Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка (5 класс) на тему

Шпет Виктория Викторовна
Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию.
Ключевые слова: Методика, организация, инклюзивное образование, наука, дети, учащиеся, процесс, практика.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл article_2018-03-05_15-15-23_562448.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Шпет Виктория Викторовна 

учитель физической культуры

СОШ № 25

г.Сочи, Краснодарский край

Якунина Валентина Андреевна

Студентка КГУФКСиТ

г.Краснодар, Краснодарский край

Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию.

Ключевые слова: Методика, организация, инклюзивное образование, наука, дети, учащиеся, процесс, практика.

     В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.   Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление), мэйнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion – включение). Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе. Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг . Инклюзивное образование более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

      В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

      Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекомендуется при очной форме обучения:

· детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;

· обучающимся по адаптированным образовательным программам;

· имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

· имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

· имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

· имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

· обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;

· обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).

Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются при очно-заочной форме обучения. В этих случаях осуществляется индивидуальное обучение на дому. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия, дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении (тьютор), срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь специалистов вне образовательной организации. Эпизодическая включенность рекомендуется: детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому; детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.

Плюсы инклюзивного образования:

· Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

· Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.

· Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.

· Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

· Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы инклюзивного образования: В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

В исследованиях Алехиной С.В, директора института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого- педагогического университета, отмечено, что в настоящее время в России одновременно применяются три подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья такие как: 1.Дифференцированное образование организуется для обучения и воспитания детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в отдельных образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ.

2.Интегрированное образование представляет собой организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах (группах) общеобразовательных организаций.

3.Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в классе (группе) общеобразовательной организации, совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.


        Инклюзивное образование осуществляется посредством совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в инклюзивной группе дошкольной образовательной организации. В диссертационном исследовании Н.В. Борисовой анализируются понятия «инклюзия» и «интеграция», которые можно использовать при организации интегрированного и инклюзивного образования. Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое  способом, который наиболее подходит этому ученику. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). В ст.2. Федерального Закона от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» дано определение: «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». В основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение и воспитание должно быть направлено на удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. В соответствии со значениями слов инклюзия (включение) и интеграция в России существует две концепции совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии: концепция интеграции, т.е. создание специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы; • концепция инклюзивного образования, основной целью которой является реструктуризация образовательных организаций в соответствии с потребностями детей, нуждающихся в особых образовательных условиях обучения и воспитания и детей, не имеющих отклонений в развитии. Цель инклюзивного образовательного организации – дать всем детям возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, необходима такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей.     Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

          Таким образом, доказательством того, что инклюзивное образование не просто имеет право на существование, а оно должно присутствовать во всех учебных заведениях РФ, является то, что проводятся параолимпийские игры, в которых принимают участие, как раз люди с ограниченными возможностями здоровья. Попросту – инвалиды! И то, что они показывают поразительные результаты, о которых, еще, буквально 30 лет назад, никто даже не смел думать – разве не есть тот самый критерий, по которому мы все, те, кто принадлежит к касте наставников и учителей (преподавателей), начиная от ясельного возраста и заканчивая взрослыми людьми, должны правильно, без сарказма и недоумения, подходить к занятиям с такими людьми.

Список литературы


1. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 233-238.

2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов // Материалы Конгресса «Человек и здоровье» (СПб. 1-4 декабря 1998 г.) - СПб.: Питер, 1998. - С. 99-100.

3. Емельянова Т. В., Александров Ю. М. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования // Вектор Науки ТГУ - 2013. - № 3. - С. 420-423.

4. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна [Электронный ресурс] // Альманах института коррекционной педагогики. - 2007. - № 11. - URL: http://almanah. ikprao.ru/articles/almanah-11/pochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna (дата обращения 26.03.2015 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Консультация. Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Статья "Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья"

Сегодня в образовательных организациях России проводится большая работа по организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в основу кото...

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная интеграция детей с ОВЗ понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь част...