Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья (7 класс)

Беседина Ирина Николаевна

Социальная интеграция детей с ОВЗ понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с нормально развивающимися.

            Инклюзивные образовательные учреждения для детей с ОВЗ создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали вопросы обучения, воспитания, социализации и интеграции детей-инвалидов, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.356

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Черных Лариса Васильевна

воспитатель, ГБОУ «Белгородская коррекционная  общеобразовательная школа – интернат №23», г. Белгород

larisa.chernix@yandex.ru

Беседина Ирина Николаевна

воспитатель, ГБОУ «Белгородская коррекционная  общеобразовательная школа – интернат №23», г. Белгород

irina011969@mail.ru

Лепперт Татьяна Владимировна

воспитатель, ГБОУ «Белгородская коррекционная  общеобразовательная школа – интернат №23», г. Белгород

lepperttanya@yandex.ru

Аннотация: Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

        Ключевые слова: инклюзивное обучение, интеграция, социализация, адаптация.

Inclusive upbringing and education of children with disabilities.

Chernykh Larisa Vasilievna

educator, SBEI "Belgorod correctional general education school - boarding school No. 23", Belgorod

larisa.chernix@yandex.ru

Besedina Irina Nikolaevna

educator, SBEI "Belgorod correctional general education school - boarding school No. 23", Belgorod

irina011969@mail.ru

Leppert Tatyana Vladimirovna

educator, SBEI "Belgorod correctional general education school - boarding school No. 23", Belgorod

lepperttanya@yandex.ru

Abstract: Inclusive education involves the joint education of children with special educational needs and normally developing peers within the same group along different educational routes.

Key words: inclusive education, integration, socialization, adaptation.

        Социальная интеграция детей с ОВЗ понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с нормально развивающимися.

        Инклюзивные образовательные учреждения для детей с ОВЗ создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали вопросы обучения, воспитания, социализации и интеграции детей-инвалидов, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

В настоящее время термин «инклюзия» постепенно вытесняется всё более входящим в научный оборот термином «интеграция». Интегрированный подход означает максимальный учёт психо-физических возможностей  детей с ОВЗ.

        В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [Астафьева, 2000].

        Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.

         Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель.

        Важный принцип сопровождения – это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку с ОВЗ.

Общими задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

 - предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов [Бондаренко , 2009].

Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) по результатам его обследования. При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитываются потребности ребенка, запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию [Богданова, 2002].

Для интеграции и социализации детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду в школе - интернате необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением слуха решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

Задачи, стоящие перед педагогами, по социализации и интеграции воспитанников:

 – развитие творческих возможностей;

– пробуждение социальной активности, деятельности ребёнка, который традиционно воспринимался обществом как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей;

– воспитание чувства собственного достоинства;

– стремление к самоопределению;

 – формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий;

 – стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

         Процесс интеграции детей с нарушением слуха требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса, начиная с диагностического этапа [Богданова, 2002].

Для обеспечения социализации неслышащих детей необходима тесная взаимосвязь педагогов с семьей. Родители активно вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс, учатся соблюдать единые с педагогами требования к воспитанию ребенка в семье.

На сегодняшний день у детей с ограниченными возможностями здоровья возникает множество проблем: трудности в процессе социализации и интеграции в общество; сложности, сопровождающие процесс инклюзивного профессионального образования;

обучение в школах, техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях; трудоустройство; одиночество.

Нарушение слуха, значительно осложняет адаптацию и интеграцию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром. Для успешной социализации особенно важен этап детства, в котором закладывается фундамент адаптации. Ребёнок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, усваивает язык окружающих его людей, т. е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова. Дети с нарушением слуха — совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Цель работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности — содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку. Время от времени демонстрировать успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Родителям нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Неслышащий ребёнок обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в адаптации детей с нарушением слуха — публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для детей с потерей слуха экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других

[Боскис, 1988].

Социализация детей с нарушениями слуха заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Трудности выбора профессии для обучающихся с инвалидностью, особые требования к обеспечению инклюзивного учебного процесса, ограниченность социальных контактов выпускников специальных (коррекционных) школ можно хотя бы частично скомпенсировать доступностью информации о возможностях, существующих для подростков с ОВЗ в различных организациях  профессионального образования. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности для поиска сведений, облегчающих выбор профессии и места учебы.

На сайте образовательных организаций  образования должен быть создан специальный раздел (страница), содержащий адаптированные для инвалидов программы подготовки с учетом различных нозологий, информацию о видах и формах сопровождения обучения, о наличии специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличии безбарьерной архитектурной среды.

        Таким образом, преодоление барьеров на пути инклюзии в образовании требует решения следующих задач: обеспечения подростков с ОВЗ техническими средствами обучения и необходимыми приспособлениями в соответствии с их индивидуальными особенностями; обеспечения учебно-методическим материалом, при необходимости адаптированным; психолого-педагогической переподготовки персонала, в первую очередь преподавателей организаций профессионального образования. Различные формы интеграции детей – инвалидов, направлены, прежде всего, на нормализацию жизни каждого ребенка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие.

Литература.

  1. Астафьева В. М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями

             слуха.— М.: АПК и ПРО, 2000. – 116с.

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002. – 224 с.
  2.  Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными    

             возможностями: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. - М.: Владос,

             2009.- 300 с.

        4.   Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение,

              1988. – 128 с.

Серафимович Ирина Владимировна, проректор ИРО,
тел. 8 (4852) 23-02-74 (с 14:00 до 17:00), 
serafimovich@iro.yar.ru,
по организационным вопросам:
Таттыбаева Екатерина Викторовна,
руководитель Центра сопровождения общественно-значимых мероприятий ИРО,
тел. 8(4852) 28-57-95 (с 10:00 до 17:00), 
tattybaeva@iro.yar.ru.

Архив Конференций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде вс...

Инклюзивный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках литературы и на внеурочных занятиях

Методика работы с труднообучаемыми школьниками.В этой работе каждый учитель найдет ключик к труднообучаемым ученикам и сделает их терпимее и воспитаннее...

Статья "Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья"

Сегодня в образовательных организациях России проводится большая работа по организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в основу кото...