Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»
методическая разработка по музыке на тему

Дудина Оксана Валерьевна

        Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокально-хоровой работе с детьми, от которого будет зависеть в целом весь учебно-воспитательный процесс.

          Как показывает практика, не все учащиеся в полной мере могут свободно выражать свои эмоции и ощущать внутреннее переживание содержания слова- «живое словоинтонирование». Именно этот факт послужил толчком к написанию данной методической разработки, в которой раскрываются некоторые вопросы, связанные с преодолением таких психологических качеств как застенчивость, робость, боязливость, внутренняя зажатость. Детский певческий коллектив рассматривается как инструмент воспитания личности при условии, если у детей сложилось эмоционально-положительное отношение к коллективу и к самой певческой деятельности. В основе обучения хоровому пению должен лежать эмоциональный интерес. Чувство интереса в пении является движущей силой в процессе обучения. Чтобы его вызвать в детях, необходимо будить в них творческую активность.

       В работе представлен игровой метод, т.к. присущий ему фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности будет способствовать формированию устойчивого, положительного интереса и деятельного мотива   к певческой деятельности в целом. Также рассматриваются интересные приемы речевой живописи, декламации, зрительных образов и пластического интонирования через различные виды творческой деятельности.

       Методическая разработка может быть полезна для ознакомления и использования в работе преподавателей ДМШ, ДШИ на занятиях хорового класса с детьми младшего школьного возраста, а также для преподавателей работающих в подготовительных группах ДМШ и для практического применения в качестве дополнительного дидактического материала студентам отделения «Хоровое дирижирование» на занятиях по педагогической подготовке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_slovotvorchestvo.docx35.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Камчатское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камчатский колледж искусств»

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу

«Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

Составитель:

Дудина Оксана Валерьевна-

преподаватель хоровых дисциплин КГБПОУ ККИ

Петропавловск-Камчатский

                                                    2018

Аннотация

        Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокально-хоровой работе с детьми, от которого будет зависеть в целом весь учебно-воспитательный процесс.

          Как показывает практика, не все учащиеся в полной мере могут свободно выражать свои эмоции и ощущать внутреннее переживание содержания слова- «живое словоинтонирование». Именно этот факт послужил толчком к написанию данной методической разработки, в которой раскрываются некоторые вопросы, связанные с преодолением таких психологических качеств как застенчивость, робость, боязливость, внутренняя зажатость. Детский певческий коллектив рассматривается как инструмент воспитания личности при условии, если у детей сложилось эмоционально-положительное отношение к коллективу и к самой певческой деятельности. В основе обучения хоровому пению должен лежать эмоциональный интерес. Чувство интереса в пении является движущей силой в процессе обучения. Чтобы его вызвать в детях, необходимо будить в них творческую активность.

       В работе представлен игровой метод, т.к. присущий ему фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности будет способствовать формированию устойчивого, положительного интереса и деятельного мотива   к певческой деятельности в целом. Также рассматриваются интересные приемы речевой живописи, декламации, зрительных образов и пластического интонирования через различные виды творческой деятельности.

       Методическая разработка может быть полезна для ознакомления и использования в работе преподавателей ДМШ, ДШИ на занятиях хорового класса с детьми младшего школьного возраста, а также для преподавателей работающих в подготовительных группах ДМШ и для практического применения в качестве дополнительного дидактического материала студентам отделения «Хоровое дирижирование» на занятиях по педагогической подготовке.

Введение

          Многие деятели в области эстетического воспитания указывают на важность и необходимость формирования культуры чувств и эмоций у детей. В этом смысле вокально-хоровое искусство наиболее действенно влияет на развитие эмоциональной сферы. В одной из своих книг Б.Неменский пишет о слабой развитости у некоторой части подрастающего поколения чувств и эмоций, доходящей до эмоционального невежества. «Заучить» чувства нельзя. Их можно только воспитать. В основе обучения хоровому пению должен лежать эмоциональный интерес. Нужно сказать, что интерес у детей появляется только в том случае, когда усвоение идет не только чувством, но и разумом. Осознанное восприятие конкретных учебных задач влечет за собой необходимость и целесообразность кропотливой работы на уроках хорового класса. Сознательное восприятие всего процесса обучения воспитывает в детях способность к анализу и сопоставлению, что важно в вокальной работе для воспитания вокального слуха.    

