Египет позволяет закрепить полученные знания в игровой форме и восполнить пробелы в знаниях....

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему

Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему

Методическая разработка и презентация к уроку в 5 классе по теме "Древнейший Рим" в соответствии со ФГОС второго поколения, тип урока - открытие новых знаний, комбинированный, форма - урок путешествие...

Методическая разработка урока по теме: "Древняя Ассирия"

Урок в 5 классе по теме: "АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА" предполагает решение целей и задач урока: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и воен...

методическая разработка урока по теме "Древняя Спарта"

Основное содержание темы, понятия и термины: Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спарта...