Россия в 1989-1993 гг.
план-конспект занятия по истории (9 класс) на тему

Бычкова  Татьяна Николаевна

Цели урока:

понимать:

  • системность кризиса центральной власти в СССР в середи­не 1980-х гг., объективную потребность страны в преобразо­ваниях;
  • проблемы объективной оценки истории 1985 г.-1990-х гг.;

знать:

  • даты важнейших исторических событий (март 1989 г. — вы­боры Съезда народных депутатов СССР; май — июнь 1989 г. — I Съезд народных депутатов СССР; 11 марта 1990 г. — приня­тие Акта о независимости Литвы; 15 марта 1990 г. — избрание М.С. Горбачёва Президентом СССР; май — июнь 1990 г. — I Съезд народных депутатов РСФСР; 12 июня 1990 г. — приня­тие Декларации о государственном суверенитете России; март 1991 г. — референдум о сохранении СССР; 12 июня 1991 г. — избрание Президентом РСФСР Б.Н. Ельцина; 19- 21 августа 1991 г. — августовский путч ГКЧП; ноябрь 1991 г. — запрещение деятельности КПСС; 8 декабря 1991 г. — Бело­вежское соглашение, прекращение существования СССР; 25 декабря 1991 г. — образование СНГ, уход М.С. Горбачёва с поста Президента СССР);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rosiya_1989-1993.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Революционные перемены 1989-93 гг.

Цели урока:

понимать:

  • системность кризиса центральной власти в СССР в середине 1980-х гг., объективную потребность страны в преобразованиях;
  • проблемы объективной оценки истории 1985 г.-1990-х гг.;

знать:

  • даты важнейших исторических событий (март 1989 г. — выборы Съезда народных депутатов СССР; май — июнь 1989 г. — I Съезд народных депутатов СССР; 11 марта 1990 г. — принятие Акта о независимости Литвы; 15 марта 1990 г. — избрание М.С. Горбачёва Президентом СССР; май — июнь 1990 г. — I Съезд народных депутатов РСФСР; 12 июня 1990 г. — принятие Декларации о государственном суверенитете России; март 1991 г. — референдум о сохранении СССР; 12 июня 1991 г. — избрание Президентом РСФСР Б.Н. Ельцина; 19- 21 августа 1991 г. — августовский путч ГКЧП; ноябрь 1991 г. — запрещение деятельности КПСС; 8 декабря 1991 г. — Беловежское соглашение, прекращение существования СССР; 25 декабря 1991 г. — образование СНГ, уход М.С. Горбачёва с поста Президента СССР);
  • важнейшие термины и понятия («парад суверенитетов», «государственный суверенитет», «плюрализм», «референдум», «СНГ», «путч», «ГКЧП», «консерваторы и реформаторы»);
  • причины и последствия распада СССР, основные направления национальной политики Российского государства на современном этапе;

уметь:

  • раскрывать историческое значение августовских событий 1991 г.;
  • выявлять сходства и различия политики, проводимой М.С. Горбачёвым и Б.Н. Ельциным;
  • объяснять успехи и просчёты руководства в 1989-1991 гг.;

использовать знания и умения в практической

деятельности:

  • приобретать опыт самостоятельной учебной деятельности;
  • выражать своё отношение к событиям и деятельности политических деятелей того времени.

Оборудование: иллюстрации учебника; таблица и схема; мультимедийная презентация к уроку.

Форма урока: проблемный урок.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Сообщение темы и плана урока

План урока:

  1. Обострение общественно-политической и экономической ситуации в стране.
  2. Конец перестройки.
  3. 1991 г. Августовский путч. Распад СССР.

IV. Изучение нового материала

Задания по группам.

Первая группа. Работая с п. 1 § 39 учебника, приведите примеры обострения общественно-политической и экономической ситуации в стране в 1989-1991 гг.

Вторая группа. Работая с п. 2 § 39 учебника, охарактеризуйте последний заключительный этап перестройки.

Проверка выполнения задания.

Учитель. Непоследовательность и безрезультативность действий центра стимулировали самостоятельный поиск республик выхода из кризиса. В стране произошли открытые национальные конфликты:

  • Митинги и демонстрации в Алма-Ате (Казахстан) против русификации — 1986 г.
  • Создание народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений, — с 1988 г.
  • Вооружённые столкновения в Абхазии — с 1989 г. Карабахская проблема, конфликт между Арменией и Азербайджаном — с 1988 г.
  • Волнения в Узбекистане и конфликт между турками-месхе- тинцами и узбеками — 1989 г.
  • Межэтнические столкновения в Киргизии — 1989 г.
  • Попытка захвата телецентра в Вильнюсе — январь 1991 г.