         Эмоционально-волевая воспитанность отражается в эмоционально-оценочном отношении к миру, к собственной деятельности. Знания и умения ребенка в пении могут не совпадать с его с отношением к певческой деятельности.  В практике детского исполнительства нередко можно встретить такое явление, когда хор владеет вокальной техникой, поет сложный репертуар, но далеко не все певцы данного хора любят петь. Таким образом, они усвоили умом определенные знания и навыки, а сфера чувств осталась незатронутой, как следствие их равнодушие к певческой деятельности, активное нежелание. Это влияет на поведенческую сторону на занятиях.

         Хоровое пение – это искусство объединяющее музыку и поэзию.    Содержание ее раскрывается через музыкальную интонацию – мелодию и через поэтический текст. Работа над словом в хоровом произведении играет значительную роль в процессе его разучивания.  Для положительных результатов необходима систематическая и целенаправленная работа, которая будет способствовать нахождению нужных эмоциональных переживаний.  

          В этом направлении ведется поиск интересных методов и приемов, новых разработок, подходов к решению задач, связанных с эмоциональным восприятием нужного образа и формированием активной творческой, неравнодушной личности ребенка.

Цель:  

- Реализовать игровой метод в условиях хоровой репетиции, который будет направлен на воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся  

- Освоить различных приемы и виды творческой деятельности на занятиях по хоровому классу

Образовательные задачи:

- изучение методов и приемов, способствующих активизации эмоциональной сферы

- формирование навыка импровизации

- изучение дидактического материала: стихотворения, скороговорки

- формирование умений выражать свое отношение к музыкально-игровому образу через яркоокрашенную речь, мимику, жест

Развивающие задачи:

- развитие творческих задатков учащихся

- развитие творческой активности и самостоятельности, необходимой для выразительного исполнения дидактического материала  

- развитие музыкально-образного мышления учащихся

- развитие вокально-слуховых представлений о выразительных возможностях эмоциональной речи

Воспитательные задачи:  

-  воспитание эмоционального отклика на образы, содержащиеся в дидактическом материале, выражающие различные эмоциональные оттенки чувств

- воспитание у детей эстетического отношения к звучанию голоса

- воспитание доброжелательности к пению своих сверстников при оценке качеств звучания голоса, не допустить обидных ситуаций для наиболее слабых учеников

- воспитание интереса к певческому творчеству и к певческой деятельности

Основная часть

2.1.   Игровой метод в условиях хоровой репетиции.

          На занятиях по хоровому классу применяются методы стимулирования музыкальной деятельности для создания эмоциональной творческой атмосферы, а именно метод эмоционального воздействия. Эффективность метода зависит от отношения преподавателя, его авторитета и учащегося. Сильное эмоциональное воздействие на ребят можно оказать, только в обстановке доверия и взаимопонимания.  

        Для учащихся младшего школьного возраста, для яркого раскрытия  образа музыкального произведения, его поэтического текста   будет способствовать игровой метод.  Игра является ценнейшим элементом урока, а создание игровой ситуации служит одной из важнейших целей – увлечь детей певческим процессом.      

          В игровых ситуациях легче организовать «творческое пространство». Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие и совершенствование умений и   навыков через слуховой, зрительный и двигательный образы, так как в процессе игры они проявляются не изолировано, а в тесном взаимодействии. При использовании игрового метода педагогическое управление усложняется и приобретает новые формы.

        В связи с этим, при совокупности различных видов деятельности на хоровых занятиях происходит интеграция музыки, слова и движения. Такой комплексный подход, объединяющий в сознании детей элементы различных видов деятельности, приводит к пониманию того, что все искусства развиваются по общим законам.

