Древний Рим (разработка урока в 5 классе)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Кореневская Юлия Анатольевна

Метолдическая разработка урока в 5 классе с использованием современных образовательных технологий (развивающего обучения, ИКТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevneyshiy_rim.docx719.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.А. Кореневская

Древнейший Рим

(5 класс, история)

Цели: 

  • изучение местоположения и природных условий Италии, истории возникновения Рима;
  • развитие теоретического мышления обучающихся;
  • развитие умения видеть связи между прошлым и настоящим;
  • развитие лингвистических навыков обучающихся;
  • понимание обучающимися природы происхождения традиций (в частности традиции похищения невесты, женитьбы на женщине из другого рода).

Современные педагогические технологии: технологии развивающего обучения, ИКТ.

Оборудование: карты современной и Древней Италии, планы и схемы Рима, картины «Похищение сабинянок», изображения фасций, современные виды «холмов» Рима (проектор).

Ход урока

1. Древняя Италия. Работа по карте и беседа с учащимися

  • Где находится Италия? (На Аппенинском полуострове.)
  • На берегу какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)
  • Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Аппенинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.)
  • Какие горы прикрывают Италию с севера? (Альпы.)
  • Что можно сказать о рельефе этой страны? (В Италии много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит, более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским, поэтому условия для развития мореплавания в Италии не так благоприятны, как в Греции.)
  • Какие народы проживали на этом полуострове? (Галлы, этруски, латины, самниты.)
  • Какие племена проживали на территории Рима? (Это племена латинов. Поэтому языком римлян был латинский.)

"История Европы с древнейших времен до наших дней", Т. 1 "Др… 2011 Январь 22 Италия для russo turistо

2. Легенда об основании Рима. Рассказ учителя

Беседа по прочитанному.

  • Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем.)
  • Кто спас малышей от гибели? (Волчица, а потом пастух и его жена.)
  • Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? (Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула.)
  • В честь кого получил название город Рим? (В честь Ромула, так как Рим - по-латински Рома.)
  • Кто окружал и помогал Ромулу? (Ликторы, личная охрана Ромула.)

3. Символы власти (развитие умения видеть связи между прошлым и будущим;
развитие лингвистических навыков обучающихся)

Показать изображение ликтора, объяснить, что такое фасции. Посмотреть на фасции как символ власти – на примере флагов некоторых государств.

Дать задание подумать, какое известное учащимся слово напоминает слово «фасции». При необходимости дать подсказки. Обучающиеся должны выйти на связь с фашизмом.

Дать задание подумать, что связывает Рим прошлый и Рим XX века. Там ли важно, что это именно Рим? Обучающиеся должны понимать, что не важно, связь лингвистическая есть, содержательная тоже (символ власти), связи оценочной нет.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bd/Roman_Lictor_Clothes.png/220px-Roman_Lictor_Clothes.png https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b5/Coat_of_arms_of_Cameroon.svg/600px-Coat_of_arms_of_Cameroon.svg.png  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dd/Flag_of_the_National_Fascist_Party_%28PNF%29.svg/1280px-Flag_of_the_National_Fascist_Party_%28PNF%29.svg.png

4. Город Рим (развитие умения видеть связи между прошлым и будущим)

На этом этапе учащимся надо показать, как возник Рим. Что значит на семи холмах. Как это сейчас выглядит? С этой целью смотрим карты и современные панорамы Рима (лучше именно панорамы). Учащиеся буквально «гуляют» по некоторым частям современного Рима, узнавая в нем Рим древний. 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/Seven_Hills_of_Rome-ru.svg/654px-Seven_Hills_of_Rome-ru.svg.png О стране / Путеводитель - TanInfo

5. Рим в царский период (развитие теоретического мышления обучающихся)

Рассказать, что цари Рима – легендарные фигуры, что первый этап существования  и развития города не всегда подкреплен источниками, принизан легендами. Одна из легенд – похищение сабинянок.

Показать картины. Что на них изображено? Зачем римлянам понадобилось похищать женщин? Как мы это можем объяснить? Дети самостоятельно «доходят» до римского, легендарного, объяснения.

А знаем ли мы еще о каких-либо традициях, связанных с похищением невесты? Похожи известные нам традиции на римскую легенду? Как они могут быть связаны? Стараемся навести обучающихся на мысли о более древней истории (через вопросы – Кто сейчас следует этим традициям? Что это за народы?). Учащиеся вспоминают о нормах «брать жену из другого рода». Чем были вызваны эти нормы? А сейчас они существуют?

Тута живет Нека Рубенс Питер картина "Тайная вечеря", Рубенс Питер картина "Сусанна и старцы", Рубенс Питер картина "Суд Соломона", Рубенс Питер "Похищение сабинянок" " Блог о сайтостроении

6. Закрепление изученного материала

Вспомните историю основания Рима. Подумайте, какие источники по истории Рима мы сегодня рассмотрели?

Подведение итогов урока

В ходе урока учащиеся в очередной раз увидели, что в истории нет ничего случайного. Все в историческом процессе взаимосвязано. Причем важно, что выводы эти они сделают за время урока несколько раз, и всегда самостоятельно.

Домашнее задание: прочитать § 44; Задачу: почему Эллада основала много колоний за морем, а города-государства Италии почти не имели заморских колоний? (В Элладе издавна не хватало удобной пахотной земли, а в Италии она была в избытке.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Древнейшие люди. Разработка урока в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС ООО нового поколения. Материал содержит подробный план-конспект урока, оформленный в виде технологической карты, а также приложения....

Древний Рим (разработка урока в 5 классе)

Метолдическая разработка урока в 5 классе с использованием современных образовательных технологий (развивающего обучения, ИКТ)....

Разработки уроков 5 класс. История Древнего Мира (К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАРаздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)Введение в историю Древнего мира.Древнейшие люди.Родовые общины охотников и собирателей.Возникновение искусства и ре...