Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню воинской славы России
методическая разработка по истории на тему

Внеклассное мероприятие "Русская воинская доблесть".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx411.54 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Староникольская СОШ»

Хохольского района

Воронежской области

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню воинской славы России.

Русская воинская доблесть

Автор: Сапрыкина О. В.

учитель истории

МКОУ «Староникольская СОШ»

2015

Возраст: ученики 5-11 классов.

Цель разработки: 1) знакомство учащихся с историко-литературным наследием нашей страны, воспитание уважения к героическому прошлому нашего народа, к подвигу защитников Отечества; 2) воспитание у школьников в условиях образовательного учреждения качеств патриотов Отечества.

Разработка предназначена для классных руководителей образовательных учреждений.

Патриот – тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих.

Патриотизм – чувство гордости и сопереживания за свою страну, любовь к Родине.

Сегодня в нашей стране много говорится о необходимости воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. В чем заключается патриотизм школьника и как он должен проявляться? Патриотизм проявляется прежде всего в уважении к прошлому своей страны, к памяти живших до нас людей, в заинтересованности историей своей страны. Знание своей истории помогает молодому поколению ориентироваться в современном мире, чувствовать себя уверенно. Как показывает история, патриотом быть жизненно необходимо. Патриотизм делает человека нравственным, созидающим вокруг себя красоту и добро. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего, у них нет корней. Там, где придается забвению культурное и историческое прошлое страны неизменно начинается нравственное разложение нации. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма – необходимое условие становления человека как личности. Привлечение внимания учащихся к историко-литературному наследию нашей страны, ее героическому прошлому, подвигу защитников Отечества помогает растить юного гражданина патриотом, любящим свою Родину, готовым подчинить свои интересы интересам страны, защитить свою Родину, свой народ.

Ход мероприятия

1.Ведущий:Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по-настоящему наш сегодняшний день, предоставить себе будущее.

Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение русских людей должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иностранными захватчиками.

Вам, юноши и девушки,

Преемникам славных традиций  отцов, дедов, прадедов,

Вам, русские люди,

Чьи сердца согрели и вдохновили

Авторов прекрасных произведений

О русской воинской доблести…

2.(Звучит мелодия Я. Френкеля «Русское поле». На ее фоне читается стихотворение «Русь» И. Никитина.)

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

 Воля смелая?

У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей стола,

Меча недругу?

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

Перед кем себя ты унизила?

Кому в черный день

Низко кланялась?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.

И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча темная?

Под грозой ее

Леса падали,

Мать сыра-земля

Колебалася,

И зловещий дым

От горевших сел

Высоко вставал

Черным облаком!

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань –

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жен,

Приняла гостей

На кровавый пир.

И в глухих степях,

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные,

Бури севера

О них плакали!..

И теперь среди

Городов твоих

Муравьем кишит

Православный люд.

По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут,

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

3.Ведущий:В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм - чувство великое, необходимой, прекрасное и всегда самым тяжелым преступлением было предать свою Отчизну. Измена ей никогда и ничем не искупается.

Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать свою Родину от иноземцев. Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Василия Буслаевича, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Их подвиги отражены в устном народном творчестве и в картине Васнецова «Богатыри». (Слайд 1).

4.Ученица:Летописцы, писатели, поэты рассказывали потомкам о необыкновенной самоотверженности, смелости русских воинов при защите государства от нежданным пришельцев – печенегов и половцев, татаро-монгол, немецких псов-рыцарей. Из поколения в поколение передавались заветы русского воинства. Свято берегут их новые поколения русских людей и бережно передают другим.

Страшись, о Русь, хотя,

Бы на мгновенье

Принизить славу

Дедовских времен…

Страницы грозных битв сохранило для нас литературное наследие в частности величественный русский эпос «Слово о полку Игореве» (Слайд 2).

5.(Читается отрывок:«Князь Игорь укрепил свой ум, заострил сердце мужеством… сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы».)

Игорь-князь укрепил свой ум, заострил сердце мужеством и, исполненный ратного духа, повёл свои ратные полки на землю половецкую за землю Русскую…

Вспала князю охота на ум, и жажда ему знамение заслонило – испытать Дону великого. "Хочу, - сказал он, - поломать копьё о конец поля половецкого; с вами, русичи, хочу голову положить,  либо напиться шлемом из Дона…"

Трубы трубят в Новгороде, стоят боевые знамёна в Путивле. Игорь ждёт милого брата Всеволода. И сказал ему буйтур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы с тобой Святославичи. Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, осёдланы впереди у Курска. А мои куряне – опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы.

Долго ночь длилась; но вот показался свет зари, туманы покрыли поля, уснул соловьиный щекот, пробудился говор галок. Русские перегородили великие поля красными щитами, ища себе чести, а князю славы.

(Звучит начало арии кн. Игоря из оперы А. П. Бородина.)

