НПК "Драконы: какие они?"
творческая работа учащихся по истории на тему

Бороздина Кристина Игоревна

Данная исследовательская работа рассмтривает оснвоные характеристики драконов, их местопложение, характер, привычки, а аткже отношения к ним различных нациоанльностей, культур в различные временные отрезки. Работу представляли обучающиеся 4а класса МБОУ Гимназия № 24 Родюкова Мария и Тихонова Ульяна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk.rar1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Сейчас стало популярным направление «фэнтези». Это тот жанр кино и литературы, который основан на мифологических и сказочных мотивах. Здесь живут различные сказочные персонажи: загадочные и коварные русалки, добрые и злые феи, а также огнедышащие драконы… Драконы, кто они? Носители мудрости, знания или же зла и коварства. Как относились к ним в разные времена разные народы? Именно это и предстоит нам узнать в нашем небольшом исследовании. Именно это и определило актуальность  и проблематику нашей работы.

Итак, предметом нашего исследования выступают сами драконы, а объектом – образ дракона в представлении людей, принадлежащих к различным народам и возрасту.

Цель исследования – определить характер дракона в представлении современных людей в зависимости от их возраста, национальной принадлежности.

Задачи – можете увидеть на слайде

  • дать общую характеристику дракона как мифологического персонажа и провести его аналогии с реальными живыми существами;
  • определить типичную внешность дракона;
  • определить местопроживание дракона и род его деятельности;
  • выявить отношение драконам к сокровищам
  • выявить различия в отношениях к драконам азиатской, русской и европейской культуры
  • выявить основные характеристики в характере, внешности драконов, их причастности к добру/злу на основе анкетирования у различных возрастных групп.

В ходе исследования выделили следующую гипотезу : драконы – это всегда злые, коварные существа, которые не могут выступать на стороне добра.

Методы исследования – работа с информационными источниками, такими как  мифы, легенды, предания стран Востока, Европы и России, а также современные фильмы и мультфильмы. Кроме того, мы проводили анкетирование, беседовали с учителями и учениками четвертых классов,  полученные данные систематизировали в таблицы.

Практическая значимость: данный материал может быть использован на уроках окружающего мира и истории.

В ходе нашего исследования нам удалось выяснить, что драконы – это мифические существа, воплощающие в себе образы реальных животных. Это могут быть пресмыкающиеся, рептилии, рыбы, и даже растения и насекомые. Более того, многие современные названия растений и животных образованы от слова дракон. В нашем приложении номер 1, вы можете увидеть таблицу, где такие существа описаны. Например, слово «стрекоза» в английском языке – это «dragonfly», где «dragon» – «дракон», «fly» – «муха», «летать». Или представитель рода орхидейных с названием «Дракула», что в переводе значение этого слова  «маленький дракон», поскольку форма цветка у некоторых видов напоминает мордочку маленького дракона.

Откуда пошли драконы? Ученые спорят на этот счет: Одни считают, что  к появлению мифов о драконах привели находки древними людьми костей динозавров. Другие увидели драконов в облаках, которые могут принимать любую форму. Однако большинство ученых сходятся в том, что именно змея стала мифологическим прообразом дракона. У змея была двойственная натура – он мог дать урожай, а мог и убить, он являлся стражем водоемов, даровал дождь, необходимый для земледелия, но и требовал жертвоприношений, зачастую это были молодые и красивые девушки.

Интересно, что образ дракона совмещает все 4 стихии:

  • воздух, из-за его способности летать;
  • землю, т.к. многие драконы жили в пещерах;
  • воду, поскольку драконы зачастую сторожили водоемы;
  • огонь: ведь из пасти дракона вырывалось опасное для жизни пламя.

