РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Корягина Ольга Петровна

создать у учащихся  образное представление о положении рабов в  римской империи, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_r_o_k_i_s_t_o_r_i_i_v5.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

У Р О К   И С Т О Р И И   В 5-ом   КЛАССЕ

Т Е М А   У Р О К А:        “РАБСТВО   В  ДРЕВНЕМ  РИМЕ”

ЦЕЛЬ УРОКА:   создать у учащихся  образное представление о положении рабов в  римской империи, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни. На основе организации групповой работы со   школьниками ,которые выступают «экскурсоводами» по древнему Риму, продолжить развитие у них логических, образных и оценочных умений, при разработке маршрута путешествия развивать картографические умения и ориентирования в пространстве.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ

ЗАДАНИЕ:                учащиеся разбиваются на несколько групп по различным маршрутам путешествия. Кроме учащихся - «экскурсоводов» есть учащиеся-«хранители памяти», которые задают вопросы классу после окончания экскурсии.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор.


СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Древний Рим. Книга для чтения.

Под редакцией Утченко С.Л.  М., 1968.

  1. История древнего мира в художественно-исторических образах.

Под редакцией Волобуева О.В., Шестакова А.В., М., 1978.

  1. Книга для чтения по истории древнего мира.

Под редакцией Немировского А.И., М., 1981.

  1. История древнего мира. Книга для чтения.

Под редакцией Будановой В.П., М., 1999.


УЧИТЕЛЬ

        Сегодня мы с вами отправляемся в Римское государство на рубеже I – II  в.в. до н.э.

Во время нашего урока нас будут интересовать рабы и их жизнь. В какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Это были люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество.

        Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».

        Итак, мы отправляемся в путешествие по Риму. Вот как распределились маршруты наших групп:

1 группа отправляется на рынок рабов;

2 группа – в имение римского землевладельца;

3 группа осматривает рудники;

4 группа посещает гладиаторские бои в Колизее

5 группа отправляется в ремесленную мастерскую;

6 группа отправляется в дом богатого римлянина.


РЫНОК РАБОВ

Сейчас вместе с «экскурсоводами» из группы 1 мы побываем на рынке рабов в Риме.

1-ая группа.

        Мы очутились в огромной толпе. Кого здесь только не было: торговцы рабами, покупатели, множество невольников. Рабы стояли на помосте, их хорошо было видно издалека.

        Мы подошли поближе. На груди каждого невольника висела табличка с указанием национальности, профессии, возраста, физических и иных особенностей раба.

        Цена на рабов различна. Одни стоят очень дешево, другие обладают физической силой и стоят дороже, а самые образованные и обученные рабы стоят еще дороже.

        Наше внимание привлекла большая группа рабов. На их головах были надеты лавровые венки. Это пленники из Македонии, которые участвовали в триумфе. Есть среди рабов и купцы, которых захватили морские пираты.

«ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ» ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ.

  1. Каковы источники рабства?

  1. Каких рабов римляне относили к «лучшему» народу? Какие рабы высоко ценились и дорого стоили? Почему?

ИМЕНИЕ РИМСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦА

Следующая наша задача: выяснить, где применялся труд рабов. Для этого мы отправимся в имение римского землевладельца.

2-ая группа. 

        У подножия холмов стоит очень красивая усадьба. К нам подошел человек, который представился управляющим, и мы решили побеседовать с ним.

        Вопрос: Кто является хозяином имения и где его можно найти?

        Ответ: Это имение принадлежит Луцию Попликоле. В имение он приезжает по праздникам, а также для контроля работ в усадьбе. В остальное время за главного остаюсь я. По приезде хозяина я отчитываюсь о состоянии дел. Он выслушивает меня, подсчитывает доход, дает мне распоряжения.

        Вопрос: Что включает в себя ваше имение?

        Ответ: В имение 150 рабов. Часть из них занимается работой в поле, другие собирают виноград, работают на давильне, третьи – на огороде, четвертые делают масло из оливок, пятые пасут скот.

        Вопрос: Что делают рабы зимой, когда нет полевых работ?

        Ответ: Наш хозяин считает, что только тогда раб поработал хорошо, когда к вечеру он валится от усталости, и нет сил даже поесть. В непогоду рабы моют бочки, промасливают их, вывозят навоз, чинят старые и изготавливают новые канаты, убирают дом хозяина. Рабы работают даже в праздники.

        Вопрос: Что делает тот немощный старик?