6.Ведущий:В 1240 году новгородский князь Александр Ярославович нанёс сокрушительный удар на реке Неве войску немецких рыцарей. Эту победу он был назван Невским и объявлен православной церковью святым (Слайд 3).

7.(Читается отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище»)

               Был первый натиск немцев страшен

              В пехоту русскую углом,

              Двумя рядами конных башен-

              Свиной железной головой

     Как в бурю гневные барашки,

     Среди немецких шишаков

     Мелькали белые рубашки,

     Бараньи шапки мужиков.

              В рубахах стираных нательных,

              Тулупы на землю швырнув,

              Они бросались в бой смертельный,

              Широко ворот распахнув…

     Они с открытыми глазами

     На немцев голой грудью шли,

     До кости пальцы разрезая,

     Склоняли копья до земли.

              И там, где копья пригибались,

              Они в отчаянной резне

              Сквозь строй немецкий прорубались

              Плечом к плечу, спиной к спине.

     Князь молча слушал разговоры,

     Насупясь на коне сидел;

     Сидел он, спасая не город,

     Не вотчину, не свой удел.

              Сегодня силой всенародной

              Он путь ливонцами закрывал.

              И тот, кто рисковал сегодня,

              Тот всею Русью рисковал…

     И только выждав, чтоб ливонцы,

     Смешав ряды, втянулись в бой,

     Он, полыхнув мечом на солнце,

     Повёл дружину за собой.

              Подняв мечи из русской стали,

              Нагнув копейные древки,

              Из леса с криком вылетали

              Новгородские полки.

     По льду летели с лязгом, с громом,

     К мохнатым гривам наклоняясь,

     И первым на коне огромном

     В немецкий строй врубился князь.

              И отступая перед князем,

              Бросая копья и щиты,

              С коней валились немцы наземь,

              Воздев железные кресты.

     Одни лежали, захлебнувшись

     В кровавой ледяной воде,

     Другие мчались прочь, пригнувшись,

     Трусливо шпоря лошадей…

              Брело под взглядами косыми

              Немало пойманных господ,

              Впервые пятками босыми

              Прилежно шлёпая об лёд…

8.Ученица:Ранним утром в августе 1380 года войско великого князя Дмитрия Ивановича выступило из Москвы в поход. После 140-летнего татаро-монгольского ига русские люди решились на схватку с Ордой. 12 дней шли к Дону. 8 сентября на приречной луговине – Куликовом поле – состоялось сражение. Победа в нем способствовала установлению самостоятельности Руси. (Слайд 4)

9.Ученик:О, поле Куликово – стон Руси!

Его неумирающие звоны

Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!

Ты видишь, даже павшие в безвестье

Опять, опять в руках сжимают меч,

Они готовы вновь к высокой чести

Иль выстоять, иль снова в землю лечь…

И вновь костры.

А в небе ворон-птица –

Предвестье разгоравшегося дня…

Куда рванет теперь, к какой границе

Судьба поводья черного коня?..

Набат! Набат в осенней блеклой сини!

О, поле Куликово – кровь с меча!

Ты перед ликом сумрачной России

Вовеки негасимая свеча!

10.Ученица: Во второй половине XVII века, когда царствовала Екатерина II, Турция нападала на южные рубежи Российской империи. Во время одной из русско-турецких войн (1787-1791 гг.) русские войска проявили чудеса героизма при штурме Измаила (декабрь 1790 г.) считавшийся неприступным, Измаил пал. Турция капитулировала. Руководил русской армией А. В. Суворов.

Он же командовал русско-австрийскими войсками в Северной Италии в 1799 г. изгнав Наполеона, затем совершил со своими «чудо-богатырями» труднейший переход через Альпы.

11.(Слайд 5. Картина «Переход Суворова через Альпы»)

12.Ученик: 12 июня 1812 года Наполеон вторгся в пределы России. Прославленный русский полководец генерал в отставке М. И. Кутузов избран начальником ополчения. Стремясь не допустить врага к Москве, Кутузов решил дать сражение у Бородина. Оно было победоносным, но решено было оставить Москву и отойти на восток. На военном совете в Филях 1 сентября 1812 г. Кутузов сказал: «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор остается надежда счастливо довершить войну. Но по уничтожении армии Москву, и Россию потеряем». (Слайд 6)

13.(Читается «Бородино» М. Лермонтова.)

  • Скажи-ка, дядя, ведь не даром
    Москва, спаленная пожаром,
    Французу отдана?
    Ведь были ж схватки боевые,
    Да, говорят, еще какие!
    Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!

…..............................................

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

14.Ученик: 7 октября 1812 г. армия Наполеона измотанная стычками с партизанами, начала отход от Москвы. Остатки французской армии разгромлены. 14-16 ноября на реке Березине. В январе 1813 русские вступили в пределы Западной Европы, неся освобождения ее народам от наполеоновского ига.

А. С. Пушкин написал пламенные строки об Отечественной войне 1812 года.

