Проблемы перехода к инклюзивному образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на надомном обучении.
статья по истории на тему

Проблемы перехода к инклюзивному образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на надомном обучении на примере личного опыта учителя истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Тотиева  Галина Дмитриевна  

                                                        учитель истории и обществознания

                                                        ГБОУ СОШ № 594

Московского района Санкт-Петербурга

Проблемы перехода к инклюзивному образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на надомном обучении.

Получение образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в любом учебном заведении.

Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В развития инклюзивных подходов к образованию лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине:

• Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948)

• Декларация прав ребенка (ООН, 1959)

• Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)

• Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975)

• Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989)

• Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)

Эти международные правовые акты, утверждают право каждого ребёнка на образование, независимо от половой, расовой, религиозной, культурной или языковой принадлежности, состояния здоровья, социального происхождения, статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца.

Работа с детьми с ослабленным здоровьем и инвалидами сопряжена с рядом особенностей. Каждый раз сталкиваясь с таким ребёнком учителю приходится применять самые разнообразные приёмы в зависимости от уровня и состояния его здоровья. Я работаю в школе 594 Московского района Санкт- Петербурга на домашнем обучении. В моей практике встречаются и раньше встречались дети, для которых невозможно высидеть целый урок без ущерба для их здоровья. Таким ученикам необходимо делать большие перерывы, иногда и до получаса. Ученик Павел К. С тяжёлым ДЦП часто засыпал между уроками, в противном случае обучение могло закончиться тяжёлым обмороком. Ученица Света К.- слабовидящая, для неё возможно лишь обучение на компьютере. А девочка Таня И. – страдает аутизмом и её приводит в ужас любое общение с незнакомыми людьми.  И подобных проблем у в нашей практике сколько угодно. В таком случае уместен вопрос, могут ли такие дети учиться в обычном классе?

При этом эти дети настоящие герои. Не устаю восхищаться их мужеством, их любовью к жизни, их оптимизмом! А как они любят учиться, с каким интересом получают знания!

 Теперь об обучении. Конечно, для каждого ребенка приходится составлять индивидуальный маршрут обучения, руководствуясь при его составлении с его физическими возможностями, а также уровнем интеллекта и т.п. Такой образовательный маршрут составляется с целью оптимизации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, более успешного усвоения знаний и умений, формирования навыков самостоятельного изучения материала.

 Конечно, дети надомного обучения страдают от недостатка общения, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы давать возможность таким учащимся общаться на внеклассных мероприятиях.

 Часто мы устраиваем совместные вечера с библиотекой им. К.Г.  Паустовского.  Работники библиотеки проводят в уютной, красиво обставленной гостиной замечательные мероприятия, приуроченные к памятным датам, таким как годовщины снятия блокады Ленинграда, Бородинского сражения, и празднование победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Все вместе отмечаем начало учебного года и празднуем Новый год.

Дети с увлечением готовятся к таким мероприятиям: учат стихи, делают презентации, участвуют в конкурсах. После мероприятия устраиваем чаепитие, даём возможность всем пообщаться, поговорить по душам не только с детьми, но и с их родителями.  Многие мамы вынуждены провожать своих детей, т.к. те не могут добраться самостоятельно. Но побывав однажды на нашем мероприятии, они с удовольствием посещают библиотеку, стараются нам помогать.

Гораздо хуже обстоит дело с экскурсиями. За два года мы посетили Русский музей, библиотеку им. Б.Н. Ельцина, этнографический музей. Но многим тяжело больным детям не под силу добраться до музея. Неужели так трудно нашим властям найти возможность хотя бы раз в году собрать таких ребят из разных школ и повести их в автобусе на экскурсию? Какой это был бы для них праздник! Конечно, поход в Эрмитаж будет нелёгким испытанием для больных ДЦП, но они готовы всё терпеть ради исполнения своей мечты.

Несмотря на сложные заболевания и сокращённую программу, учитель обязан включить ребёнка в нормальный учебный процесс, воспитывать творческую, социально полноценную личность.  И здесь неоценимую помощь оказывает нам интернет. Работа с компьютером даёт возможность более полного и гармоничного развития ребёнка, является наилучшим способом формирования навыков самостоятельного изучения учебного материала. Для наших детей это поистине окно в мир, возможность общаться со сверстниками и педагогами.

И всё же каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе, поэтому по каждому предмету приходится составлять индивидуальный образовательный маршрут с использованием самых разнообразных технологий. На уроках обществознания и истории это может быть работа с документами, чтение отрывков из художественной литературы, использование интернет ресурсов, таких как создание собственных сайтов, видео и аудио записей уроков.  Большую роль играет работа в скайпе, который даёт возможность в условиях домашнего обучения устраивать конференции, презентации, интерактивные уроки. Очень важно научить детей с ослабленным здоровьем находить доступ к интернет ресурсам, таким как энциклопедии, газеты, журналы, научные статьи.

Считаю, что важнейшей задачей   современного учителя является возможность научить ребёнка ориентироваться в море информации, выбирать из этого потока самое нужное, полезное, подготовить ребёнка к переходу с домашнего обучения в условия обычной школы. Безусловно, инклюзивное образование необходимо современной школе, но оно должно стать не только законодательно закреплённым институтом.

Нужна серьёзная подготовка, начиная от создания полного пакета документов нормативно-правовой базы, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации общеобразовательной среды в отношении детей с ослабленным здоровьем.

Хочется ещё раз подчеркнуть: далеко не все дети с ослабленным здоровьем, а часто и тяжёлыми заболеваниями могут посещать обычную школу. Для многих из них это будет тяжёлым испытанием и усложнение условий обучения может привести к нарушению адаптации, а как следствие- к ухудшению состояния здоровья.

 В связи с этим, я считаю, что к внедрению инклюзивного образования нужно подходить с осторожностью, при этом ориентироваться главным образом на желание самих учащихся с ОВЗ.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде вс...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...