Что касается внешности дракона, она отличаются разнообразием и причудливостью форм. Но во всех случаях облик чудовища остается величественным, суровым и воинственным. Итак, строение дракона:

  • длинное туловище с мощным хвостом, зачастую поросшим выростами, колючками, шипами. Кожа напоминает змеиную, чешуйками, а может быть непробиваемой, подобно броне. Лапы драконы обязательно снабжены острыми, длинными когтями
  • У многих драконов наблюдаются крупные, мощные крылья .
  • Голова, или зачастую головы, так как в основном драконы многоголовые. Известны случаи, когда у драконов было от 3 до 100 голов, которые обладали способностью отращивать новые, а то и удваиваться или утраиваться, когда их отрубали.
  • Большие глаза – неотъемлемая часть драконьего лица. Зачастую драконам приписывалось магическое зрение, которое могло сводить с ума, или, как в случае с василиском, даже обращать в камень.
  • Далее следует огнедышащая пасть с рядами острых, страшных зубов

Считалось, что такие различные части тела дракона обладают магическими свойствами. Например, из зубов, когтей изготавливали амулеты, кинжалы, обереги и даже снадобья. Люди верили, что человек, съевший  сердце или язык дракона начинал понимать речь животных.

Всем известно, что драконы падки на сокровища. Ради него они способны истреблять города и даже целые государства. Очень четко это показано в «Хоббите», где гномам пришлось оставить свою родину, потому что дракон напал на них и поселился в их горе. При этом дракону не нужно пользоваться им, однако дракон знает наперечет каждую монетку, и горе тому, кто осмелится посягнул на его добычу. Либо человек будет зверски убит, либо на него падет проклятье. Например, в «Хоббите» законный царь Торин Дубощит сошел с ума из-за Аркенстона, камня всех царей. А в «Хрониках Нарнии», мальчик, примеривший браслет, и уснувший на драконьем золоте сам превратился в дракона.

Кроме золота драконы также ценят другой вид сокровищ – воду. Во времена Древнего мира, именно она была настоящей драгоценностью. Без воды не было бы урожая, наступала засуха, погибали люди. Считалось, что именно драконы  были в этом повинны, они охраняли водоемы или могли вызвать дождь, при этом сформировалось различное отношение к драконам.

У стран Восточного мира, таких как Китай, Япония и Корея дракон считался положительным существом, символом нации, он выступал защитником от темных сил, символом плодородия, мудрым наставником. В Китае некоторые драконы, олицетворяли собой дождевые облака, которые приносили необходимые для посевов дожди, и потому представлялись китайцам благостными богами, дарующими «сладкий», «хлебный» дождь. Эта тенденция почитать дракона сохранилась и по сей день: в честь него назван один из зодиакальных годов, в честь него устраивается «Праздник драконьих лодок», да и во время Нового года традиционным является представление «Танец дракона».

Что касается Европы и России, то здесь дракон – это всегда существо недоброжелательное, враждебное всему светлому и доброму. В представлении этих стран драконы – свирепые чудовище, угрожающие порой не только истреблению отдельного села, государства или города, но и всему миру. Именно поэтому ключевой фигурой здесь является образ так называемого «змееборца» или «драконоборца». В Древней Греции таким героем выступал Геракл, который сражался и с Лернейской гидрой, и стоглавым Ладона, а также Троянского драконам и др. В древней Руси самым страшным драконом был Змей-Горыныч, с ним сражались такие богатыри, как Добрыня Никитич и Никита Кожемяка. В связи с распространением христианства змееборцем стал святой Георгий Победоносец, что вошло в национальную символику. Мы можем наблюдать  этот образ на монетах десяти и пятидесяти копеек, а также на гербах Костромской и Московской областей.

В настоящее время происходит обратный процесс, из отрицательного персонажа дракон постепенно превращается в положительного. Это прослеживается в таких мультфильмах, фильмах и книгах, как «Шрек», «Как приручить дракона», «Эрагон». Здесь дракон представляется существом способным страдать и сопереживать, испытывать человеческие чувства. Злым его делает воля самого человека. Именно поэтому нам стало интересно, насколько поменялся образ дракона в сознании людей и мы провели анкетирование. Мы опрашивали учащихся 4ых классов, а также учителей «Гимназии № 24». Образец анкеты можно посмотреть в Приложении № 2. В приложении №3 выведены  результаты опроса.

1. Говоря о внешности дракона почти все участники опроса подчеркнули его огромные размеры. Все основные части тела дракона были перечислены как взрослыми, так и детьми.