15. (Читается отрывок из стихотворения «Воспоминание в Царском селе». Слайд 7)

                              …И вскоре новой брани

                             Зарделась грязная заря.

                             И быстрым понеслись потоком

                             Враги на русские поля.

               Страшись, о рать иноплемённых!

России двинулись сыны; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья.

За Русь, за святость алтаря.

Сразились. Русский – победитель!

И вспять бежит надменный галл…

Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,

Их кровь не престаёт в снегах реками течь;

Бегут – и в тьме ночной их глад и смерть сметают,

А с тыла гонит русский меч.

В Париже рос! Где факел мщенья?

Поникни, Галлия, главой!

Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья

Грядёт с оливою златой

Ещё военный гром грохочет в отдаленье,

Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,

А он – несёт врагу не гибель, но спасенье

И благотворный мир земле.

(Звучит хор «Славься!» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»)

16.Ведущий:Новое тяжелое испытание во время Крымской кампании (1853-1856 гг.) Это была война между Россией и коалицией Турции, Англии и Франции. Решающим моментом войны была длительная осада Севастополя. Она длилась349 дней. Обороной города руководили адмиралы Корнилов и Нахимов, инженер Тотлебен. Гарнизон оборонялся самоотверженно, но силы были неравны.

Об обороне Севастополя рассказал в своих произведениях Л. Н. Толстой, защищавший четвертый бастион («Севастопольские рассказы»), А. А. Фет. А. Н. Апухин создал «Солдатскую песню о Севастополе». (Слайд 8)

17.(Читается песня «Солдатская песня о Севастополе»).

               Не весёлую, братцы, вам песню спою

              Не могучую песню победы,

              Что певали отцы в бородинском бою,

              Что певали в Очакове деды.

     Я спою вам о том, как от южных полей

     Поднималось облако пыли,

     Как сходили враги без числа с кораблей

     И пришли к нам, и нас победили.

              Я спою, как росла богатырская рать,

              Шли бойцы из железа и стали,

              И как знали они, что идут умирать,

              И как свято они умирали!

              Как под грохот гранат,

              Как сквозь пламя и дым,

              Под немощные тяжкие стоны

              Выходили редуты один за другим,

              Грозной тенью росли бастионы.

              Пусть не радостна песня, что вам я пою,

              Да не хуже той песни победы,

              Что певали отцы в Бородинском бою,

              Что певали в Очакове деды.

   

18.Ученица: Рядом с русским воином в сражениях участвовали и женщины. Участницей Куликовской битвы была Дарья Ростовская и Феодора Пужбольская.

Вспомним о другой женщине – Юлии Вревской, русской аристократке, баронессе, ушедшей на русско-турецкую войну (1877-1878) сестрой милосердия, когда русские помогали болгарам освободиться от турецкого ига. Умела, заразившись от больных тифом

В дни обороны Севастополя прибывший туда с полевым госпиталем хирург Пирогов Николай Иванович встретил там медсестру Дашу, уже награжденную Серебряной медалью на Анненской ленте за спасение раненых. (Слайд 9)

Кто к нам с мечом придет,

Тот от меча и погибнет.

На том стояла, стоит

И будет стоять русская земля!

А. Невский.

Приложение.

Слайд 1.

Слайд 2.

 

Слайд 3.

Слайд 4.

 

Слайд 5.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие посвященное Дню воинской славы России (25- летию со дня вывода советских войск из Афганистана)

Литературно -музыкальная композиция, поддержанная презентацией. Приглашались ветераны Афганской войны....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню воинской славы России

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом...

Торжественная линейка, посвященная Дню воинской славы России «День защитника Отечества» и закрытию месячника оборонно-массовой и спортивной работы

Данное мероприятие развивает  у учащихся, чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам отчизны; готовить ребят к защите в будущем своей страны;Этому внеклассному мероприятию предшествовали...

пособие по проведению внеклассного мероприятия "Ковров - город воинской славы"

В пособии представлена история г.Коврова, получившего в 2011г. статус Города Воинской славы...

Урок Мужества, посвященный дню воинской славы России "День неизвестного солдата" 3 декабря 2017 года 7 кл

Цель:Ø воспитание чувства любви к Родине,Ø уважения к героическому прошлому и настоящему нашей страны,Ø популяризация поискового движения.Ø  вспомнить о великой Победе, о героических подвигах сов...

Презентация на тему "Внеклассное мероприятие «Воронеж – город воинской славы»".

Данное мероприятие нацелено познакомить учащихся с героическим прошлым соотечественников в годы Великой Отечественной войны, с подвигами наших земляков, освобождавших город Воронеж от немецко-фаш...

Сценарий мероприятия, посвященного «Дню воинской славы 27 января – Дню снятия блокады с города Ленинграда»

Много несчастий выпало на долю нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной войны. Но одним из страшных испытаний стала битва за город Ленинград. Ленинградская битва занимает особое место в ми...