        Ответ: Этот раб очень стар, он не справляется ни с какой работой. Завтра вместе с больными рабами мы отправим его на пустынный остров на реке Тибр. Там они и умрут.

        Вопрос: Почему некоторые рабы закованы в цепи?

        Ответ: Эти рабы слишком непокорны, и хозяин приказал их заковать.

        Вопрос: Чем же кормят рабов?

        Ответ: Его пищу составляют в основном хлеб и овощи. Рабы никогда не бывают очень сыты.

«ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ» ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ.

  1. Какую работу выполняли рабы в сельском хозяйстве?

  1. Почему больных рабов отвозили на остров?

РУДНИКИ.

3-я группа.

        Нас встретил управляющий, который указал на отверстия в скалах. Это были входы в рудничные галереи. Мы вошли в один из них.

        При свете факелов мы увидели людей, которые, лежа на спине били над собой скалу, откалывали куски горной породы. Рабы день и ночь выносили на плечах эти куски и передавали друг другу.

        На рабах ни клочка одежды, одни только цепи на ногах.

        Наверху обрабатывали руду несколько рабов. Здесь работают те, кто совершил тяжкие преступления, кому заменена была смертная казнь на эти работы, кто убегал или устраивал восстания.

ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ.

  1. Почему смертную казнь заменяли рудниками?

КАЛИЗЕЙ.

4-ая группа.

        Мы подходим к величественному зданию, которое получило латинское название «Колоссеум», что значит «исполинский». Это огромный амфитеатр, открытое сооружение для зрелищ. Он вмещал более 50 тыс. зрителей.

        В дни представлений амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Сюда приводили подростков: считалось, что вид крови, раненых и умирающих людей воспитывает мужество.

        Гладиаторы сражались парами или целыми отрядами.

        Гладиаторские бои – жестокое зрелище, которое кончалось ранами, увечьем, а часто смертью гладиаторов.

        Судьбу поверженного, но еще живого гладиатора решали зрители.

«ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ» ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ

  1. Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?

  1. Какие качества воспитывали гладиаторские бои в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?

РЕМЕСЛЯННАЯ МАСТЕРСКАЯ

5-ая группа.

        Мы оказались на шумной римской улице. Лавки были открыты.

        Нам разрешили посмотреть как работают рабы на пекарне. Нас сразу же обдало нестерпимым жаром. В комнате стоял туман от мучной пыли. Одежда прилипала к спине. Обнаженные люди засыпали зерно в воронки, гоняли ослов, выбирали муку, месили тесто, подносили пекарям готовые булочки. Мучная пыль разъедала глаза. Работали и ночью, так как хлеб нужен круглые сутки.

«ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ» ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ

  1. В каких условиях работали рабы – ремесленники?

В ДОМЕ БОГАТОГО РИМЛЯНИНА

6-ая группа.

        Дома богатых располагались на холмах, где воздух был здоровее и чище.

        В доме живет одна семья, но обслуживают ее десятки рабов. Одни производят ежедневную уборку, другие готовят пищу, третьи помогают по утрам господину умыться, бреют его и делают прическу, укладывают складки плаща. Сильные рабы несут господина на носилках во дворец, рабы-телохранители охранят его.

        У госпожи свои служанки-рабыни. В богатом доме было много образованных рабов: секретарь, библиотекарь, врач, учителя, дающие домашнее образование детям богача.

«ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ» ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ.

  1. Какие категории рабов существовали в римском доме?

«ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ» ЗАДАЮТ ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ.

  1. Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?

  1. Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Древний Рим: рабство".

Содержание учебного материала к уроку базируется на  учебнике « История Древнего мира»  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая 5 класс, В соответствии с образовательными  целям...

Cценарий урока истории в 5 классе "Рабство в Древнем мире"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Направление представленной работы: общественные дисциплины Тема урока: «Рабство в Древнем Риме». Характеристика класса: в 5 б...

Тест по теме: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака

Тест по ИсториИ древнего мира Тема: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака Предназначен для контроля знаний по теме. Содержит восемь вопросов . Ключ к тесту на последней странице....

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...

Урок истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме

Конспект урока и презентация...

Конкурсный урок в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года - 2009" (проводился, как открытый урок) и отмечен как лучший , набрав максимальное количество балов на данном этапе конкурса....

Презентация к открытому уроку "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

В презентации отражён учебный материал к открытому уроку в 5 классе по теме "рабство в Древнем Риме"....