        Творческие занятия обогатились благодаря введению двух новых разделов: ритмической декламацией и словотворчеством.

   

2.2.  Ритмическая декламация

      На основе речевых ритмов перед учащимися раскрывается богатство метроритмических форм. Но речь идет не просто о точной ритмической имитации характерного звучания слов, а прежде всего о внутреннем эмоциональном переживании содержания слов, его эстетической и выразительной ценности. Непосредственная связь речи и музыкального ритма вызывает чувство эвритмии (приятное ощущение от согласованности ритмов). Эвритмия содействует слиянию декламации, зрительных образов и внутренних чувств в одно «полифоническое» ощущение.

    Декламация оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и певческий голос, певческое дыхание: если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позиции. Все речевые упражнения проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и силой звука. Особое внимание уделяется метроритмической структуре слова, его мелодико-интонационному произнесению и его звучания (светлое-темное, прозрачное-тусклое, легкое-вязкое, звонкое-гулкое).

   2.3. Словотворчество: виды творческой деятельности

     Основной акцент в выборе приемов творческой деятельности   приходится на декламацию стихов, музыкальную живопись и движение или пластическое интонирование, это игра со звуками, словами и ритмом.

  1. Игра со звуком. Пропевание звуков

В этом виде деятельности выявляется звуковая живопись.

Разговор с пчелой.  

                      М.Богородицкая

Меня ужалила пчела

Я закричал: «Как ты могла?»

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок ?»

Ведь он мне был ужасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!»

Детям предлагается выучить стихотворение наизусть, так как свободное владение текстом облегчает творческую деятельность на уроке.

Главной задачей при выполнении данного упражнения, является образное чтение стихотворения, выделяя согласный звук-  ж.

«Лягушки»

            И.Токмакова

Чьи там крики у пруда ?

КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши,

Надоела нам вода.  

 Ребятам предлагается читать стихотворение выразительно, нараспев, выделяя слог «КВА», пропевая гласный звук – А. На активизацию гласных звуков А, И, У, О. 

«Пара барабанов»

                И.Сельвинский

Пара бараБАнов,

Пара бараБАнов,

Пара бараБАнов

Била бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била бой.  

Выделение ударного слога в слове «барабанов» в первом куплете, а во втором прочесть ровно гудящим звуком.

      «Воробушки»

                       В.Берестов

О чем поют воробушки в последний день ?

-Мы выжили! Мы дожили! Мы живы! Живы мы!

 

 Перед учащимися ставится цель – образное чтение. В словах выжили, дожили, живы -  пропевается первый слог, делается акцент на мягкое звучание. Главная цель в игре со звуком это выявление звукописи, выразительности,  распевности, мягкости, твердости, изобразительности звука. Можно ставить различные задачи.  

Ощущение регистра

Певцам предлагается воспроизведение текста в разных голосовых регистрах (фальцетное или грудное голосообразование) в зависимости от роли – волка или лисы.  

«Волк и лиса»  

             С.Маршака

  Серый Волк в густом лесу

 Встретил рыжую Лису:

- Лисавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

-Ничего идут дела,

  Голова еще цела.

 - Где ты был?

 - На рынке.

 - Что купил?

 - Свининки.

 - Шерсти клок.

  Ободрали правый бок,

  Хвост отгрызли в драке.

 -Кто отгрыз ?

 - Собаки.

 - Сыт и милый куманек?

 - Еле ноги уволок !

Игра «Буквы заблудились»

 Певцам предлагается следующая игра со звуками в словах: с беглыми гласными, глухими, звонкими согласными, а также орфографическими ошибками.  

         «Штранная иштория»

                                   П.Синявский

Встретил жук в одном лесу симпатичную осу:

- Ах какая молодец! Пожвольте познакомиться,

-Уважаемый прохозый, ну на стозтэто похозэ!

-Вы не представляете, как вы сепелявите.

 И красавица оса улетела в небеса.

- Штранная гражданка….наверно иноштранка.

Жук с досады кренделями по поляне носится:

-Это ж надо было так опростоволосится!

