Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Дворяшина М.А., заместитель директора по УВР, Кужелева И.Н., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДЮЦ «Ровесник»
г. Белгород, Россия
Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная – сохранение здоровья каждого ребёнка. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», определяя основные направления развития образования одной из главной задач, выдвигает решение проблемы сохранение и укрепление здоровья школьников. Строя демократическое общество, нужно учитывать тот фактор, что в таком обществе все люди, в том числе с ограниченными возможностями здоровья должны чувствовать себя комфортно. Дети должны расти и развиваться полноценно на ровне со сверстниками, получать профессии, быть нужными обществу.
Известно, что занятия спортом способствуют укреплению здоровья и формированию у людей с ограниченными возможностями разнообразных двигательных компенсаций, скорейшему и более совершенному овладению протезно-ортопедическими изделиями, установлению навыков самообслуживания, повышают их социальный статус. [4, 8].
Данная проблема сейчас очень актуальна, но в то же время научно-обоснованных методик, которые были бы доступны широкому кругу педагогов недостаточно. К сожалению, опыт отдельных талантливых педагогов, который дает положительный результат, недостаточно распространен.
Среди различных видов спорта, применяемых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, самым популярным и массовым является плавание. Так как занятие плаванием способствую укреплению и развитию всех групп мышц опорно-двигательного аппарата.
Результаты научных разработок сегодняшнего дня отмечают ухудшение состояния здоровья детей, увеличение детской инвалидности. В этих условиях решить данную проблему в рамках специализированных плавательных бассейнов поликлиник и здравниц не представляется возможным.
Учреждения дополнительного образования детей, спортивные школы, имеющие обычные плавательные бассейны, при условии использования соответствующих методик и наличии грамотных специалистов, могут помочь в решении данной проблемы, взяв за основу модели и методики обучения плаванию здоровых детей.
Детско-юношеский центр «Ровесник» работает над этой проблемой с 2008 года. Группу оздоровительного плавания посещают дети: с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, невролгией, эндокринными заболеваниями, повреждением органов слуха и зрения, детским церебральным параличом. В зависимости от сложности заболевания группы формируются численностью по 6-8 человек, что позволяет педагогу более четко контролировать процесс обучения.
На начальном этапе данной работы очень важно было изучить особенности проявления двигательной и интеллектуальной способности каждого ребенка в условиях погружения в воду, так как это позволяет подобрать наиболее эффективные методы и приемы обучения для каждого ребенка в зависимости от заболевания. Дальнейшая работа строилась на основе формирования умений ребенка, путем повторения движений с помощью педагога. Затем ребенок самостоятельно выполнял упражнения. За такими детьми необходим постоянный контроль не только в плавательном бассейне, но и в раздевалке, душевой, туалете. Для этого к процессу обучения были привлечены родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особое внимание при обучении двигательным действиям в условиях водной среды уделяется согласованию движений с дыханием, а именно выполнение вдоха, задержка дыхания на вдохе, выдоха, следующего вдоха и поддержанием ритма дыхания [1]; плаванию с доской, с удержанием неподвижной опоры – борта бассейна, разделительной дорожки.
Занятия в воде помогают снять напряжение в скованных болезнью мышцах тела. После нескольких занятий увеличивается амплитуда движений рук и ног. Дети становятся более самостоятельными – сами одеваются, моются; появляется ответственность и взаимопомощь.
Параллельно с данной проблемой педагоги детско-юношеского центра на занятиях по плаванию в спортивных группах с целью оздоровления и укрепления детского организма внедряли и изучали проблему влияния закаливающих процедур на состояние здоровья обучающихся. Плавание само по себе является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур и других изменений внешней среды. Регулярное посещения бассейна связано с мытьем в душе, следовательно плавание прививает стойкие гигиенические навыки. Получив положительные результаты, возникла идея применения данных методик в группах оздоровительного плавания с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В реализации данной проблемы большую поддержку и помощь оказали родители. Изучив методики закаливания, они помогали педагогу в проведении процедур на занятии и продолжали выполнять их в домашних условиях.
Кроме того, родители стали активно использовать летний период для купания своих детей в природных водоемах – это улучшало сон, аппетит, обмен веществ, а самое главное настроение ребенка.
Использовался широкий спектр закаливающих процедур:
1. Закаливание воздухом (ходьба, игры на свежем воздухе, упражнения).
2. Закаливание водой (обтирание, обливание, душ, плавания в бассейне).
Закаливание начинали с “мягких” процедур: ходьба на свежем воздухе, влажное обтирание, обливание. Затем вводили более энергичные процедуры: игры на свежем воздухе, душ и др.
Занятие по плаванию с использованием закаливающих процедур.
Часть урока | Продолжительность | Упражнения |
Подготовительная часть (10 мин) | 5 | Гигиенические закаливающие процедуры |
5 | Общеразвивающие (подготовительные, подводящие) |
Основная часть (10 минут) | 10 | Плавательные упражнения |
Заключительная часть (10 мин) | 5 | Упражнения на релаксацию |
5 | Закаливающие процедуры |
Результаты мониторинга показали в процессе обучения плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья и применения закаливающих процедур:
- на 12% снизилась заболеваемость детей респираторно-вирусными заболеваниями в течение учебного года;
- дети приобрели знания, умения и навыки в области гигиены;
- наблюдается укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка, движения становятся боле координированными, что дает ребенку возможность обслуживать себя самостоятельно;
- самостоятельность порождает уверенность в себе, расширяет круг общения ребенка, что благотворно влияет на процессы социальной адаптации.
Поднимая данную проблему, имея опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы хотим привлечь внимание широкой общественности к необходимости привлечения детей данной группы к различным занятиям по интересам в системе дополнительного образования.
Неформальная обстановка, гибкий режим занятий, лично-ориентированные на ребенка методы обучения дают самые благодатные условия для адаптации и социализации.
Список использованной литературы
- Булгаков Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений; под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: «Академия», 2005. – 432 с.
- Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. — М.: «Просвещение», 2005.
- Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПБ.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.-80 с.
- Забелин Л. П., Жиленкова В. П. Организация физической культуры и спорта инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата: Обзорная информация. Вып. 1.- М.: ЦБНТИ, Минсобес РСФСР, 1985.- 37 с.
- Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Критические ситуации при обучении плаванию ребенка инвалида. – С.-Петербург, 1997. -30с.
- Ульрих Е.С. Особенности восстановительного лечения больных с поражением спинного мозга. Сб.: Организация, нормирование и планирование и планирование труда в учреждениях восстановительного лечения и долечивания. – М., 1981
- Чусов Ю. Н. Ты не бойся ни жары и ни холода. — Л.: «детская литература», 2010
- Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Материал раскрывает проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья...
"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В статье раскрывается вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Из опыта работы учителей трудового обучения Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....