17 марта 1991 г. прошёл референдум о судьбе СССР. Большинство граждан (76,4 %) высказались за сохранение обновлённого союза.

12 июня 1991 г. состоялись выборы Президента России, которые проходили на альтернативной основе. К августу с трудом удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора. Намеченное на 20 августа подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия. Утром 19 августа 1991 г. было всенародно объявлено о создании ГКЧП. На борьбу с ГКЧП вышли тысячи москвичей.

21 августа лидеры ГКЧП были арестованы.

24 сентября М.С. Горбачёв сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии, без привлечения других глав республик, объявили о прекращении существования СССР.

Задание. Прочитайте документы на с. 306 и 307 учебника. Чьи аргументы вам кажутся более весомыми?

С чем был не согласен Президент СССР?

Проверка задания и подведение итогов.

Учитель. Вот так прекратил своё существование СССР. Почему распалось такое огромное государство?

К каким последствиям это привело?

Для ответа используйте точки зрения историков, которые приведены на с. 305-307 учебника.

Происходит обмен мнениями и походу обсуждения формируется следующая схема (с. 372).

Учитель. Как в целом можно оценить итоги перестройки? По ходу ответов ученики делают следующие записи. Позитивные итоги перестройки:

  • Разрушение командно-административной системы.
  • Создание постоянно действующего парламента.
  • Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния держав.
  • Утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания.

Негативные итоги перестройки:

  • Обострение межнациональных противоречий.
  • Распад СССР.
  • Ухудшение продовольственного обеспечения страны.
  • Ослабление власти в центре и на местах.
  1. Подведение итогов урока

Учитель. Был ли, на ваш взгляд, крах советской системы неизбежным? Свой ответ обоснуйте.

Выслушиваются мнения учеников.

  1. Домашнее задание

Прочитайте § 39 учебника.

Выполните разноуровневые задания:

  • для сильных учеников —

I вариант. Представляется ли вам истинным следующее утверждение, высказанное в повести Ф.А. Искандера «Стоянка

II вариант. Дайте оценку 74-летнего существования советской власти. Постарайтесь взвешенно показать положительные и отрицательные стороны этого периода истории России;

  • для средних учеников — что такое «парад суверенитетов»? Дайте оценку этому процессу;
  • для слабых учеников — провести социологический опрос среди родных и знакомых на тему «Ваше отношение к политике перестройки». Обобщите данные.

Тема урока: Внешняя политика 1985-1993 гг.

Цели урока:

понимать:

  • роль России в постсоветском пространстве и в мировом сообществе;
  • диалектику внешнеполитических проблем России конца XX в.;

знать:

  • даты важнейших исторических событий (февраль 1989 г. — вывод советских войск из Афганистана; 1 февраля 1992 г. — Декларация России и США о прекращении «холодной войны);
  • важнейшие термины и понятия («биполярная система», «двухполярный мир», «новое политическое мышление», «ближнее зарубежье», «дальнее зарубежье»);
  • основные принципы политики нового мышления, «многополярного мира»;

уметь:

  • определять задачи, итоги внутренней и внешней политики руководства страной, описывать геополитические изменения в мире после распада СССР;
  • раскрывать причинно-следственные связи исторических событий (например, углубление кризиса в СССР, распад СССР, обновление мирового порядка);
  • раскрывать историческое значение окончания «холодной войны» и др.;
  • объяснять принципиальные изменения во внешней политике страны: цели, направления, стратегические приоритеты, формы внешнеполитической активности;

использовать знания и умения в практической

деятельности:

  • приобретать опыт самостоятельной учебной деятельности;
  • давать развёрнутые характеристики деятельности историческим персоналиям, раскрывать мотивы, цели их поступков, в том числе с точки зрения национальных и общечеловеческих интересов;
  • приводить различные оценки и версии исторических событий, излагать и аргументировать собственное отношение к событиям, деятельности личностей.

Оборудование: иллюстрации учебника; таблица и схема; мультимедийная презентация к уроку.

