Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_slova_i_muzyki.docx503.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Взаимодействие слова и музыки.

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов; выявить общие для литературы и музыки понятия «интонация», «предложение», «фраза».

Материалы к уроку: репродукции портрета А. С. Пушкина работы В. Тропинина, портрет Ф.И. Шаляпина работы В. Серова, портрет композиторов В. А. Моцарта, М. И. Глинки; карточки с заданиями; карточки с оценкой урока; музыкальный материал: финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, романс «Я помню чудное мгновение» М. И. Глинки на стихи А.С. Пушкина, фрагмент из первой части Симфонии № 40 В. А. Моцарта, «Песня варяжского гостя» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».

Ход урока:

1.Организационный момент

- А тема нашего урока «Два великих начала». О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

- Прочитайте эпиграф к уроку.

Запись на доске:

«Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок». Кристоф Глюк.

- О каких двух видах искусства рассуждает австрийский  композитор Кристоф Глюк?   (Музыка и поэзия)

- Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Дети не дают верного ответа)

(Работа с раскраской)

- Проведём эксперимент. Рассмотрите рисунок на слайде. Что вы о нём можете сказать? Чего не хватает этому рисунку?

- Добавим красок. Что изменилось?

Вывод:

- Какую роль играет музыка по отношению к поэтическому произведению?

(Музыка придаёт поэтическому произведению выразительность, эмоциональность, красочность.)

- Верно, ребята. И сегодня на уроке мы не раз убедимся в справедливости этих слов.

Запись вывода  в тетрадь.

2. Взаимодействие слов и музыки

- «Слово» и «Музыка» - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры - песни и романсы, оперы и даже симфонии.

  • Давайте послушаем отрывок из одного такого шедевра. Творение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром.

Звучит финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского.

- Как звучала музыка? (Музыка звучала весело, задорно, очень быстро, зажигательно, как-то по-весеннему.)

Правильно, так как основой финала стала русская народная песня «Веснянка», которой обычно зазывали весну, а с ней и тепло, и хороший урожай. Мелодии, имеющие песенную природу, встречаются у многих композиторов. Так, например, в финале Четвертой симфонии П. Чайковского  используется русская народная песня «Во поле берёза стояла». 

(Запись в тетради названия произведения, имени автора, поэтической основы)

- А как воздействует на музыку поэзия? Проведём ещё одно наблюдение.

-Можем ли мы определить настроение художника по картине? (Да, тревожное, чувствуется напряжение)

-Какая жизненная картина  вызвала такое настроение у художника? (Можем только догадываться, т. к. нет конкретных образов)

- Что добавилось к яркости красок на рисунке львовского художника Михаила Демчука?(Рисунок)

- Как это изменило картину? (Появился смысл, точнее выражены чувства:тревога смешивается с восхищением красотой вечернего заката)

Вывод:

- Как же воздействует на музыку поэзия?

Запись в тетрадь:

Поэзия способна придать музыке новое звучание; она обогащает её смыслом, оттенками чувств, делает более доступной для понимания.

- Как вы думаете, а любое ли стихотворение может стать основой музыкального произведения? (Нет, не любое, так - как стихотворение должно состоять из таких слов, которые легко поются, у него должен быть особый удобный ритм.)

- Как вы думаете, исполнение музыкального произведения зависит от того, кто его поёт? (Конечно, ведь тембр голоса придаёт дополнительные краски, эмоциональность, и дальнейшая жизнь музыкального произведения часто зависит от исполнителя.)

- Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина на стр. 38 учебника. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым. (В презентации дан портрет Ф. Шаляпина, 1902 г., худ. Н. Кузнецов). Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости.

- Послушайте фрагмент «Песни варяжского гостя» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (либретто Н. А. Римского-Корсакова и В. Бельского).

О скалы грозные дробятся с рёвом волны

И, с белой пеною крутясь, бегут назад.

Но твёрдо серые утёсы выносят волн напор

Над морем стоя.

