методическая разработка урока по теме "Древняя Спарта"
методическая разработка по истории (5 класс)

Ооржак Нелли Сергеевна

Основное содержание темы, понятия и термины:

Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Лаконичная речь. Спартанцы, илоты, Совет старейшин, Народное собрание, цари, государство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ак-Довурака

Имени Тамдын-оол Сесенмаа Саятыевны- Героя Социалистического Труда

668051 Республика Тыва г. Ак-Довурак ул. Юбилейная, 14 тел 8-39433-2-10-58 tyva_school_112@ mail.ru

Методическая разработка открытого урока истории

в 5 классе

по теме «Древняя Спарта»

Автор: учитель истории

И обществознания Ооржак Нелли Сергеевена

2018-2019 учебный год

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме

«Древняя Спарта»

Класс – 5 класс

Педагогические цели и задачи урока:

-способствовать подведению учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью;

- содействовать ознакомлению с жизнью в Спарте, подчинённой военным законам, раскрытию причин такого общественно-политического устройства;

-создать условия для формирования представления о древних законах Спарты, умения сопоставлять их с порядками в Афинах;

- способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей;

- продолжить формировать умение работать с исторической картой и историческими источниками;

- воспитывать уважение к истории других стран

Тип и вид урока:

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные результаты: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Предметные результаты: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; применять понятийный аппарат исторического знания для характеристики политического устройства Спарты; давать характеристику войска, спартанского воспитания

Метапредметные результаты: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Лаконичная речь. Спартанцы, илоты, Совет старейшин, Народное собрание, цари, государство

Образовательные ресурсы :

  • учебник: А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая  «История Древнего мира». – М.: Просвещение, 2015;
  • Электронное приложение к учебнику;
  • Рабочая тетрадь: Г.И. Годер «История Древнего мира». Часть 2
  • Ресурсы Интернет

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация;
  • Проектор
  • Видеофрагмент «Древняя Спарта»

Предварительное задание:        подготовить сообщение - миф о Пелопсе

ХОД УРОКА:

  1. Организационный  этап

Учащиеся заходят в класс, занимают места.

Учитель приветствует учащихся: Добрый день дорогие ребята. Выглядите  вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.

  1. Мотивационно-целевой этап

        Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции.

Проверка домашнего задания

Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд, по ключевой теме угадывают тему урока.

«Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств.  Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. Для того, чтобы лучше изучить Спарту, нам надо повторить  что происходило в Афинах.


Учитель: Вот какие вы молодцы, все объекты показали верно, и даже смогли найти Спарту, с которой мы даже еще пока не знакомы.

Организует дифференцированную работу учащихся: проверку домашнего задания мы организуем таким образом, чтобы все были опрошены, для этого нескольких ученикам я подготовила  карточки с индивидуальными заданиями, на которые они должны будут дать ответ, а с остальными проведем опрос. Если работающие по карточкам справятся раньше, то карточки сдают и включаются в общую работу

  1. Этап актуализации знаний

Учитель: но не забываем, что нам нужно изучить вторую ногу Древней Греции – полис Древняя Спарта, потому как гласит пословица:  «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет». Без второй ноги в Древней Греции никуда. Давайте в наших тетрадях запишем дату и тему урока «Древняя Спарта». А теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке?

Ученики: ставят цель: Кто жил? чем занимались?

Учитель: хорошо. Познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса, кроме того мы с вами попытаемся сравнить Спарту с Афинами чем  же отличаются эти два полиса друг от друга, а чем они похожи между собой, для этого в ходе урока и продолжим с вами заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты. Колонка Афины  у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте

Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте?

Ученики отвечают. В Спарте детей сбрасывали с обрыва

Учитель: Молодцы! А почему? Ученики дают разные ответы.  Учитель подводит итог: Вот это и многое другое мы с вами попытаемся выяснить сегодня.

 

  1. Ориентировочный этап

Учитель: Перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства?

Ученики отвечают, что необходимо познакомиться с его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой.

  Учитель корректирует и выводит на экран слайд с планом урока

1)        Географическое положение Спартанского государства.

2)        Спартанцы и илоты.

3)        Управление Спартой.

4)        Воспитание спартанцев.

  1. Этап построения новых знаний

Поисково-исследовательский этап

1)        Географическое положение Спартанского государства.

 Учитель сообщает первый вопрос плана урока:   «Географическое

положение Спартанского государства», совмещая  рассказ с показом на  исторической карте.

Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелопса». Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Постепенно спартанцы подчинили себе области Мессению и Лаконику.

                                                             

Сообщение ученика - Миф о Пелопсе

Учитель интересуется, всё ли понятно ученикам, ученики отвечают.

2)        Спартанцы и илоты.

При рассмотрении второго пункта плана «Спартанцы и илоты» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, дает задание классу прочитать текст параграфа и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, определение илоты записать в тетрадь, а также подумать, что нужно занести в таблицу.

