Методическая разработка урока "Афины и Спарта" 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Ильютченко Ольга Евгеньевна

Урок по истории Древнего мира "Афины и Спарта" 5 класс разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе изучения данной темы у учащихся формируется умение сравнительного анализа греческих полисов по их экономическому, политическому и культурному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_afiny_i_sparta_5_klass.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Порядки Афин и Спарты.

Цели урока:

Содержательная : дать возможность обучающимся выявить особенности развития Афин и Спарты , сравнивая факты истории этих греческих полисов, научиться сравнивать,  делать выводы об отличиях Афин и Спарты, выделяя признаки демократии и аристократии.

Деятельностная: создать условия для развития исследовательских навыков обучающихся на уроке, умения выделять причинно-следственные связи противостояния самых больших и знаменитых полисов- Афин и Спарты, умения давать собственную оценку порядкам , существующим в Афинах и Спарте.

План урока:

  1. Проблема: почему Афины и Спарта часто ссорились?
  2. Поиск решения: сравнение Афин и Спарты по четырем сферам общественного развития-хозяйственная жизнь, управление, общественное деление, культура.

Примерный вывод по проблеме:

Полное отличие во всех сферах общества могло вызвать противоречия между Афинами и Спартой в борьбе за господство в Древней Греции.

Обязательный минимум содержания: демократические Афины, аристократическая Спарта.

Ход урока:

Действия учителя

Действия ученика

  1. Создание проблемной ситуации . Формулирование проблемы.

Рассмотрите « вектор времени» перед  п. 23( с. 146) . Какой временной промежуток выделен особенно( закрашен) ?

Откройте хронологическую таблицу на с.122 , выберите даты, которые относятся к 7-6 векам до н. э.

о каких полисах сегодня пойдет речь?

( Пишет тему на доске:

Древнегреческие полисы- Афины и Спарта)

В древности про Афины и Спарту говорили: « это две ноги , на которых стоит Эллада», « два коня, запряженные в одну колесницу». Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?

Однако историки утверждают , что Афины и Спарта часто воевали и ссорились между собой.

Какой возникает вопрос?

Почему Афины и Спарта часто ссорились?

Какие у вас предположения?

Версия: разные порядки.

2.Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Вспомним, что мы знаем по этому вопросу?

Задание.  Раздели изученную тобой историю Древней Греции на этапы.

Отметим на « векторе времени».

Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Что нам надо проанализировать?

Пишет на доске:

Сравнить Афины и Спарту :

Хозяйство;

Общественное деление;

Управление;

Культура.

3.Поиск решения проблемы( открытие нового знания)

Все необходимые факты мы будем заносить в таблицу, в соответствующую колонку, как показано в учебнике на с. 146

1.Хозяйство Афин и Спарты

По карте уточните, где находились Афины?

Работаем с учебником:

Прочитайте первый абзац первого пункта п. 23.

Определите по тексту , чем занимались афиняне? Как это связано с природными особенностями местности?

Запишите кратко в таблице основные занятия афинян.

Теперь посмотрим , где находится Спарта?

Узнаем, как была организована хозяйственная деятельность спартанцев и связано ли это с природными условиями территории?

Прочитайте первое предложение из второго пункта на с.149. На что указывают данные факты?

Запишите кратко, чем занимались спартанцы в таблицу.

Сравним хозяйственную деятельность Афин и Спарты. Какой можно сделать вывод?

  1. Общественное деление

Так же читаем текст пункта, ищем ключевые слова, заносим в таблицу.

Какой можно сделать вывод при сравнении?

  1. Управление

Для того, чтобы подвести учеников к понятию « демократия» необходимо обсудить законы Солона, которые заложили основы демократического управления в Афинах. В Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами.

- Кто стал единоличным правителем Афин в 594г. до н. э – представитель демоса или аристократии?

- Что известно о его законах?

- Почему Солон приказал убрать с полей долговые камни?

-как это могло повлиять на могущество Афинского государства?

-Почему Солон приказал отпустить на волю должников  и выкупить тех, кто был продан на чужбину?

-Можем ли мы сказать , что Солон был патриотом своей страны?

-Итак, Солон сыграл в конфликте аристократов и демоса роль третейского судьи, не заняв ни одну из крайних позиций. Это был первый опыт компромисса в управлении государством. Как вы понимаете это слово?

- Что нового внес Солон в формирование армии?

-Почему граждане несли военные обязанности в соответствии со своими доходами?

-Считаете  ли вы это справедливым?

-Были ли все представители демоса бедняками?

- Почему Солон принял законы выгодные демосу?

Знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством, в нем начали участвовать все граждане полиса. Собирается народное собрание, более справедливым становится суд. В Афинах появилась демократия, то есть власть народа.