Как бы вновь не окажаться в положении таком ?

Нужно шрочно заниматься иноштранным яжиком.

Предлагается детям найти орфографические ошибки и выяснить почему автор использовал именно эти согласные.  

Можно обыграть стихотворение: жук, оса, автор (чтец). Проследить за четким произношением звонкие согласные звуки – З, Ж, и шипящий Ш

 

2. Декламация с жестами и движениями.

               «Ветер»  

        М. Исаковский  

Осторожно ветер из калитки вышел,

 Постучал в окошко, пробежал по крыше.

Поиграл немного ветками черемух

Пожурил за что-то воробьев знакомых.

 И расправив бодро молодые крылья, полетел куда-то

 Полетел куда-то вперегонку с пылью.

     Для развития воображения певцам предлагается следующая игра, в которой важно не только выучить наизусть стихотворение, но и используя пантомиму изобразить сцену из него. Например, один учащийся читает, а другой изображает, используя жесты и движение.

3. Декдамация с ритмическим инструментальным сопровождением.

               «Ежик и барабан»

                        Г.Виеру

С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум!

Целый день играет ежик, бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно, бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!

И удары раздавались, бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум!

 

    Главная цель упражнения развитие чувства ритма. Каждый участник хора на словах «бум-бум-бум!» хлопает в ладоши. Заменить хлопки могут также шумовые инструменты, предпочтительно ударные (барабан, ложки, тон-блок).

      «Веселый старичок»

                                     Д.Хармс

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто.

Ха-Ха-Ха да Хе-Хе-Хе

Хи-Хи-Хи да Бух-Бух!

Бу-Бу-Бу да Бе-Бе-Бе,

Динь-динь-Динь да Трюх-Трюх!

Раз увидев паука страшно испугался,

Но схватившись за бока громко засмеялся.

Раз увидев стрекозу очень рассердился,

И от смеха на траву так и покатился.

Гы-Гы-Гы да Гу-Гу-Гу  

Го-го-Го да Бах-Бах!

Ой, ребята не могу! Ой, ребята Ах-Ах!  

       В стихотворении используется декламация и «телесная игра», который заключается в образовании детьми разнообразных движений (хлопки, шлепки, щелчки, топот). Этот способ простейшей инструментальной импровизации. «Телесная» игра позволяет более интенсивно переживать ощущение эвритмии в разнообразных декламационно-двигательных, музыкально-двигательных упражнений и играх, усиливает ощущение динамики и выразительности движения, способствует вокальной и речевой активности.

4. Интонирование.

Совокупность выразительных средств стихов и музыки.

 Хористам предлагается проинтонировать слова с разным динамическим оттенком. Дополнительные цели- утрированное произношение согласного звука – р.  

          «Радость»                                                            

  М.Карем, перевод В.Берестова                                                                                                                

Радость пробежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки.

Радуется клен, что он силен:

Радугу на ветке держит он.

«Серый день»

               М. Карем

Целый день сегодня серы

Тучи в небе, крыши, скверы.

 И домишкам из фанеры

 Стали серы, как пещеры.

  Листья серы, гнезда серы,

   И колодцы, и вольеры,

   И терьеры, и пантеры,

    И жирафы тоже серы.

Ускорение и замедление темпа.

«Убежало молоко»  

                      М. Богородицкая

Убежало молоко,

Убежало молоко!

 Вниз по лестнице скатилось,

Вдоль по улице пустилось

Через площадь потекло

Постового обошло,

Под скамейкой проскочило,

Трех старушек подмочило.

Угостило двух котят,

Разогрелось и назад:

Вдоль по улице летело,

Вверх по лестнице пыхтело,

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

 Тут хозяйка подоспела:

-Закипело?

-Закипело!

Ощущение мажора и минора.

«Кислые стихи»

              Э. Мошковская

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасное

Кислое мороженое…

        «Радость»  

            К. Чуковский

Рады, рады ,рады светлые березы

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады темные осины,

И на них от радости растут апельсины.