- Какие дополнительные краски придаёт голос Шаляпина этим строчкам?

(Передаёт мощь стихии, силу и мужество героя, преодолевающего все трудности пути)

 «Гениальный сын земли русской» - эти слова начертаны по-французски на могиле величайшего певца. История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему.

  • Романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье...»

- Кому знакомы эти замечательные строчки?

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты.

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты...

Скажите, кто является автором этого стихотворения? (Это стихотворение написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.) На странице 39 вы видите знаменитый портрет Пушкина, написанный Василием Андреевичем Тропининым.

C:\Users\galina-muz\Desktop\Разработки уроков\Алеев 5 класс уроки\Урок 5\Пушкин.png

Александр Сергеевич Пушкин

1799 — 1837

Русский поэт, драматург и прозаик

Это стихотворение А. Пушкина легло в основу романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье...» - одного из лучших русских романсов XIX века. Сохранив поэтический образ, звучность, ритм пушкинского стиха, Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в настроении и сумел стать равным великому мастеру стиха.

C:\Users\galina-muz\Desktop\Разработки уроков\Алеев 5 класс уроки\Урок 5\Глинка.png

Михаил Иванович Глинка

1804 — 1857

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы

М. Филатов. Портрет. М. И. Глинки

C:\Users\galina-muz\Desktop\Разработки уроков\Алеев 5 класс уроки\Урок 5\Предполагаемый портрет Анны Керн. А. Арефов-Багаев. 1840-е гг..jpg

Предполагаемый портрет Анны Керн. А. Арефов-Багаев. 1840-е гг.

C:\Users\galina-muz\Desktop\Разработки уроков\Алеев 5 класс уроки\Урок 5\Екатерина Ермолаевна Керн (1818 — 1904).jpg

Екатерина Ермолаевна Керн. 1818 — 1904 гг.

Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка посвятил музыку её дочери Екатерине. Сейчас мы с вами послушаем это замечательное творение и свои наблюдения занесём в таблицу.

 (Таблицы раздаются каждому ученику)

А. С. Пушкин, М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье…»

Содержание

Как звучит музыка

1 ч.

Зарождение любви

Легко, певуче, светло

2 ч.

Разлука

Напряжённо, тревожно, резко, замедленно, успокаивается

3 ч.

Счастье новой встречи

Вдохновенно, легко, светло

Слова для справок: вдохновенно, драматично, замедленно, легко, напряжённо, певуче, резко, светло, тревожно, успокаивается

 (Слушание романса в записи, заполнение таблицы).

- На сколько частей можно разделить романс? О чём эти части рассказывают и как они звучат? (Первая часть романса говорила о зарождении любви, о том, что это было чудное мгновение. Мелодия звучит легко, певуче, светло, ритм ровный, средняя часть рассказывает о разлуке, чувствуется напряжение, тревога, сопровождение становится более резким, драматичным. Затем музыка постепенно успокаивается и замедляется. А в третьей части говорится о счастье новой встречи. Звучит та же вдохновенная мелодия, что и в первой части.)

Романс заканчивается так же, как начинается: очень мягко и благородно. Музыка чётко следует за содержанием стихотворения, она чутко откликается на каждое настроение, каждую фразу.

- Ребята, кто услышал, в сопровождении какого музыкального инструмента исполнялся романс? (фортепиано)

Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы предано забвению.

З. Вокально-хоровая работа

- Послушайте произведение.

Слушание романса М. И. Глинки «Жаворонок». Слова Н. Кукольника.

- Назовите это произведение. (Мы узнали эту мелодию, это романс «Жаворонок». Музыка М. И. Глинки, стихи Н. Кукольника). Мало кто знаком с поэтическим наследием Нестора Кукольника, однако все знают нежно-задумчивого «Жаворонка», М. Глинки, написанные на его стихи.