1. Кого называли илотами?  Записать в тетрадь (Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.)

2. Какие обязанности существовали у илотов? (Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)

3. Как обращались с илотами спартанцы? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству)

           

    Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы

       

Работа с иллюстрацией учебника

 После внесения учащимися данных о населении Древней Спарты учитель организует работу с иллюстрацией учебника

Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою.

Ученик описывает, как выглядит спартанец и строит свои догадки почему он так одет: шлем, щит, копье, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса.

Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему? спартанцы носили во время войны красную одежду. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем.

   

 Проведение физкультминутки

 Учитель организует проведение физкультминутки

Давайте мы свами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

3)        Управление в Спарте.

Учитель организует работу учащихся с текстом документа, при знакомстве с текстом вам нужно прочитать документ, ознакомиться и ответить на вопрос: какое занятие у спартанцев было самым главным.

Ученики знакомятся с текстом документа и находят ответ на вопрос – главным занятием спартанцев   была война.

 Учитель: молодцы, давайте внесем новые знания в таблицу.

         

Что мы из сказанного можем занести в таблицу о занятиях спартанцев, чем они занимались?

Линии сравнения

Афины

Спарта

Занятия

Садоводство, Мореплавание

 Виноградарство

 Скотоводство (овцы, козы)

Основные занятия ремесло и торговля.  

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

Учитель объясняет систему управления, организует зарисовку в тетрадь схемы управления

За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и никем неконтролируемой властью. В совет входили самые достойные не моложе 60 лет, в заседаниях участвовали пожизненно.

Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» и «против» сделанных ими предложений.

Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавались по наследству, но не была велика. Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.

Схема управления в Древней Спарте

Совет старейшин

2 царя – военачальники, командовавшие войском

28 старейшин

 самые достойные не моложе 60 лет

Народное собрание

Мужчины - спартанцы, не моложе 30 лет

Учитель: таким образом, государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих.

Учитель предлагает внести новые полученные данные в таблицу и записать определение в тетрадь.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Управление

Закладываются основы демократии.

Олигархия - власть немногих (спартанцев).

Учитель: Обращаю ваше внимание, что главной задачей государства было держать в повиновении илотов.  Запишем в 6 веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

-Давайте подведем итог проделанной работе.

Сравнили ли мы Афины со Спартой, выявили отличия?  

    4)        Воспитание спартанцев.

 При изучении четвертого пункта плана учитель обеспечивает просмотр  видеофрагмента «Воспитание мальчиков в Спарте», задает вопросы по видеофрагменту

  • Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство?
  • Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?
  • С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?
  • Почему питание мальчиков было скудным?
  • Какой должна быть речь спартанцев?

-Где бы вам больше хотелось  жить в Спарте или в Афинах? Почему?

Учитель интересуется, нет ли у учащихся вопросов по Спарте. Ученики отвечают.

  1. Практический этап

Учитель организует работу в парах по составлению кластера из прилагательных,   которые охарактеризовали бы Древнюю Спарту, ее население и порядки. Учитель выборочно проводит оценку кластеров, задает вопросы паре.

1. лаконичный,   воинственный, творческий,  здоровый,   интеллектуальный, скудный, образованный, пьяный, гордый (лаконичный,   воинственный,  здоровый,   скудный,  гордый

2. демократичная, олигархическая, культурная, неукрепленная, воинственная, красивая, жестокая, роскошная, лаконичная (олигархическая, неукрепленная, воинственная, жестокая, лаконичная)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока:

1. Познакомились ли мы с общественным и государственным устройством Спарты? Ученики отвечают – да.

2. На все ли пункты совместно составленного плана найдены ответы.  Ученики отвечают – на все

 Учитель предлагает произвести самооценку работы на уроке,  ответить на рефлексивные вопросы ученики прикрепляют к доске смайлики:

Самооценка: как я усвоил материал:

Вот посмотрите, какая картинка у нас получилась – позитивная, из нее следует, что большинство учеников усвоили материал. Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание, предлагает сравнить свою самооценку с оценкой учителя. Предлагает работать  в дальнейшем по развитию умения правильного оценивать себя и других

Благодарю всех за работу на уроке.

   Домашнее задание

Учитель организует дифференцированное  домашнее задание:

  • Для сильных учеников – выполнить задания в рубрике «Подумайте»
  • Для средних учеников – подготовить сообщение по теме «Лаконичная речь»
  • Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте  себя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Афины и Спарта греческие города-полисы" в рамках ФГОС

Афины и Спарта - греческие города-полисы. 5б класс Учитель: Князева Галина Григорьевна. Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока Ожидаемый результат Создать условия для формиро...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "Афины и Спарта" 5 класс

Урок по истории Древнего мира "Афины и Спарта" 5 класс разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе изучения данной темы у учащихся формируется умение сравнительного анализа греческих полисов...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Древняя Спарта"

  Тема «Древняя Спарта» относится к разделу «Древняя Греция» курса «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс учебник под редакцией А.А.Вигасина,...