Декламация стихотворения с учетом эмоциональной окрашенности образа. Преподавателю необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок осмыслил и прочувствовал каждое слово.

5. Игра со скороговорками.

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку, велика для норки корка.

Промурлыкал рыжий кот, попросил он бутерброд.

Бутербродик с сыром и пирог с  кефиром.

 Погрузил Егор на санки

 Триста тридцать три баранки.

 Санки быстро развалились-

 Все баранки раскатились.

 

 Скроил скворец сороконожке

 Сороконожкины сапожки

 Сошьет скворец исправно в срок

 Все сорок скроенных сапог.

    Скороговорки очень благотворно влияют на развитие артикуляционного аппарата. Вначале разучиваем в медленном темпе. Читать скороговорку можно с использованием следующих приемов:  пропевая ее на одном тоне гудящем звуком, артикулируя беззвучно, а также с ритмическим сопровождением.  Подобные упражнения необычайно растормаживают артикуляционные органы детей и могут быть использованы в вокальных упражнениях.

Заключение

    Какие бы цели и задачи, а также методические задания не входили в план урока, работа над словом, как неотъемлемым компонентом певческого процесса не должна выпускаться из поля зрения преподавателя, должно уделяться внимание смысловой нагрузке слова, чтобы речь приобретала эмоциональную окрашенность.  

    Декламация, музыкальные и ритмические игры – это прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, интеллекта и музыкального воображения. Благодаря яркому, образному дидактическому материалу удалось побороть застенчивость, боязливость, скованность детей, значительно развить их фантазию, образное мышление, сделать успешным эмоциональное восприятие, сформировать артистические способности. Учащиеся стали с большим интересом относиться к хоровым занятиям.

    При таком взаимодействии различных видов творческой деятельности содержание певческого  процесса заметно обогатиться, открывая  большой простор для выражения творческой фантазии и выявляя индивидуальные способности каждого юного певца.

         

                          Список используемой литературы

1.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М.: Прометей,1992 - 270 с.

2. Никольская-Береговская К.Ф. «Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми». – методическое пособие в помощь обучающим пению. М.:1968 – 15с.

3. Антонова Л.Г. «Развитие речи» - Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: академия развития,1997-224 с.

4. Литературно-музыкальный альманах № 2, ред. И.Токмаковой, Ю.Саульского, А. Беликовой -ЗАО РИФМЭ, 1999- 160с.

5. Музыкальные скороговорки для детей младшего и школьного возраста «Развеселый разговор» - М. «Музыка» сост. М. Погребинская, 1994 – 95с.

6. МихайловаМ.А. «Развитие музыкальных способностей детей». Популярное пособие для родителей педагогов. - Ярославль: академия развития,1997-240 с.

                                          Содержание

1. Аннотация…………………………………………………...2

2. Введение………………………………………………………………3

3. Основная часть

        2.1.  Игровой метод в условиях хоровой репетиции………….6

        2.2.  Ритмическая декламация…………………………………..7

        2.3. Словотворчество: виды творческой деятельности……...7

3. Заключение…………………………………………………………...17

4.   Список используемой литературы…………………………….....18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Развитие эмпатии учащихся младших классов ДШИ через предмет «Слушание музыки».

Методическая разработка посвящена проблеме музыкального развития ребенка. Одним из основных ценностных ориентиров свременного музыкального образования является проблема развития личности ребенка, в ча...

методическая разработка "Игры в младших классах на уроках английского языка"

Эта разработка будет полезна начинающим учителям английского языка в работе с начальными классами. Здесь представлены игры по разным темам....

Методическая разработка для учащихся 5 класса "Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина"

Игра-викторина по сказкам А. С. Пушкина разработана для внеклассной работы по литературе для учащихся 5 класса...

Тезис "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ"

В данном материале рассказывается как можно провести иследование об общей координации в баскетболе...

Методическая разработка "Подготовка учащихся 5 класса к ВПР"

В работе раскрыты некоторые приемы работы на уроках, используемые мною, которые помогают готовить пятиклассников к Всероссийской проверочной работе....

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...