 - Приготовимся к исполнению романса. (Дыхательная гимнастика)

Исполнение романса

Что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поётся? И могла бы тогда эта песня вообще появиться на свет? (Наверное, нет, потому что композитор писал эту песню исходя из слов, то есть «шёл» от содержания стихотворения. А эта песня действительно красива благодаря и словам, и музыке.)

4. Выразительные средства музыкальных произведений

Ответьте мне на вопрос, кто такой человек? Чем он отличается, скажем, от животных? (Он умеет разговаривать, а это может только человек.)

Совершенно верно, но ведь разговор разговору - рознь. Вот я, например, беру книжку и читаю в ней слова как попало. Скажем, так: «Зелёный ходит дуб налево, у Лукоморья говорит, златая ночью песнь учёный, направо кот на дубе том». Ну как, звучит? Нет, это же опять поэзия Пушкина, только как-то не так она звучит. А должно быть так:

C:\Users\galina-muz\Desktop\Разработки уроков\Алеев 5 класс уроки\Урок 5\0_88da2_c58c8eb_XL.jpg

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит ...

Видите, как замечательно разговаривает с нами Пушкин. Слова берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ, становятся живой, волшебной картиной. Можно произносить слова просто так, бездумно, попросту болтать. А можно говорить взволнованно, с чувством; можно рассказывать о смешном или печальном, можно хвалить или бранить. Но самая замечательная речь та, в которой есть смысл, красота, чувства.

 Так вот, ребята, музыка - это тоже речь, потому что в ней присутствуют и смысл, и красота, и чувства. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, даже чисто инструментального, можно услышать фразы и предложения, различные интонации, восклицания и вздохи - всё то, что является принадлежностью человеческой речи.

Послушайте начало  Сороковой симфонии В. А. Моцарта.

(Слушание первой части Симфонии № 40 В. А. Моцарта).

C:\Users\galina-muz\Desktop\Разработки уроков\Алеев 5 класс уроки\Урок 5\Моцарт.png

Вольфганг Амадей Моцарт

1756  — 1791

Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист

- Что вы можете сказать об услышанном произведении? (В этом произведении слышны интонации человеческого голоса, фразы, паузы, как будто для того, чтобы передохнуть и продолжить речь дальше. Слышны непрекращающиеся движения, стремление вперёд.)

Конечно, ведь всё это уводит нас в те далёкие времена, когда музыка и слово ещё не были отделены друг от друга. Человек трудился, грустил, танцевал и всегда при этом пел, так что и слово, и музыка, и танец возникли из одного источника, одной стихии.

5. Самостоятельная работа по карточкам.

Заполните пробелы:

Музыка придаёт поэтическому произведению ______________, __________________, _______________.

Поэзия способна придать музыке _______________; она обогащает её _______, ________________, делает более _______________________.

Общие для литературы и музыки понятия – «__________», «__________», «________».

  • Формулировка вывода по уроку.

6. Домашнее задание:

Параграфы 5, 6 (прочитать)

Задание № 3 на с. 44

7. Оценки.

8. Рефлексия.

-Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Оказался ли он полезным: научил ли вас чему-то? Был ли урок интересен? Поместите на доске свою звёздочку.

(Раздать чистые листочки для вопроса)

- На все ли вопросы были даны ответы. Запишите вопрос, на который не получили ответа.


Приложение 1

А. С. Пушкин, М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье…»

Содержание

Как звучит музыка

Слова для справок: вдохновенно, драматично, замедленно, легко, напряжённо, певуче, резко, светло, тревожно, успокаивается


Самостоятельная работа

Заполните пробелы:

Музыка придаёт поэтическому произведению ______________, __________________, _______________.

Поэзия способна придать музыке _______________; она обогащает её _______, ________________, делает более _______________________.

Общие для литературы и музыки понятия – «__________», «__________», «________».


Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе

Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."...

Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе

Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе на тему "Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского"...

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»

В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследова...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"

Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...

Интегрированный урок литературы и музыки. Тема: "Природа в звуке, слове, цвете. Весна."

Интегрированный урок литературы и музыки. Тема: "Природа в звуке, слове, цвете. Весна."...