2. Ассоциации, связанные с драконами были очень разнообразны и, в некоторых случаях, неожиданны: дети сравнивали их с динозаврами, змеями с большими лапами и крыльями, ящерицами, птицами (по способности летать) и даже с троллями (так как и те, и другие злые), и лисами (потому что оба существа хитры и коварны). Взрослые также выделяли схожесть с рептилиями и динозаврами, варанами, птицами (птица Феникс, очевидно потому что оба существа связаны с огнем); кроме того, для некоторых учителей дракон похож на варана, птеродактиля и Пегаса.

3. Описывая характер дракона и взрослым, и детям удалось выделить двойственную натуру дракона: более половины детей считают дракона и положительным и отрицательным персонажем одновременно (в опроснике выделяли оба варианта ответа), многие объясняют это тем, что дракон может быть злым и беспощадным только потому, что таким образом он защищает себя и своих детенышей. Среди взрослых процент, которые считают, что дракон может выступать на стороне добра намного ниже – 20 %. Почти все считают дракона опасным существом.

4. В вопросе, чем любят заниматься драконы и взрослые, и дети ответили – «летать», были также единичные варианты ответов у детей, что драконы «ничего не делают». Взрослые отмечали параметр «охоты», «кражи красавиц», а также то, что драконы любят наводить страх и сжигать села. Обе возрастных группы выделили и то, что драконы стерегут свое золото, недоброжелательно относятся к людям, впрочем, среди детей были ответы, что иногда драконы могут людям также и помогать.

5. 5) И, наконец, как и предполагалось, дети больше верят в драконов (45%), чем взрослые (17%).

Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам

  • Дракон – это мифический персонаж, который вобрал в себя образы многих реально существовавших животных: динозавров, змей, птиц и др.
  • Внешность дракона, а также отношение к ним может быть различным в зависимости от возраста и национальной принадлежности: для стран Азии дракон выступает защитником, для Европы же и славянской культуры – змеем-искусителем, врагом, темной силой, способной убить, разрушить и причинить страдания;
  • Дракон – уникальное существо, которому подвластны все стихии
  • Представление о драконе, только как об отрицательном существе поменялось, все больше ему приписываются положительные качества, а также человеческие чувства, такие как любовь, сочувствие, страдание.
  • Дракон, не зависимо от того, на чьей стороне он выступает – один из центральных персонажей мифов, легенд и сказок; без него эти сказания были бы неинтересны, скучны и лишены яркой окраски, ведь одно из преимуществ качеств дракона – его мудрость, своеобразная красота и мощь.

Как поется в песне о драконе группы «Мельница»:

А за горами, за морями, далеко,
Где люди не видят, и боги не верят.
Там тот последний в моем племени легко
Расправит крылья - железные перья,
И чешуею нарисованный узор
Разгонит ненастье воплощением страсти,
Взмывая в облака судьбе наперекор,
Безмерно опасен, безумно прекрасен.
И это лучшее не свете колдовство,

Таким образом, наша гипотеза о том, что дракон – это всегда отрицательное существо не подтвердилась, однако нам было очень интересно проводить исследования о драконах, как о противоречивых существах, соединивших в себе и хорошее, и плохое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...

Какой я? Какая я? Какое я? - название части речи замечательное - это имя прилагательное.

Урок изучения нового материала в 5 классе в разделе "Морфология". Презентация из 12 слайдов....

Положение о конкурсе «Светло-пушистая, снежинка белая, какая чистая, какая смелая!»

Цель: Привлечь обучающихся в объединениях Центра детей к подготовке к предновогоднему периоду,  созданию праздничной, благоприятной для творчества атмосферы.Задачи:- побуждение детей к творческой...

Урок логопедии в 4 классе “Слова-признаки, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

Урок логопедии в 4 классе“Слова-признаки, отвечающие на вопросы:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?&rdquo...

КАКИЕ СЛУЖБЫ ЗАЩИЩАЮТ ЛЮДЕЙ. КАКИЕ СИГНАЛЫ ОПОВЕЩАЮТ НАС ОБ ОПАСНОСТЯХ

Презентация  знакомит со службами, которые помогают людям, рекомендациями по безопасности....