Форма урока: проблемный урок.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Сообщение темы и плана урока

Учитель: Тема урока: «Внешняя политика в 1985-1991 гг. Новое политическое мышление в международных отношениях».

План урока:

  1. Распад социалистического лагеря. Отказ от военной помощи странам третьего мира.
  2. Отношения с развитыми странами. Конец «холодной войны».

ГУ. Изучение нового материала

Учитель. С приходом к власти в марте 1985 г. М.С. Горбачёва наметились серьёзные перемены во внешнеполитическом курсе Советского Союза. В основу была положена новая концепция, которая получила название «новое политическое мышление». Эта концепция базировалась на следующих принципах:

  • признание того, что современный мир является единым и взаимозависимым;
  • приоритет общечеловеческих ценностей над любыми иными — классовыми, национальными, идеологическими;
  • объявление в качестве универсального способа решения международных проблем не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
  • право свободы выбора каждым народом своего собственного пути;
  • отказ от решения современных проблем вооружённым путём. В январе 1986 г. от имени М.С. Горбачёва была опубликована

Программа построения безъядерного мира к 2000 г., которая легла в основу внешней политики СССР. Программа предполагала в течение 15 лет уничтожение ядерного оружия всех ядерных стран. СССР взял на себя обязательство не применять ядерное оружие первым. Важным стало заявление Горбачёва, что СССР открыт для контроля над вооружениями. Было заявлено, что СССР готов сотрудничать с другими странами для искоренения международного терроризма.

Смена внешнеполитического курса началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А.А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен

Э.А. Шеварднадзе.

Нам предстоит исследовать и проанализировать сущность понятия «новое политическое мышление». Его трактовка вызывала расхождения во мнениях.

Одни считают:

  • это тактический ход;
  • это обманный манёвр;
  • это «пропагандистская приманка Москвы»;
  • это сдача классовых позиций, забвение революционных идеалов и ориентиров;

Другие придерживаются иного мнения:

  • это осознание мира как единого целого, в котором все части взаимосвязаны;
  • это отказ от рассмотрения мира как поля непримиримой борьбы идеологий;
  • это курс на поиск взаимоприемлемых компромиссов;
  • это уважение к выбору самим народом общественных структур;
  • это отказ от узкоклассовых подходов к явлениям действительности, анализ их с позиций общечеловеческих ценностей и гуманизма.

Задание. Работая с § 40 учебника, дайте характеристику основным направлениям внешнеполитического курса СССР в указанные годы и выполните проблемное задание. Свой ответ обоснуйте.

Проверка задания.

Учитель. Каковы же итоги нового курса?

Можно сделать следующие выводы:

  1. Несомненно, за годы перестройки международная напряжённость ослабла. Впервые в истории началось сокращение обычных вооружений и частичное сокращение ядерного оружия.
  2. Наметились перспективы более тесного сотрудничества СССР со странами Западной Европы и США.
  3. С распадом СССР и коммунистических режимов в Восточной Европе система международных отношений, на которых базировалась стабильность в мире, оказалась нарушенной.
  4. Распад единой системы Вооружённых Сил СССР снизил обороноспособность страны. Это обстоятельство, а также ухудшение экономического положения страны обусловили возможность утечки современных технологий и оружия в страны, от которых может исходить военная угроза.
  5. Не произошло обретения тех союзнических отношений с западными странами, на которые рассчитывал Горбачёв. Поэтому международная ситуация потребовала от нового российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.

V. Подведение итогов урока

Учитель. Папа Иоанн Павел II, по свидетельству французского писателя А. Фроссара, оценил роль М.С. Горбачёва следующим образом: «Его заслуга состоит в том, что он не пытался силой задержать освобождение народов Восточной Европы и процессы в собственной стране... Этот деятель был искренен и ясно видел положение, и не его вина, что судьба не дала ему иного выбора, кроме развала и хаоса». Как вы относитесь к утверждению Папы Иоанна II? Своё мнение обоснуйте.

VI. Домашнее задание

Прочитайте § 40 учебника.

Выполните разноуровневые задания:

  • для сильных учеников — сделайте самостоятельное резюме по материалам данной главы;
  • для средних учеников — опираясь на ресурсы Интернета, определите, какова была судьба СЭВ и ОВД;
  • для слабых учеников — дайте характеристику термину «новое политическое мышление».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...