В словаре прочитайте, что такое демократия? Выделите ключевые признаки этого понятия.

Используя текст пункта № 1 п. 23 докажите, что в Афинах установлена демократия.

Запишите кратко в таблицу способ управления в Афинах.

Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах?

Можно ли Спарту назвать демократическим государством?

Найдите доказательства в тексте ( с. 149)

Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов.

Как называется такой способ управления государством?

Запишите в таблицу.

Сравните способы управления государством в Афинах и Спарте. Какой можем сделать вывод?

Спарта не имела крепостных стен. Докажите, что лучшими стенами для Спарты были ее граждане?

Используя текст, с.150 , составьте список личных качеств , которые воспитывались у спартанских детей. Все ли они положительные?

Какие порядки Древней Спарты тебе, человеку 21 века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?

Сравните порядки Афин и Спарты. В каком городе и почему хотели бы жить вы?

  1. Культура

Что было свойственно афинянам в культуре?

Обозначьте одним словом особенности культурного развития афинян.

Что ценили спартанцы?

Запишите в таблицу одним словом.

Сравните особенности культурного развития афинян и спартанцев. Какой можно сделать вывод?

Таким образом, мы заполнили с вами таблицу:

Вопросы

Афины

Спарта

хозяйство

Земледелие, ремесло, морская торговля

земледелие

Общественное деление

Граждане-труженники, рабы- чужестранцы

Граждане- воины, илоты( рабы с хозяйством)

Управление

демократия

аристократия

Культура

Ораторы

лаконизм

Вывод: полное отличие во всех сферах общества.

4 Выражение решения проблемы. Применение знаний.

Итак, мы проанализировали порядки Афин и Спарты. Какой ответ на основной вопрос мы можем дать?

Что  сегодня интересного вы узнали о развитии Древних Афин и Спарты?

Д/з: параграф 23, вопросы 1-5 с. 152

7-6 века до н. э.

650-600 гг. до н. э. покорение Спартой соседних областей

594г до н. э.  законы Солона в Афинах и т. д.

Афины и Спарта

Записывают в тетрадь

Они должны были дружить

Предлагают разные варианты проблемы.

Записывают в тетрадь

Предполагают- из-за земли, кто сильнее, кто главнее и т. д.

Эти полисы разные, поэтому возникают противоречия.

1 этап- появление греков на Балканском п-ве в 3 тыс. до н. э.

2 этап- образование Критского и Микенского царств- 2 тыс. до н. э.

3 этап- « темные века»- возврат Греции к первобытному прошлому- 1 тыс. до н. э.

4 этап- образование в Греции городов- государств- полисов-1 тыс. дон. Э.

Какие порядки были в Афинах и Спарте, сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.

Чем занимались, какое было управление, культура.

Запись в тетрадь.

Работа по карте ( в Аттике)

Индивидуально, самостоятельно работают с учебником. Делают вывод.

Заполняют таблицу ( земледелие, ремесло, морская торговля)

Работа по карте ( центр Лаконии)

Устные выводы учеников.( земледелие, ремесло и торговля были позорными занятиями, мореплавание развито хуже из-за гор)

Запись в тетрадь, продолжение заполнения таблицы.

В Афинах и Спарте по-разному была организована хозяйственная деятельность.

Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы.

Афины: граждане- труженики, рабы.

Спарта: граждане-воины, илоты.

Делают вывод, что общественное устройство у афинян и спартанцев тоже разное.

Солон, аристократ

Работают с текстом во фронтальном диалоге ( с. 147-148)

Это было необходимо для того, чтобы прекратить борьбу аристократов и демоса.

Работа со словарем.

Делают выводы:

-свобода слова, выбора

-законы принимались всеми гражданами

- бедняки могли выбирать правителей

Делают записи в тетрадь.

Работа с текстом на с. 149

Выводы: совет старейшин состоял из только из представителей аристократии. Народное собрание собиралось редко, только для избрания совета старейшин.

аристократия

Записывают в таблицу.

Способы управления разные.

 Аргументировано высказывают свое мнение.

Умение правильно, красиво говорить свои речи.

Записывают в тетрадь « ораторы»

краткие и точные высказывания.

Записывают « лаконичность»

Разное

В тетради у учеников и на доске

Афины и Спарта часто ссорились, т. к. это были совершенно разные полисы со своими порядками и законами. На это указывает полное отличие во всех сферах общества.

Ответы учеников

Спасибо за интересный урок!

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области

        Методическая разработка урока по истории Древнего мира

        

        по теме: « Афинская демократия и спартанские нравы»

        5 класс

 Составила: Ильютченко Ольга Евгеньевна                                                                                    

        Учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

        2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....

Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс

В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...